Поиск

В такие периоды ребенок может вести себя агрессивно, капризничать, не слушать взрослых. Специалист дает советы, что делать родителям.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года или двух лет) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую ступень. Кризисы бывают не только в детстве, но и во взрослом возрасте, так как личность развивается непрерывно. Самое важное – благоприятно выйти из кризиса. В детстве в этом ребенку помогают родители.

– Самый первый кризис, с которым сталкивается человек, – это кризис новорожденности, – рассказывает психолог Центра развития ребенка – детский сад № 65 Лилия Епанчинцева. – Внутриутробное существование меняется на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Длится он от рождения до 2 месяцев. Этот кризис связан с изменением типа дыхания, питания, среды, в которую попадает ребенок: температуры, света, звука. На этом этапе развития самая главная задача родителей для благоприятного выхода – удовлетворение физиологических потребностей ребенка, которое необходимо делать с любовью. От отношения взрослых, ухаживающих за ребенком, особенно матери, зависит формирование чувства доверия, «уверенности».

Следующий кризис – кризис одного года (от 9 месяцев до 1,5 года), он обусловлен тем, что ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется автономная речь. Ребенок начинает исследовать пространство вокруг, его привлекает все большее количество предметов, для изучения их качеств. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

– Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с поведением взрослых и стилем воспитания. Либо это постоянные ограничения во всем, сопровождающиеся словом «нельзя», не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, либо непоследовательность в требованиях (сегодня нельзя, завтра можно, либо с мамой можно, с папой нельзя). Это рождает, с одной стороны, путаницу в голове ребенка (почему сегодня так, а завтра по-другому), с другой – наталкивает на мысль (если получше потребовать, может, и получится), – говорит эксперт. – В это время задача родителей – оставаться последовательными в своих действиях, соблюдать единые требования всеми близкими взрослыми, когда это возможно, запреты заменить более гибким поведением, быть готовым предложить привлекательную замену понравившемуся опасному предмету, научить правильно и бережно обращаться с вещами.

Родителям очень важно проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало пользы. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя.

Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет.

Следующий кризис – кризис трех лет (2,5–4,5 года). Ребенок начинает бунтовать против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он вырос.

У ребенка появляются негативизм, строптивость – он отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик. Для этого кризиса характерно упрямство – если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание. Еще одно качество – обесценивание – в этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно. А также деспотизм – малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики, и даже протест-бунт – практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания (это приходил бабайка и съел все конфеты) либо на ситуации, неприятные в данный момент для ребенка (поход в садик, принятие пищи, сон и т. д.), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.

– Родителям стоит спокойно переждать истерику, взять за руку и отвести в спокойное безлюдное место, только потом объяснить, как стоит себя вести. Реакция всегда должна быть одинаковой, причем у всех окружающих значимых взрослых. Можно уступить в мелочах, но в вопросах здоровья и безопасности быть непререкаемым (нельзя совать руки в розетки, переходить на красный свет и т. д.). Позвольте ребенку что-нибудь попробовать сделать самому, даже если уверены, что это ему не по силам. Похвалите за старание, расскажите, что именно у него получилось и что необходимо сделать, чтобы в следующий раз результат был лучше, – советует психолог.

Следующий кризис находится на пороге окончания дошкольного детства и начала обучения в школе – кризис семи лет (6,5–8,5 лет).

Основными признаками этого возраста являются паузы между обращением к ребенку и ответной реакцией (как будто не слышит, нужно повторить несколько раз просьбу), оспаривание необходимости выполнения просьбы взрослого или отсрочка выполнения, непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей, хитрость при выполнении сложившихся правил (мокрые руки, вместо вымытых), демонстративная взрослость, иногда вплоть до карикатуры поведения, иногда обостренное внимание к своей внешности в одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький, напоминание об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику с нежеланием исправляться, частое ожидание похвалы.

– Родителям необходимо разъяснить ребенку причины оснований требований (почему необходимо делать так, а не иначе), предоставить возможность осуществить новые формы самостоятельной деятельности (оплатить покупку в магазине, показать дорогу домой), напомнить о необходимости выполнить поручение (игрушки ждут, когда окажутся на своих местах; мы договаривались, что вещи будут лежать на местах, как только мы покушаем), выразить уверенность в способности ребенка справиться с ним (я знаю, что ты очень аккуратно сложишь свои вещи, у тебя отлично получается накрывать на стол, я верю, у тебя все получится), – поясняет Лилия Епанчинцева.

Самое важное, во время кризисов постараться соблюдать спокойствие. Всегда быть последовательными в соблюдении требований к ребенку, самим выполнять те правила, которые мы хотим, чтобы усвоил малыш. А самое главное – любить ребенка и показывать, что он вам дорог в любой ситуации.

