Поиск

Поставки деталей из Европы прекратились, возник дефицит, а те запчасти, что есть, резко подорожали. Что ждет омских автолюбителей?

Введенные западными странами санкции коснулись практически всех сфер жизни россиян. Одна из них – автомобильный рынок. Буквально через 2-3 дня после начала специальной военной операции на Украине о прекращении поставок автомобилей в Россию объявили такие крупнейшие производители, как Audi, BMW, Ford, Honda, Mersedes, Nissan и ряд других.

Одновременно эти же производители остановили отгрузку в Россию оригинальных автозапчастей. Здесь сложилась крайне непростая ситуация, о которой анонимно сообщил менеджер одной из крупных омских сетей по реализации деталей для иномарок. По его словам, с запчастями для иностранных авто в Омске туго.

«Запчасти в остром дефиците, просто так нужную деталь не найти»

Ситуация дошла до того, что многие оригинальные детали для иномарок в Омске сегодня просто не найти.

– Потребовалась запчасть на Volkswagen, а ее в городе нигде нет, и поставки прекратились. У официального дилера этих иномарок еще есть такие запчасти, но они выделяются строго на «гарантийные» авто. Человеку «со стороны» их не купить. Кое-как удалось раздобыть китайский аналог, – рассказал специалист.

При этом абсолютно все запчасти за последние 10–12 дней в Омске резко подорожали.

– Ценники на детали поставщики переписывают по несколько раз за день. К примеру, деталь утром может стоить 1500 рублей, а к вечеру ее цена вырастает до 2500. Дорожают и запчасти на российские автомобили. Так, 10 дней назад одна запчасть на двигатель «газели» стоила 180 рублей, а сегодня она стоит уже 330 рублей. Причем производят ее в России. Откуда такой резкий рост цен – непонятно, – говорит представитель сети автомагазинов.

С начала марта автомасла в среднем подорожали на 40–80 %. Идет резкое подорожание и других «расходников», причем как на иномарки, так и на отечественные автомобили.

– Еще в конце февраля канистра масла на 4 литра стоила 1600 рублей, сегодня уже 3500 рублей. Многие клиенты успели купить до подорожания по 3-4 канистры. Благо автомобильное масло хранится до 5 лет. Фильтры подорожали в среднем в два раза, – рассказал сотрудник магазина.

По словам специалиста, запчасти на российские авто дорожают из-за того, что их львиная доля также производится за границей – от Китая до Италии и Швеции. До недавнего времени поставки шли и с Украины. Сейчас, естественно, оттуда никто запчасти не везет. Из-за обвала рубля дорожают детали в том числе на «лады», «газели», УАЗы и другие отечественные автомобили. Но здесь пока большого дефицита нет по той причине, что производство запчастей для российских машин рассредоточено в нескольких странах.

– Основные запчасти у нас есть на складе. Если чего-то нет, то можно внести предоплату и оформить деталь на заказ. Но пока больших проблем с запчастями для автомобилей Lada нет, – пояснили в одном из магазинов сети Lada Detal, специализирующейся на реализации запчастей для отечественных авто.

Тем не менее цены на запчасти к российским авто растут так же, как на запчасти к иномаркам.

«Ценники приходится переписывать постоянно»

В автоцентре «Бегемот» сообщили, что поставщики еженедельно увеличивают цены, поэтому цены на детали растут и на полках магазина. Речь идет о деталях как к иномаркам, так и к отечественным авто.

– Ценники на запчасти раз в неделю приходится переписывать. Рост стоимости разный, все зависит от детали и производителя, – рассказали в автоцентре. – По шинам ситуация лучше – мы их закупили заблаговременно, там такого роста стоимости нет. Но ценник поднялся и на них.

Несмотря на то что шины производят в Омске, большинство местных автолюбителей «катаются» на импортной резине. Нетрудно подсчитать, на сколько подорожает эта продукция, учитывая почти двухкратный обвал курса рубля. Большинство магазинов, торгующих резиной, закупили летние шины еще до известных событий, поэтому здесь автолюбителям стоит ждать резкого подорожания, скорее всего, к осени – уже на зимнюю резину. Ну или переходить на отечественные шины, выбор которых не столь велик.

Еще в нескольких автотехцентрах, специализирующихся на продаже и обслуживании автомобилей Kia, Nissan и BMW, отказались комментировать ситуацию с поставками запчастей для иномарок.

