Поиск

Депутат Заксобрания рассказал о работе над законом по управлению госсобственностью. Без этого документа регион ждет стагнация.

Депутат Законодательного собрания Омской области Игорь Зуга в беседе с РИА «Омск-информ» раскрыл нюансы работы над законом по управлению госсобственностью на заседаниях возглавляемого им комитета по собственности. За минувший год удалось сделать немало. Но есть и объективные сложности, которые предстоит преодолеть.

В регионе низкий уровень управления собственностью

– Игорь Михайлович, расскажите об итогах работы комитета по собственности Заксобрания в 2022 году. Насколько нам известно, важная веха – в апреле 2022 года была создана рабочая группа по разработке нового закона по управлению госсобственностью. Вы уже говорили о том, что прежний документ не учитывал субъектность уполномоченных органов по управлению собственностью. Поэтому ведомства получали доход только от незначительной части подконтрольных им ресурсов.

На инициируемом вами семинаре-конференции высказывалась мысль, что новый закон позволит наделить органы законодательной и исполнительной власти дополнительными полномочиями и уровнями ответственности. Удалось ли вам с единомышленниками преодолеть сопротивление некоторых региональных чиновников, понятно, не заинтересованных в получении дополнительной ответственности?

– Наиболее значимыми итогами работы комитета за 2022 год я считаю формирование стратегического вектора его работы на весь созыв. Прежде всего мы определились с задачей – формирование законодательного поля системы эффективного управления и распоряжения госсобственностью Омской области. Ключевое слово – эффективного. Федеральный законодатель помог нам, определив в конце 2021 года экономической основой деятельности органов публичной власти субъектов РФ собственность. Кроме того, поступательно рассматривая вопросы учета областной собственности в специализированных реестрах на протяжении всего прошлого года, взаимодействие исполнительных органов, ответственных за их наполнение с Минимуществом, мы выделяли для себя проблемы действующего нормативно-правового регулирования, а также толкования органами исполнительной власти объема своих полномочий.

Новеллой для депутатов, особенно отработавших уже не один созыв в Заксобрании, стала твердая убежденность большинства представителей регионального кабмина в том, что они не осуществляют полномочий в сфере управления и распоряжения объектами собственности, а лишь занимаются госполитикой по своим направлениям. А для управления собственностью существует Минимущество Омской области.

Однако, заглянув в Положение о данном министерстве, члены комитета обнаружили, что и там нет таких полномочий. Оказывается, основной уполномоченный орган, несмотря на прямое указание областного закона, в Омском регионе не определен. Минимущество же отвечает за вопросы проведения единой госполитики в сферах имущественных и земельных отношений на территории региона.

Что касается законотворческой работы, хочу отметить активность членов нашего комитета – Игоря Попова, Владимира Гуселетова и Антона Берендеева, подготовивших изменения в наш действующий областной закон. Эти коррективы в декабре 2022 года были приняты Заксобранием Омской области. Считаю это хорошим промежуточным результатом деятельности рабочей группы.

В настоящее время, как вы отметили, идет работа над новым базовым законом, который определит основу дальнейшего совершенствования вопросов эффективного управления и распоряжения собственностью региона.

Группа разработчиков данного законопроекта в настоящее время рассматривает письменные замечания и предложения, поступившие в комитет по указанному вопросу. Реакция исполнительной власти, как вы отметили, действительно жесткая, но я считаю это положение рабочим и, более того, продуктивным в свете будущего создания базового закона.

Омская область теряет доходы?

– На одном из заседаний комитета по собственности под вашим председательством озвучена интересная статистика: из 22 680 объектов стоимостью 100,6 млрд рублей в бюджет региона в 2021 году образовался доход в размере152 млн рублей, это 0,15 %. Действительно ли новый механизм управления госсобственностью позволит извлекать доход в бюджет Омской области по неналоговым платежам до 5 млрд рублей? Поясните, как он работает на примере министерств?

– Это не статистика. Это цифры, предоставленные Минимуществом. Некрасивые цифры. Глядя на них, становится понятным, почему наш регион ежегодно утрачивает позиции в части экономического развития. Так, согласно рейтингу социально-экономического положения субъектов РФ, Омская область с 26-го места в 2010 году скатилась на 9 пунктов вниз. И в 2021 году оказалась на 35-м месте. В конце декабря опубликованы данные за 2022 год – мы уже на 37-й позиции! Разве это не аргумент, который должен быть убедителен для чиновников, как рядовых, так и самого высокого ранга?

– Уже сообщалось, что комитет по собственности запросил от Минимущества к маю 2023 года информацию по методике планирования доходов от имущественного комплекса. Есть ли какие-то подвижки в получении такой информации и существует ли этот механизм как таковой?

– Да, действительно. Мы запросили. Информация, вернее, методика нам предоставлена. Все соответствует. Мучает только один вопрос: методики как бы все правильные, а вот результат – плачевный.

…и инвестиции

– Новый закон позволит в том числе использовать имущество в качестве инструмента для привлечения инвестиций. Как обстоят с этим дела на данный момент, проводили ли какие-то исследования на эту тему?