В такие периоды ребенок может вести себя агрессивно, капризничать, не слушать взрослых. Специалист дает советы, что делать родителям.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года или двух лет) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую ступень. Кризисы бывают не только в детстве, но и во взрослом возрасте, так как личность развивается непрерывно. Самое важное – благоприятно выйти из кризиса. В детстве в этом ребенку помогают родители.

– Самый первый кризис, с которым сталкивается человек, – это кризис новорожденности, – рассказывает психолог Центра развития ребенка – детский сад № 65 Лилия Епанчинцева. – Внутриутробное существование меняется на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Длится он от рождения до 2 месяцев. Этот кризис связан с изменением типа дыхания, питания, среды, в которую попадает ребенок: температуры, света, звука. На этом этапе развития самая главная задача родителей для благоприятного выхода – удовлетворение физиологических потребностей ребенка, которое необходимо делать с любовью. От отношения взрослых, ухаживающих за ребенком, особенно матери, зависит формирование чувства доверия, «уверенности».

Следующий кризис – кризис одного года (от 9 месяцев до 1,5 года), он обусловлен тем, что ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется автономная речь. Ребенок начинает исследовать пространство вокруг, его привлекает все большее количество предметов, для изучения их качеств. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

– Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с поведением взрослых и стилем воспитания. Либо это постоянные ограничения во всем, сопровождающиеся словом «нельзя», не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, либо непоследовательность в требованиях (сегодня нельзя, завтра можно, либо с мамой можно, с папой нельзя). Это рождает, с одной стороны, путаницу в голове ребенка (почему сегодня так, а завтра по-другому), с другой – наталкивает на мысль (если получше потребовать, может, и получится), – говорит эксперт. – В это время задача родителей – оставаться последовательными в своих действиях, соблюдать единые требования всеми близкими взрослыми, когда это возможно, запреты заменить более гибким поведением, быть готовым предложить привлекательную замену понравившемуся опасному предмету, научить правильно и бережно обращаться с вещами.

Родителям очень важно проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало пользы. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя.

Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет.

Следующий кризис – кризис трех лет (2,5–4,5 года). Ребенок начинает бунтовать против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он вырос.

У ребенка появляются негативизм, строптивость – он отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик. Для этого кризиса характерно упрямство – если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание. Еще одно качество – обесценивание – в этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно. А также деспотизм – малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики, и даже протест-бунт – практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания (это приходил бабайка и съел все конфеты) либо на ситуации, неприятные в данный момент для ребенка (поход в садик, принятие пищи, сон и т. д.), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.

– Родителям стоит спокойно переждать истерику, взять за руку и отвести в спокойное безлюдное место, только потом объяснить, как стоит себя вести. Реакция всегда должна быть одинаковой, причем у всех окружающих значимых взрослых. Можно уступить в мелочах, но в вопросах здоровья и безопасности быть непререкаемым (нельзя совать руки в розетки, переходить на красный свет и т. д.). Позвольте ребенку что-нибудь попробовать сделать самому, даже если уверены, что это ему не по силам. Похвалите за старание, расскажите, что именно у него получилось и что необходимо сделать, чтобы в следующий раз результат был лучше, – советует психолог.

Следующий кризис находится на пороге окончания дошкольного детства и начала обучения в школе – кризис семи лет (6,5–8,5 лет).

Основными признаками этого возраста являются паузы между обращением к ребенку и ответной реакцией (как будто не слышит, нужно повторить несколько раз просьбу), оспаривание необходимости выполнения просьбы взрослого или отсрочка выполнения, непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей, хитрость при выполнении сложившихся правил (мокрые руки, вместо вымытых), демонстративная взрослость, иногда вплоть до карикатуры поведения, иногда обостренное внимание к своей внешности в одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький, напоминание об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику с нежеланием исправляться, частое ожидание похвалы.

– Родителям необходимо разъяснить ребенку причины оснований требований (почему необходимо делать так, а не иначе), предоставить возможность осуществить новые формы самостоятельной деятельности (оплатить покупку в магазине, показать дорогу домой), напомнить о необходимости выполнить поручение (игрушки ждут, когда окажутся на своих местах; мы договаривались, что вещи будут лежать на местах, как только мы покушаем), выразить уверенность в способности ребенка справиться с ним (я знаю, что ты очень аккуратно сложишь свои вещи, у тебя отлично получается накрывать на стол, я верю, у тебя все получится), – поясняет Лилия Епанчинцева.

Самое важное, во время кризисов постараться соблюдать спокойствие. Всегда быть последовательными в соблюдении требований к ребенку, самим выполнять те правила, которые мы хотим, чтобы усвоил малыш. А самое главное – любить ребенка и показывать, что он вам дорог в любой ситуации.