Поиск

Декан самого востребованного факультета ОмГМУ рассказала о том, как готовят будущих стоматологов, а также научных разработках в этой области.

В гостях у РИА «Омск-информ» доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии, декан стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета Лариса Ломиашвили.

– Лариса Михайловна, откуда такая колоритная фамилия?

– Фамилия мужа, но и у меня тоже корни разнообразные: дедушка по отцовской линии армянин, бабушка – грузинка, а мама – из русской семьи.

– Медицина – дело семейное?

– В роду были священники, военные, инженеры, а вот врачей не было. Правда, моя прабабушка слыла знахаркой. Жила она на берегу Иртыша в селе Саратово Горьковского района Омской области, заготавливала различные травы, лечила больных людей, изгоняя их хворь. С детства я мечтала быть как врачом, так и учителем, большинство игр было посвящено этим двум профессиям. После окончания школы попыталась поступить на лечебный факультет, но, не пройдя по конкурсу, устроилась работать препаратором на кафедру терапевтической стоматологии института. Именно там я встретила замечательных людей, перед которыми испытывала нежный трепет и преклонение, уважение и любовь. В медицинский институт мне посчастливилось поступить только с третьей попытки, и, конечно, факультет уже был стоматологический. Студенческая жизнь удавалась: была старостой группы, возглавляла кружок терапевтической стоматологии, являлась председателем студенческого научного общества стоматологического факультета.

– Где начинали свой трудовой путь?

– После окончания института по распределению попала в участковую больницу совхоза «Победитель» Кормиловского района Омской области, где работала четыре года врачом-стоматологом. Мне нравилось жить и работать на селе. Стационар на 75 коек, 25 из них детские. Врачей практически не было, кадровый вопрос всегда оставался актуальным. Однако был очень сильный состав фельдшеров, акушеров, медсестер. Там я приобрела огромный опыт оказания неотложной помощи. Дежурный чемоданчик, 5 тысяч населения и полное разнообразие сложных клинических ситуаций. Приходилось оказывать помощь при суицидальных ситуациях, ушивать раны, лечить общие соматические заболевания, как детей, так и взрослых. Было очень страшно, но внешне ты не мог даже подать вида, что боишься и со многими проблемами встречаешься впервые. А какой бесценный опыт я получила в стоматологии! Два раза в неделю из ближайших окружных деревень Кормиловского района приезжали пациенты, дежурный автобус привозил человек 50 взрослых и детей, необходимо было в полном объеме оказать специализированную медицинскую помощь.

– Вы всю жизнь посвятили науке, расскажите, какие научные исследования ведутся в вузе под вашим руководством?

– Учеными стоматологического факультета ОмГМУ получены ранее неизвестные сведения о структуре и свойствах эмали зубов, раскрыты новые факты в патогенезе кариеса зубов, предложен новый подход к определению резистентности зубов человека к кариесу и так далее. Сконструированы и запатентованы средства для улучшения регуляции минерального обмена в полости рта. Непосредственно под моим руководством продолжает развиваться направление в области эстетического моделирования зубов, создаются компьютерные технологии для реставраций зубов, зубных рядов композиционными материалами, разработаны новые подходы к моделированию зубов при их восстановлении. Также меня интересуют процессы влияния электромагнитного излучения на состояние органов и тканей полости рта. Доказано, что уже через полчаса работы за компьютером в негативную сторону меняются вязкость, состав и свойства смешанной слюны. У нас есть идеи по разработке профилактических мероприятий, нейтрализующих негативное влияние электромагнитного излучения на организм человека.

– В чем особенность моделирования зубов?

– Зубочелюстной аппарат, образно говоря, напоминает мельницу. Фронтальная группа зубов (резцы, клыки) перерезают пищу по принципу гильотины, многобугорковые зубы (премоляры и моляры) начинают ее перетирать. С годами бугорки зубов истираются, нарушается процесс переработки пищи, развиваются заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Зная строение клыка, можно воссоздать конструкцию любого зуба. Для этого необходимы и знания вариативной анатомии, потому что все зубы разные, нет похожих, но есть определенная закономерность в их строении. Восстановленные формы зубов должны соответствовать своей функции и активно принимать участие в переработке пищи, формировании пищевого комка. Ребята уже на первом курсе моделируют зубы из пластилина, глины, воска. С третьего курса они начинают прием пациентов и уже в полости рта изготавливают современные пломбы из композитного материла.