– Во-первых, новый проект закона, как я уже отмечал, еще находится на стадии глубокой проработки.

Во-вторых, концепция нового проекта закона формируется на соответствующем законодательном опыте Свердловской области, которая более чем за два десятка лет продемонстрировала высокую эффективность (8-е место в социально-экономическом рейтинге субъектов РФ за 2022 год).

В-третьих, обеспечение эффективности управления и распоряжения государственной собственностью на практике становится основным фактором в оценке деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Эффективность и персональная ответственность должны наконец-то встретиться друг с другом.

В-четвертых, происходит всемерное укрепление правового статуса правительства Омской области, которое в соответствии с п. 10 ст. 33 ФЗ № 414 от 21 декабря 2021 года осуществляет «управление и распоряжение собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ».

Наряду с этим в проекте закона конституируется правовое положение основного уполномоченного органа по управлению и распоряжению государственным имуществом Омской области.

– Как вы считаете, почему инвесторы не спешат вкладываться в Омскую область, предпочитая соседние регионы?

– Относительно капиталовложений в Омскую область. Думаю, что этот вопрос необходимо задавать самим инвесторам. Могу лишь предположить, что уровень доверия к нашему субъекту и качество обслуживания инвестиционного процесса не на должной высоте.

Работа над законом продолжается

– Не секрет, что в регионе есть годами тянущаяся проблема с вовлечением в хозяйственный оборот земельных участков. Как ее сможет разрешить новый закон?

– Вопрос регулирования земельных отношений – это чрезвычайно сложная социально-правовая проблема, находящаяся на стыке двух сложнейших отраслей права – гражданского и административного. В нашем проекте закона мы будем прежде всего пытаться решать проблемы эффективного владения, пользования, распоряжения землей, находящейся в государственной собственности Омской области.

– Удалось ли заручиться поддержкой по необходимости разработки нового закона от коллег по депутатскому корпусу в Заксобрании и в Госдуме? Есть ли уже какие-то примеры на федеральном уровне, которые можно взять на вооружение? Получится ли добиться разработки этого документа?

– Отвечу на ваши вопросы следующим образом. Во-первых, мы готовим проект областного закона. Во-вторых, мы исследовали практику различных субъектов Российской Федерации по обеспечению ими эффективного управления и распоряжения государственной собственностью субъекта РФ. В-третьих, Законодательное собрание нашу законодательную инициативу пока встречает настороженно. Будем работать, объяснять и полемизировать.

1133

Депутат Заксобрания рассказал о работе над законом по управлению госсобственностью. Без этого документа регион ждет стагнация.

Депутат Законодательного собрания Омской области Игорь Зуга в беседе с РИА «Омск-информ» раскрыл нюансы работы над законом по управлению госсобственностью на заседаниях возглавляемого им комитета по собственности. За минувший год удалось сделать немало. Но есть и объективные сложности, которые предстоит преодолеть.

В регионе низкий уровень управления собственностью

– Игорь Михайлович, расскажите об итогах работы комитета по собственности Заксобрания в 2022 году. Насколько нам известно, важная веха – в апреле 2022 года была создана рабочая группа по разработке нового закона по управлению госсобственностью. Вы уже говорили о том, что прежний документ не учитывал субъектность уполномоченных органов по управлению собственностью. Поэтому ведомства получали доход только от незначительной части подконтрольных им ресурсов.

На инициируемом вами семинаре-конференции высказывалась мысль, что новый закон позволит наделить органы законодательной и исполнительной власти дополнительными полномочиями и уровнями ответственности. Удалось ли вам с единомышленниками преодолеть сопротивление некоторых региональных чиновников, понятно, не заинтересованных в получении дополнительной ответственности?

– Наиболее значимыми итогами работы комитета за 2022 год я считаю формирование стратегического вектора его работы на весь созыв. Прежде всего мы определились с задачей – формирование законодательного поля системы эффективного управления и распоряжения госсобственностью Омской области. Ключевое слово – эффективного. Федеральный законодатель помог нам, определив в конце 2021 года экономической основой деятельности органов публичной власти субъектов РФ собственность. Кроме того, поступательно рассматривая вопросы учета областной собственности в специализированных реестрах на протяжении всего прошлого года, взаимодействие исполнительных органов, ответственных за их наполнение с Минимуществом, мы выделяли для себя проблемы действующего нормативно-правового регулирования, а также толкования органами исполнительной власти объема своих полномочий.

Новеллой для депутатов, особенно отработавших уже не один созыв в Заксобрании, стала твердая убежденность большинства представителей регионального кабмина в том, что они не осуществляют полномочий в сфере управления и распоряжения объектами собственности, а лишь занимаются госполитикой по своим направлениям. А для управления собственностью существует Минимущество Омской области.

Однако, заглянув в Положение о данном министерстве, члены комитета обнаружили, что и там нет таких полномочий. Оказывается, основной уполномоченный орган, несмотря на прямое указание областного закона, в Омском регионе не определен. Минимущество же отвечает за вопросы проведения единой госполитики в сферах имущественных и земельных отношений на территории региона.

