Поиск

МИХАИЛ ДИТЯТКОВСКИЙ, заместитель министра имущественных отношений Омской области На этой неделе начала работу согласительная комиссия по решению разногласий, которые возникают при передаче имущества муниципальными районами поселениям. Сейчас проблема передачи имущества стоит очень остро, потому что районные администрации часто не хотят отдавать поселкам объекты, представляющие какую-либо ценность. Имущественный спор возник из-за неточностей, содержащихся в ФЗ-131, которым руководствуются при передаче имущества. Про эти трудности и пути их решения корреспондент РИА «Омск-Информ» Марина Филиппова побеседовала с заместителем министра имущественных отношений Омской области Михаилом Дитятковским.   - Михаил Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как сейчас идет работа по передаче имущества от муниципальных районов поселениям? - 27-го октября была создана рабочая группа, состоящая из пяти представителей министерства имущественных отношений Омской области, задача которой до 1 января 2007 года обеспечить разработку законопроектов о разграничении имущества муниципальных районов и поселений. Группа работает по графику и разрабатывает по четыре законопроекта в неделю. К 1 января всего будет 32 законопроекта.   - Какие сложности возникают при передаче имущества районными администрациями администрациям поселков? - В ряде районов не достигнуто согласие по составу передаваемого имущества. По этой причине главы ряда поселений, в основном городских, отказываются согласовывать перечни имущества, предлагаемого к передаче в собственность этих поселений муниципальным районом. Так, например, происходит с Саргатским, Исилькульским, Калачинским и Тарским городскими поселениями. Часто бывает, что районная администрация думает так: мы «ликвид» оставим у себя, а все остальное отдадим поселению. Еще районы пытаются передать поселениям затратные объекты, например, свалки. Это естественное желание избавиться от нерентабельного имущества и наоборот, оставить у себя имущество, приносящее доход. Кстати, говоря о свалках, мы считаем, что содержание свалки – это одна из форм утилизации бытовых отходов, а утилизация – это функция района. Самой большой сложностью является отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности муниципальных районов на объекты недвижимого имущества, подлежащие передаче из собственности муниципальных районов в собственность городских и сельских поселений. Да и сами документы, подтверждающие право собственности, вызывают много нареканий из-за их неграмотного оформления. Это свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выданные отделами Федеральной регистрационной службы по Омской области, и паспорта транспортных средств, выданные органами ГИБДД.   - А каковы причины возникающих при передаче имущества разногласий? - Вопросы местного значения определены федеральным законом № 131. И по ряду пунктов существуют разногласия. Например, есть такое – в одном случае обеспечение культурного обслуживания населения – это функция поселения, а в другом – муниципального района. Отсюда и проблемы. В федеральном законодательстве жестко сформулировано, что вопросы местного значения решает ФЗ-131.   - Как планируется урегулировать эти разногласия?- Постановлением правительства Омской области от 22 ноября 2006 года № 148-п создана согласительная комиссия по решению разногласий, которые возникают между поселениями и муниципальными районами. В комиссию, председателем которой является министр имущественных отношений Омской области Александр Стерлягов, кроме представителей минимущества входят по два представителя от спорщиков - района и поселения. Также в состав комиссии входят представители отраслевых ведомств – министерства экономики и министерства финансов Омской области и представители тех ведомств, в чьем ведении находится рассматриваемый объект. Так, если вопрос возникает из-за дворца культуры – в комиссию входят представители министерства культуры.   - Какие функции у согласительной комиссии? - Комиссия будет давать рекомендации по поводу того, остается ли спорное имущество у района, или же его передают поселения. Причем решение комиссии будет носить только рекомендательный характер. Окончательное же решение будут выносить депутаты Законодательного собрания Омской области при утверждении закона о передаче имущества. На первом заседании комиссии мы рассмотрим разногласия по объектам ЖКХ, которые возникли в Саргатском и Калачинском районах. Поскольку до 31 декабря необходимо уже подготовить законопроекты, то согласительная комиссия будет вести активную работу. Но деятельность комиссии будет продолжена и в 2007 году.   - Почему многие районные администрации испытывают сложности, проводя инвентаризацию имущества? - Проблемы, возникающие при проведении инвентаризации, всем известны. Во-первых, недостаточно внимания в районах уделяется учету муниципального имущества. Крайне неудовлетворительно ведутся реестры муниципальной собственности. Некоторые муниципальные районы до сих пор не владеют полной информацией о принадлежащих им на праве собственности объектах недвижимости. Не прекращается поток вновь выявленных или, точнее сказать, забытых муниципальных объектов недвижимости. Во-вторых, неточно указываются адреса объектов недвижимости, иногда в качестве адреса на квартиру указывается только населенный пункт. В-третьих, не предоставляются документы, необходимые для проведения технической инвентаризации, такие как справки о балансовой принадлежности объектов, техническая документация. Начата инвентаризация муниципального жилья. В связи с этим главной проблемой, практически не решаемой в ряде районов, стало обеспечение доступа сотрудникам государственного предприятия Омской области «Центр технической инвентаризации и землеустройства» в муниципальное жилье, занимаемое гражданами. Были случаи отказов в допуске в квартиры и дома, что является следствием отсутствия разъяснительной работы администрации районов среди населения, имели место и случаи, когда не пускали на объекты муниципальных предприятий и учреждений.   - Как министерство имущественных отношений Омской области борется с проблемой «недопуска» специалистов в муниципальные дома и квартиры? - Бороться с населением бесполезно. Наши специалисты стараются объяснить жильцам, что это в их интересах, что для регистрации собственности не нужно никуда ездить, специалисты приехали сами. Но так бывает, что, не разобравшись, не пускают специалистов, а потом письма пачками начинают нам слать: куда обратиться, чтобы зарегистрироваться. Карательные меры за недопуск не предусмотрены. Так что мы ведем большую работу по информированию населения: распространяем листовки, проводим совещания с главами поселений. Все районные газеты рассказывают об этом, однако приходится задействовать и административный ресурс. Люди же так рассуждают – вот зарегистрируем право собственности, придется платить налог. А потом, когда хотят подарить, продать или обменять собственность, возникают проблемы – документов-то нет. Что интересно, вот выйдет материал о том, как оформить право собственности, а к нам тут же письма с этим же вопросом приходят. Приходится объяснять заново.   - Как осуществляется контроль за порядком передачи имущества? - Как такового контроля над порядком передачи имущества из собственности муниципального района в собственность поселений нет. Сам порядок передачи предусматривает, что она осуществляется под руководством и при непосредственном участии министерства имущественных отношений Омской области. В соответствии со статьей 1.2 Закона Омской области «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области» минимущества принимает представленные органами местного самоуправления перечни передаваемого муниципального имущества, обеспечивает их проверку на соответствие требованиям федерального законодательства. На их основе осуществляется подготовка проекта закона Омской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями. Далее эти проекты попадают в министерство государственно-правового развития Омской области, где их повторно проверяют на соответствие требованиям законодательства. Третья ступень проверки – юридические службы Законодательного собрания Омской области. После их проверки мы и увидим окончательный вариант областного закона, разграничивающего муниципальное имущество на территории соответствующего муниципального района Омской области.   - Каковы будут последствия, если перечни передаваемого имущества окажутся неполными? - Муниципальное имущество передается в поселения на основании закона Омской области, принимаемого по каждому муниципальному району. В случае возникновения необходимости дополнительно передать какое-либо имущество в собственность поселений Омской области, в эти законы могут быть внесены изменения и дополнения.   - Как реформа местного самоуправления отразится на рядовых жителях области? - Местное самоуправление – это мы с вами, поэтому реформа касается каждого жителя Омской области. Конечно, мы искренне верим, что после наделения органов местного самоуправления большей самостоятельностью в решении вопросов местного значения жизнь рядовых жителей изменится в лучшую сторону. Основная проблема здесь – правосознание населения. Каждый должен понять, что без его активного участия ничего не получится. Сегодня вы не заплатили налоги – завтра улицу перед вашим домом не на что будет убирать. Могу отметить, что интерес граждан к этой проблеме все же растет.