Стоит отметить, что повышение цен на запчасти, дефицит затронули не только легковые авто, но и грузовики. Особенно сложно с большегрузами иностранного производства – Man, Mersedes, Skania. Эти машины – основная «тягловая» сила при перевозке грузов. А поставки запчастей для них фактически прекратились.

– Затруднения с запчастями есть, цены поднялись, – отметили в компании «ЕвроСибТрак», занимающейся реализацией запчастей для большегрузов Mersedes.

В другой крупной компании, занимающейся поставками запчастей для грузовиков, – «Омск Дизель» ситуацию комментируют неохотно, но также подтверждают проблемы с деталями.

– Проблемы есть у всех участников рынка, мы же не оторваны друг от друга, – сказали в отделе маркетинга компании «Омск Дизель».

Нетрудно предположить, что рост стоимости деталей для большегрузов неминуемо приведет к подорожанию услуг транспортных компаний и как итог – к подорожанию всех товаров, в чью стоимость закладываются транспортные расходы.

«Дефицит запчастей будет, цены вырастут»

О причинах и возможных последствиях сложившейся ситуации на рынке автозапчастей в Омске подробно рассказал руководитель управляющей компании сети автосервисов «Реактор» Илья Николин.По словам эксперта, дефицит запасных частей на самом деле есть, а цены на них стремительно растут. Одна из причин этого – нарушение выстроенной годами логистики поставок, обрыв транспортных связей.

– Дело в том, что практически все производители так или иначе работают через свои представительства. Логика их работы сложилась так, что они организовали свои склады в России. Производители наладили поставку запчастей за рубли, процесс прохождения таможни. Проблемы с ценообразованием и таможней взяли на свои плечи представительства. В итоге на сегодняшний день все европейские компании остановили отгрузки запчастей в Россию, – говорит Илья Николин.

На складах дистрибьютеров есть запас продукции, но он не бесконечен. На сколько хватит этого запаса – на два, три месяца, сказать сложно. Да и не все запчасти, необходимые для ремонта автомобилей, имеются на складах. Так сложилось исторически.

– Издержки бизнеса будут возрастать. Стоимость запчастей у поставщиков уже выросла от 30 до 100 %, в том числе и в связи с ростом курса валюты. По определенным позициям есть дефицит запчастей. Далеко не все детали компании держат на складе. Есть такие запчасти, которые привозятся на заказ. Это около 10–15 % ассортимента. Часто такие запчасти необходимы для ремонта автомобилей после ДТП. И эти 10–15 % запчастей сейчас стали недоступны. Фары, бамперы, решетки радиатора – это те запчасти, которые заказываются индивидуально, – пояснил эксперт.

Еще несколько дней назад наблюдался ажиотажный спрос на детали, в основном масла, фильтра, тормозные колодки в Омске. Автолюбители скупали стремительно дорожающие расходные материалы. Сейчас ажиотаж уменьшился, так как цена товара значительно выросла. Скорее всего, китайские поставщики деталей не смогут быстро увеличить поставки и заместить полностью европейских поставщиков и удовлетворить потребности российского рынка.

– Ситуация очень напряженная. Она связана с ожиданиями большего ухудшения. Сегодня мы отремонтировали автомобиль, а что будем делать завтра? Конечно же, усилия будут предприниматься, но мы понимаем, что эти процессы требуют времени и дополнительных затрат. Как сложится ситуация через полгода, сказать сложно, слишком много взаимоисключающих факторов. Практически все поставщики перешли на предоплату, убрали отсрочки оплаты продукции, так как видят для себя риски. В то же время кредиты стали практически недоступными, а возросшие процентные ставки принуждают компании возвращать ранее полученные, сами представляете, что это означает. Резко сокращаются возможности приобретения деталей у поставщиков. И это еще одна причина роста цен на товар, – рассказал Илья Николин.

Предприниматель отметил, что, даже если сейчас на складах есть запчасти, никто не хочет распродавать их по старой цене. Компании понимают, что следующую продукцию, если удастся, то придется приобретать значительно дороже. При этом как у ремонтников, так и у «продажников» растут и другие расходы, в том числе на оборудование, инструмент.

