Поиск

Новая услуга по прокату электросамокатов оказалась сверхпопулярной у омичей, но привела к острому конфликту бизнеса с городскими властями.

В начале апреля в Омск зашел крупный сервис по кикшерингу электросамокатов. Его фишка – средства передвижения расположены по городу таким образом, чтобы жители могли не возвращать их на место. Всего на улицах планировалось разместить более 1000 единиц техники.

На сегодняшний день электросамокаты можно наблюдать буквально повсюду: вдоль магистралей и в местах массового скопления пешеходов. Появление новых устройств вызвало большой общественный резонанс, однако у бизнеса возникли серьезные проблемы с мэрией.

Самокатам в парках не место

Чиновники уверяют, что владельцы сервиса не оповестили их о своем приходе, чем навлекли целый ряд санкций. Уже через неделю после прихода в Омск черно-желтым самокатам запретили появляться в ряде парков, мотивируя это отсутствием инфраструктуры.

 Речь идет о парке 30-летия ВЛКСМ, Советском парке, саде «Сибирь» и саде имени С.М. Кирова.

– Парк – место массового пребывания людей, пешеходная зона, в настоящее время нет соответствующей инфраструктуры для электросамокатов, – пояснили в МП «Парк 30-летия ВЛКСМ».

В городской администрации уточнили – электросамокаты могут представлять опасность для пешеходов. 

– Муниципальное предприятие является арендатором земельных участков парков «Советский» и имени 30-летия ВЛКСМ и несет ответственность за комфортное нахождение посетителей. На территориях парков есть большие пешеходные транзиты, гуляют маленькие дети, и передвижение в парках на электросамокатах небезопасно, – подчеркнули в горадминистрации.

Подобные ограничения введены в парке «Зеленый остров». Средства передвижения, оставленные владельцами сервиса, убрали на хоздвор.

– Я за то, чтобы парк был для пешеходов. Где есть возможность покататься – почему бы и нет. Мы ограничим в парке этот транспорт, – категорично высказался директор БУ «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей Сокин, отвечающий за развитие «Зеленого острова».

Война машин и людей

Ситуация накалилась все больше на этой неделе: войну электросамокатам объявили администрации округов. Технике придали статус самовольно размещенного имущества. Главы Советского и Центрального округов подписали документы, запрещающие самокатам находиться на муниципальных землях.

Согласно распоряжению главы Центрального округа Амангельды Мендубаева, владельцы самокатов должны добровольно убрать технику с улиц округа не позднее 22 апреля. Иначе это сделает Управление дорожного хозяйства и благоустройства в срок. Электросамокаты грозятся вывезти на охраняемую стоянку в 10-м Семиреченском переулке.

Копии документа направлены в «Омскэлектро» и «Омскую энергосбытовую компанию», чтобы организации отключили самокаты от электроэнергии, а также расторгли договоры по энергосбережению с прокатчиками.

В департаменте общественной безопасности РИА «Омск-информ» рассказали о переговорах владельцев сервиса с представителями мэрии. Судя по всему, стороны так и не пришли к согласию. Спустя время в горадминистрации объявили, что размещение этих средств передвижения признано незаконным.

– На сегодняшний день соглашения между администрацией города Омска и данной организацией либо иных документов, разрешающих осуществлять деятельность на муниципальной земле, отсутствуют. Следовательно, размещение электросамокатов на территории города Омска является незаконным, – заявили о своей позиции в мэрии.

Прокатчику дали 7 дней, чтобы убрать технику с улиц Омска. Иначе самокаты переместят на штрафстоянку, а с владельцев сервиса взыщут сумму неосновательного обогащения за незаконное пользование муниципальными землями.

В свою очередь, компания, занимающаяся прокатом, недоумевает, из-за чего новый сервис восприняли «в штыки». Как утверждает пресс-секретарь сервиса Денис Балакирев, мэрия наотрез отказалась от подписания предложенного компанией соглашения.

– Компания не отказывалась от оплаты аренды, поскольку не получала конкретных предложений и данных о стоимости аренды. Организация проинформировала мэрию Омска о планах по запуску сервиса и представила проект соглашения, основанный на аналогичных соглашениях с другими городами присутствия (в том числе – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и так далее), в котором оговариваются правила работы сервиса, парковки самокатов и обязательства сервиса по обеспечению порядка и безопасности использования электросамокатов. Мэрия города Омска отказалась от подписания соглашения и по непонятным для нас причинам решила перейти от диалога к санкционной и ультимативной риторике в публичном пространстве, – высказался представитель прокатчика.

