Поиск

В городе есть немало мест, где пешеходы в прямом смысле подвергают жизнь опасности. Мы разобрали типичные ситуации на дорогах Омска.

В 2023 году в Омске установят 5 светофоров, еще два светофорных объекта реконструируют. Однако, как показывает практика, даже наличие светофора на переходе не гарантирует безопасность участникам дорожного движения.

На пешеходных переходах Омска едва ли не ежедневно происходят ДТП. В минувшее воскресенье, 5 февраля, на проспекте Комарова водитель иномарки в темноте сбил 16-летнего подростка. Мальчик переходил дорогу по всем правилам. Еще один жуткий случай произошел днем ранее на улице Герцена, где готовившуюся перейти проезжую часть на зеленый сигнал светофора пенсионерку насмерть сбил водитель фургона. То есть даже светофор в Омске – не гарантия того, что можно перейти дорогу и выжить.

В связи с участившимися случаями наездов на пешеходов мы решили составить перечень самых опасных, неудобных, странных и даже нелепых пешеходных переходов города. Как оказалось, таких в Омске немало.

Сухие цифры статистики, за которыми  человеческие судьбы

По данным региональной ГИБДД, за 2022 год в Омске произошло 469 ДТП с участием пешеходов, в которых 22 человека погибли и 463 были ранены. Из них по вине самих пешеходов произошло 172 ДТП (погибли 18 человек).

Половина ДТП с пешеходами происходит в местах перехода проезжей части, таких инцидентов в прошлом году было 231 (погибших – 10 человек, раненых – 232). По данным дептранса, всего в Омске насчитывается 1986 пешеходных переходов, из них 621 переход регулируемый.

Понятно, что если большинство переходов нерегулируемые, то и львиная доля наездов на людей происходит там. Часто омичей сбивают там, где перехода нет, но он очень нужен.

Ситуация № 1. Нет ни светофора, ни перехода

Зачастую омичи перебегают дорогу в неположенных местах, так как другой возможности перейти улицу нет. Подобных мест в городе тоже немало. Переходы крайне нужны, однако не появляются.

Как пример – перекресток улиц Лермонтова и 20-я Линия. Не один десяток лет омичи на свой страх и риск переходят улицу Лермонтова в неположенном месте. Это происходит на глазах у полицейских – в нескольких шагах от нелегального перехода расположено ОМВД по Омскому району. Более того, за перебегающими дорогу омичами часто наблюдают сотрудники ГИБДД. Но знак 5.19.1 «Пешеходный переход» здесь ставить почему-то не хотят. 

– По установке пешеходных переходов нужно обращаться в мэрию. Установкой светофоров и пешеходных переходов занимается собственник дороги. То есть администрация города, – говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.

Ситуация № 2. Для пешеходов сделали светофор, но его все игнорируют

Другой пример. Перекресток 20-й Линии и Красных Зорь. В 2021 году здесь несколько раз сталкивались машины, и власти решили сделать перекресток регулируемым. Ближе к концу 2022 года там появился светофор с отдельной пешеходной фазой. Но что происходит?

Как оказалось, омичи не пользуются этой фазой и переходят проезжую часть на красный свет. Логика у людей простая: перейти узкую дорогу можно за 2-3 секунды, а ждать пешеходную фазу, вызываемую кнопкой, нужно 70 секунд. В итоге для пешеходов переход безопаснее не стал. Часто дороги здесь перебегают ученики расположенной рядом школы № 130.

– По своим физиологическим особенностям дети не всегда могут правильно сориентироваться в пространстве, определить скорость и расстояние до автомобиля. Ребенок может попасть в дорожную ловушку – выйти из-за стоящей машины, дерева и т. д, – комментирует Наталья Бобылева.

И таких переходов в Омске немало – когда дорога узкая, ждать зеленый для пешехода долго и проще просто перебежать дорогу на красный. Как правило, расположены такие переходы на двухполосных дорогах. Здесь бдительными нужно быть водителям – в любой момент на проезжую часть может выскочить пешеход, экономящий время.

Ситуация № 3. Светофор есть, но пешеходов вынуждают бросаться под колеса автомобилей

К самым нелепым переходам Омска можно отнести тот, что расположен на пересечении улиц Лермонтова и Маршала Жукова. Казалось бы, центр города, имеется светофор, но просто так перейти улицу Лермонтова не получится – там, где десятилетиями ходили омичи, теперь стоит забор.