– Что такое смешанная слюна?

– Смешанная слюна (ротовая жидкость) – суммарный секрет всех слюнных желез, микрофлора полости рта и продукты ее метаболизма, содержимое десневых карманов, десневая жидкость, клетки, остатки пищи и т. д. В настоящее время существует метод саливодиагностики, позволяющий по составу, структуре и свойствам ротовой жидкости предположить состояние здоровья или патологии полости рта пациента.

– Но у нас не берут слюну на исследование.

– Исследование смешанной слюны человека осуществляют на базе научной лаборатории стоматологического факультета. Это диагностический метод является дополнительным методом обследования, помогающий объективно оценить обменные процессы в полости рта, понять динамику заболевания. Большинство диссертационных работ основаны на изучении строения и состава ротовой жидкости, кислотно-щелочного баланса в полости рта. Повышенная кислотность – это благоприятная среда для размножения патогенных микроорганизмов, она повышает риск развития кариеса, пародонтитов и других стоматологических проблем. Зубные пасты и ополаскиватели влияют на состав и свойства ротовой жидкости человека, нормализуют и поддерживают кислотнощелочной баланс полости рта.

– Всегда считала, что ополаскиватели – бесполезная вещь.

– Это не так, они обеспечивают профилактику многих стоматологических заболеваний. Другое дело, что есть определенная специфика их применения. Например, нельзя долго пользоваться ополаскивателями, содержащими антисептики, так как они нарушают обмен веществ полости рта. Ополаскиватели, как и лекарства, должен назначать лечащий врач.

– Стоматология советская и нынешняя, что изменилось?

– Появились современные пломбировочные материалы, которые позволяют врачу быть скульптором и художником. Раньше были в основном цементы, которые быстро твердели, и врачи не могли моделировать правильные формы зубов. Конечно же, появились современные лекарственные препараты, которые позволяют бороться с инфекцией в организме человека. Созданы группы высокоэффективных анестетиков. Вспомните, как в детстве мы лечили зубы без анестезии. Все боялись идти к врачу, поэтому качество лечения страдало – люди обращались поздно за медицинской помощью, оставались без зубов. Еще появились операционные микроскопы, оптика, которые позволяют врачу-стоматологу увидеть операционное поле в увеличенном размере, мы по-другому стали лечить корневые каналы. Большое спасибо нашему университету, который тратит много средств на оснащение профильных кафедр стоматологического факультета. Недавно нам купили операционный дентальный микроскоп, и сейчас мы можем лечить и моделировать зубы под микроскопом, изучать патологию слизистой оболочки полости рта.

– Вы сравнили стоматолога со скульптором и художником.

– Врачи-стоматологи должны обладать не только острым клиническим мышлением, но и даром творчества. Руки стоматолога – это самый главный инструмент, творящий чудеса. Как художники, они должны чувствовать исходную ситуацию, уметь расположить вновь созданные структуры в определенном порядке, с учетом цветовой гаммы, индивидуальной гармонии зубочелюстного аппарата. Как скульпторы, врачи умело заполняют свободное пространство, создавая естественные формы зубов, зубных рядов. Наряду с общими закономерностями, доктора видят множество мелких деталей, придающих человеку индивидуальность, неповторимость, изысканность, свой шарм. Иногда эти детали неуловимы, но настоящий профессионал их ощущает, чувствует, воспроизводит, в результате чего рождается своеобразный шедевр, произведение искусств, ручная работа.

– Как вы относитесь к 3D-моделированию зубов?

– Компьютерные технологии активно внедряются в нашу жизнь, в том числе и в стоматологию. Сегодня можно смоделировать зуб в трехмерном изображении на компьютере и изготовить его на фрезерном станке. Но, мне кажется, ручная работа настоящего мастера (зубного техника или стоматолога) не сравнится ни с чем. К тому же 3D-технологии увеличивают стоимость лечения и протезирования зубов для пациента.

– Кстати, почему лечить зубы так дорого?

– Потому что используется высокотехнологичное оборудование, специально изготовленные стоматологические инструменты, современные материалы – это все очень дорогостоящее производство. Практически все закупается за рубежом, к сожалению.

– Как сэкономить на стоматологе?

– Профилактика – подруга здоровья! Этим необходимо заниматься с детства. Минимум два раза в год обращаться к врачу-стоматологу. В крайнем случае, лучше и легче полечить кариес, чем пульпит, периодонтит или вовсе остаться без зуба. Необходимо чистить зубы два раза в день по 4–5 минут как минимум, применять ополаскиватели, ирригаторы, зубные нити. Каждый зуб – это орган, и нужно к нему относиться с уважением.

– Почему на стоматологический факультет самый большой конкурс, несмотря на высокую стоимость обучения и отсутствие бюджетных мест?

– У нас очень сильная стоматологическая школа – факультету 63 года, сильный преподавательский состав. Занятия по специальности «стоматология» начинаются уже с 1-го курса. Прием пациентов – с третьего курса. На кафедре терапевтической стоматологии 27 стоматологических установок, у каждого студента есть свое рабочее кресло, и он оказывает бесплатную медицинскую стоматологическую помощь своим близким, друзьям, соседям. К окончанию пятого курса тот, кто хочет лечить пациентов, уже добивается больших успехов. Лучшие студенты и преподаватели Омской стоматологической школы активно принимают участие в форумах и олимпиадах различных уровней, занимают призовые места, проводят мастер-классы, делятся своими разработками с членами мирового стоматологического сообщества.

– В Омске нет переизбытка стоматологов?

– Врачей-стоматологов постоянно не хватает. Частные клиники регулярно просят достойных специалистов-выпускников, готовы предоставить им рабочее место и высокую заработную плату.

– Обозначьте проблемы, которые вы видите в отрасли?

– Очень переживаю за кадровый состав, как нашего университета, так и стоматологического факультета. В одном лице мы – врачи, преподаватели, научные сотрудники. Считаю тех людей, кто трудится в нашей альма-матер, истинными патриотами России. Они не уходят в частный бизнес, вкладывают свои знания и умения в молодое поколение врачей, делятся своими наработками, опытом ведения пациентов, являются образцом для подражания. Немаловажным фактором в привлечении и мотивации молодых ученых к преподаванию в университете является материальная заинтересованность, их заработная плата. Одной из проблем практического здравоохранения является дефицит кадров в районах Омской области, от этого страдают прежде всего люди. Раньше было обязательным распределение, и хоть как-то эти вопросы решались. Сейчас распределение считается нарушением прав человека. Вторая проблема – оснащение оборудованием, особенности развития медицинской помощи в районных, участковых больницах. Развитие отечественного производства по изготовлению стоматологического оборудования, материалов остается также проблематичным. Как мы уже говорили, зарубежные аналоги – это очень дорогое удовольствие.

– Как стать хорошим стоматологом?

– Изначально любить людей, иметь такие качества, как сострадание, благородство, порядочность. Быть оптимистом, верить в чудеса. Главное, это здоровье пациента, а не материальная нажива. Идеальный вариант, когда пациент с детства находится в одних руках, под наблюдением семейного доктора, чтобы врач смог отследить динамику состояния здоровья своего подопечного на протяжении многих лет жизни.

– Чем вы увлекаетесь в свободное от работы и написания книг время?

– Иногда пишу стихи, если повезет и муза тихонечко придет в гости. Люблю гулять по утренней набережной Иртыша, наслаждаюсь гармонией окружающего мира. Плаваю в реке до самой глубокой осени. Люблю фотографировать, снимать и монтировать фильмы, как в области стоматологии, так и по жизни – миг неповторим, ловлю момент. Люблю путешествовать, кто-то однажды сказал, что «путешествия и есть самый лучший наркотик», и я с ним полностью согласна.