Он добавил, что жителям Омска новый сервис, что называется, «зашел»: за первые 10 дней работы в городе приложение Whoosh установили более 7000 пользователей, совершившие несколько десятков тысяч поездок. 

Мнение ГИБДД: нужен федеральный закон

В Управлении ГИБДД по Омской области считают, что назрела потребность в федеральном законе, который бы придал электросамокатам статус транспортного средства, следовательно, полноправного участника дорожного движения.

– Сервис кикшеринга электросамокатов не уведомляет Госавтоинспекцию о приходе в город. Сейчас человек на такой технике приравнивается к пешеходу, поскольку пока нет изменений в Правилах дорожного движения. Электросамокаты очень опасны: движение происходит по краю проезжей части, а у нас не все участки дороги приспособлены для этого: есть выбоины, неровности. В связи с этим многие парки Омска запретили прокат этих устройств на своих территориях, – отметила пресс-секретарь УГИБДД по Омской области Наталья Бобылева.

Особенно много опасностей таит эта техника для детей.

– Родителям нужно понимать, что электросамокат развивает большую скорость. И даже скорость 15 километров в час может вызвать падение. Нужно обучать ребенка правильно двигаться и применять средства защиты от падений. Эти устройства не приравниваются к велосипедам, потому что у них больше мощность. И по закону не являются транспортным средством, поэтому регламентировать и упорядочить передвижение этой техники пока не представляется возможным, – резюмировала Бобылева.

Что думают омичи?

В пыли этой борьбы властей и бизнеса в стороне остались потребители сервиса – жители Омска. Их мнения никто не спросил. Исправляем этот недостаток.

Две подруги, прогуливающиеся после заката в сквере имени Дзержинского, настроены позитивно по отношению к новой технике. Они и сами готовы попробовать, но признаются – боязно.

– Мне хочется, чтобы пользователи проходили какую-то учебу и понимали ответственность. Нужны нормативные акты, которые регулируют, во-первых, возраст, потому что ездят юные пионеры как попало. И во-вторых, должна быть предусмотрена ответственность за нарушения. Мне очень нравится, что люди едут и радуются жизни: поют, разговаривают по телефону, – делится одна из подруг Татьяна.

Молодая омичка по имени Светлана, наслаждающаяся весенним теплом на лавочке, в целом настроена против электросамокатов. Но сходится во мнении с предыдущими респондентами, что любителей этого средства передвижения надо научить им пользоваться.

– Надо обучить людей вождению электросамокатов, потому что меня саму сбивал велосипедист. Лежала в больнице с черепно-мозговой травмой. Недавно выходила из-за столба на тротуар, и на меня вылетел самокат, еле успела отскочить. Они носятся по тротуарам, а там же дети! Дорога для самокатов и велосипедов есть на набережной и в сквере имени Дзержинского. Возможно, нужно устанавливать стенды перед входом на эту дорожку. Все это, конечно, здорово. Но люди не привыкли этим пользоваться. А если впрыснули в народ что-то такое фонтаном, так и начнется анархия, – говорит омичка и просит указать, что она за спорт и за здоровый образ жизни.

На набережной возле «Омской крепости» мнения людей тоже разделились. Молодые омичи Елизавета и Александр высказались в пользу электросамокатов.

– Это же замечательно, что у людей появилось еще одно средство передвижения! Электросамокат – современный транспорт, вполне себе хороший. Мы, правда, любим ходить пешком, – улыбается Александр.

Пенсионерка, любовавшаяся Иртышом в лучах апрельского солнца возле Воскресенского сквера, уверена, что велосипеды безопаснее и здоровее электросамокатов.

– Знаете, лучше велосипеды, чем самокаты. Потому что на велосипеде человек двигается, а на электросамокате стоит и зарабатывает себе болячки на старости лет. Плюс несутся же, нужно такое внимание, потому что не дай бог. Это пассивное времяпрепровождение. Я однозначно против, – рассуждает Вера Яковлевна.

Две подруги зрелого возраста, отдыхающие в скверике после обеда, признались, что избегать столкновений с пользователями электросамокатов становится все сложней.

– Вы же видите, безобразничают на этих самокатах. Катаются по двое, по трое, с детьми. Бросили и пошли. Эта техника только мешает в городе, – считают омички.

Еще один встреченный нами пешеход с дружелюбнейшим золотистым ретривером Лордом оказался известным композитором Сергеем Долгушиным, автором музыки для спектаклей омского ТЮЗа. Он сразу же расставил все точки над i: успех сервиса зависит от настроя властей.

