Популярный кикшеринговый сервис прижился в городе, однако стал большой проблемой для всех, кто не использует это средство передвижения.
Минувшей весной в Омске появилось «урбанистическое» ноу-хау – в город зашел крупный сервис по прокату самокатов Whoosh. Компания, имеющая пункты проката еще в 40 российских городах, завезла 1000 желто-черных самокатов. Они вмиг стали популярными.
Как сообщили РИА «Омск-информ» в пресс-службе Whoosh, с начала апреля омичи совершили на электросамокатах 150 тыс. поездок, проехав по городу в общей сложности 500 тыс. километров, что почти в 1,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. В среднем за одну поездку на электросамокате горожане проезжают чуть более трех километров. Таких поездок в среднем совершается до 1800 в день, соответственно, каждый из тысячи самокатов используется по два раза.
![]() |
Но красивые цифры – это одно, а на деле «самокатная экспансия» в Омске обернулась массой проблем для жителей. Можно сказать, что даже возник своего рода социальный конфликт.
Возьмем по «вушу» и поедем наперегонки
Очевидно, что Омск оказался не готов к появлению такого количества новых средств передвижения. Шныряющие туда-сюда самокатчики каждый раз норовят сбить гуляющих омичей. А покатавшись, оставляют электросамокаты где придется – возле остановок, подземных переходов, на тротуарах, возле подъездов и даже внутри них.
![]() Омичи устроили парковку электросамокатов в подъезде |
Все это изрядно напрягает жителей города. В парках и на отдаленных территориях кататься на электросамокатах запретили, но мест, где делать это разрешается, по-прежнему хватает. Увидеть омича на желто-черном самокате можно практически в любое время суток и в любом районе города. Как говорится, только уворачивайся.
![]() |
Центр города. Сквер имени Дзержинского напротив мэрии. Двое молодых людей берут напрокат электросамокаты, чтобы устроить заезд на скорость по беговой дорожке, проложенной среди деревьев.
– Давай возьмем по «вушу» и наперегонки проедем этот километр, – говорит один парень другому и, получив согласие на гонку, устремляется вперед.
![]() Типичная картина: двое на самокате |
Здесь же на электросамокате катается молодой отец, который поставил на него своего сына. Мужчина не в курсе, что ездить вдвоем на электросамокате, да еще с ребенком, категорически запрещено. Но в Омске такое встречается сплошь и рядом.
Катаются аккуратно, паркуются где положено
В компании Whoosh заявляют, что омичи катаются на электросамокатах аккуратно. Из тысячи средств передвижения горожане повредили всего 3 единицы, еще 10 электросамокатов пытались безуспешно украсть.
– Абсолютное большинство пользователей в Омске обращаются с самокатами ответственно и аккуратно, – отмечают в Whoosh.
![]() |
Оставлять самокаты где попало катающиеся на них горожане не могут, за это сервис может оштрафовать.
– После окончания аренды самокат можно оставить только на одной из виртуальных парковок, отмеченных на карте приложения. Если оставить самокат в неположенном месте, пользователю будет выписан штраф. Если самокат специально перемещен в неподходящее для парковки место, аккаунт блокируется. Все самокаты Whoosh объединены в «облачной» платформе, мы круглосуточно видим информацию об их местонахождении. Как только выявляем случаи нарушения парковки, выезжает сервисная команда, которая переставляет самокат в нужное место, – пояснили в кикшеринговой компании.
![]() |
В городской администрации с этим не согласны. Мэрия уже несколько месяцев ведет переговоры с сервисом, чтобы выработать единый подход к организации процесса.
Whoosh и омская мэрия заключили соглашение
Напомним, что в апреле перед Whoosh был поставлен ультиматум – систематизировать свою работу и убрать самокаты с большей части общественных территорий. Компании даже угрожали выносом самокатов на штрафстоянки. После этого стороны сели за стол переговоров. В них лично поучаствовал мэр Сергей Шелест. В конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве. Теперь мэрия должна определить, где можно будет парковать самокаты, а где нет.
