Поиск

ФАС против нефтяных компаний

Споры крупнейших российских нефтяных компаний с Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС) продолжаются. Представители данного ведомства признают крайнюю монополизированность и закрытость внутреннего рынка нефтепродуктов, что объясняет, по их мнению, высокие цены на нефтепродукты в России.  Напомним, что в феврале нынешнего года ФАС возбудила в отношении четырех нефтяных компаний – "ТНК-ВР Холдинг", "Газпром нефть", "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" – дела о нарушении антимонопольного законодательства из-за роста цен на оптовом рынке нефтепродуктов. Однако, как утверждают в ОАО «Газпром нефть», и оптовые, и розничные цены на нефтепродукты, устанавливаемые, например, сбытовыми предприятиями, формируются на основе устойчивого платежеспособного спроса и условий рынка. Подробности - далее в нашем материале.

Ценообразование на нефтепродукты в России

Главными причинами высоких цен на нефтепродукты в России являются особенности налогообложения и отсутствие единых подходов к ценообразованию, считают специалисты Газпрома. В России, по оценке различных экспертов, более половины (почти 60%) стоимости нефтепродуктов составляют налоги. В частности, около 26,4% в структуре цены составляет НДПИ, около 11,9% - акцизы, 15,4% - НДС и 5,3% - налог на прибыль. И только лишь остальные 40% цены составляют затраты на себестоимость добычи нефти (6,6%), расходы на транспортировку (16,8%), и лишь 10% - собственно прибыль нефтяников и 6,2% - прибыль заправок.

Поэтому на вопрос, почему в России как нефтедобывающей стране бензин дороже, чем в странах, не ведущих собственную нефтедобычу, - очень простой.  В условиях глобализации рынка и свободного товарного обмена между странами различия в ценах в существенной мере нивелируются и обусловлены, прежде всего, спецификой налогообложения в каждой конкретной стране.

Кстати, утверждения о том, что цены в РФ выше, не вполне корректны. Так, по данным агентства EIA, средние розничные цены бензина на середину февраля по выборке европейских стран (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания) составляют от 5 - 6 долларов за галлон, что эквивалентно 50-60 руб. за литр и выше. В частности, в пересчёте на численность населения, добыча нефти в Норвегии на каждого жителя в 6 раз превышает добычу в РФ на каждого россиянина, а эквивалентная стоимость бензина на АЗС составляет на сегодня свыше 55 руб/литр.

При этом даже в период максимального подъёма рынка нефтепродуктов цены на бензин на АЗС Российской Федерации не превышали уровень 28 руб. (1,19 доллара за литр по курсу июля 1$=23,5 руб.) за литр 95-го бензина. А по состоянию на сегодняшний день российские автомобилисты в среднем платят от 18 до 22 руб. за литр ($0.5 - $0.6)

Почему в США бензин дешевле?

Есть, правда, уникальный пример – США, где бензин действительно дешев. Ответ на вопрос, почему в США топливо дешевле, чем в России, заключается в том, что в одном литре продаваемого в Америке бензина содержится всего 11% налоговой нагрузки. Во всех странах Западной Европы цены на топливо всегда были выше, чем в России – несмотря на то, что рынки стран сопоставимы, многие российские заводы находятся в европейской части и барьеров к транспортировке нефтепродуктов нет, а дизель и мазут российского производства являются крайне востребованными продуктами. Тем не менее, рынки европейских стран, в том числе нефтедобывающих, - таких, как Норвегия, где на душу населения добывается в 6 раз больше нефти, чем в России, работают в гораздо более высоком ценовом режиме по сравнению с российским рынком.

 

Почти 59% прибыли от добычи и переработки нефти забирает государство

Второй вопрос – это собственно цена. В настоящий момент единой позиции и подходов в оценке ценообразования на рынке нефтепродуктов не существует. Определение монопольного положения, его трактовки, а также правила игры представителям нефтяных компаний на сегодняшний день непонятны. Формализация ценообразования может быть полезной в случае, если правительственные органы заложат конкретное условие в политику ценообразования на российские нефтепродукты – к примеру, участие в биржевых торгах или ориентация на котировки какого-либо независимого агентства. Поскольку сейчас такого принципа не существует, и ФАС не устраивают индикативные котировки агентств, любая цена на нефтепродукты при такой трактовке может быть признана неадекватной.