– Тут нужно рассуждать иначе: насколько самокаты согласуются с интересами городской администрации? Если есть возможность взять хоть что-то для бюджета, то такому сервису дадут развиваться. Но здесь об интересах омичей речи не идет. Сами горожане катаются с удовольствием. Считаю, что затея хорошая. Единственное, что нужно установить ограничения по возрасту. Необходимо запретить пользоваться сервисом детям до 15–16 лет, а в противном случае ввести какую-то ответственность, – полагает Сергей Долгушин.

Мнение местного прокатчика: иногородний оператор не конкурент

Представитель местной компании по прокату электросамокатов уверен: новый игрок им не конкурент из-за высокой, чем у омичей, стоимости.

– Они нам не особо составили конкуренцию. У нас цены намного лояльнее, и оформление там сложнее. Пока жалоб на качество техники не было, но посмотрим на них через месяц – эти электросамокаты бросают где попало. Их могут брать люди в неадекватном состоянии, что само по себе опасно. Этот сервис сравним с каршерингом, когда пользователь не бережет арендуемую машину. Так и здесь. Мы за исправностью техники постоянно следим, – поведал управляющий сервисом проката на Иртышской набережной, представившийся Сэмом Браузманом.

Местный «прокатный» оператор утверждает, что не испытывает дефицита клиентов и намерен в нынешнем году базироваться на Иртышской набережной, набережной Тухачевского и на «Зеленом острове».

Самокатчикам и мэрии нужно договариваться

Подводя итоги рассуждениям, можно сказать следующее. Сервис с электросамокатами действительно нужен городу, не избалованному гаджетами для спорта и отдыха.

Но вот, может, не стоит устанавливать в таком количестве? И дозрели ли омичи до цивилизованной езды на этой технике, непонятно. Хотя в целом горожане расположены к новой услуге.

Успех кикшеринга в Омске зависит от того, смогут ли власти и прокатчик прийти к согласию. Как показывает практика, руководители города и области не особо мобильны в плане разрешений, но реагируют мгновенно, если надо что-то запретить.

Остается надеяться, что владельцу сервиса удастся договориться с мэрией, а омичи смогут кататься безопасно и в отведенных для этого местах. И конечно, нужно следить, чтобы на электросамокатах не гоняли подростки. Сейчас, по наблюдениями автора этого материала, они составляют львиную долю пользователей нового сервиса.

Новая услуга по прокату электросамокатов оказалась сверхпопулярной у омичей, но привела к острому конфликту бизнеса с городскими властями.

В начале апреля в Омск зашел крупный сервис по кикшерингу электросамокатов. Его фишка – средства передвижения расположены по городу таким образом, чтобы жители могли не возвращать их на место. Всего на улицах планировалось разместить более 1000 единиц техники.

На сегодняшний день электросамокаты можно наблюдать буквально повсюду: вдоль магистралей и в местах массового скопления пешеходов. Появление новых устройств вызвало большой общественный резонанс, однако у бизнеса возникли серьезные проблемы с мэрией.

Самокатам в парках не место

Чиновники уверяют, что владельцы сервиса не оповестили их о своем приходе, чем навлекли целый ряд санкций. Уже через неделю после прихода в Омск черно-желтым самокатам запретили появляться в ряде парков, мотивируя это отсутствием инфраструктуры.

 Речь идет о парке 30-летия ВЛКСМ, Советском парке, саде «Сибирь» и саде имени С.М. Кирова.

– Парк – место массового пребывания людей, пешеходная зона, в настоящее время нет соответствующей инфраструктуры для электросамокатов, – пояснили в МП «Парк 30-летия ВЛКСМ».

В городской администрации уточнили – электросамокаты могут представлять опасность для пешеходов. 

– Муниципальное предприятие является арендатором земельных участков парков «Советский» и имени 30-летия ВЛКСМ и несет ответственность за комфортное нахождение посетителей. На территориях парков есть большие пешеходные транзиты, гуляют маленькие дети, и передвижение в парках на электросамокатах небезопасно, – подчеркнули в горадминистрации.

Подобные ограничения введены в парке «Зеленый остров». Средства передвижения, оставленные владельцами сервиса, убрали на хоздвор.

– Я за то, чтобы парк был для пешеходов. Где есть возможность покататься – почему бы и нет. Мы ограничим в парке этот транспорт, – категорично высказался директор БУ «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей Сокин, отвечающий за развитие «Зеленого острова».

Война машин и людей

Ситуация накалилась все больше на этой неделе: войну электросамокатам объявили администрации округов. Технике придали статус самовольно размещенного имущества. Главы Советского и Центрального округов подписали документы, запрещающие самокатам находиться на муниципальных землях.

