Поиск

Старший преподаватель кафедры «Химия и химическая технология» Омского политеха рассказал о безграничных возможностях газа метан.

РИА «Омск-информ» начинает серию публикаций, посвященных Дню химика. В этом году он отмечается 29 мая. Мы расскажем о настоящих профессионалах этой отрасли, которая стала одной из важнейших в современной экономике.

Первый герой проекта – старший преподаватель кафедры «Химия и химическая технология» Омского государственного технического университета Артем Слептерев. О его компетентности говорит не только солидный научно-педагогический стаж (более 21 года), но и положительные отзывы студентов как об искренне заинтересованном своей профессией, всегда готовом пойти навстречу педагоге.

На протяжении двух десятилетий Артем Слептерев занимается новейшими высокоэкологичными разработками. Сначала сферой его интересов была выработка электричества из шахтного метана, теперь же химик изучает способы получения экологически чистых топлив из углеводородного сырья.

В химии оказался случайно

Если честно, я нашел свое призвание к химии случайно. В 1995 году, когда учился 11-м классе, попал в химическую школу при Омском государственном университете. По радио объявили подготовительный набор с перспективой дальнейшего поступления в вуз. Родители предложили попробовать.

В химической школе мне все понравилось. У нас вели занятия педагоги с химического факультета ОмГУ. Интерес появился сразу, за 7 месяцев втянулся настолько, что пришел поступать на этот факультет.

Главное отличие от школьного курса химии в том, что в университете можно реально поработать в лаборатории. Мы увидели многочисленные колбы, пробирки и сами участвовали в экспериментах. Поэтому возможность самостоятельно проводить опыты сыграла решающую роль в выборе будущей профессии.

Синтезировали 26 новых соединений

Наибольшее любопытство вызывала аналитическая химия. Мы проверяли воду на жесткость и молоко на кальций. Сама химия чрезвычайно увлекательная наука! Обычный человек никогда не задумывается о составе продукта. А мы анализировали на практике то, чем пользуемся в повседневной жизни.

Химия многообразна, в ней очень много различных направлений. После третьего курса меня потянуло в сторону органической химии. Когда писал диплом, мы синтезировали 26 новых химических соединений, которых в мире еще не существовало. Эти разработки впоследствии были использованы в медицине для изготовления препаратов, улучшающих свертываемость крови.

Потом я продолжил обучение в аспирантуре Омского филиала Института катализа (г. Новосибирск). Это научно-исследовательский институт мирового уровня. Если вы посмотрите, то большинство химических процессов происходят с помощью катализаторов. Но наиболее востребован катализ в нефтепереработке и нефтехимии.

Про «химию» в химии, или Не ставить себя выше студента

В 2003 году мне предложили преподавать в Омском государственном техническом университете. Как вчерашний студент, очень быстро втянулся и сейчас точно уже не откажусь. Это мое однозначно. Понимаю, чтобы со студентами мы делаем общую работу. Они получают знания, а моя задача – дать все необходимое для этого.

Считаю, что не надо ставить себя выше студента, ведь через 2-3 года он может стать твоим коллегой. Что не раз происходило впоследствии. Преподаватель должен заинтересовать, привить любовь к предмету. Если делать это жестко, то интереса к химии не будет. Надо не спугнуть эту любовь к профессии.

Электричество из метана и катализаторы в нефтехимии

Изначально я занимался изучением утилизации шахтного метана. Когда из пластов извлекают уголь, выделяется этот газ. Он концентрируется внутри шахт, что приводит к взрывам. Кроме того, это парниковый газ, который разрушает озоновый слой Земли. Я как раз думал о решении этой проблемы. И работал над способами каталитической утилизации метана. При сжигании газа образуется тепло, которое потом аккумулируется в водяной пар и в конечном счете – в электричество.

Таким образом можно было бы решить экологическую проблему и обеспечить нужную инфраструктуру. Я работал над расчетами, чтобы с помощью организации станции и подстанции при шахтах появилась возможность самостоятельно снабжать электричеством.

Разумеется, на реализацию проекта нужны немалые средства. Идея родилась в Европе, в Польше и Германии множество угольных шахт. Это был общий проект, в котором были заинтересованы многие страны. На территории бывшего СССР много угольных бассейнов: в Кемеровской области, Донбассе, Казахстане. И вопрос использования метана и ликвидации экологической катастрофы стоит очень остро. Наш проект дошел до пилотных масштабов. Но прекратился. Скорее всего, это связано с финансированием.

