Мзия КУПАРАШВИЛИ: «Из постобразовательной вакханалии выйти можно, вернув авторитет школе и учителю»
на правах рекламы
06:52
-5 $ 76.31 -0.65
83.15 +0.18

Мзия КУПАРАШВИЛИ: «Из постобразовательной вакханалии выйти можно, вернув авторитет школе и учителю»

от 09.02.22 в 11:24 версия для печати
Мзия КУПАРАШВИЛИ: «Из постобразовательной вакханалии выйти можно, вернув авторитет школе и учителю»

Доктор философских наук рассказала, как преодолеть кризис в среднем образовании и как альтернативная школа может повлиять на будущее страны.

В декабре 2021 года в городской «Точке кипения» прошло первое заседание Клуба современного образования. Эксперты, ученые, представители частного образовательного бизнеса, родители, педагоги, старшеклассники обсуждали, какой должна быть школа будущего. Продолжить эту тему мы решили в беседе с одним из наиболее ярких спикеров, участвовавших работе клуба. Доктор философских наук, профессор ОмГУ и ОмГУПС Мзия Купарашвили ответила на вопросы обозревателя РИА «Омск-информ».

В разговоре речь шла о «качестве» студентов-первокурсников, клиповом сознании молодежи; о кризисе системы среднего образования, о том, какой должна быть альтернативная школа. А также о том, почему интеллект должен быть одухотворенным и как «Благородный Человек» спасет мир.

«Я умею учиться, а вы – нет!»

Мзия Джемаловна, вы, как вузовский преподаватель, довольны «качеством» студентов-первокурсников?

– Качество школьной подготовки снизилась на порядок. Ситуация, когда новый первокурсник хуже прошлогоднего, сложилась уже давно. Если посмотреть в ретроспективе 20–25 лет, то с каждым годом приходит абитуриент все менее подготовленный, и интеллектуально, и психологически. Безусловно, среди тех, кто приходит учиться в вузы, есть очень способные девочки и мальчики. Но такие всегда были, есть и будут при любых условиях. Это происходит вопреки. Заслуги образования как системы здесь нет.

А много «продвинутых» первокурсников?

– Думаю, что процентов пять, и эта цифра не меняется годами. Многие быстро подтягиваются, около 25 % – хорошие студенты, еще 25 % учатся средне. Здесь еще важен вопрос мотивации. Даже не скрывают: пришли на данный факультет, потому что взяли, хватило баллов для бюджетного обучения. Некоторые вообще не понимает, зачем пришли в вуз, и это для них место тусовки.

Как преподаватель, не могу апеллировать к их общеобразовательным знаниям. По своим предметам я должна на что-то опираться. Если этой «подушки» нет, я не могу дать знание вузовского уровня. Приходится поднимать их с того уровня, на котором они находятся. А больше всех страдают те студенты, которые готовы к нужному уровню знания.

– Проблема только в школе?

– Нет, это и проблема вуза. Если кто-то плохо учился в школе или ему не давали необходимых знаний, он не может, поступив в вуз, вдруг сделаться умным. Рассчитывать, что в вузе можно исправить недоработки школы, бессмысленно. Нет навыков слушать и слышать, выносить общее представление из лекции, переспрашивать, если нужны уточнения.

Но и вузовские программы сегодня даются в сильно сокращенном виде. Если обычно философия читалась два года (72 часа лекционных и семинар каждую неделю), сегодня это один семестр и 16 часов лекций, 16 часов практики, и это общее положение для всех дисциплин.

Часто говорю: «Я от вас намного больше беру, чем вы от меня. Почему? Потому что я умею учиться, а вы – нет!». Методик обучать – огромное количество. А вот методики получать знания сильно зависят от мотивации и простого любопытства студента. Этот навык должен прийти в школьные годы. Поэтому молодой человек, уже будучи студентом, не понимает, что от него требуют.

– Но кто-то может спросить, а зачем вообще философия, к примеру, будущему инженеру или химику?