Что касается законотворческой работы, хочу отметить активность членов нашего комитета – Игоря Попова, Владимира Гуселетова и Антона Берендеева, подготовивших изменения в наш действующий областной закон. Эти коррективы в декабре 2022 года были приняты Заксобранием Омской области. Считаю это хорошим промежуточным результатом деятельности рабочей группы.

В настоящее время, как вы отметили, идет работа над новым базовым законом, который определит основу дальнейшего совершенствования вопросов эффективного управления и распоряжения собственностью региона.

Группа разработчиков данного законопроекта в настоящее время рассматривает письменные замечания и предложения, поступившие в комитет по указанному вопросу. Реакция исполнительной власти, как вы отметили, действительно жесткая, но я считаю это положение рабочим и, более того, продуктивным в свете будущего создания базового закона.

Омская область теряет доходы?

– На одном из заседаний комитета по собственности под вашим председательством озвучена интересная статистика: из 22 680 объектов стоимостью 100,6 млрд рублей в бюджет региона в 2021 году образовался доход в размере152 млн рублей, это 0,15 %. Действительно ли новый механизм управления госсобственностью позволит извлекать доход в бюджет Омской области по неналоговым платежам до 5 млрд рублей? Поясните, как он работает на примере министерств?

– Это не статистика. Это цифры, предоставленные Минимуществом. Некрасивые цифры. Глядя на них, становится понятным, почему наш регион ежегодно утрачивает позиции в части экономического развития. Так, согласно рейтингу социально-экономического положения субъектов РФ, Омская область с 26-го места в 2010 году скатилась на 9 пунктов вниз. И в 2021 году оказалась на 35-м месте. В конце декабря опубликованы данные за 2022 год – мы уже на 37-й позиции! Разве это не аргумент, который должен быть убедителен для чиновников, как рядовых, так и самого высокого ранга?

– Уже сообщалось, что комитет по собственности запросил от Минимущества к маю 2023 года информацию по методике планирования доходов от имущественного комплекса. Есть ли какие-то подвижки в получении такой информации и существует ли этот механизм как таковой?

– Да, действительно. Мы запросили. Информация, вернее, методика нам предоставлена. Все соответствует. Мучает только один вопрос: методики как бы все правильные, а вот результат – плачевный.

…и инвестиции

– Новый закон позволит в том числе использовать имущество в качестве инструмента для привлечения инвестиций. Как обстоят с этим дела на данный момент, проводили ли какие-то исследования на эту тему?

– Во-первых, новый проект закона, как я уже отмечал, еще находится на стадии глубокой проработки.

Во-вторых, концепция нового проекта закона формируется на соответствующем законодательном опыте Свердловской области, которая более чем за два десятка лет продемонстрировала высокую эффективность (8-е место в социально-экономическом рейтинге субъектов РФ за 2022 год).

В-третьих, обеспечение эффективности управления и распоряжения государственной собственностью на практике становится основным фактором в оценке деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Эффективность и персональная ответственность должны наконец-то встретиться друг с другом.

В-четвертых, происходит всемерное укрепление правового статуса правительства Омской области, которое в соответствии с п. 10 ст. 33 ФЗ № 414 от 21 декабря 2021 года осуществляет «управление и распоряжение собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ».

Наряду с этим в проекте закона конституируется правовое положение основного уполномоченного органа по управлению и распоряжению государственным имуществом Омской области.

– Как вы считаете, почему инвесторы не спешат вкладываться в Омскую область, предпочитая соседние регионы?

– Относительно капиталовложений в Омскую область. Думаю, что этот вопрос необходимо задавать самим инвесторам. Могу лишь предположить, что уровень доверия к нашему субъекту и качество обслуживания инвестиционного процесса не на должной высоте.

Работа над законом продолжается

– Не секрет, что в регионе есть годами тянущаяся проблема с вовлечением в хозяйственный оборот земельных участков. Как ее сможет разрешить новый закон?

– Вопрос регулирования земельных отношений – это чрезвычайно сложная социально-правовая проблема, находящаяся на стыке двух сложнейших отраслей права – гражданского и административного. В нашем проекте закона мы будем прежде всего пытаться решать проблемы эффективного владения, пользования, распоряжения землей, находящейся в государственной собственности Омской области.

– Удалось ли заручиться поддержкой по необходимости разработки нового закона от коллег по депутатскому корпусу в Заксобрании и в Госдуме? Есть ли уже какие-то примеры на федеральном уровне, которые можно взять на вооружение? Получится ли добиться разработки этого документа?

– Отвечу на ваши вопросы следующим образом. Во-первых, мы готовим проект областного закона. Во-вторых, мы исследовали практику различных субъектов Российской Федерации по обеспечению ими эффективного управления и распоряжения государственной собственностью субъекта РФ. В-третьих, Законодательное собрание нашу законодательную инициативу пока встречает настороженно. Будем работать, объяснять и полемизировать.