Поиск

Популярный кикшеринговый сервис прижился в городе, однако стал большой проблемой для всех, кто не использует это средство передвижения.

Минувшей весной в Омске появилось «урбанистическое» ноу-хау – в город зашел крупный сервис по прокату самокатов Whoosh. Компания, имеющая пункты проката еще в 40 российских городах, завезла 1000 желто-черных самокатов. Они вмиг стали популярными.

Как сообщили РИА «Омск-информ» в пресс-службе Whoosh, с начала апреля омичи совершили на электросамокатах 150 тыс. поездок, проехав по городу в общей сложности 500 тыс. километров, что почти в 1,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. В среднем за одну поездку на электросамокате горожане проезжают чуть более трех километров. Таких поездок в среднем совершается до 1800 в день, соответственно, каждый из тысячи самокатов используется по два раза.

Но красивые цифры – это одно, а на деле «самокатная экспансия» в Омске обернулась массой проблем для жителей. Можно сказать, что даже возник своего рода социальный конфликт. 

Возьмем по «вушу» и поедем наперегонки

Очевидно, что Омск оказался не готов к появлению такого количества новых средств передвижения. Шныряющие туда-сюда самокатчики каждый раз норовят сбить гуляющих омичей. А покатавшись, оставляют электросамокаты где придется – возле остановок, подземных переходов, на тротуарах, возле подъездов и даже внутри них.

Омичи устроили парковку электросамокатов в подъезде 

Все это изрядно напрягает жителей города. В парках и на отдаленных территориях кататься на электросамокатах запретили, но мест, где делать это разрешается, по-прежнему хватает. Увидеть омича на желто-черном самокате можно практически в любое время суток и в любом районе города. Как говорится, только уворачивайся.

Центр города. Сквер имени Дзержинского напротив мэрии. Двое молодых людей берут напрокат электросамокаты, чтобы устроить заезд на скорость по беговой дорожке, проложенной среди деревьев. 

– Давай возьмем по «вушу» и наперегонки проедем этот километр, – говорит один парень другому и, получив согласие на гонку, устремляется вперед.

Типичная картина: двое на самокате

Здесь же на электросамокате катается молодой отец, который поставил на него своего сына. Мужчина не в курсе, что ездить вдвоем на электросамокате, да еще с ребенком, категорически запрещено. Но в Омске такое встречается сплошь и рядом. 

Катаются аккуратно, паркуются где положено

В компании Whoosh заявляют, что омичи катаются на электросамокатах аккуратно. Из тысячи средств передвижения горожане повредили всего 3 единицы, еще 10 электросамокатов пытались безуспешно украсть. 

– Абсолютное большинство пользователей в Омске обращаются с самокатами ответственно и аккуратно, – отмечают в Whoosh. 

Оставлять самокаты где попало катающиеся на них горожане не могут, за это сервис может оштрафовать. 

– После окончания аренды самокат можно оставить только на одной из виртуальных парковок, отмеченных на карте приложения. Если оставить самокат в неположенном месте, пользователю будет выписан штраф. Если самокат специально перемещен в неподходящее для парковки место, аккаунт блокируется. Все самокаты Whoosh объединены в «облачной» платформе, мы круглосуточно видим информацию об их местонахождении. Как только выявляем случаи нарушения парковки, выезжает сервисная команда, которая переставляет самокат в нужное место, – пояснили в кикшеринговой компании.

В городской администрации с этим не согласны. Мэрия уже несколько месяцев ведет переговоры с сервисом, чтобы выработать единый подход к организации процесса. 

Whoosh и омская мэрия заключили соглашение

Напомним, что в апреле перед Whoosh был поставлен ультиматум – систематизировать свою работу и убрать самокаты с большей части общественных территорий. Компании даже угрожали выносом самокатов на штрафстоянки. После этого стороны сели за стол переговоров. В них лично поучаствовал мэр Сергей Шелест. В конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве. Теперь мэрия должна определить, где можно будет парковать самокаты, а где нет.