Бензин и дизель: переходим с нефти на природный газ

Сфера моих интересов менялась. Раньше занимался катализом в области защиты экологии, а теперь ближе к нефтепереработке. Сейчас больше всего волнует, как получать моторные топлива из нетрадиционного сырья, одновременно сохраняя их качества и свойства. В ближайшие годы все равно никто не откажется от бензина и дизеля, хотя многие говорят о водородных и электродвигателях.

На сегодня есть разные варианты получения моторных топлив. В последние годы складывается тенденция использовать в исследованиях в качестве основы для изготовления топлива не нефть, а природный газ. Потому что газа в природе в несколько раз больше, чем нефти.

Природный газ более экологичен, в нем меньше вредных примесей. Мы как раз занимаемся запуском установки по проведению гидропроцессов с участием водорода. Это одно из ключевых направлений переработки углеводородного сырья с целью получения топлив высоких качеств.

Но для успешного взаимодействия университета с производствами нужно сформировать научную школу. Она сейчас организовывается, но результаты будут не раньше чем через 5–10 лет. И заграничный опыт для этого не обязателен. У нас своя база в стране, и нет необходимости ехать куда-то за рубеж.

Убежден, что надо развивать газохимическую отрасль: апробировать и затем внедрять результаты исследований в промышленность.

Химия безгранична

Казалось бы, все уже открыли и придумали. Но химия безгранична. Всегда есть неисследованные уголки в химии, которые предстоит изучить. И в этом огромный интерес.

Эта наука поможет нам в освоении космоса. Например, построить космическую станцию на Луне, чтобы минимизировать затраты при исследовании удаленных от Земли планет.

Хотя на Луне нет нефти, газа и любой органики, она богата различными минералами и изотопом гелия-3, который можно использовать в термоядерных реакциях, химики точно будут первыми при колонизации.

Химия позволяет синтезировать все. Есть такая шутка: из метана можно получить сметану. Эта шуточная поговорка не лишена реальной основы: если постараться, возможно все.

Старший преподаватель кафедры «Химия и химическая технология» Омского политеха рассказал о безграничных возможностях газа метан.

РИА «Омск-информ» начинает серию публикаций, посвященных Дню химика. В этом году он отмечается 29 мая. Мы расскажем о настоящих профессионалах этой отрасли, которая стала одной из важнейших в современной экономике.

Первый герой проекта – старший преподаватель кафедры «Химия и химическая технология» Омского государственного технического университета Артем Слептерев. О его компетентности говорит не только солидный научно-педагогический стаж (более 21 года), но и положительные отзывы студентов как об искренне заинтересованном своей профессией, всегда готовом пойти навстречу педагоге.

На протяжении двух десятилетий Артем Слептерев занимается новейшими высокоэкологичными разработками. Сначала сферой его интересов была выработка электричества из шахтного метана, теперь же химик изучает способы получения экологически чистых топлив из углеводородного сырья.

В химии оказался случайно

Если честно, я нашел свое призвание к химии случайно. В 1995 году, когда учился 11-м классе, попал в химическую школу при Омском государственном университете. По радио объявили подготовительный набор с перспективой дальнейшего поступления в вуз. Родители предложили попробовать.

В химической школе мне все понравилось. У нас вели занятия педагоги с химического факультета ОмГУ. Интерес появился сразу, за 7 месяцев втянулся настолько, что пришел поступать на этот факультет.

Главное отличие от школьного курса химии в том, что в университете можно реально поработать в лаборатории. Мы увидели многочисленные колбы, пробирки и сами участвовали в экспериментах. Поэтому возможность самостоятельно проводить опыты сыграла решающую роль в выборе будущей профессии.

Синтезировали 26 новых соединений

Наибольшее любопытство вызывала аналитическая химия. Мы проверяли воду на жесткость и молоко на кальций. Сама химия чрезвычайно увлекательная наука! Обычный человек никогда не задумывается о составе продукта. А мы анализировали на практике то, чем пользуемся в повседневной жизни.

