Поиск

Дети с расстройством аутистического спектра испытывают сложности во взаимодействии с другими людьми – это их главная отличительная черта.

В настоящее время достаточно часто мы слышим о детях, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС). Что это за расстройство и каким образом необходимо помогать таким детям, мы говорим с педагогом-психологом «Центра развития ребенка – детский сад № 65» Ольгой Лукиной.

– Ольга Николаевна, объясните, пожалуйста, что такое расстройство аутистического спектра?

– Расстройства аутистического спектра – это очень большая и многообразная группа расстройств, объединенных одним общим признаком – в их основе лежит нарушение способности к эффективной социальной коммуникации, то есть эффективному общению, взаимодействию с другими людьми. Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

– Существуют ли какие-либо признаки, по которым родители и педагоги могут определить наличие РАС у ребенка?

– Да, конечно. Это нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах: в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке; в стереотипных движениях (раскачивания, потряхивания рук, кручение веревочки и т. п.); в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета. Детям с РАС может быть присуща особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития. У некоторых детей речь отсутствует, у других – ограничивается речевыми штампами; у части детей присутствует развернутая на первый взгляд речь, но лишь в русле собственных интересов – диалог при этом недоступен. Однако, повторюсь, для каждого ребенка с РАС данные признаки могут иметь разную степень выраженности. То есть каждый ребенок с РАС имеет собственные особенности развития и поведения, непохожие на другого ребенка с точно таким же расстройством.

– Как ребенку с РАС адаптироваться к дошкольному учреждению?

– Для любого ребенка поступление в дошкольное учреждение – это стресс. А для ребенка с РАС тем более. Поэтому необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех взрослых, которые будут находиться рядом с ним в дошкольном учреждении. Ребенка необходимо заранее познакомить с группой, воспитателями, максимально приблизить домашний режим к режиму детского сада. Важно помнить о дозированности пребывания в дошкольном учреждении. Например, удачный вариант дозированного посещения – момент прогулки в саду с присутствием мамы. Дозированность пребывания в детском саду должна соблюдаться еще в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе. Важна также регулярность посещения и соблюдение режимных моментов. И даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе, ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию. Например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее. И конечно же, необходимы компетентные педагоги, тьюторы и специалисты, понимающие и реализующие принципы и технологии работы с ребенком с аутистическими расстройствами.

– Какова в этом роль родителей?

– Необходимо понимать, что сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации. Поэтому большая нагрузка по организации бытового поведения аутичных детей падает на плечи их родителей. Именно они в сотрудничестве со специалистами, очень терпеливо обучая своих детей, могут достичь самых эффективных результатов. Требуется достаточно много времени и терпения, прежде чем ребенок, с помощью взрослого, пройдет процесс адаптации к дошкольному учреждению. И данный путь будет только его собственный, неторопливый, с личными победами и достижениями. Поэтому очень хочется пожелать родителям терпения и веры в собственного ребенка, поддержки и помощи со стороны педагогов и специалистов, работающих с детьми, имеющими данное расстройство.

1303

Дети с расстройством аутистического спектра испытывают сложности во взаимодействии с другими людьми – это их главная отличительная черта.

В настоящее время достаточно часто мы слышим о детях, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС). Что это за расстройство и каким образом необходимо помогать таким детям, мы говорим с педагогом-психологом «Центра развития ребенка – детский сад № 65» Ольгой Лукиной.

– Ольга Николаевна, объясните, пожалуйста, что такое расстройство аутистического спектра?

– Расстройства аутистического спектра – это очень большая и многообразная группа расстройств, объединенных одним общим признаком – в их основе лежит нарушение способности к эффективной социальной коммуникации, то есть эффективному общению, взаимодействию с другими людьми. Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

– Существуют ли какие-либо признаки, по которым родители и педагоги могут определить наличие РАС у ребенка?

– Да, конечно. Это нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах: в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке; в стереотипных движениях (раскачивания, потряхивания рук, кручение веревочки и т. п.); в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета. Детям с РАС может быть присуща особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития. У некоторых детей речь отсутствует, у других – ограничивается речевыми штампами; у части детей присутствует развернутая на первый взгляд речь, но лишь в русле собственных интересов – диалог при этом недоступен. Однако, повторюсь, для каждого ребенка с РАС данные признаки могут иметь разную степень выраженности. То есть каждый ребенок с РАС имеет собственные особенности развития и поведения, непохожие на другого ребенка с точно таким же расстройством.

– Как ребенку с РАС адаптироваться к дошкольному учреждению?

– Для любого ребенка поступление в дошкольное учреждение – это стресс. А для ребенка с РАС тем более. Поэтому необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех взрослых, которые будут находиться рядом с ним в дошкольном учреждении. Ребенка необходимо заранее познакомить с группой, воспитателями, максимально приблизить домашний режим к режиму детского сада. Важно помнить о дозированности пребывания в дошкольном учреждении. Например, удачный вариант дозированного посещения – момент прогулки в саду с присутствием мамы. Дозированность пребывания в детском саду должна соблюдаться еще в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе. Важна также регулярность посещения и соблюдение режимных моментов. И даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе, ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию. Например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее. И конечно же, необходимы компетентные педагоги, тьюторы и специалисты, понимающие и реализующие принципы и технологии работы с ребенком с аутистическими расстройствами.

– Какова в этом роль родителей?

– Необходимо понимать, что сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации. Поэтому большая нагрузка по организации бытового поведения аутичных детей падает на плечи их родителей. Именно они в сотрудничестве со специалистами, очень терпеливо обучая своих детей, могут достичь самых эффективных результатов. Требуется достаточно много времени и терпения, прежде чем ребенок, с помощью взрослого, пройдет процесс адаптации к дошкольному учреждению. И данный путь будет только его собственный, неторопливый, с личными победами и достижениями. Поэтому очень хочется пожелать родителям терпения и веры в собственного ребенка, поддержки и помощи со стороны педагогов и специалистов, работающих с детьми, имеющими данное расстройство.

1303