– У нас в конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией города и ООО «Вуш». По этому соглашению места парковки самокатов должны быть установлены с соблюдением законодательства исключительно за плату. На сегодняшний день администрации округов являются уполномоченными органами, они должны подбирать места парковки самокатов и напрямую взаимодействовать с ООО «Вуш». Важно, чтобы это была муниципальная земля, не тротуары и остановки, не полосы отвода дорог, – пояснили в департаменте городской экономической политики.
![]() Приехал домой на электросамокате и бросил его у подъезда |
Работа с сервисом ведется без административного давления и санкций. Выносить электросамокаты на штрафстоянки будут лишь в исключительных случаях.
– Применение этой меры будет осуществляться только в исключительных случаях. Пока для этого предпосылок нет. Для решения оперативных вопросов создан чат с представителями «Вуш» и представителями администраций округов. Компания идет навстречу администрации города по ограничению скорости катания, ограничения катаний в местах проведения массовых мероприятий, – отметили в депэкономики.
В ближайшее время ООО «Вуш» заключит с администрациями округов соглашения о местах парковки самокатов. А пока эти транспортные средства по-прежнему разбросаны по всему городу.
– Пока они подали пилотный пакет документов в Кировский округ с предлагаемыми местами парковок. Но там не все было гладко, и документы вернули им на доработку. Когда все документы будут в порядке, они подадут их в администрации округов и после этого внесут в городской бюджет плату за весь период работы, то есть с 5 апреля. Они говорят, что готовы работать с нами по закону, – подчеркнули в департаменте.
Таким образом, в течение лета юридические взаимоотношения между мэрией и «самокатчиками» утрясутся. А пока трясутся – на кочках – сами любители катаний на электросамокатах: улицы города мало приспособлены для этого средства передвижения.
«Как они вообще ездят на самокатах? Это же до первой кочки!»
Известный урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев уверен, что Омск в принципе не приспособлен для передвижения на самокатах. А те, кто гоняет со свистом по городским улицам, – потенциальные самоубийцы.
– Я не рискую ездить на самокатах в Омске. Мне кажется, это история до первой кочки. И как они вообще ездят? Это очень смелые люди! – говорит Костарев. – Если бы была нормальная инфраструктура – разделение потоков, отдельные полосы, знаки, парковки, то я обеими руками за самокаты. В тех же Нидерландах создана инфраструктура для велодвижения. Причем не только в городах, но и между ними. И там это очень удобно и комфортно. А у нас сегодня риск получить травму на тротуаре очень высокий. Тем более не стоит рассчитывать на культуру абсолютно всех самокатчиков. Чтобы решить проблему, нужно разделить потоки.omskinform.ru
По словам эксперта, о велосипедистах, самокатчиках и о пешеходах у нас думают в последнюю очередь. В Омске можно назвать лишь одно место, где разделены потоки, – это широкий тротуар «дороги за миллиард» в районе микрорайонов «Кузьминки» и «Прибрежный», где ни самокатчики, ни велосипедисты, ни пешеходы друг другу не мешают.
![]() Единственное место в Омске, где можно комфортно прокатиться на самокате |
– Мы не самые первые в мире, где самокаты существуют. Сам самокат – это вполне хорошее средство передвижения. Люди пользуются ими, многим нравится. Но, как и любое другое средство передвижения, оно требует специфической инфраструктуры. И первое правило – это наличие выделенных зон для самокатов и для велосипедов. Они должны быть отделены от пешеходов. Это вопрос территориального планирования и работы мэрии. Я не слышал, чтобы в Омске была хотя бы какая-то концепция по развитию велосипедного или самокатного способа движения. У нас по газону на набережной пустили велодорожку. Это разве планирование? Все должно делаться не в ущерб природе, – говорит урбанист.
Сергей Костарев считает, что в Омске нужно развивать альтернативные способы передвижения – в первую очередь за счет ущемления интересов автолюбителей.