 Наталья Чебакова

1595

Декан самого востребованного факультета ОмГМУ рассказала о том, как готовят будущих стоматологов, а также научных разработках в этой области.

В гостях у РИА «Омск-информ» доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии, декан стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета Лариса Ломиашвили.

– Лариса Михайловна, откуда такая колоритная фамилия?

– Фамилия мужа, но и у меня тоже корни разнообразные: дедушка по отцовской линии армянин, бабушка – грузинка, а мама – из русской семьи.

– Медицина – дело семейное?

– В роду были священники, военные, инженеры, а вот врачей не было. Правда, моя прабабушка слыла знахаркой. Жила она на берегу Иртыша в селе Саратово Горьковского района Омской области, заготавливала различные травы, лечила больных людей, изгоняя их хворь. С детства я мечтала быть как врачом, так и учителем, большинство игр было посвящено этим двум профессиям. После окончания школы попыталась поступить на лечебный факультет, но, не пройдя по конкурсу, устроилась работать препаратором на кафедру терапевтической стоматологии института. Именно там я встретила замечательных людей, перед которыми испытывала нежный трепет и преклонение, уважение и любовь. В медицинский институт мне посчастливилось поступить только с третьей попытки, и, конечно, факультет уже был стоматологический. Студенческая жизнь удавалась: была старостой группы, возглавляла кружок терапевтической стоматологии, являлась председателем студенческого научного общества стоматологического факультета.

– Где начинали свой трудовой путь?

– После окончания института по распределению попала в участковую больницу совхоза «Победитель» Кормиловского района Омской области, где работала четыре года врачом-стоматологом. Мне нравилось жить и работать на селе. Стационар на 75 коек, 25 из них детские. Врачей практически не было, кадровый вопрос всегда оставался актуальным. Однако был очень сильный состав фельдшеров, акушеров, медсестер. Там я приобрела огромный опыт оказания неотложной помощи. Дежурный чемоданчик, 5 тысяч населения и полное разнообразие сложных клинических ситуаций. Приходилось оказывать помощь при суицидальных ситуациях, ушивать раны, лечить общие соматические заболевания, как детей, так и взрослых. Было очень страшно, но внешне ты не мог даже подать вида, что боишься и со многими проблемами встречаешься впервые. А какой бесценный опыт я получила в стоматологии! Два раза в неделю из ближайших окружных деревень Кормиловского района приезжали пациенты, дежурный автобус привозил человек 50 взрослых и детей, необходимо было в полном объеме оказать специализированную медицинскую помощь.

– Вы всю жизнь посвятили науке, расскажите, какие научные исследования ведутся в вузе под вашим руководством?

– Учеными стоматологического факультета ОмГМУ получены ранее неизвестные сведения о структуре и свойствах эмали зубов, раскрыты новые факты в патогенезе кариеса зубов, предложен новый подход к определению резистентности зубов человека к кариесу и так далее. Сконструированы и запатентованы средства для улучшения регуляции минерального обмена в полости рта. Непосредственно под моим руководством продолжает развиваться направление в области эстетического моделирования зубов, создаются компьютерные технологии для реставраций зубов, зубных рядов композиционными материалами, разработаны новые подходы к моделированию зубов при их восстановлении. Также меня интересуют процессы влияния электромагнитного излучения на состояние органов и тканей полости рта. Доказано, что уже через полчаса работы за компьютером в негативную сторону меняются вязкость, состав и свойства смешанной слюны. У нас есть идеи по разработке профилактических мероприятий, нейтрализующих негативное влияние электромагнитного излучения на организм человека.

– В чем особенность моделирования зубов?

– Зубочелюстной аппарат, образно говоря, напоминает мельницу. Фронтальная группа зубов (резцы, клыки) перерезают пищу по принципу гильотины, многобугорковые зубы (премоляры и моляры) начинают ее перетирать. С годами бугорки зубов истираются, нарушается процесс переработки пищи, развиваются заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Зная строение клыка, можно воссоздать конструкцию любого зуба. Для этого необходимы и знания вариативной анатомии, потому что все зубы разные, нет похожих, но есть определенная закономерность в их строении. Восстановленные формы зубов должны соответствовать своей функции и активно принимать участие в переработке пищи, формировании пищевого комка. Ребята уже на первом курсе моделируют зубы из пластилина, глины, воска. С третьего курса они начинают прием пациентов и уже в полости рта изготавливают современные пломбы из композитного материла.