Химия многообразна, в ней очень много различных направлений. После третьего курса меня потянуло в сторону органической химии. Когда писал диплом, мы синтезировали 26 новых химических соединений, которых в мире еще не существовало. Эти разработки впоследствии были использованы в медицине для изготовления препаратов, улучшающих свертываемость крови.

Потом я продолжил обучение в аспирантуре Омского филиала Института катализа (г. Новосибирск). Это научно-исследовательский институт мирового уровня. Если вы посмотрите, то большинство химических процессов происходят с помощью катализаторов. Но наиболее востребован катализ в нефтепереработке и нефтехимии.

Про «химию» в химии, или Не ставить себя выше студента

В 2003 году мне предложили преподавать в Омском государственном техническом университете. Как вчерашний студент, очень быстро втянулся и сейчас точно уже не откажусь. Это мое однозначно. Понимаю, чтобы со студентами мы делаем общую работу. Они получают знания, а моя задача – дать все необходимое для этого.

Считаю, что не надо ставить себя выше студента, ведь через 2-3 года он может стать твоим коллегой. Что не раз происходило впоследствии. Преподаватель должен заинтересовать, привить любовь к предмету. Если делать это жестко, то интереса к химии не будет. Надо не спугнуть эту любовь к профессии.

Электричество из метана и катализаторы в нефтехимии

Изначально я занимался изучением утилизации шахтного метана. Когда из пластов извлекают уголь, выделяется этот газ. Он концентрируется внутри шахт, что приводит к взрывам. Кроме того, это парниковый газ, который разрушает озоновый слой Земли. Я как раз думал о решении этой проблемы. И работал над способами каталитической утилизации метана. При сжигании газа образуется тепло, которое потом аккумулируется в водяной пар и в конечном счете – в электричество.

Таким образом можно было бы решить экологическую проблему и обеспечить нужную инфраструктуру. Я работал над расчетами, чтобы с помощью организации станции и подстанции при шахтах появилась возможность самостоятельно снабжать электричеством.

Разумеется, на реализацию проекта нужны немалые средства. Идея родилась в Европе, в Польше и Германии множество угольных шахт. Это был общий проект, в котором были заинтересованы многие страны. На территории бывшего СССР много угольных бассейнов: в Кемеровской области, Донбассе, Казахстане. И вопрос использования метана и ликвидации экологической катастрофы стоит очень остро. Наш проект дошел до пилотных масштабов. Но прекратился. Скорее всего, это связано с финансированием.

Бензин и дизель: переходим с нефти на природный газ

Сфера моих интересов менялась. Раньше занимался катализом в области защиты экологии, а теперь ближе к нефтепереработке. Сейчас больше всего волнует, как получать моторные топлива из нетрадиционного сырья, одновременно сохраняя их качества и свойства. В ближайшие годы все равно никто не откажется от бензина и дизеля, хотя многие говорят о водородных и электродвигателях.

На сегодня есть разные варианты получения моторных топлив. В последние годы складывается тенденция использовать в исследованиях в качестве основы для изготовления топлива не нефть, а природный газ. Потому что газа в природе в несколько раз больше, чем нефти.

Природный газ более экологичен, в нем меньше вредных примесей. Мы как раз занимаемся запуском установки по проведению гидропроцессов с участием водорода. Это одно из ключевых направлений переработки углеводородного сырья с целью получения топлив высоких качеств.

Но для успешного взаимодействия университета с производствами нужно сформировать научную школу. Она сейчас организовывается, но результаты будут не раньше чем через 5–10 лет. И заграничный опыт для этого не обязателен. У нас своя база в стране, и нет необходимости ехать куда-то за рубеж.

Убежден, что надо развивать газохимическую отрасль: апробировать и затем внедрять результаты исследований в промышленность.

Химия безгранична

Казалось бы, все уже открыли и придумали. Но химия безгранична. Всегда есть неисследованные уголки в химии, которые предстоит изучить. И в этом огромный интерес.

Эта наука поможет нам в освоении космоса. Например, построить космическую станцию на Луне, чтобы минимизировать затраты при исследовании удаленных от Земли планет.

Хотя на Луне нет нефти, газа и любой органики, она богата различными минералами и изотопом гелия-3, который можно использовать в термоядерных реакциях, химики точно будут первыми при колонизации.

Химия позволяет синтезировать все. Есть такая шутка: из метана можно получить сметану. Эта шуточная поговорка не лишена реальной основы: если постараться, возможно все.