– Отрасль поставки запчастей, отрасль ремонта – везде выросли расходы. Они растут по всем статьям. Причем даже стоимость аренды сервера для нашей информационной структуры выросла на 60 %. Мы переходим в новую ценовую реальность. Плюс история с банками. 90 % российских бизнесменов пользуются кредитами. А ставка по кредитам выросла вдвое. Скорее всего, не все компании это смогут пережить. Это большая проблема всего предпринимательского сообщества. Мы в том числе надеемся на поддержку государства. Такая поддержка уже была в пандемийном году, помощь была чрезвычайно своевременной и результативной, – отметил предприниматель.

Илья Николин выразил надежду, что хотя бы для отечественных автомобилей дефицит деталей будет меньшим, так как эту продукцию делает большое количество производителей, в том числе российских. Но вот что будет с запчастями для иномарок, сказать сложно. Здесь, скорее всего, нас ждет жесткий дефицит. Но, безусловно, бизнес будет предпринимать максимальные усилия, чтобы разрешить складывающиеся проблемы.

Вывод

Ситуация с поставками запчастей для автомобилей красноречиво характеризует острую зависимость России от мировых поставщиков, от мировых рынков. В свое время большинство россиян пересели на иномарки, собственное автомобилестроение «скукожилось». Тогда на это никто не обращал внимание, так сложно было представить ситуацию, чтобы основные игроки авторынка за пару дней ушли из России. Аналогичная ситуация наблюдается и в авиации – там так же резко прекратились поставки запчастей из-за границы. Речь идет уже о том, что часть самолетов придется разобрать на запчасти.

Скорее всего, на запчасти автолюбителям придется разбирать и иномарки. Если оперативно не будут найдены новые поставщики деталей, то возникнет «черный» рынок автозапчастей. В том числе такие детали будут продаваться со старых автомобилей – авторазбор в стране пока не забыт. Не исключено, что острый дефицит запчастей на иномарки приведет к тому, что россияне пересядут на отечественные авто. Но из-за отсутствия полупроводников сейчас возник и дефицит новых российских машин, цены на них выросли.

Возможно, сложившаяся ситуация станет толчком к появлению и развитию собственного производства автозапчастей, локализации его в России. Но на это нужно время.

Сергей Энквист

7309

Поставки деталей из Европы прекратились, возник дефицит, а те запчасти, что есть, резко подорожали. Что ждет омских автолюбителей?

Введенные западными странами санкции коснулись практически всех сфер жизни россиян. Одна из них – автомобильный рынок. Буквально через 2-3 дня после начала специальной военной операции на Украине о прекращении поставок автомобилей в Россию объявили такие крупнейшие производители, как Audi, BMW, Ford, Honda, Mersedes, Nissan и ряд других.

Одновременно эти же производители остановили отгрузку в Россию оригинальных автозапчастей. Здесь сложилась крайне непростая ситуация, о которой анонимно сообщил менеджер одной из крупных омских сетей по реализации деталей для иномарок. По его словам, с запчастями для иностранных авто в Омске туго.

«Запчасти в остром дефиците, просто так нужную деталь не найти»

Ситуация дошла до того, что многие оригинальные детали для иномарок в Омске сегодня просто не найти.

– Потребовалась запчасть на Volkswagen, а ее в городе нигде нет, и поставки прекратились. У официального дилера этих иномарок еще есть такие запчасти, но они выделяются строго на «гарантийные» авто. Человеку «со стороны» их не купить. Кое-как удалось раздобыть китайский аналог, – рассказал специалист.

При этом абсолютно все запчасти за последние 10–12 дней в Омске резко подорожали.

– Ценники на детали поставщики переписывают по несколько раз за день. К примеру, деталь утром может стоить 1500 рублей, а к вечеру ее цена вырастает до 2500. Дорожают и запчасти на российские автомобили. Так, 10 дней назад одна запчасть на двигатель «газели» стоила 180 рублей, а сегодня она стоит уже 330 рублей. Причем производят ее в России. Откуда такой резкий рост цен – непонятно, – говорит представитель сети автомагазинов.

С начала марта автомасла в среднем подорожали на 40–80 %. Идет резкое подорожание и других «расходников», причем как на иномарки, так и на отечественные автомобили.

– Еще в конце февраля канистра масла на 4 литра стоила 1600 рублей, сегодня уже 3500 рублей. Многие клиенты успели купить до подорожания по 3-4 канистры. Благо автомобильное масло хранится до 5 лет. Фильтры подорожали в среднем в два раза, – рассказал сотрудник магазина.

По словам специалиста, запчасти на российские авто дорожают из-за того, что их львиная доля также производится за границей – от Китая до Италии и Швеции. До недавнего времени поставки шли и с Украины. Сейчас, естественно, оттуда никто запчасти не везет. Из-за обвала рубля дорожают детали в том числе на «лады», «газели», УАЗы и другие отечественные автомобили. Но здесь пока большого дефицита нет по той причине, что производство запчастей для российских машин рассредоточено в нескольких странах.

– Основные запчасти у нас есть на складе. Если чего-то нет, то можно внести предоплату и оформить деталь на заказ. Но пока больших проблем с запчастями для автомобилей Lada нет, – пояснили в одном из магазинов сети Lada Detal, специализирующейся на реализации запчастей для отечественных авто.

Тем не менее цены на запчасти к российским авто растут так же, как на запчасти к иномаркам.

«Ценники приходится переписывать постоянно»

В автоцентре «Бегемот» сообщили, что поставщики еженедельно увеличивают цены, поэтому цены на детали растут и на полках магазина. Речь идет о деталях как к иномаркам, так и к отечественным авто.

– Ценники на запчасти раз в неделю приходится переписывать. Рост стоимости разный, все зависит от детали и производителя, – рассказали в автоцентре. – По шинам ситуация лучше – мы их закупили заблаговременно, там такого роста стоимости нет. Но ценник поднялся и на них.

Несмотря на то что шины производят в Омске, большинство местных автолюбителей «катаются» на импортной резине. Нетрудно подсчитать, на сколько подорожает эта продукция, учитывая почти двухкратный обвал курса рубля. Большинство магазинов, торгующих резиной, закупили летние шины еще до известных событий, поэтому здесь автолюбителям стоит ждать резкого подорожания, скорее всего, к осени – уже на зимнюю резину. Ну или переходить на отечественные шины, выбор которых не столь велик.

Еще в нескольких автотехцентрах, специализирующихся на продаже и обслуживании автомобилей Kia, Nissan и BMW, отказались комментировать ситуацию с поставками запчастей для иномарок.

Стоит отметить, что повышение цен на запчасти, дефицит затронули не только легковые авто, но и грузовики. Особенно сложно с большегрузами иностранного производства – Man, Mersedes, Skania. Эти машины – основная «тягловая» сила при перевозке грузов. А поставки запчастей для них фактически прекратились.

– Затруднения с запчастями есть, цены поднялись, – отметили в компании «ЕвроСибТрак», занимающейся реализацией запчастей для большегрузов Mersedes.

В другой крупной компании, занимающейся поставками запчастей для грузовиков, – «Омск Дизель» ситуацию комментируют неохотно, но также подтверждают проблемы с деталями.

– Проблемы есть у всех участников рынка, мы же не оторваны друг от друга, – сказали в отделе маркетинга компании «Омск Дизель».

Нетрудно предположить, что рост стоимости деталей для большегрузов неминуемо приведет к подорожанию услуг транспортных компаний и как итог – к подорожанию всех товаров, в чью стоимость закладываются транспортные расходы.

«Дефицит запчастей будет, цены вырастут»

О причинах и возможных последствиях сложившейся ситуации на рынке автозапчастей в Омске подробно рассказал руководитель управляющей компании сети автосервисов «Реактор» Илья Николин.По словам эксперта, дефицит запасных частей на самом деле есть, а цены на них стремительно растут. Одна из причин этого – нарушение выстроенной годами логистики поставок, обрыв транспортных связей.

– Дело в том, что практически все производители так или иначе работают через свои представительства. Логика их работы сложилась так, что они организовали свои склады в России. Производители наладили поставку запчастей за рубли, процесс прохождения таможни. Проблемы с ценообразованием и таможней взяли на свои плечи представительства. В итоге на сегодняшний день все европейские компании остановили отгрузки запчастей в Россию, – говорит Илья Николин.

На складах дистрибьютеров есть запас продукции, но он не бесконечен. На сколько хватит этого запаса – на два, три месяца, сказать сложно. Да и не все запчасти, необходимые для ремонта автомобилей, имеются на складах. Так сложилось исторически.