– У нас в конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией города и ООО «Вуш». По этому соглашению места парковки самокатов должны быть установлены с соблюдением законодательства исключительно за плату. На сегодняшний день администрации округов являются уполномоченными органами, они должны подбирать места парковки самокатов и напрямую взаимодействовать с ООО «Вуш». Важно, чтобы это была муниципальная земля, не тротуары и остановки, не полосы отвода дорог, – пояснили в департаменте городской экономической политики.

Приехал домой на электросамокате и бросил его у подъезда 

Работа с сервисом ведется без административного давления и санкций. Выносить электросамокаты на штрафстоянки будут лишь в исключительных случаях.

– Применение этой меры будет осуществляться только в исключительных случаях. Пока для этого предпосылок нет. Для решения оперативных вопросов создан чат с представителями «Вуш» и представителями администраций округов. Компания идет навстречу администрации города по ограничению скорости катания, ограничения катаний в местах проведения массовых мероприятий, – отметили в депэкономики.

В ближайшее время ООО «Вуш» заключит с администрациями округов соглашения о местах парковки самокатов. А пока эти транспортные средства по-прежнему разбросаны по всему городу.

–  Пока они подали пилотный пакет документов в Кировский округ с предлагаемыми местами парковок. Но там не все было гладко, и документы вернули им на доработку. Когда все документы будут в порядке, они подадут их в администрации округов и после этого внесут в городской бюджет плату за весь период работы, то есть с 5 апреля. Они говорят, что готовы работать с нами по закону, – подчеркнули в департаменте.

Таким образом, в течение лета юридические взаимоотношения между мэрией и «самокатчиками» утрясутся. А пока трясутся – на кочках – сами любители катаний на электросамокатах: улицы города мало приспособлены для этого средства передвижения. 

«Как они вообще ездят на самокатах? Это же до первой кочки!»

Известный урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев уверен, что Омск в принципе не приспособлен для передвижения на самокатах. А те, кто гоняет со свистом по городским улицам, – потенциальные самоубийцы.

– Я не рискую ездить на самокатах в Омске. Мне кажется, это история до первой кочки. И как они вообще ездят? Это очень смелые люди! – говорит Костарев. – Если бы была нормальная инфраструктура – разделение потоков, отдельные полосы, знаки, парковки, то я обеими руками за самокаты. В тех же Нидерландах создана инфраструктура для велодвижения. Причем не только в городах, но и между ними. И там это очень удобно и комфортно. А у нас сегодня риск получить травму на тротуаре очень высокий. Тем более не стоит рассчитывать на культуру абсолютно всех самокатчиков. Чтобы решить проблему, нужно разделить потоки.

По словам эксперта, о велосипедистах, самокатчиках и о пешеходах у нас думают в последнюю очередь. В Омске можно назвать лишь одно место, где разделены потоки, – это широкий тротуар «дороги за миллиард» в районе микрорайонов «Кузьминки» и «Прибрежный», где ни самокатчики, ни велосипедисты, ни пешеходы друг другу не мешают.

Единственное место в Омске, где можно комфортно прокатиться на самокате

– Мы не самые первые в мире, где самокаты существуют. Сам самокат – это вполне хорошее средство передвижения. Люди пользуются ими, многим нравится. Но, как и любое другое средство передвижения, оно требует специфической инфраструктуры. И первое правило – это наличие выделенных зон для самокатов и для велосипедов. Они должны быть отделены от пешеходов. Это вопрос территориального планирования и работы мэрии. Я не слышал, чтобы в Омске была хотя бы какая-то концепция по развитию велосипедного или самокатного способа движения. У нас по газону на набережной пустили велодорожку. Это разве планирование? Все должно делаться не в ущерб природе, – говорит урбанист.