Сейчас при ценообразовании нефтяные компании ориентируются на мониторинг цен независимыми информационными агентствами (КОРТЕС, Аргус, Platts). При наличии практически единственного ценового индикатора баланса спроса и предложения нужны согласованные действия регулирующих органов и отраслевых игроков по созданию рыночной среды и понятных всем индикаторов. Ключевое направление для совершенствования механизма ценообразования - создание товарно-сырьевых бирж.

РИА «Омск-Информ» попросило прокомментировать ситуацию с ростом цен на нефтепродукты представителей «Газпром нефти».  Пресс-секретарь компании Екатерина Стенякина пояснила нам следующее:

- Методика ценообразования на нефтепродукты, реализуемые компанией «Газпром нефть», - это методика свободного рынка: компания ведет свою деятельность в конкурентной среде. Цены на нефтепродукты, устанавливаемые сбытовыми предприятиями ОАО «Газпром нефть», формируются на основе устойчивого платежеспособного спроса. Основными факторами, влияющими на формирование розничных цен, являются баланс спроса и предложения в каждом конкретном регионе, а также актуальная ситуация на мировом рынке нефти.  Специфика розничного рынка нефтепродуктов заключается в его большей инертности в сравнении с оптовым рынком: розница реагирует на изменение цен с сильным опозданием.

Тем не менее, и оптовые, и розничные цены на нефтепродукты, реализуемые сбытовыми предприятиями ОАО «Газпром нефть», формируются исходя из условий актуальной рыночной ситуации. В настоящее время на рост цен в розничном секторе оказывает влияние фактор сезонного увеличения спроса, следствием которого является нарастающий дефицит бензина марки АИ-92.

ФАС против нефтяных компаний

Споры крупнейших российских нефтяных компаний с Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС) продолжаются. Представители данного ведомства признают крайнюю монополизированность и закрытость внутреннего рынка нефтепродуктов, что объясняет, по их мнению, высокие цены на нефтепродукты в России.  Напомним, что в феврале нынешнего года ФАС возбудила в отношении четырех нефтяных компаний – "ТНК-ВР Холдинг", "Газпром нефть", "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" – дела о нарушении антимонопольного законодательства из-за роста цен на оптовом рынке нефтепродуктов. Однако, как утверждают в ОАО «Газпром нефть», и оптовые, и розничные цены на нефтепродукты, устанавливаемые, например, сбытовыми предприятиями, формируются на основе устойчивого платежеспособного спроса и условий рынка. Подробности - далее в нашем материале.

Ценообразование на нефтепродукты в России

Главными причинами высоких цен на нефтепродукты в России являются особенности налогообложения и отсутствие единых подходов к ценообразованию, считают специалисты Газпрома. В России, по оценке различных экспертов, более половины (почти 60%) стоимости нефтепродуктов составляют налоги. В частности, около 26,4% в структуре цены составляет НДПИ, около 11,9% - акцизы, 15,4% - НДС и 5,3% - налог на прибыль. И только лишь остальные 40% цены составляют затраты на себестоимость добычи нефти (6,6%), расходы на транспортировку (16,8%), и лишь 10% - собственно прибыль нефтяников и 6,2% - прибыль заправок.

Поэтому на вопрос, почему в России как нефтедобывающей стране бензин дороже, чем в странах, не ведущих собственную нефтедобычу, - очень простой.  В условиях глобализации рынка и свободного товарного обмена между странами различия в ценах в существенной мере нивелируются и обусловлены, прежде всего, спецификой налогообложения в каждой конкретной стране.