Самый неудобный пешеходный переход в Омске расположен на улице Лермонтова 

Подобные заборы ставят во многих районах города, чтобы жители не перебегали дорогу в неположенных местах. Но в случае с улицей Лермонтова эффект оказался прямо противоположным – забор фактически лишил омичей легального пешеходного перехода.

Здесь явный пример некомфортной городской среды – когда идешь по красивому плиточному тротуару улицы Маршала Жукова мимо памятника великому полководцу, чтобы сесть на новенький трамвай «Спектр», а в итоге упираешься в серый, неприглядный забор. Чтобы обойти его, омичи шагают по проезжей части улицы Жукова. Зимой это особенно опасно, так как можно поскользнуться и упасть под колеса проезжающих автомобилей.

По действующей ныне схеме, чтобы пересечь улицу Лермонтова, нужно сначала перейти улицу Жукова, затем улицу Лермонтова у магазина «Пятерочка», а потом снова перейти улицу Жукова. Кто так будет ходить? Конечно, никто, особенно если впереди виден трамвай нужного маршрута. Вот и бегают горожане вокруг установленного в прошлом году забора. Наверняка его уберут, если кто-то попадет здесь под колесами машины.

Ситуация № 4. Небезопасные островки безопасности

Повысить безопасность пешехода дороги городской департамент транспорта пытается через установку так называемых островков безопасности. По словам Натальи Бобылевой, такие островки должны быть на всех городских дорогах шириной 6 полос и более. За последние годы островками оброс проспект Маркса, появились они на Гагарина, Красном Пути, 70 лет Октября и других улицах.

Но далеко не всем омичам они нравятся. Особенно страшно стоять на пятачках, когда мимо пролетают машины.

– Страшно, когда ты стоишь, а с двух сторон несутся машины. Того и гляди собьют. Весной и осенью они еще окатывают грязью. Особенно много таких мест на Масленникова, а теперь островок сделали еще и на Думской у горсовета. Лучше бы светофор перенастроили, чтобы не стоять на дороге посреди потока машин, – говорит омичка Юлия.

Самый известный в Омске островок безопасности расположен на проспекте Мира у «Кристалла». После нескольких серьезных ДТП работу светофора изменили, и омичам больше не нужно стоять посередине дороги, ожидая зеленый. На других участках, в частности на улице Масленникова, омичи по-прежнему вынуждены испытывать дискомфорт, стоя среди проезжей части в то время, когда мимо пролетают машины.

Ситуация № 5. Перейти дорогу по пешеходному переходу и выжить

Многие 6-полосные дороги в Омске не имеют не то что островков безопасности, но и регулируемых пешеходных переходов. Как пример – улица 10 лет Октября в районе остановки «Автомир». Нерегулируемым пешеходным переходом здесь пользуются несколько тысяч жителей микрорайона «Биофабрика». Переходят они широкую улицу на свой страх и риск, так как с одной стороны на пешеходов несется поток машин с путепровода, с другой стороны – автомобили, спешащие в город. Особенно сложно переходить здесь в темное время суток. Ранее в планах у городских властей была установка светофора, но прошло несколько лет, а воз и ныне там. В ГИБДД лишь посочувствовали пешеходам.

Еще один пример – улица Шебалдина в районе пересечения с улицей Масленникова неподалеку от парка имени 30-летия ВЛКСМ. Там опасность для пешеходов представляют поворачивающие авто. Часто водители просто не замечают пешеходов либо стартуют буквально за их спинами. Ощущение не из приятных.

Ситуация № 6. Пешехода не видно

Часто наезды на пешеходов в Омске происходят в сумерки и темное время суток на плохо освещенных пешеходных переходах. По данным ГИБДД, в прошлом году было 116 подобных случаев, в авариях погибли 7 человек, еще 118 были ранены. Всплеск таких ДТП происходит в сентябре и марте, когда утренние и вечерние сумерки наиболее продолжительны. Больше всего темных переходов на окраинах города – в Старом Кировске, Амурском поселке, в Нефтяниках. В ГИБДД рассказали, как не попасть под колеса машин в темноте.