Сергей Костарев считает, что в Омске нужно развивать альтернативные способы передвижения – в первую очередь за счет ущемления интересов автолюбителей.

Появятся ли выделенные полосы для самокатчиков?

– Если думать про развитие города, я бы действовал в ущерб автомобильному транспорту. Я бы сделал выделенные полосы для самокатчиков и автомобилистов, отрезав территории от дорог. Надо выдавливать личный транспорт из города и развивать общественный транспорт. Нужно создавать более комфортные условия для передвижения на самокатах, велосипедах и на общественном транспорте. Дорожки нужно не у пешеходов отбирать, а у автомобилистов, – уверен Костарев.

Сейчас же самокаты «отбирают» территорию не у водителей, а у пешеходов. Самое интересное, что катающиеся на электросамокатах де-юре считаются... пешеходами. 

«Летающие» пешеходы и ГИБДД

В российском законодательстве пользователи электросамокатов и подобных средств передвижения до сих пор приравнены к пешеходам. Это несмотря на то, что такие «пешеходы» летают с космической скоростью по тротуарам и попадают под колеса автомобилей. Даже сфотографировать электросамокатчиков в движении не так просто – настолько высока их скорость. 

– В правовом статусе человек на самокате – это пешеход, и он обязан соблюдать Правила дорожного движения. Они обязаны ездить по тротуарам, при их отсутствии – по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Пока больше нет никаких законодательных изменений. Мы их можем привлекать за нарушение ПДД как пешехода. К примеру, если есть тротуар, а человек на самокате движется по проезжей части, то мы его можем привлечь, – говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.

Самокатчики, в отличие от мотоциклистов, даже шлем надевать не обязаны. Госавтоинспекция пока не имеет серьезных рычагов для воздействия на них.

– ГИБДД, к сожалению, не может внести скоростные ограничения. Это может сделать только арендодатель самокатов. Вообще изначально с ним переговоры велись. Речь шла об ограничении скорости, чтобы не допускать детей к управлению этими самокатами и чтобы более одного человека на один самокат не вставали, – напоминает Наталья Бобылева.

Сейчас никаких ограничений по скорости нет. Самокатчики шныряют между пешеходами, обгоняют велосипедистов, со свистом носятся по общественным территориям, а потом бросают свои средства передвижения где вздумается.

Когда будет наведен порядок?

В наведении порядка с электросамокатами должны быть заинтересованы не только чиновники, но и сами компании, предоставляющие их в аренду, и, что немаловажно, – омичи. Пока о культуре катания на этом средстве передвижения говорить не приходится. В компании Whoosh это поняли и организовали для омичей курсы грамотного и безопасного проката.

– Мы работаем над повышением культуры вождения электросамокатов. В ближайшее время планируем совместно провести школу вождения самокатов на улицах города – будем рассказывать омичам о том, как ездить по городу с комфортом, но при этом не нарушая правила и не мешая другим участникам дорожного движения, – пояснили в Whoosh.

Прошедшие месяцы показали, что Омск оказался не готов к появлению этого «урбанистического ноу-хау». С одной стороны, в городе по-прежнему нет подходящей инфраструктуры для развития самокатного движения и правовых принципов размещения электросамокатов, с другой – у самих омичей нет культуры управления этими современными электрическими транспортными средствами. Очевидно, что в Омске нужно не только определить места стоянки электросамокатов, но и организовать для них дорожки, четко определить места, где можно кататься на них, а где нельзя. Деньги, полученные за аренду участков под стоянки самокатов, было бы хорошо направить на организацию специальных дорожек. Там же могли бы ездить и велосипедисты. 

В  современных городских условиях электросамокат – перспективное средство передвижения. Омичам электросамокаты «зашли», и горожане потихоньку привыкают к кикшеринговым возможностям. Скорее всего, со временем, как и все новое, электросамокаты станут для омичей обыденностью, а стоянки электросамокатов не будут нервировать пешеходов и мешать им. 