– Обычно отвечаю в игровой форме. Ну хорошо, вы стали инженерами, вы напишете расписку, что кроме как специалистом, работающим со станками и механизмами, вы больше никем никогда не будете? Нет? Значит, карьерный рост потребует не только профессиональных навыков, но и более широких и теоретических знаний, и умения строить отношения с людьми. С ними как с вещами работать не получится.

Почему философию читают всем специальностям? Потому что философия предлагает думать о вопросах, на которые принципиально нет однозначных ответов, это прелюдия к выработке методологии мышления. Человек не может быть специалистом, если не обладает методологией мышления. Такой человек всегда неполноценный.

Ну и совсем с точки зрения меркантильности: без общеобразовательных дисциплин диплом не будет документом о высшем образовании.

Это формально. А если содержательно, здесь требуется приобретение собственного навыка мышления, способа мыслить самостоятельно. Ни один вуз не может за пять лет обеспечить знаниями на всю жизнь. Вуз существует не для того, чтобы человек получил определенную сумму знаний. Это лишь цветы на обочине, которые вянут. Самое главное, что дает университет, это методологию мышления, которая помогает строить целостную картину мира. Без философии, истории, литературы, логики, этого получить невозможно.

Именно поэтому сегодня политика и экономика к таким понятиям, как человек, культура, общество, этика, эстетика и даже религия, относятся не как к отвлеченным, а как достойным первостепенного внимания. Институциализированные и идеологически сплоченные организации глобалистов обнаружили, что указанные категории легко конструируются, трансформируются и вполне допускают применение управленческих тактик. Задача будет максимально упрощена, если прежде изменить ментальность, а это возможно лишь посредством существенных изменений, прежде всего в сфере гуманитарных наук, которые преподаются в школах и вузах. Так, через образовательные структуры можно полностью изменить ценностный код новых поколений, т. е. загнать их в заранее заготовленные ниши социальных конструктов.

Клиповое мышление и выгоды глобалистов

Вы говорите о методологии мышления, тогда как сегодня для детей и молодежи характерно так называемое клиповое мышление. Новые поколения привыкли выхватывать и усваивать информацию фрагментарно, а общей картины при этом не складывается. Предполагаю, что очень трудно при клиповом типе мышления усваивать глубоко и цельно какие-либо знания в принципе.

– С клиповом мышлением не рождаются. Совсем не случайно, современное состояние образования называют постобразованием, оно отсылает к глобализационным трендам. Постобразовательная стратегия стала востребована в контексте рыночной экономики и насаждения «норм» жизни нового мирового порядка. Симбиоз финансовой и экономической власти породил новую мировую политику. Глобализму враждебно все культурное и национальное, он требует унификации и обезличивания, полного отсутствия укорененности и насаждает номадический образ существования, дивидизацию и деморализацию психологической карты личности. Отсюда востребованность клипового мышления.

Главное, и до конца непонятное, что происходит на наших глазах с человеком в целом и с образованием в частности, это формирование человека нового типа. И здесь, по большому счету, не важно, происходит это целенаправленно или стихийно. Более важным представляется то, что об этом известно широкой публике и как она относится к этому факту? Ответы очень важны, так как именно от этого зависит исход современных изменений: человечество может пережить переходный период и выйти из него помудревшим или покатиться по отвесной деградации.

В этом контексте роль школьного образования невозможно переоценить. Школа обязана дать то самое образование, которое приведет ученика к целостному восприятию мира. У полноценной личности должно сформироваться убеждение постоянного роста, перехода из одного интеллектуального уровня на другой. На языке философии это называется трансцензус. В этом смысле, к сожалению, средняя школа сегодня нуждается в большой реформации.

В постобразовании учитель не нужен

– Одна из проблем современной школы – утрата авторитета учителя. Появилось отношение к педагогам как к обслуживающему персоналу, учитель перестал быть носителем информации, передающим знания. С этим что-то можно сделать?