– Необходимо использование световозвращающих элементов. Световозвращатель можно заметить за 100–120 метров. Если переход – место концентрации ДТП, то мы разрабатываем план по ликвидации этого очага ДТП и передаем его в администрацию города, – отметила Наталья Бобылева.

Выходом из ситуации могло бы стать оборудование проекционных пешеходных переходов, которые уже появились в городе. Они хорошо подсвечивают проезжую часть, и пешеход виден как на ладони. Но в планах этого года у мэрии нет обустройства таких переходов.

Ситуация № 7. «Мигающие человечки» и несознательные водители

В Омске есть проблемы даже с теми пешеходными переходами, где, казалось бы, все отлично – и светофор есть, и с освещением все в порядке, и преград в виде забора нет. Но все же есть недостатки. Как пример – перекресток улиц 10 лет Октября и Маршала Жукова. Здесь нет выделенной пешеходной фазы, поэтому машины двигаются одновременно с людьми. Перекресток оборудован мигающими бело-лунными секциями в виде человечка, предупреждающими о том, что за поворотом идут пешеходы. Несмотря на это, водители не всегда замечают пешеходов и сбивают их. Поэтому даже на, казалось бы, идеальном переходе нужно быть начеку.

Пешеходные переходы – больше, чем безопасность

Удобный пешеходный переход – это не только безопасность, это комфортность городской среды, качество жизни в городе. О каком качестве жизни можно говорить, если пешеходам даже в центре нужно перебегать дорогу по проезжей части, как на улице Лермонтова? И комфортно ли стоять посреди проезжей части на островке безопасности, если слева и справа пролетают машины?

У новой «G-Drive-Арены» оборудовали один из самых удобных переходов 

Безусловно, в Омске есть и хорошие переходы, по которым можно комфортно и безопасно пересечь проезжую часть. Но таких катастрофически мало, и на общем фоне они практически незаметны. Работы в этом направлении и у ГИБДД, и у городских властей еще предостаточно. Ну а омичам нужно быть предельно внимательными и осторожными при переходе дороги. Помните: жизнь и здоровье только в ваших руках.

Сергей Энквист 

3496

В городе есть немало мест, где пешеходы в прямом смысле подвергают жизнь опасности. Мы разобрали типичные ситуации на дорогах Омска.

В 2023 году в Омске установят 5 светофоров, еще два светофорных объекта реконструируют. Однако, как показывает практика, даже наличие светофора на переходе не гарантирует безопасность участникам дорожного движения.

На пешеходных переходах Омска едва ли не ежедневно происходят ДТП. В минувшее воскресенье, 5 февраля, на проспекте Комарова водитель иномарки в темноте сбил 16-летнего подростка. Мальчик переходил дорогу по всем правилам. Еще один жуткий случай произошел днем ранее на улице Герцена, где готовившуюся перейти проезжую часть на зеленый сигнал светофора пенсионерку насмерть сбил водитель фургона. То есть даже светофор в Омске – не гарантия того, что можно перейти дорогу и выжить.

В связи с участившимися случаями наездов на пешеходов мы решили составить перечень самых опасных, неудобных, странных и даже нелепых пешеходных переходов города. Как оказалось, таких в Омске немало.

Сухие цифры статистики, за которыми  человеческие судьбы

По данным региональной ГИБДД, за 2022 год в Омске произошло 469 ДТП с участием пешеходов, в которых 22 человека погибли и 463 были ранены. Из них по вине самих пешеходов произошло 172 ДТП (погибли 18 человек).

Половина ДТП с пешеходами происходит в местах перехода проезжей части, таких инцидентов в прошлом году было 231 (погибших – 10 человек, раненых – 232). По данным дептранса, всего в Омске насчитывается 1986 пешеходных переходов, из них 621 переход регулируемый.

Понятно, что если большинство переходов нерегулируемые, то и львиная доля наездов на людей происходит там. Часто омичей сбивают там, где перехода нет, но он очень нужен.

Ситуация № 1. Нет ни светофора, ни перехода

Зачастую омичи перебегают дорогу в неположенных местах, так как другой возможности перейти улицу нет. Подобных мест в городе тоже немало. Переходы крайне нужны, однако не появляются.