Сергей Энквист 

7262

Популярный кикшеринговый сервис прижился в городе, однако стал большой проблемой для всех, кто не использует это средство передвижения.

Минувшей весной в Омске появилось «урбанистическое» ноу-хау – в город зашел крупный сервис по прокату самокатов Whoosh. Компания, имеющая пункты проката еще в 40 российских городах, завезла 1000 желто-черных самокатов. Они вмиг стали популярными.

Как сообщили РИА «Омск-информ» в пресс-службе Whoosh, с начала апреля омичи совершили на электросамокатах 150 тыс. поездок, проехав по городу в общей сложности 500 тыс. километров, что почти в 1,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. В среднем за одну поездку на электросамокате горожане проезжают чуть более трех километров. Таких поездок в среднем совершается до 1800 в день, соответственно, каждый из тысячи самокатов используется по два раза.

Но красивые цифры – это одно, а на деле «самокатная экспансия» в Омске обернулась массой проблем для жителей. Можно сказать, что даже возник своего рода социальный конфликт. 

Возьмем по «вушу» и поедем наперегонки

Очевидно, что Омск оказался не готов к появлению такого количества новых средств передвижения. Шныряющие туда-сюда самокатчики каждый раз норовят сбить гуляющих омичей. А покатавшись, оставляют электросамокаты где придется – возле остановок, подземных переходов, на тротуарах, возле подъездов и даже внутри них.

Омичи устроили парковку электросамокатов в подъезде 

Все это изрядно напрягает жителей города. В парках и на отдаленных территориях кататься на электросамокатах запретили, но мест, где делать это разрешается, по-прежнему хватает. Увидеть омича на желто-черном самокате можно практически в любое время суток и в любом районе города. Как говорится, только уворачивайся.

Центр города. Сквер имени Дзержинского напротив мэрии. Двое молодых людей берут напрокат электросамокаты, чтобы устроить заезд на скорость по беговой дорожке, проложенной среди деревьев. 

– Давай возьмем по «вушу» и наперегонки проедем этот километр, – говорит один парень другому и, получив согласие на гонку, устремляется вперед.

Типичная картина: двое на самокате

Здесь же на электросамокате катается молодой отец, который поставил на него своего сына. Мужчина не в курсе, что ездить вдвоем на электросамокате, да еще с ребенком, категорически запрещено. Но в Омске такое встречается сплошь и рядом. 

Катаются аккуратно, паркуются где положено

В компании Whoosh заявляют, что омичи катаются на электросамокатах аккуратно. Из тысячи средств передвижения горожане повредили всего 3 единицы, еще 10 электросамокатов пытались безуспешно украсть. 

– Абсолютное большинство пользователей в Омске обращаются с самокатами ответственно и аккуратно, – отмечают в Whoosh. 

Оставлять самокаты где попало катающиеся на них горожане не могут, за это сервис может оштрафовать. 

– После окончания аренды самокат можно оставить только на одной из виртуальных парковок, отмеченных на карте приложения. Если оставить самокат в неположенном месте, пользователю будет выписан штраф. Если самокат специально перемещен в неподходящее для парковки место, аккаунт блокируется. Все самокаты Whoosh объединены в «облачной» платформе, мы круглосуточно видим информацию об их местонахождении. Как только выявляем случаи нарушения парковки, выезжает сервисная команда, которая переставляет самокат в нужное место, – пояснили в кикшеринговой компании.

В городской администрации с этим не согласны. Мэрия уже несколько месяцев ведет переговоры с сервисом, чтобы выработать единый подход к организации процесса. 

Whoosh и омская мэрия заключили соглашение

Напомним, что в апреле перед Whoosh был поставлен ультиматум – систематизировать свою работу и убрать самокаты с большей части общественных территорий. Компании даже угрожали выносом самокатов на штрафстоянки. После этого стороны сели за стол переговоров. В них лично поучаствовал мэр Сергей Шелест. В конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве. Теперь мэрия должна определить, где можно будет парковать самокаты, а где нет.