– В действительности вопрос стоит еще жестче: а зачем нужен учитель? Анатолий Асмолов, Герман Греф, Антон Силуанов, Анатолий Чубайс и многие другие власти предержащие давно продвигают идею бесконтактного образования, введения цифровых и дистанционных технологий в школе. Зачем нужен отряд живых учителей, если есть программы, первоклассные специалисты, уроки которых можно закупать и слушать в удобное для себя время?

Голос учителя сегодня очень тихий. В постобразовательном пространстве ему практически нет места. Главное, что у школы есть программы, у министерства – стандарты. Какую роль играет учитель в образовании и воспитании? В лучшем случае ему отводится роль ретранслятора, работающего по инструкции, отсюда его низкий статус. При агрессивном продвижении онлайн-уроков и интернет-лекций вполне можно обойтись без преподавателя. Отсюда – требования постобразования более чем очевидны. Это кардинальное отлучение школьника от возможности приобретения навыка мышления (всепоглощающее тестирование), выведение воспитания из обязательных школьных функций, популяризация глубоких сомнений в необходимости таких социальных институтов, как школа и вуз, аморализация школьника (попытки введения сексологии с первого класса), нивелирование авторитета учителя и педагога, крайняя степень коммерциализации как образования, так и школы. Таким образом, все тренды говорят об уничтожении профессии учителя.

А поднять его авторитет, если бы на это была государственная воля, очень просто: не мешать предметнику дать знания тем способом, которым он умеет доносить, позволить ему творчески относиться к собственной профессии. Безусловно, важно обеспечить учителя достойной зарплатой. Восстановление авторитета школы и учителя могут стать твердым фундаментом будущего человечества и гарантом полного конца постобразовательной вакханалии.

По вашим ощущениям, существует ли хоть какая-то государственная политика в сфере среднего образования?

– Политики поддержания нормальной образовательной практики – нет! Ни государственной воли, ни видения проблем государство не демонстрирует. Есть озабоченность вписаться в европейские стандарты образования. Послеперестроечные изменения неуклонно встраивают русское образование в европейское. Причем в представлении отечественного чиновничества.

Цель подобного курса вовсе не случайна. Невозможно говорить о том, что те, кто внедряет существующие образовательные стандарты, делают это из благих побуждений или до конца не осознают опасности. Ее величество прибыль занимает главное место в определении значимости образования. Без школ и без учителей онлайн-образование столь же дешево, сколь не гарантирует результат.

Необходимо особо отметить, что требования построения правильной методологической платформы для образовательных программ сегодня не существует.

Я могу понять, как влияет на процессы, происходящие в образовании, академик РАО Анатолий Асмолов, которого часто критикуют, догадываюсь, что могут быть претензии к главному распорядителю финансов Антону Силуанову. А как Греф или Чубайс влияют на все это?

– Например, существует знаменитая программа «Образование 2030». Я только недавно очень подробно ознакомилась с материалом и узнала, что нигде – ни на правительственном уровне, ни где-то еще – эту программу не приняли. Тем не менее Грефу удалось на уровне частных договоренностей добиться, чтобы ряд школ работали по этой программе. Кстати, такие школы есть и в Омской области.

Где государственная политика? Образование – это что, такая делянка – кто пришел к власти, тот и обрабатывает? Это же дети! Результат того, что сейчас происходит в образовании, будет виден лет через 15. Я давно в образовании, и никогда раньше оно не находилось в таком беспризорном состоянии, когда им занимаются случайные люди.

Все давно придумано

– А есть противовес тем, кто систему образования добивает?

– Да. Русские образовательные традиции! Мы имеем хорошо разработанные, признанные в мире методики и теории воспитания, и образования таких представителей «русского педагогического пантеона», как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, Б. П. Никитин, И. П. Волков и многие другие. Адаптация их работ к современным условиям обеспечит формирование не только работающей долгосрочной школьной программы, но и соблюдение стратегических принципов, обеспечивающих будущее человечеству. Вполне возможно, что существуют такие программы более молодых педагогов, только как им пробиться через ангажированные кордоны?