Согласно распоряжению главы Центрального округа Амангельды Мендубаева, владельцы самокатов должны добровольно убрать технику с улиц округа не позднее 22 апреля. Иначе это сделает Управление дорожного хозяйства и благоустройства в срок. Электросамокаты грозятся вывезти на охраняемую стоянку в 10-м Семиреченском переулке.

Копии документа направлены в «Омскэлектро» и «Омскую энергосбытовую компанию», чтобы организации отключили самокаты от электроэнергии, а также расторгли договоры по энергосбережению с прокатчиками.

В департаменте общественной безопасности РИА «Омск-информ» рассказали о переговорах владельцев сервиса с представителями мэрии. Судя по всему, стороны так и не пришли к согласию. Спустя время в горадминистрации объявили, что размещение этих средств передвижения признано незаконным.

– На сегодняшний день соглашения между администрацией города Омска и данной организацией либо иных документов, разрешающих осуществлять деятельность на муниципальной земле, отсутствуют. Следовательно, размещение электросамокатов на территории города Омска является незаконным, – заявили о своей позиции в мэрии.

Прокатчику дали 7 дней, чтобы убрать технику с улиц Омска. Иначе самокаты переместят на штрафстоянку, а с владельцев сервиса взыщут сумму неосновательного обогащения за незаконное пользование муниципальными землями.

В свою очередь, компания, занимающаяся прокатом, недоумевает, из-за чего новый сервис восприняли «в штыки». Как утверждает пресс-секретарь сервиса Денис Балакирев, мэрия наотрез отказалась от подписания предложенного компанией соглашения.

– Компания не отказывалась от оплаты аренды, поскольку не получала конкретных предложений и данных о стоимости аренды. Организация проинформировала мэрию Омска о планах по запуску сервиса и представила проект соглашения, основанный на аналогичных соглашениях с другими городами присутствия (в том числе – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и так далее), в котором оговариваются правила работы сервиса, парковки самокатов и обязательства сервиса по обеспечению порядка и безопасности использования электросамокатов. Мэрия города Омска отказалась от подписания соглашения и по непонятным для нас причинам решила перейти от диалога к санкционной и ультимативной риторике в публичном пространстве, – высказался представитель прокатчика.

Он добавил, что жителям Омска новый сервис, что называется, «зашел»: за первые 10 дней работы в городе приложение Whoosh установили более 7000 пользователей, совершившие несколько десятков тысяч поездок. 

Мнение ГИБДД: нужен федеральный закон

В Управлении ГИБДД по Омской области считают, что назрела потребность в федеральном законе, который бы придал электросамокатам статус транспортного средства, следовательно, полноправного участника дорожного движения.

– Сервис кикшеринга электросамокатов не уведомляет Госавтоинспекцию о приходе в город. Сейчас человек на такой технике приравнивается к пешеходу, поскольку пока нет изменений в Правилах дорожного движения. Электросамокаты очень опасны: движение происходит по краю проезжей части, а у нас не все участки дороги приспособлены для этого: есть выбоины, неровности. В связи с этим многие парки Омска запретили прокат этих устройств на своих территориях, – отметила пресс-секретарь УГИБДД по Омской области Наталья Бобылева.

Особенно много опасностей таит эта техника для детей.

– Родителям нужно понимать, что электросамокат развивает большую скорость. И даже скорость 15 километров в час может вызвать падение. Нужно обучать ребенка правильно двигаться и применять средства защиты от падений. Эти устройства не приравниваются к велосипедам, потому что у них больше мощность. И по закону не являются транспортным средством, поэтому регламентировать и упорядочить передвижение этой техники пока не представляется возможным, – резюмировала Бобылева.

Что думают омичи?

В пыли этой борьбы властей и бизнеса в стороне остались потребители сервиса – жители Омска. Их мнения никто не спросил. Исправляем этот недостаток.

Две подруги, прогуливающиеся после заката в сквере имени Дзержинского, настроены позитивно по отношению к новой технике. Они и сами готовы попробовать, но признаются – боязно.

– Мне хочется, чтобы пользователи проходили какую-то учебу и понимали ответственность. Нужны нормативные акты, которые регулируют, во-первых, возраст, потому что ездят юные пионеры как попало. И во-вторых, должна быть предусмотрена ответственность за нарушения. Мне очень нравится, что люди едут и радуются жизни: поют, разговаривают по телефону, – делится одна из подруг Татьяна.

Молодая омичка по имени Светлана, наслаждающаяся весенним теплом на лавочке, в целом настроена против электросамокатов. Но сходится во мнении с предыдущими респондентами, что любителей этого средства передвижения надо научить им пользоваться.