![]() Появятся ли выделенные полосы для самокатчиков? |
– Если думать про развитие города, я бы действовал в ущерб автомобильному транспорту. Я бы сделал выделенные полосы для самокатчиков и автомобилистов, отрезав территории от дорог. Надо выдавливать личный транспорт из города и развивать общественный транспорт. Нужно создавать более комфортные условия для передвижения на самокатах, велосипедах и на общественном транспорте. Дорожки нужно не у пешеходов отбирать, а у автомобилистов, – уверен Костарев.
Сейчас же самокаты «отбирают» территорию не у водителей, а у пешеходов. Самое интересное, что катающиеся на электросамокатах де-юре считаются... пешеходами.
«Летающие» пешеходы и ГИБДД
В российском законодательстве пользователи электросамокатов и подобных средств передвижения до сих пор приравнены к пешеходам. Это несмотря на то, что такие «пешеходы» летают с космической скоростью по тротуарам и попадают под колеса автомобилей. Даже сфотографировать электросамокатчиков в движении не так просто – настолько высока их скорость.
– В правовом статусе человек на самокате – это пешеход, и он обязан соблюдать Правила дорожного движения. Они обязаны ездить по тротуарам, при их отсутствии – по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Пока больше нет никаких законодательных изменений. Мы их можем привлекать за нарушение ПДД как пешехода. К примеру, если есть тротуар, а человек на самокате движется по проезжей части, то мы его можем привлечь, – говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.Сергей Мельников/Дом журналистов
Самокатчики, в отличие от мотоциклистов, даже шлем надевать не обязаны. Госавтоинспекция пока не имеет серьезных рычагов для воздействия на них.
– ГИБДД, к сожалению, не может внести скоростные ограничения. Это может сделать только арендодатель самокатов. Вообще изначально с ним переговоры велись. Речь шла об ограничении скорости, чтобы не допускать детей к управлению этими самокатами и чтобы более одного человека на один самокат не вставали, – напоминает Наталья Бобылева.
Сейчас никаких ограничений по скорости нет. Самокатчики шныряют между пешеходами, обгоняют велосипедистов, со свистом носятся по общественным территориям, а потом бросают свои средства передвижения где вздумается.
Когда будет наведен порядок?
В наведении порядка с электросамокатами должны быть заинтересованы не только чиновники, но и сами компании, предоставляющие их в аренду, и, что немаловажно, – омичи. Пока о культуре катания на этом средстве передвижения говорить не приходится. В компании Whoosh это поняли и организовали для омичей курсы грамотного и безопасного проката.
![]() |
– Мы работаем над повышением культуры вождения электросамокатов. В ближайшее время планируем совместно провести школу вождения самокатов на улицах города – будем рассказывать омичам о том, как ездить по городу с комфортом, но при этом не нарушая правила и не мешая другим участникам дорожного движения, – пояснили в Whoosh.
Прошедшие месяцы показали, что Омск оказался не готов к появлению этого «урбанистического ноу-хау». С одной стороны, в городе по-прежнему нет подходящей инфраструктуры для развития самокатного движения и правовых принципов размещения электросамокатов, с другой – у самих омичей нет культуры управления этими современными электрическими транспортными средствами. Очевидно, что в Омске нужно не только определить места стоянки электросамокатов, но и организовать для них дорожки, четко определить места, где можно кататься на них, а где нельзя. Деньги, полученные за аренду участков под стоянки самокатов, было бы хорошо направить на организацию специальных дорожек. Там же могли бы ездить и велосипедисты.
В современных городских условиях электросамокат – перспективное средство передвижения. Омичам электросамокаты «зашли», и горожане потихоньку привыкают к кикшеринговым возможностям. Скорее всего, со временем, как и все новое, электросамокаты станут для омичей обыденностью, а стоянки электросамокатов не будут нервировать пешеходов и мешать им.
Сергей Энквист