Как пример – перекресток улиц Лермонтова и 20-я Линия. Не один десяток лет омичи на свой страх и риск переходят улицу Лермонтова в неположенном месте. Это происходит на глазах у полицейских – в нескольких шагах от нелегального перехода расположено ОМВД по Омскому району. Более того, за перебегающими дорогу омичами часто наблюдают сотрудники ГИБДД. Но знак 5.19.1 «Пешеходный переход» здесь ставить почему-то не хотят. 

– По установке пешеходных переходов нужно обращаться в мэрию. Установкой светофоров и пешеходных переходов занимается собственник дороги. То есть администрация города, – говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.

Ситуация № 2. Для пешеходов сделали светофор, но его все игнорируют

Другой пример. Перекресток 20-й Линии и Красных Зорь. В 2021 году здесь несколько раз сталкивались машины, и власти решили сделать перекресток регулируемым. Ближе к концу 2022 года там появился светофор с отдельной пешеходной фазой. Но что происходит?

Как оказалось, омичи не пользуются этой фазой и переходят проезжую часть на красный свет. Логика у людей простая: перейти узкую дорогу можно за 2-3 секунды, а ждать пешеходную фазу, вызываемую кнопкой, нужно 70 секунд. В итоге для пешеходов переход безопаснее не стал. Часто дороги здесь перебегают ученики расположенной рядом школы № 130.

– По своим физиологическим особенностям дети не всегда могут правильно сориентироваться в пространстве, определить скорость и расстояние до автомобиля. Ребенок может попасть в дорожную ловушку – выйти из-за стоящей машины, дерева и т. д, – комментирует Наталья Бобылева.

И таких переходов в Омске немало – когда дорога узкая, ждать зеленый для пешехода долго и проще просто перебежать дорогу на красный. Как правило, расположены такие переходы на двухполосных дорогах. Здесь бдительными нужно быть водителям – в любой момент на проезжую часть может выскочить пешеход, экономящий время.

Ситуация № 3. Светофор есть, но пешеходов вынуждают бросаться под колеса автомобилей

К самым нелепым переходам Омска можно отнести тот, что расположен на пересечении улиц Лермонтова и Маршала Жукова. Казалось бы, центр города, имеется светофор, но просто так перейти улицу Лермонтова не получится – там, где десятилетиями ходили омичи, теперь стоит забор.

Самый неудобный пешеходный переход в Омске расположен на улице Лермонтова 

Подобные заборы ставят во многих районах города, чтобы жители не перебегали дорогу в неположенных местах. Но в случае с улицей Лермонтова эффект оказался прямо противоположным – забор фактически лишил омичей легального пешеходного перехода.

Здесь явный пример некомфортной городской среды – когда идешь по красивому плиточному тротуару улицы Маршала Жукова мимо памятника великому полководцу, чтобы сесть на новенький трамвай «Спектр», а в итоге упираешься в серый, неприглядный забор. Чтобы обойти его, омичи шагают по проезжей части улицы Жукова. Зимой это особенно опасно, так как можно поскользнуться и упасть под колеса проезжающих автомобилей.

По действующей ныне схеме, чтобы пересечь улицу Лермонтова, нужно сначала перейти улицу Жукова, затем улицу Лермонтова у магазина «Пятерочка», а потом снова перейти улицу Жукова. Кто так будет ходить? Конечно, никто, особенно если впереди виден трамвай нужного маршрута. Вот и бегают горожане вокруг установленного в прошлом году забора. Наверняка его уберут, если кто-то попадет здесь под колесами машины.

Ситуация № 4. Небезопасные островки безопасности

Повысить безопасность пешехода дороги городской департамент транспорта пытается через установку так называемых островков безопасности. По словам Натальи Бобылевой, такие островки должны быть на всех городских дорогах шириной 6 полос и более. За последние годы островками оброс проспект Маркса, появились они на Гагарина, Красном Пути, 70 лет Октября и других улицах.

Но далеко не всем омичам они нравятся. Особенно страшно стоять на пятачках, когда мимо пролетают машины.

– Страшно, когда ты стоишь, а с двух сторон несутся машины. Того и гляди собьют. Весной и осенью они еще окатывают грязью. Особенно много таких мест на Масленникова, а теперь островок сделали еще и на Думской у горсовета. Лучше бы светофор перенастроили, чтобы не стоять на дороге посреди потока машин, – говорит омичка Юлия.

