Поиск

Замначальника Центральной заводской лаборатории завода «Омский каучук» – о творчестве в химии, «мозге» предприятия и горящих глазах студентов.

РИА «Омск-информ» завершает цикл публикаций, посвященный Дню химика (в этом году отмечается 29 мая). Наша история о Надежде Бучацкой, работающей в химической промышленности около 30 лет. Сейчас она заместитель начальника Центральной заводской лаборатории завода «Омского каучука». Надежда Игнатьевна считает, что в сложнейших химических процессах есть место творчеству, а лаборатория на крупном промышленном предприятии – это мозг большого и сложного организма.

Мой путь должен быть связан с химией

Когда я окончила школу, в аттестате было лишь две четверки: по физкультуре и алгебре, остальные пятерки. Я для себя решила, что мой путь должен быть связан с химией. Окончила 56-е училище, где освоила профессию лаборанта химического анализа. Начинала работу пробоотборщиком, потом лаборантом. После этого я поступила в Омский государственный университет на химический факультет. Педагоги вокруг были замечательные, и за время студенчества интерес к профессии не остыл. Почему? Потому что химия – это творческая работа. Каждый раз ты можешь сомневаться и не предполагать даже, какой результат получится. А можешь предполагать, а он получится совсем другой.

«Омский каучук» – простор для творчества

В 2000 году появилась возможность прийти работать на «Омский каучук», в центральную заводскую лабораторию в качестве инженера-химика. Коллектив оказался творческим, каждый день мы держим руку на пульсе. Потому что проводим исследования для оказания помощи цехам, помогаем разрешать оперативно вопросы, которые возникают на производстве.

К примеру, звонит технолог: у нас произошла забивка оборудования. Приносят субстанцию:«Скажите, что это такое?» И голова начинает думать: какой это аппарат, где он стоит в цепочке технологического следования, какие продукты там могут находиться и какие химические реакции протекать. И когда ты это понимаешь, то и знаешь, что именно тебе надо искать. И дальше составляешь конкретный план по обнаружению ионов этих веществ. Некоторые экспресс-методы помогают сказать хотя бы качественно, какие продукты в субстанции присутствуют.

Кроме того, мы разрабатываем методики для анализа промежуточных продуктов. Когда я работала инженером, тоже была автором нескольких методик. Например, методика определения хлоридов в микроколичествах в изопропилбензоле.

Хроматографы – особая любовь

В лаборатории очень много хроматографических методов анализа. Это еще одна моя любовь в жизни. Потому что хроматографический метод анализа – один из самых интересных, я бы сказала, и самых информативных из всех физико-химических методов анализа. Он помогает анализировать смеси веществ, разделять их на компоненты и определять индивидуально каждое вещество в составе и в каком оно количестве. То есть основную задачу аналитической химии – определение качественного и количественного состава – хроматографические методы решают полностью. Например, принесли некую жидкость прозрачную, в которой, скажем, несколько компонентов: бензол, толуол, ксилол, изопропилбензол. С виду просто прозрачная жидкость и совершенно непонятно, что в ней находится. Ее набирают шприцем и вкалывают в прибор хроматограф. Здесь и происходит магия: мы видим, как эта смесь на наших глазах разделяется, делится на каждый компонент. Если построить калибровочную кривую, то можно еще и определить концентрацию каждого вещества. Для меня это творчество в чистом виде.

Наша лаборатория – площадка для старта

К нам приходят студенты. Мы помогаем друг другу: взрослые – своим опытом, а молодежь – новыми знаниями. Глаза у них горят. Я очень люблю работать с выпускниками Омского государственного университета, потому что сама его окончила, и знаю, какие сильные базовые знания там дают. Я очень тяжело расстаюсь с молодыми специалистами, потому что уже привыкаю к ним, как к детям. Многие остаются в коллективе надолго. Здесь есть чему учиться. Представляете, сколько у нас сложных и интересных производств: производство органического синтеза, ВОД и СУГ, мы выпускаем каучуки, а еще есть и вспомогательные цеха. Нужно знать и технологию, и аналитическую химию, и приборную базу. Кстати, молодежь очень хорошо помогает с освоением новых приборов: быстро ориентируется и с программным обеспечением тоже осваивается быстро.