– Сегодня мы видим очень разное отношение родителей к школе. Например, дистанционное обучение в периоды всплеска заболеваемости воспринимается негативно. Но не из-за того, что многие дети толком не учатся. Просто родители привыкли сдавать детей в школу, как в «камеру хранения», так удобнее и спокойнее. В то же время появилось немало людей, которые четко понимают, что без классического (не цифрового) образования у детей нет будущего. Если практически невозможно влиять на государственную систему, есть ли выход в альтернативное образование?

– Есть. Можно же создать сеть частных школ, педагоги которых построят свою работу на необходимых принципах? Я понимаю, что придется преодолевать сугубо бюрократическую волокиту. Кроме того, решение многих проблем упирается в деньги: здание, обслуживание, зарплаты и так далее.

Поэтому я восхищаюсь новыми меценатами, которые решаются вкладывать средства в образовательные проекты, не ожидая ничего взамен. И все для того, чтобы качественное альтернативное образование могли получать талантливые дети, независимо от финансовых возможностей семьи.

Если у родителей будет реальный выбор, дать хорошее образование детям или использовать школу как «камеру хранения», то для подавляющего количества родителей выбор будет очевиден. Уже сейчас публикуются петиции за сохранение общедоступного и полноценного образования и собираются подписи родителей.

Альтернативное образование: что внутри?

Что должно быть внутри альтернативной средней школы, на ваш взгляд?

– Прежде всего, какой бы вид ни приняло образование после постобразования, человечество вправе требовать он него глубокой заинтересованности в сохранении и развитии человека на базе его биологической сущности. Для этого необходимо соблюсти следующее. Во-первых, актуализировать методику психофизиологии воспитания и обучения и связанные с ними здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. Во-вторых, сделать приоритетным установку на формирование методологии мышления у школьника. В третьих, целенаправленно формировать полноценную личность. В эпоху после постмодерна перспективное общество возможно только с доминантой этической системы ценностей, которая безальтернативна в проектировании идеологической цели для продления эры человека. И в четвертых, обозначить в качестве главной идеи правильной стратегии образования целенаправленную подготовку молодых людей к созиданию систем производства и жизнеобеспечения полного цикла.

– Хотелось бы расшифровку каждого пункта. Что это за здоровьесберегающие технологии Базарного?

– Еще в конце 80-х годов Владимир Филиппович Базарный представил первую систему «охраны здоровья в школах и на производствах напряженного зрительного профиля», которая вводила режим динамической смены поз и использование зрительных тренажеров, размещаемых на потолке. Тогда же Базарный предлагал ввести в школах письмо перьевыми ручками, хоровое пение и обучение детей разных полов в раздельных классах.

В своем завершенном виде здоровьесберегающая методика предлагала оборудовать школы конторками и массажными ковриками. Конторки предназначены для обучения стоя (допускается замена конторок на наклонные столешницы, которые должны размещаться на партах с противоположной от окна стороны). Согласно выводам Базарного, высота конторки должна регулироваться в зависимости от роста ребенка, а оптимальный угол наклона столешницы конторки – 15–17 градусов. Массажные коврики для ног – из естественной ткани с пуговицами или деревянными шариками.

В течение урока дети могут менять позы, вставать, садиться, ложиться, стоять босиком или в носках на массажных ковриках. При этом ребенок сам решает, когда ему поменять позу. Базарный не рекомендовал стоять или сидеть более 25 минут, усреднено необязательным интервалом он называет промежуток в 15 минут. Он учил, что главное – воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела, так как только он должен и может решать, сколько минут следует стоять за конторкой, а сколько сидеть за столом.

– Каким образом должна формироваться методология мышления у школьника?