– У нас в конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией города и ООО «Вуш». По этому соглашению места парковки самокатов должны быть установлены с соблюдением законодательства исключительно за плату. На сегодняшний день администрации округов являются уполномоченными органами, они должны подбирать места парковки самокатов и напрямую взаимодействовать с ООО «Вуш». Важно, чтобы это была муниципальная земля, не тротуары и остановки, не полосы отвода дорог, – пояснили в департаменте городской экономической политики.

Приехал домой на электросамокате и бросил его у подъезда 

Работа с сервисом ведется без административного давления и санкций. Выносить электросамокаты на штрафстоянки будут лишь в исключительных случаях.

– Применение этой меры будет осуществляться только в исключительных случаях. Пока для этого предпосылок нет. Для решения оперативных вопросов создан чат с представителями «Вуш» и представителями администраций округов. Компания идет навстречу администрации города по ограничению скорости катания, ограничения катаний в местах проведения массовых мероприятий, – отметили в депэкономики.

В ближайшее время ООО «Вуш» заключит с администрациями округов соглашения о местах парковки самокатов. А пока эти транспортные средства по-прежнему разбросаны по всему городу.

–  Пока они подали пилотный пакет документов в Кировский округ с предлагаемыми местами парковок. Но там не все было гладко, и документы вернули им на доработку. Когда все документы будут в порядке, они подадут их в администрации округов и после этого внесут в городской бюджет плату за весь период работы, то есть с 5 апреля. Они говорят, что готовы работать с нами по закону, – подчеркнули в департаменте.

Таким образом, в течение лета юридические взаимоотношения между мэрией и «самокатчиками» утрясутся. А пока трясутся – на кочках – сами любители катаний на электросамокатах: улицы города мало приспособлены для этого средства передвижения. 

«Как они вообще ездят на самокатах? Это же до первой кочки!»

Известный урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев уверен, что Омск в принципе не приспособлен для передвижения на самокатах. А те, кто гоняет со свистом по городским улицам, – потенциальные самоубийцы.

– Я не рискую ездить на самокатах в Омске. Мне кажется, это история до первой кочки. И как они вообще ездят? Это очень смелые люди! – говорит Костарев. – Если бы была нормальная инфраструктура – разделение потоков, отдельные полосы, знаки, парковки, то я обеими руками за самокаты. В тех же Нидерландах создана инфраструктура для велодвижения. Причем не только в городах, но и между ними. И там это очень удобно и комфортно. А у нас сегодня риск получить травму на тротуаре очень высокий. Тем более не стоит рассчитывать на культуру абсолютно всех самокатчиков. Чтобы решить проблему, нужно разделить потоки.

По словам эксперта, о велосипедистах, самокатчиках и о пешеходах у нас думают в последнюю очередь. В Омске можно назвать лишь одно место, где разделены потоки, – это широкий тротуар «дороги за миллиард» в районе микрорайонов «Кузьминки» и «Прибрежный», где ни самокатчики, ни велосипедисты, ни пешеходы друг другу не мешают.

Единственное место в Омске, где можно комфортно прокатиться на самокате

– Мы не самые первые в мире, где самокаты существуют. Сам самокат – это вполне хорошее средство передвижения. Люди пользуются ими, многим нравится. Но, как и любое другое средство передвижения, оно требует специфической инфраструктуры. И первое правило – это наличие выделенных зон для самокатов и для велосипедов. Они должны быть отделены от пешеходов. Это вопрос территориального планирования и работы мэрии. Я не слышал, чтобы в Омске была хотя бы какая-то концепция по развитию велосипедного или самокатного способа движения. У нас по газону на набережной пустили велодорожку. Это разве планирование? Все должно делаться не в ущерб природе, – говорит урбанист.

Сергей Костарев считает, что в Омске нужно развивать альтернативные способы передвижения – в первую очередь за счет ущемления интересов автолюбителей.