Рука на пульсе цехов

Мы находимся в эпицентре событий и знаем технологии завода и оборудование, все особенности производств. Чтобы решить какую-то нашу проблему ученым со стороны – им нужно зайти на производство, вникнуть, чтобы получить результат. Понадобится потратить много времени, финансовых средств, и не факт, что удастся получить результат. Мы каждый день держим руку на пульсе цехов. Некоторые производственные процессы можем воспроизвести прямо в лаборатории. То, что происходит внутри закрытых резервуаров и труб, у нас будет в нескольких колбочках.

Не имея собственной исследовательской лаборатории внутри завода, можно было бы быстро зайти в тупик. Мы выполняем роль мозга в организме предприятия. Представьте, завод – это живой организм, он также живет, развивается, как человек, иногда болеет. И представляете, врач на удаленке? По телефону. Или вы захотите прийти к врачу, чтобы он вас осмотрел, сделал анализы, поставил диагноз и сделал правильные выводы? Также и мы находимся всегда рядом, знаем все нюансы завода и помогаем каждый день.

Без науки нет движения

После запуска новых производств стало еще интереснее жить. К примеру, изопропилбензол перевели на новую технологию – цеолитного алкилирования – совершенно новая технология, другой уровень. Нашему «Омскому каучуку» в этом году 60 лет, и я уверена, что у него большое будущее.

Мечтаем двигаться еще дальше: чтобы появилась экспериментальная опытно-промышленная установка в лаборатории, чтобы мы могли проводить опытно-экспериментальные работы по технологической части.

Без науки вообще нет движения дальше. Только благодаря науке и исследованиям можно делать шаги вперед. Я всегда своим инженерам говорю: «Вы первые, кто видит то, что получилось, в вашей пробирке или на приборе, вы открываете этот процесс».

Горжусь тем, что люблю свою профессию. И за столько лет она не надоела, я получаю удовольствие от работы. Самое главное для меня – результат. Положительные эмоции, когда ты видишь свою работу. Это кайф, по-другому не скажешь. Бывает сложно, трудно, иногда мы спорим и не соглашаемся друг с другом, но, когда все получается – это здорово. Горжусь тем, что работаю в коллективе замечательных творческих людей, которым так же интересно, как и мне. Как всегда говорю: «Я люблю тех, кто работает так же, как я, с интересом!» (смеется).

Замначальника Центральной заводской лаборатории завода «Омский каучук» – о творчестве в химии, «мозге» предприятия и горящих глазах студентов.

РИА «Омск-информ» завершает цикл публикаций, посвященный Дню химика (в этом году отмечается 29 мая). Наша история о Надежде Бучацкой, работающей в химической промышленности около 30 лет. Сейчас она заместитель начальника Центральной заводской лаборатории завода «Омского каучука». Надежда Игнатьевна считает, что в сложнейших химических процессах есть место творчеству, а лаборатория на крупном промышленном предприятии – это мозг большого и сложного организма.

Мой путь должен быть связан с химией

Когда я окончила школу, в аттестате было лишь две четверки: по физкультуре и алгебре, остальные пятерки. Я для себя решила, что мой путь должен быть связан с химией. Окончила 56-е училище, где освоила профессию лаборанта химического анализа. Начинала работу пробоотборщиком, потом лаборантом. После этого я поступила в Омский государственный университет на химический факультет. Педагоги вокруг были замечательные, и за время студенчества интерес к профессии не остыл. Почему? Потому что химия – это творческая работа. Каждый раз ты можешь сомневаться и не предполагать даже, какой результат получится. А можешь предполагать, а он получится совсем другой.

«Омский каучук» – простор для творчества

В 2000 году появилась возможность прийти работать на «Омский каучук», в центральную заводскую лабораторию в качестве инженера-химика. Коллектив оказался творческим, каждый день мы держим руку на пульсе. Потому что проводим исследования для оказания помощи цехам, помогаем разрешать оперативно вопросы, которые возникают на производстве.

К примеру, звонит технолог: у нас произошла забивка оборудования. Приносят субстанцию:«Скажите, что это такое?» И голова начинает думать: какой это аппарат, где он стоит в цепочке технологического следования, какие продукты там могут находиться и какие химические реакции протекать. И когда ты это понимаешь, то и знаешь, что именно тебе надо искать. И дальше составляешь конкретный план по обнаружению ионов этих веществ. Некоторые экспресс-методы помогают сказать хотя бы качественно, какие продукты в субстанции присутствуют.

