Поиск

По мнению логопеда, если ребенок не научится выговаривать звуки, в будущем у него неизбежно будут проблемы в обучении, возникнут комплексы.

На сегодняшний день стало много детей с речевыми нарушениями. Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года – это 5–10 слов, фраза формируется к полутора годам, умение говорить – в 2–2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты, и хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение к 2 годам,а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь.

О том, почему так происходит, мы беседуем с логопедом Центра развития ребенка – детский сад № 65 Анной Шеховцовой.

– Речь – явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговаривать, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется. Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки. Родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни – все это ведет к нарушениям речи. Плохая экология также отрицательно сказывается на здоровье детей.

– Анна Анатольевна, какие нарушения речи чаще всего встречаются?

– Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте. Характерны для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

– С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

– Наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2–3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда, соответствует ли речь ребенка его возрасту.

– Как проходят логопедические занятия в детском саду?

– В логопедической группе работа ведется по нескольким направлениям: артикуляционная гимнастика (развиваем артикуляционные мышцы в игровой форме), логопедический массаж (укрепление, расслабление артикуляционных мышц, улучшение их тактильной чувствительности), развитие фонематического восприятия (умения различать и выделять из потока речи заданные звуки), развитие навыка фонематического анализа и синтеза (умение определить позицию звука в слове, их количество, ударный гласный, делить слова на слоги, определять количество слов в предложении с помощью схем), развитие хорошей, сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики рук, постановка, автоматизация поставленных звуков, их дифференциация с другими схожими по звучанию звуками и введение их в речь, развитие лексической и грамматической сторон речи, зрительно-пространственных ориентировок, внимания, памяти. Все занятия проводятся в игровой форме, учитывая ведущую деятельность детей дошкольников – игровую. Логопед и родители должны трудиться вместе, только так можно добиться успеха.

– Какие последствия могут возникнуть у ребенка с нарушениями речи в будущем, если не обращаться к логопеду?

– Каждые мамочка и папочка хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если вовремя не преодолеть все трудности с речью, они будут преследовать ребенка в школе. Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию – словом, все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит, и с математикой. И, конечно, если ребенок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Задача логопеда – помочь ребенку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

2221

По мнению логопеда, если ребенок не научится выговаривать звуки, в будущем у него неизбежно будут проблемы в обучении, возникнут комплексы.

На сегодняшний день стало много детей с речевыми нарушениями. Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года – это 5–10 слов, фраза формируется к полутора годам, умение говорить – в 2–2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты, и хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение к 2 годам,а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь.

О том, почему так происходит, мы беседуем с логопедом Центра развития ребенка – детский сад № 65 Анной Шеховцовой.

– Речь – явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговаривать, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется. Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки. Родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни – все это ведет к нарушениям речи. Плохая экология также отрицательно сказывается на здоровье детей.

– Анна Анатольевна, какие нарушения речи чаще всего встречаются?

– Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте. Характерны для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

– С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

– Наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2–3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда, соответствует ли речь ребенка его возрасту.

– Как проходят логопедические занятия в детском саду?

– В логопедической группе работа ведется по нескольким направлениям: артикуляционная гимнастика (развиваем артикуляционные мышцы в игровой форме), логопедический массаж (укрепление, расслабление артикуляционных мышц, улучшение их тактильной чувствительности), развитие фонематического восприятия (умения различать и выделять из потока речи заданные звуки), развитие навыка фонематического анализа и синтеза (умение определить позицию звука в слове, их количество, ударный гласный, делить слова на слоги, определять количество слов в предложении с помощью схем), развитие хорошей, сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики рук, постановка, автоматизация поставленных звуков, их дифференциация с другими схожими по звучанию звуками и введение их в речь, развитие лексической и грамматической сторон речи, зрительно-пространственных ориентировок, внимания, памяти. Все занятия проводятся в игровой форме, учитывая ведущую деятельность детей дошкольников – игровую. Логопед и родители должны трудиться вместе, только так можно добиться успеха.

– Какие последствия могут возникнуть у ребенка с нарушениями речи в будущем, если не обращаться к логопеду?

– Каждые мамочка и папочка хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если вовремя не преодолеть все трудности с речью, они будут преследовать ребенка в школе. Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию – словом, все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит, и с математикой. И, конечно, если ребенок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Задача логопеда – помочь ребенку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

2221