Появятся ли выделенные полосы для самокатчиков?

– Если думать про развитие города, я бы действовал в ущерб автомобильному транспорту. Я бы сделал выделенные полосы для самокатчиков и автомобилистов, отрезав территории от дорог. Надо выдавливать личный транспорт из города и развивать общественный транспорт. Нужно создавать более комфортные условия для передвижения на самокатах, велосипедах и на общественном транспорте. Дорожки нужно не у пешеходов отбирать, а у автомобилистов, – уверен Костарев.

Сейчас же самокаты «отбирают» территорию не у водителей, а у пешеходов. Самое интересное, что катающиеся на электросамокатах де-юре считаются... пешеходами. 

«Летающие» пешеходы и ГИБДД

В российском законодательстве пользователи электросамокатов и подобных средств передвижения до сих пор приравнены к пешеходам. Это несмотря на то, что такие «пешеходы» летают с космической скоростью по тротуарам и попадают под колеса автомобилей. Даже сфотографировать электросамокатчиков в движении не так просто – настолько высока их скорость. 

– В правовом статусе человек на самокате – это пешеход, и он обязан соблюдать Правила дорожного движения. Они обязаны ездить по тротуарам, при их отсутствии – по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Пока больше нет никаких законодательных изменений. Мы их можем привлекать за нарушение ПДД как пешехода. К примеру, если есть тротуар, а человек на самокате движется по проезжей части, то мы его можем привлечь, – говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.

Самокатчики, в отличие от мотоциклистов, даже шлем надевать не обязаны. Госавтоинспекция пока не имеет серьезных рычагов для воздействия на них.

– ГИБДД, к сожалению, не может внести скоростные ограничения. Это может сделать только арендодатель самокатов. Вообще изначально с ним переговоры велись. Речь шла об ограничении скорости, чтобы не допускать детей к управлению этими самокатами и чтобы более одного человека на один самокат не вставали, – напоминает Наталья Бобылева.

Сейчас никаких ограничений по скорости нет. Самокатчики шныряют между пешеходами, обгоняют велосипедистов, со свистом носятся по общественным территориям, а потом бросают свои средства передвижения где вздумается.

Когда будет наведен порядок?

В наведении порядка с электросамокатами должны быть заинтересованы не только чиновники, но и сами компании, предоставляющие их в аренду, и, что немаловажно, – омичи. Пока о культуре катания на этом средстве передвижения говорить не приходится. В компании Whoosh это поняли и организовали для омичей курсы грамотного и безопасного проката.

– Мы работаем над повышением культуры вождения электросамокатов. В ближайшее время планируем совместно провести школу вождения самокатов на улицах города – будем рассказывать омичам о том, как ездить по городу с комфортом, но при этом не нарушая правила и не мешая другим участникам дорожного движения, – пояснили в Whoosh.

Прошедшие месяцы показали, что Омск оказался не готов к появлению этого «урбанистического ноу-хау». С одной стороны, в городе по-прежнему нет подходящей инфраструктуры для развития самокатного движения и правовых принципов размещения электросамокатов, с другой – у самих омичей нет культуры управления этими современными электрическими транспортными средствами. Очевидно, что в Омске нужно не только определить места стоянки электросамокатов, но и организовать для них дорожки, четко определить места, где можно кататься на них, а где нельзя. Деньги, полученные за аренду участков под стоянки самокатов, было бы хорошо направить на организацию специальных дорожек. Там же могли бы ездить и велосипедисты. 

В  современных городских условиях электросамокат – перспективное средство передвижения. Омичам электросамокаты «зашли», и горожане потихоньку привыкают к кикшеринговым возможностям. Скорее всего, со временем, как и все новое, электросамокаты станут для омичей обыденностью, а стоянки электросамокатов не будут нервировать пешеходов и мешать им. 

Сергей Энквист 

7262