Самый известный в Омске островок безопасности расположен на проспекте Мира у «Кристалла». После нескольких серьезных ДТП работу светофора изменили, и омичам больше не нужно стоять посередине дороги, ожидая зеленый. На других участках, в частности на улице Масленникова, омичи по-прежнему вынуждены испытывать дискомфорт, стоя среди проезжей части в то время, когда мимо пролетают машины.

Ситуация № 5. Перейти дорогу по пешеходному переходу и выжить

Многие 6-полосные дороги в Омске не имеют не то что островков безопасности, но и регулируемых пешеходных переходов. Как пример – улица 10 лет Октября в районе остановки «Автомир». Нерегулируемым пешеходным переходом здесь пользуются несколько тысяч жителей микрорайона «Биофабрика». Переходят они широкую улицу на свой страх и риск, так как с одной стороны на пешеходов несется поток машин с путепровода, с другой стороны – автомобили, спешащие в город. Особенно сложно переходить здесь в темное время суток. Ранее в планах у городских властей была установка светофора, но прошло несколько лет, а воз и ныне там. В ГИБДД лишь посочувствовали пешеходам.

Еще один пример – улица Шебалдина в районе пересечения с улицей Масленникова неподалеку от парка имени 30-летия ВЛКСМ. Там опасность для пешеходов представляют поворачивающие авто. Часто водители просто не замечают пешеходов либо стартуют буквально за их спинами. Ощущение не из приятных.

Ситуация № 6. Пешехода не видно

Часто наезды на пешеходов в Омске происходят в сумерки и темное время суток на плохо освещенных пешеходных переходах. По данным ГИБДД, в прошлом году было 116 подобных случаев, в авариях погибли 7 человек, еще 118 были ранены. Всплеск таких ДТП происходит в сентябре и марте, когда утренние и вечерние сумерки наиболее продолжительны. Больше всего темных переходов на окраинах города – в Старом Кировске, Амурском поселке, в Нефтяниках. В ГИБДД рассказали, как не попасть под колеса машин в темноте.

– Необходимо использование световозвращающих элементов. Световозвращатель можно заметить за 100–120 метров. Если переход – место концентрации ДТП, то мы разрабатываем план по ликвидации этого очага ДТП и передаем его в администрацию города, – отметила Наталья Бобылева.

Выходом из ситуации могло бы стать оборудование проекционных пешеходных переходов, которые уже появились в городе. Они хорошо подсвечивают проезжую часть, и пешеход виден как на ладони. Но в планах этого года у мэрии нет обустройства таких переходов.

Ситуация № 7. «Мигающие человечки» и несознательные водители

В Омске есть проблемы даже с теми пешеходными переходами, где, казалось бы, все отлично – и светофор есть, и с освещением все в порядке, и преград в виде забора нет. Но все же есть недостатки. Как пример – перекресток улиц 10 лет Октября и Маршала Жукова. Здесь нет выделенной пешеходной фазы, поэтому машины двигаются одновременно с людьми. Перекресток оборудован мигающими бело-лунными секциями в виде человечка, предупреждающими о том, что за поворотом идут пешеходы. Несмотря на это, водители не всегда замечают пешеходов и сбивают их. Поэтому даже на, казалось бы, идеальном переходе нужно быть начеку.

Пешеходные переходы – больше, чем безопасность

Удобный пешеходный переход – это не только безопасность, это комфортность городской среды, качество жизни в городе. О каком качестве жизни можно говорить, если пешеходам даже в центре нужно перебегать дорогу по проезжей части, как на улице Лермонтова? И комфортно ли стоять посреди проезжей части на островке безопасности, если слева и справа пролетают машины?

У новой «G-Drive-Арены» оборудовали один из самых удобных переходов 

Безусловно, в Омске есть и хорошие переходы, по которым можно комфортно и безопасно пересечь проезжую часть. Но таких катастрофически мало, и на общем фоне они практически незаметны. Работы в этом направлении и у ГИБДД, и у городских властей еще предостаточно. Ну а омичам нужно быть предельно внимательными и осторожными при переходе дороги. Помните: жизнь и здоровье только в ваших руках.

Сергей Энквист 

3496