– Надо обучить людей вождению электросамокатов, потому что меня саму сбивал велосипедист. Лежала в больнице с черепно-мозговой травмой. Недавно выходила из-за столба на тротуар, и на меня вылетел самокат, еле успела отскочить. Они носятся по тротуарам, а там же дети! Дорога для самокатов и велосипедов есть на набережной и в сквере имени Дзержинского. Возможно, нужно устанавливать стенды перед входом на эту дорожку. Все это, конечно, здорово. Но люди не привыкли этим пользоваться. А если впрыснули в народ что-то такое фонтаном, так и начнется анархия, – говорит омичка и просит указать, что она за спорт и за здоровый образ жизни.

На набережной возле «Омской крепости» мнения людей тоже разделились. Молодые омичи Елизавета и Александр высказались в пользу электросамокатов.

– Это же замечательно, что у людей появилось еще одно средство передвижения! Электросамокат – современный транспорт, вполне себе хороший. Мы, правда, любим ходить пешком, – улыбается Александр.

Пенсионерка, любовавшаяся Иртышом в лучах апрельского солнца возле Воскресенского сквера, уверена, что велосипеды безопаснее и здоровее электросамокатов.

– Знаете, лучше велосипеды, чем самокаты. Потому что на велосипеде человек двигается, а на электросамокате стоит и зарабатывает себе болячки на старости лет. Плюс несутся же, нужно такое внимание, потому что не дай бог. Это пассивное времяпрепровождение. Я однозначно против, – рассуждает Вера Яковлевна.

Две подруги зрелого возраста, отдыхающие в скверике после обеда, признались, что избегать столкновений с пользователями электросамокатов становится все сложней.

– Вы же видите, безобразничают на этих самокатах. Катаются по двое, по трое, с детьми. Бросили и пошли. Эта техника только мешает в городе, – считают омички.

Еще один встреченный нами пешеход с дружелюбнейшим золотистым ретривером Лордом оказался известным композитором Сергеем Долгушиным, автором музыки для спектаклей омского ТЮЗа. Он сразу же расставил все точки над i: успех сервиса зависит от настроя властей.

– Тут нужно рассуждать иначе: насколько самокаты согласуются с интересами городской администрации? Если есть возможность взять хоть что-то для бюджета, то такому сервису дадут развиваться. Но здесь об интересах омичей речи не идет. Сами горожане катаются с удовольствием. Считаю, что затея хорошая. Единственное, что нужно установить ограничения по возрасту. Необходимо запретить пользоваться сервисом детям до 15–16 лет, а в противном случае ввести какую-то ответственность, – полагает Сергей Долгушин.

Мнение местного прокатчика: иногородний оператор не конкурент

Представитель местной компании по прокату электросамокатов уверен: новый игрок им не конкурент из-за высокой, чем у омичей, стоимости.

– Они нам не особо составили конкуренцию. У нас цены намного лояльнее, и оформление там сложнее. Пока жалоб на качество техники не было, но посмотрим на них через месяц – эти электросамокаты бросают где попало. Их могут брать люди в неадекватном состоянии, что само по себе опасно. Этот сервис сравним с каршерингом, когда пользователь не бережет арендуемую машину. Так и здесь. Мы за исправностью техники постоянно следим, – поведал управляющий сервисом проката на Иртышской набережной, представившийся Сэмом Браузманом.

Местный «прокатный» оператор утверждает, что не испытывает дефицита клиентов и намерен в нынешнем году базироваться на Иртышской набережной, набережной Тухачевского и на «Зеленом острове».

Самокатчикам и мэрии нужно договариваться

Подводя итоги рассуждениям, можно сказать следующее. Сервис с электросамокатами действительно нужен городу, не избалованному гаджетами для спорта и отдыха.

Но вот, может, не стоит устанавливать в таком количестве? И дозрели ли омичи до цивилизованной езды на этой технике, непонятно. Хотя в целом горожане расположены к новой услуге.

Успех кикшеринга в Омске зависит от того, смогут ли власти и прокатчик прийти к согласию. Как показывает практика, руководители города и области не особо мобильны в плане разрешений, но реагируют мгновенно, если надо что-то запретить.

Остается надеяться, что владельцу сервиса удастся договориться с мэрией, а омичи смогут кататься безопасно и в отведенных для этого местах. И конечно, нужно следить, чтобы на электросамокатах не гоняли подростки. Сейчас, по наблюдениями автора этого материала, они составляют львиную долю пользователей нового сервиса.

3018Елена Ляхова