Кстати, утверждения о том, что цены в РФ выше, не вполне корректны. Так, по данным агентства EIA, средние розничные цены бензина на середину февраля по выборке европейских стран (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания) составляют от 5 - 6 долларов за галлон, что эквивалентно 50-60 руб. за литр и выше. В частности, в пересчёте на численность населения, добыча нефти в Норвегии на каждого жителя в 6 раз превышает добычу в РФ на каждого россиянина, а эквивалентная стоимость бензина на АЗС составляет на сегодня свыше 55 руб/литр.

При этом даже в период максимального подъёма рынка нефтепродуктов цены на бензин на АЗС Российской Федерации не превышали уровень 28 руб. (1,19 доллара за литр по курсу июля 1$=23,5 руб.) за литр 95-го бензина. А по состоянию на сегодняшний день российские автомобилисты в среднем платят от 18 до 22 руб. за литр ($0.5 - $0.6)

Почему в США бензин дешевле?

Есть, правда, уникальный пример – США, где бензин действительно дешев. Ответ на вопрос, почему в США топливо дешевле, чем в России, заключается в том, что в одном литре продаваемого в Америке бензина содержится всего 11% налоговой нагрузки. Во всех странах Западной Европы цены на топливо всегда были выше, чем в России – несмотря на то, что рынки стран сопоставимы, многие российские заводы находятся в европейской части и барьеров к транспортировке нефтепродуктов нет, а дизель и мазут российского производства являются крайне востребованными продуктами. Тем не менее, рынки европейских стран, в том числе нефтедобывающих, - таких, как Норвегия, где на душу населения добывается в 6 раз больше нефти, чем в России, работают в гораздо более высоком ценовом режиме по сравнению с российским рынком.

 

Почти 59% прибыли от добычи и переработки нефти забирает государство

Второй вопрос – это собственно цена. В настоящий момент единой позиции и подходов в оценке ценообразования на рынке нефтепродуктов не существует. Определение монопольного положения, его трактовки, а также правила игры представителям нефтяных компаний на сегодняшний день непонятны. Формализация ценообразования может быть полезной в случае, если правительственные органы заложат конкретное условие в политику ценообразования на российские нефтепродукты – к примеру, участие в биржевых торгах или ориентация на котировки какого-либо независимого агентства. Поскольку сейчас такого принципа не существует, и ФАС не устраивают индикативные котировки агентств, любая цена на нефтепродукты при такой трактовке может быть признана неадекватной.

Сейчас при ценообразовании нефтяные компании ориентируются на мониторинг цен независимыми информационными агентствами (КОРТЕС, Аргус, Platts). При наличии практически единственного ценового индикатора баланса спроса и предложения нужны согласованные действия регулирующих органов и отраслевых игроков по созданию рыночной среды и понятных всем индикаторов. Ключевое направление для совершенствования механизма ценообразования - создание товарно-сырьевых бирж.

РИА «Омск-Информ» попросило прокомментировать ситуацию с ростом цен на нефтепродукты представителей «Газпром нефти».  Пресс-секретарь компании Екатерина Стенякина пояснила нам следующее:

- Методика ценообразования на нефтепродукты, реализуемые компанией «Газпром нефть», - это методика свободного рынка: компания ведет свою деятельность в конкурентной среде. Цены на нефтепродукты, устанавливаемые сбытовыми предприятиями ОАО «Газпром нефть», формируются на основе устойчивого платежеспособного спроса. Основными факторами, влияющими на формирование розничных цен, являются баланс спроса и предложения в каждом конкретном регионе, а также актуальная ситуация на мировом рынке нефти.  Специфика розничного рынка нефтепродуктов заключается в его большей инертности в сравнении с оптовым рынком: розница реагирует на изменение цен с сильным опозданием.

Тем не менее, и оптовые, и розничные цены на нефтепродукты, реализуемые сбытовыми предприятиями ОАО «Газпром нефть», формируются исходя из условий актуальной рыночной ситуации. В настоящее время на рост цен в розничном секторе оказывает влияние фактор сезонного увеличения спроса, следствием которого является нарастающий дефицит бензина марки АИ-92.