– Что такое смешанная слюна?

– Смешанная слюна (ротовая жидкость) – суммарный секрет всех слюнных желез, микрофлора полости рта и продукты ее метаболизма, содержимое десневых карманов, десневая жидкость, клетки, остатки пищи и т. д. В настоящее время существует метод саливодиагностики, позволяющий по составу, структуре и свойствам ротовой жидкости предположить состояние здоровья или патологии полости рта пациента.

– Но у нас не берут слюну на исследование.

– Исследование смешанной слюны человека осуществляют на базе научной лаборатории стоматологического факультета. Это диагностический метод является дополнительным методом обследования, помогающий объективно оценить обменные процессы в полости рта, понять динамику заболевания. Большинство диссертационных работ основаны на изучении строения и состава ротовой жидкости, кислотно-щелочного баланса в полости рта. Повышенная кислотность – это благоприятная среда для размножения патогенных микроорганизмов, она повышает риск развития кариеса, пародонтитов и других стоматологических проблем. Зубные пасты и ополаскиватели влияют на состав и свойства ротовой жидкости человека, нормализуют и поддерживают кислотнощелочной баланс полости рта.

– Всегда считала, что ополаскиватели – бесполезная вещь.

– Это не так, они обеспечивают профилактику многих стоматологических заболеваний. Другое дело, что есть определенная специфика их применения. Например, нельзя долго пользоваться ополаскивателями, содержащими антисептики, так как они нарушают обмен веществ полости рта. Ополаскиватели, как и лекарства, должен назначать лечащий врач.

– Стоматология советская и нынешняя, что изменилось?

– Появились современные пломбировочные материалы, которые позволяют врачу быть скульптором и художником. Раньше были в основном цементы, которые быстро твердели, и врачи не могли моделировать правильные формы зубов. Конечно же, появились современные лекарственные препараты, которые позволяют бороться с инфекцией в организме человека. Созданы группы высокоэффективных анестетиков. Вспомните, как в детстве мы лечили зубы без анестезии. Все боялись идти к врачу, поэтому качество лечения страдало – люди обращались поздно за медицинской помощью, оставались без зубов. Еще появились операционные микроскопы, оптика, которые позволяют врачу-стоматологу увидеть операционное поле в увеличенном размере, мы по-другому стали лечить корневые каналы. Большое спасибо нашему университету, который тратит много средств на оснащение профильных кафедр стоматологического факультета. Недавно нам купили операционный дентальный микроскоп, и сейчас мы можем лечить и моделировать зубы под микроскопом, изучать патологию слизистой оболочки полости рта.

– Вы сравнили стоматолога со скульптором и художником.

– Врачи-стоматологи должны обладать не только острым клиническим мышлением, но и даром творчества. Руки стоматолога – это самый главный инструмент, творящий чудеса. Как художники, они должны чувствовать исходную ситуацию, уметь расположить вновь созданные структуры в определенном порядке, с учетом цветовой гаммы, индивидуальной гармонии зубочелюстного аппарата. Как скульпторы, врачи умело заполняют свободное пространство, создавая естественные формы зубов, зубных рядов. Наряду с общими закономерностями, доктора видят множество мелких деталей, придающих человеку индивидуальность, неповторимость, изысканность, свой шарм. Иногда эти детали неуловимы, но настоящий профессионал их ощущает, чувствует, воспроизводит, в результате чего рождается своеобразный шедевр, произведение искусств, ручная работа.

– Как вы относитесь к 3D-моделированию зубов?

– Компьютерные технологии активно внедряются в нашу жизнь, в том числе и в стоматологию. Сегодня можно смоделировать зуб в трехмерном изображении на компьютере и изготовить его на фрезерном станке. Но, мне кажется, ручная работа настоящего мастера (зубного техника или стоматолога) не сравнится ни с чем. К тому же 3D-технологии увеличивают стоимость лечения и протезирования зубов для пациента.

– Кстати, почему лечить зубы так дорого?

– Потому что используется высокотехнологичное оборудование, специально изготовленные стоматологические инструменты, современные материалы – это все очень дорогостоящее производство. Практически все закупается за рубежом, к сожалению.

– Как сэкономить на стоматологе?

– Профилактика – подруга здоровья! Этим необходимо заниматься с детства. Минимум два раза в год обращаться к врачу-стоматологу. В крайнем случае, лучше и легче полечить кариес, чем пульпит, периодонтит или вовсе остаться без зуба. Необходимо чистить зубы два раза в день по 4–5 минут как минимум, применять ополаскиватели, ирригаторы, зубные нити. Каждый зуб – это орган, и нужно к нему относиться с уважением.

– Почему на стоматологический факультет самый большой конкурс, несмотря на высокую стоимость обучения и отсутствие бюджетных мест?

– У нас очень сильная стоматологическая школа – факультету 63 года, сильный преподавательский состав. Занятия по специальности «стоматология» начинаются уже с 1-го курса. Прием пациентов – с третьего курса. На кафедре терапевтической стоматологии 27 стоматологических установок, у каждого студента есть свое рабочее кресло, и он оказывает бесплатную медицинскую стоматологическую помощь своим близким, друзьям, соседям. К окончанию пятого курса тот, кто хочет лечить пациентов, уже добивается больших успехов. Лучшие студенты и преподаватели Омской стоматологической школы активно принимают участие в форумах и олимпиадах различных уровней, занимают призовые места, проводят мастер-классы, делятся своими разработками с членами мирового стоматологического сообщества.

– В Омске нет переизбытка стоматологов?

– Врачей-стоматологов постоянно не хватает. Частные клиники регулярно просят достойных специалистов-выпускников, готовы предоставить им рабочее место и высокую заработную плату.

– Обозначьте проблемы, которые вы видите в отрасли?

– Очень переживаю за кадровый состав, как нашего университета, так и стоматологического факультета. В одном лице мы – врачи, преподаватели, научные сотрудники. Считаю тех людей, кто трудится в нашей альма-матер, истинными патриотами России. Они не уходят в частный бизнес, вкладывают свои знания и умения в молодое поколение врачей, делятся своими наработками, опытом ведения пациентов, являются образцом для подражания. Немаловажным фактором в привлечении и мотивации молодых ученых к преподаванию в университете является материальная заинтересованность, их заработная плата. Одной из проблем практического здравоохранения является дефицит кадров в районах Омской области, от этого страдают прежде всего люди. Раньше было обязательным распределение, и хоть как-то эти вопросы решались. Сейчас распределение считается нарушением прав человека. Вторая проблема – оснащение оборудованием, особенности развития медицинской помощи в районных, участковых больницах. Развитие отечественного производства по изготовлению стоматологического оборудования, материалов остается также проблематичным. Как мы уже говорили, зарубежные аналоги – это очень дорогое удовольствие.

– Как стать хорошим стоматологом?

– Изначально любить людей, иметь такие качества, как сострадание, благородство, порядочность. Быть оптимистом, верить в чудеса. Главное, это здоровье пациента, а не материальная нажива. Идеальный вариант, когда пациент с детства находится в одних руках, под наблюдением семейного доктора, чтобы врач смог отследить динамику состояния здоровья своего подопечного на протяжении многих лет жизни.

– Чем вы увлекаетесь в свободное от работы и написания книг время?

– Иногда пишу стихи, если повезет и муза тихонечко придет в гости. Люблю гулять по утренней набережной Иртыша, наслаждаюсь гармонией окружающего мира. Плаваю в реке до самой глубокой осени. Люблю фотографировать, снимать и монтировать фильмы, как в области стоматологии, так и по жизни – миг неповторим, ловлю момент. Люблю путешествовать, кто-то однажды сказал, что «путешествия и есть самый лучший наркотик», и я с ним полностью согласна.

 Наталья Чебакова

1595