Кроме того, мы разрабатываем методики для анализа промежуточных продуктов. Когда я работала инженером, тоже была автором нескольких методик. Например, методика определения хлоридов в микроколичествах в изопропилбензоле.

Хроматографы – особая любовь

В лаборатории очень много хроматографических методов анализа. Это еще одна моя любовь в жизни. Потому что хроматографический метод анализа – один из самых интересных, я бы сказала, и самых информативных из всех физико-химических методов анализа. Он помогает анализировать смеси веществ, разделять их на компоненты и определять индивидуально каждое вещество в составе и в каком оно количестве. То есть основную задачу аналитической химии – определение качественного и количественного состава – хроматографические методы решают полностью. Например, принесли некую жидкость прозрачную, в которой, скажем, несколько компонентов: бензол, толуол, ксилол, изопропилбензол. С виду просто прозрачная жидкость и совершенно непонятно, что в ней находится. Ее набирают шприцем и вкалывают в прибор хроматограф. Здесь и происходит магия: мы видим, как эта смесь на наших глазах разделяется, делится на каждый компонент. Если построить калибровочную кривую, то можно еще и определить концентрацию каждого вещества. Для меня это творчество в чистом виде.

Наша лаборатория – площадка для старта

К нам приходят студенты. Мы помогаем друг другу: взрослые – своим опытом, а молодежь – новыми знаниями. Глаза у них горят. Я очень люблю работать с выпускниками Омского государственного университета, потому что сама его окончила, и знаю, какие сильные базовые знания там дают. Я очень тяжело расстаюсь с молодыми специалистами, потому что уже привыкаю к ним, как к детям. Многие остаются в коллективе надолго. Здесь есть чему учиться. Представляете, сколько у нас сложных и интересных производств: производство органического синтеза, ВОД и СУГ, мы выпускаем каучуки, а еще есть и вспомогательные цеха. Нужно знать и технологию, и аналитическую химию, и приборную базу. Кстати, молодежь очень хорошо помогает с освоением новых приборов: быстро ориентируется и с программным обеспечением тоже осваивается быстро.

Рука на пульсе цехов

Мы находимся в эпицентре событий и знаем технологии завода и оборудование, все особенности производств. Чтобы решить какую-то нашу проблему ученым со стороны – им нужно зайти на производство, вникнуть, чтобы получить результат. Понадобится потратить много времени, финансовых средств, и не факт, что удастся получить результат. Мы каждый день держим руку на пульсе цехов. Некоторые производственные процессы можем воспроизвести прямо в лаборатории. То, что происходит внутри закрытых резервуаров и труб, у нас будет в нескольких колбочках.

Не имея собственной исследовательской лаборатории внутри завода, можно было бы быстро зайти в тупик. Мы выполняем роль мозга в организме предприятия. Представьте, завод – это живой организм, он также живет, развивается, как человек, иногда болеет. И представляете, врач на удаленке? По телефону. Или вы захотите прийти к врачу, чтобы он вас осмотрел, сделал анализы, поставил диагноз и сделал правильные выводы? Также и мы находимся всегда рядом, знаем все нюансы завода и помогаем каждый день.

Без науки нет движения

После запуска новых производств стало еще интереснее жить. К примеру, изопропилбензол перевели на новую технологию – цеолитного алкилирования – совершенно новая технология, другой уровень. Нашему «Омскому каучуку» в этом году 60 лет, и я уверена, что у него большое будущее.

Мечтаем двигаться еще дальше: чтобы появилась экспериментальная опытно-промышленная установка в лаборатории, чтобы мы могли проводить опытно-экспериментальные работы по технологической части.

Без науки вообще нет движения дальше. Только благодаря науке и исследованиям можно делать шаги вперед. Я всегда своим инженерам говорю: «Вы первые, кто видит то, что получилось, в вашей пробирке или на приборе, вы открываете этот процесс».

Горжусь тем, что люблю свою профессию. И за столько лет она не надоела, я получаю удовольствие от работы. Самое главное для меня – результат. Положительные эмоции, когда ты видишь свою работу. Это кайф, по-другому не скажешь. Бывает сложно, трудно, иногда мы спорим и не соглашаемся друг с другом, но, когда все получается – это здорово. Горжусь тем, что работаю в коллективе замечательных творческих людей, которым так же интересно, как и мне. Как всегда говорю: «Я люблю тех, кто работает так же, как я, с интересом!» (смеется).