– Как я уже говорила, необходимо закладывать и развивать основы самостоятельной мыслительной деятельности, которая со временем должна стать методологией правильного мышления. Для этого необходимо, чтобы государственная образовательная политика и идеология школы и вуза фундировались принципом обеспечения новых поколений образованием, а не оказанием образовательных услуг. Образование есть благо, а не услуга.

Главные стратегические идеи и установки: не «опредмечивать», не овеществлять человека, а совершенствовать его личностные качества, не дрессировать, а воспитывать, не программировать, а развивать, не манипулировать, а мобилизовать.

От учителя требуется мастерство, умение показать наличие сферы мысли и смысловых полей, разнообразные способы существования интеллекта в этом пространстве и демонстрация очарования интеллектуального бытия. Как говорил Шалва Амонашвили: «Навязывать свои мысли молодому поколению есть тяжелое преступление, ибо у них есть свои. Нужно только уметь открыть перед ними ворота в Царство Мысли».

Школа должна стать азбукой самостоятельного, осознанного и результативного мышления.

– Третий «пункт» содержания альтернативного образования – формирования полноценной личности…

– Будущее нуждается в глубоко одухотворенных поколениях. Школа и вуз должны быть агентами социализации. Здесь наши дети должны приобщиться к незыблемым нравственным основам. Постобразовательные программы агрессивно проигнорировали это. Новые же программы и стандарты образования могут рассчитывать на практический успех и долговечность ровно настолько, насколько в них учтено органичное присутствие наличных систем ценностей (таких как этика, эстетика, наука и религия). Помимо непосредственного предметного знания образовательные программы должны исходить из ценности человека и быть ориентированы на формирование полноценной личности. Уровень духовного развития личности зависит от его нравственных качеств, которые приобретаются лишь при понимании принадлежности личности определенной культуре и работают как главные элементы ее идентификации. Ведь невозможно представить человека, который не принадлежит ни одной культуре или принадлежит всем культурам сразу. Невозможно стать ответственной личностью, если нет понятия о семье, родине, родной культуре. Это требует не только воспитания, но и элементарного осознания факта принадлежности к стране, культуре, государству. Общечеловеческие идеалы гуманности никогда не формируются абстрактно, исходя лишь из понятий частных наук, а облекаются в рациональные смыслы на базе предметного присвоения родной культуры.

Перспективная и единственная система ценностей, которая может человечество продвинуть вперед, – этическая. В этической системе ценностей школа должна воспитывать полноценного нравственного человека, «Благородного Человека», как сформулировал Амоношвили.

Нравственность невозможно сформировать высоким интеллектом. Интеллект может быть всяким: злым, недобросовестным. Когда присутствует неодухотворенный интеллект, невозможно говорить о хорошем человеке. Любой интеллект будет пригоден, востребован социумом, если он освещается нравственностью.

– И, наконец, четвертым пунктом вы назвали целенаправленную подготовку к созиданию систем производства и жизнеобеспечения полного цикла. Что это значит?

– Необходимо кардинально изменить тематический и дисциплинарный состав школьных предметов, они должны полностью предопределяться состоянием современной науки в целом. Готовить новые поколения необходимо к адекватному восприятию вопросов и проблем новой этики, глобальных проблем, гендерных, демографических; проблем, связанных с искусственным интеллектом: экологических, биоэтических, технологической сингулярности. Для этого необходимо иметь представление и стремление сделать приоритетным внедрение производства полного цикла. Это когда в производстве продукта участвует высокая технология и минимальное количество природного ресурса. Когда производство включает в себя все пункты от добычи сырья до утилизации отходов.

В связи с этим очень важно и представление о приоритетных направлениях вузовских специальностей. Популярными и востребованными для будущего являются вовсе не профессии юриста и экономиста, а нейрофизиолога, биоэтика, нейробиолога, биофизика, биохимика, биоинженера и специалистов по другим пограничным наукам.