– Издержки бизнеса будут возрастать. Стоимость запчастей у поставщиков уже выросла от 30 до 100 %, в том числе и в связи с ростом курса валюты. По определенным позициям есть дефицит запчастей. Далеко не все детали компании держат на складе. Есть такие запчасти, которые привозятся на заказ. Это около 10–15 % ассортимента. Часто такие запчасти необходимы для ремонта автомобилей после ДТП. И эти 10–15 % запчастей сейчас стали недоступны. Фары, бамперы, решетки радиатора – это те запчасти, которые заказываются индивидуально, – пояснил эксперт.

Еще несколько дней назад наблюдался ажиотажный спрос на детали, в основном масла, фильтра, тормозные колодки в Омске. Автолюбители скупали стремительно дорожающие расходные материалы. Сейчас ажиотаж уменьшился, так как цена товара значительно выросла. Скорее всего, китайские поставщики деталей не смогут быстро увеличить поставки и заместить полностью европейских поставщиков и удовлетворить потребности российского рынка.

– Ситуация очень напряженная. Она связана с ожиданиями большего ухудшения. Сегодня мы отремонтировали автомобиль, а что будем делать завтра? Конечно же, усилия будут предприниматься, но мы понимаем, что эти процессы требуют времени и дополнительных затрат. Как сложится ситуация через полгода, сказать сложно, слишком много взаимоисключающих факторов. Практически все поставщики перешли на предоплату, убрали отсрочки оплаты продукции, так как видят для себя риски. В то же время кредиты стали практически недоступными, а возросшие процентные ставки принуждают компании возвращать ранее полученные, сами представляете, что это означает. Резко сокращаются возможности приобретения деталей у поставщиков. И это еще одна причина роста цен на товар, – рассказал Илья Николин.

Предприниматель отметил, что, даже если сейчас на складах есть запчасти, никто не хочет распродавать их по старой цене. Компании понимают, что следующую продукцию, если удастся, то придется приобретать значительно дороже. При этом как у ремонтников, так и у «продажников» растут и другие расходы, в том числе на оборудование, инструмент.

– Отрасль поставки запчастей, отрасль ремонта – везде выросли расходы. Они растут по всем статьям. Причем даже стоимость аренды сервера для нашей информационной структуры выросла на 60 %. Мы переходим в новую ценовую реальность. Плюс история с банками. 90 % российских бизнесменов пользуются кредитами. А ставка по кредитам выросла вдвое. Скорее всего, не все компании это смогут пережить. Это большая проблема всего предпринимательского сообщества. Мы в том числе надеемся на поддержку государства. Такая поддержка уже была в пандемийном году, помощь была чрезвычайно своевременной и результативной, – отметил предприниматель.

Илья Николин выразил надежду, что хотя бы для отечественных автомобилей дефицит деталей будет меньшим, так как эту продукцию делает большое количество производителей, в том числе российских. Но вот что будет с запчастями для иномарок, сказать сложно. Здесь, скорее всего, нас ждет жесткий дефицит. Но, безусловно, бизнес будет предпринимать максимальные усилия, чтобы разрешить складывающиеся проблемы.

Вывод

Ситуация с поставками запчастей для автомобилей красноречиво характеризует острую зависимость России от мировых поставщиков, от мировых рынков. В свое время большинство россиян пересели на иномарки, собственное автомобилестроение «скукожилось». Тогда на это никто не обращал внимание, так сложно было представить ситуацию, чтобы основные игроки авторынка за пару дней ушли из России. Аналогичная ситуация наблюдается и в авиации – там так же резко прекратились поставки запчастей из-за границы. Речь идет уже о том, что часть самолетов придется разобрать на запчасти.

Скорее всего, на запчасти автолюбителям придется разбирать и иномарки. Если оперативно не будут найдены новые поставщики деталей, то возникнет «черный» рынок автозапчастей. В том числе такие детали будут продаваться со старых автомобилей – авторазбор в стране пока не забыт. Не исключено, что острый дефицит запчастей на иномарки приведет к тому, что россияне пересядут на отечественные авто. Но из-за отсутствия полупроводников сейчас возник и дефицит новых российских машин, цены на них выросли.

Возможно, сложившаяся ситуация станет толчком к появлению и развитию собственного производства автозапчастей, локализации его в России. Но на это нужно время.

Сергей Энквист

7309