МИХАИЛ ДИТЯТКОВСКИЙ, заместитель министра имущественных отношений Омской области На этой неделе начала работу согласительная комиссия по решению разногласий, которые возникают при передаче имущества муниципальными районами поселениям. Сейчас проблема передачи имущества стоит очень остро, потому что районные администрации часто не хотят отдавать поселкам объекты, представляющие какую-либо ценность. Имущественный спор возник из-за неточностей, содержащихся в ФЗ-131, которым руководствуются при передаче имущества. Про эти трудности и пути их решения корреспондент РИА «Омск-Информ» Марина Филиппова побеседовала с заместителем министра имущественных отношений Омской области Михаилом Дитятковским.   - Михаил Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как сейчас идет работа по передаче имущества от муниципальных районов поселениям? - 27-го октября была создана рабочая группа, состоящая из пяти представителей министерства имущественных отношений Омской области, задача которой до 1 января 2007 года обеспечить разработку законопроектов о разграничении имущества муниципальных районов и поселений. Группа работает по графику и разрабатывает по четыре законопроекта в неделю. К 1 января всего будет 32 законопроекта.   - Какие сложности возникают при передаче имущества районными администрациями администрациям поселков? - В ряде районов не достигнуто согласие по составу передаваемого имущества. По этой причине главы ряда поселений, в основном городских, отказываются согласовывать перечни имущества, предлагаемого к передаче в собственность этих поселений муниципальным районом. Так, например, происходит с Саргатским, Исилькульским, Калачинским и Тарским городскими поселениями. Часто бывает, что районная администрация думает так: мы «ликвид» оставим у себя, а все остальное отдадим поселению. Еще районы пытаются передать поселениям затратные объекты, например, свалки. Это естественное желание избавиться от нерентабельного имущества и наоборот, оставить у себя имущество, приносящее доход. Кстати, говоря о свалках, мы считаем, что содержание свалки – это одна из форм утилизации бытовых отходов, а утилизация – это функция района. Самой большой сложностью является отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности муниципальных районов на объекты недвижимого имущества, подлежащие передаче из собственности муниципальных районов в собственность городских и сельских поселений. Да и сами документы, подтверждающие право собственности, вызывают много нареканий из-за их неграмотного оформления. Это свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выданные отделами Федеральной регистрационной службы по Омской области, и паспорта транспортных средств, выданные органами ГИБДД.   - А каковы причины возникающих при передаче имущества разногласий? - Вопросы местного значения определены федеральным законом № 131. И по ряду пунктов существуют разногласия. Например, есть такое – в одном случае обеспечение культурного обслуживания населения – это функция поселения, а в другом – муниципального района. Отсюда и проблемы. В федеральном законодательстве жестко сформулировано, что вопросы местного значения решает ФЗ-131.   - Как планируется урегулировать эти разногласия?- Постановлением правительства Омской области от 22 ноября 2006 года № 148-п создана согласительная комиссия по решению разногласий, которые возникают между поселениями и муниципальными районами. В комиссию, председателем которой является министр имущественных отношений Омской области Александр Стерлягов, кроме представителей минимущества входят по два представителя от спорщиков - района и поселения. Также в состав комиссии входят представители отраслевых ведомств – министерства экономики и министерства финансов Омской области и представители тех ведомств, в чьем ведении находится рассматриваемый объект. Так, если вопрос возникает из-за дворца культуры – в комиссию входят представители министерства культуры.   - Какие функции у согласительной комиссии? - Комиссия будет давать рекомендации по поводу того, остается ли спорное имущество у района, или же его передают поселения. Причем решение комиссии будет носить только рекомендательный характер. Окончательное же решение будут выносить депутаты Законодательного собрания Омской области при утверждении закона о передаче имущества. На первом заседании комиссии мы рассмотрим разногласия по объектам ЖКХ, которые возникли в Саргатском и Калачинском районах. Поскольку до 31 декабря необходимо уже подготовить законопроекты, то согласительная комиссия будет вести активную работу. Но деятельность комиссии будет продолжена и в 2007 году.   - Почему многие районные администрации испытывают сложности, проводя инвентаризацию имущества? - Проблемы, возникающие при проведении инвентаризации, всем известны. Во-первых, недостаточно внимания в районах уделяется учету муниципального имущества. Крайне неудовлетворительно ведутся реестры муниципальной собственности. Некоторые муниципальные районы до сих пор не владеют полной информацией о принадлежащих им на праве собственности объектах недвижимости. Не прекращается поток вновь выявленных или, точнее сказать, забытых муниципальных объектов недвижимости. Во-вторых, неточно указываются адреса объектов недвижимости, иногда в качестве адреса на квартиру указывается только населенный пункт. В-третьих, не предоставляются документы, необходимые для проведения технической инвентаризации, такие как справки о балансовой принадлежности объектов, техническая документация. Начата инвентаризация муниципального жилья. В связи с этим главной проблемой, практически не решаемой в ряде районов, стало обеспечение доступа сотрудникам государственного предприятия Омской области «Центр технической инвентаризации и землеустройства» в муниципальное жилье, занимаемое гражданами. Были случаи отказов в допуске в квартиры и дома, что является следствием отсутствия разъяснительной работы администрации районов среди населения, имели место и случаи, когда не пускали на объекты муниципальных предприятий и учреждений.   - Как министерство имущественных отношений Омской области борется с проблемой «недопуска» специалистов в муниципальные дома и квартиры? - Бороться с населением бесполезно. Наши специалисты стараются объяснить жильцам, что это в их интересах, что для регистрации собственности не нужно никуда ездить, специалисты приехали сами. Но так бывает, что, не разобравшись, не пускают специалистов, а потом письма пачками начинают нам слать: куда обратиться, чтобы зарегистрироваться. Карательные меры за недопуск не предусмотрены. Так что мы ведем большую работу по информированию населения: распространяем листовки, проводим совещания с главами поселений. Все районные газеты рассказывают об этом, однако приходится задействовать и административный ресурс. Люди же так рассуждают – вот зарегистрируем право собственности, придется платить налог. А потом, когда хотят подарить, продать или обменять собственность, возникают проблемы – документов-то нет. Что интересно, вот выйдет материал о том, как оформить право собственности, а к нам тут же письма с этим же вопросом приходят. Приходится объяснять заново.   - Как осуществляется контроль за порядком передачи имущества? - Как такового контроля над порядком передачи имущества из собственности муниципального района в собственность поселений нет. Сам порядок передачи предусматривает, что она осуществляется под руководством и при непосредственном участии министерства имущественных отношений Омской области. В соответствии со статьей 1.2 Закона Омской области «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области» минимущества принимает представленные органами местного самоуправления перечни передаваемого муниципального имущества, обеспечивает их проверку на соответствие требованиям федерального законодательства. На их основе осуществляется подготовка проекта закона Омской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями. Далее эти проекты попадают в министерство государственно-правового развития Омской области, где их повторно проверяют на соответствие требованиям законодательства. Третья ступень проверки – юридические службы Законодательного собрания Омской области. После их проверки мы и увидим окончательный вариант областного закона, разграничивающего муниципальное имущество на территории соответствующего муниципального района Омской области.   - Каковы будут последствия, если перечни передаваемого имущества окажутся неполными? - Муниципальное имущество передается в поселения на основании закона Омской области, принимаемого по каждому муниципальному району. В случае возникновения необходимости дополнительно передать какое-либо имущество в собственность поселений Омской области, в эти законы могут быть внесены изменения и дополнения.   - Как реформа местного самоуправления отразится на рядовых жителях области? - Местное самоуправление – это мы с вами, поэтому реформа касается каждого жителя Омской области. Конечно, мы искренне верим, что после наделения органов местного самоуправления большей самостоятельностью в решении вопросов местного значения жизнь рядовых жителей изменится в лучшую сторону. Основная проблема здесь – правосознание населения. Каждый должен понять, что без его активного участия ничего не получится. Сегодня вы не заплатили налоги – завтра улицу перед вашим домом не на что будет убирать. Могу отметить, что интерес граждан к этой проблеме все же растет.