Главным и общим смыслом любых центров образования должны стать: грамотное производство и воспроизводство жизни людей в контексте технологического совершенства эпохи. Это потребует, во-первых, практической самореализации личности в виде выбора профессии как социально полезной деятельности плюс максимальной реализации трансцензуса в иные системы ценностей. Во-вторых, предельной теоретической грамотности в виде максимальной полноты знания по специальности и глубокого освоения проблем новой этики. Последние открылись в связи с технологическими возможностями. Это, например, эвтаназия, крионика, трансплантология, клонирование и так далее.

– Предположим, что школа будущего создается и наполнена всем тем, о чем вы рассказали. А что ждет выпускников этой школы?

– Уверена, они точно не пропадут! Для начала, это будет «штучный товар», на него всегда есть спрос. Для них будут открыты самые востребованные направления в вузах: биохимия, биофизика, нейролингвистика, нейробиология... Но если таких школ появится больше, то уже можно будет говорить о том, что поколенческий код ценностей очень сильно поменялся. Если же мы не воспитаем социально нужного субъекта, ничего не будет.

Кроме того, есть здесь цель повыше: создать основу формирования будущего полноценного человека и общества.

Беседовала Ольга Ложникова

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
4
Очень интересно, но очень много информации. Про этого преподавателя ещё лет 10 назад ходили легенды. Так что вдвойне было любопытно.
Омич гость 10.02.2022 14:37 Ответить с цитатой Пожаловаться
2
Очень интересно, но очень много информации. Про этого преподавателя ещё лет 10 назад ходили легенды. Так что вдвойне было любопытно. на ёё лекциях у нашей группы чуть ли не 100% посещаемость была)
3
Учитель в школе - самая беззащитная фигура, нет?
2
Не все меня убедило, но очень интересно.
Злопамятный гость 09.02.2022 16:17 Ответить Ответить с цитатой Пожаловаться
1
"...Глобализму враждебно все культурное и национальное, он требует унификации и обезличивания, полного отсутствия укорененности..."

Вообще-то это характерно для социализма и национал-социализма. Вспомнить хотя бы судьбу Республики немцев Поволжья, Бухарского эмирата или Австрии после аншлюса, или освоение целины и строительство БАМа
Даже песня была:
"Мой адрес - не дом и не улица,
Мой адрес - Советский Союз..."
3
"...Глобализму враждебно все культурное и национальное, он требует унификации и обезличивания, полного отсутствия укорененности..." Вообще-то это характерно для социализма и национал-социализма. Вспомнить хотя бы судьбу Республики немцев Поволжья, Бухарского эмирата или Австрии после аншлюса, или освоение целины и строительство БАМа Даже песня была: "Мой адрес - не дом и не улица, Мой адрес - Советский Союз..." Ой, да ладно! В СССР было место всем, в том числе малым народам. В какой-нибудь дыре окраинной выискивали поэтов и писателей, которые русский то не знали, но зато были классные переводчики с ненецкого. В республиках сохранялась самобытность. Да и вообще хуже всех РСФСР жила. Советский человек сохранял национальные и культурные основы, где бы он н жил
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - информационный Интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно актуальные новости региона. Экономика и политика, бизнес и финансы, спорт и культура, происшествия, дайджест событий за неделю. Спецпроекты «ПолитФинанс», «Город для людей», «Здоровье», «Еда». Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами регионального информационного агентства «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ». Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами РИА «Омск-информ», размещенные на сайте: www.omskinform.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ и не подлежат использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При перепечатке, копировании информации ссылка на сайт www.omskinform.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР). Регистрационный номер: серия ИА № ФС77-76034 от 24.06.2019г.

Сетевое издание «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР). Регистрационный номер: серия ЭЛ № ФС 77-82140 от 02.11.2021г.

Материалы, публикуемые на сайте сетевого издания «Омск-информ» (OMSKINFORM), предоставлены региональным информационным агентством «Омск-информ».

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Омские СМИ»

Главный редактор: Шпак Н.Г.

Юридический адрес: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 21

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

  Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх