Поиск

Тюменский драматический театр приготовил омской публике креативную трактовку повести Льва Толстого «Крейцерова соната». Сюжет нескучный.

В Омске продолжаются гастроли Тюменского Большого драматического театра. Накануне на камерной сцене Омского драмтеатра давали моноспектакль по повести Льва Толстого «Крейцерова соната».

В свое время произведение вызвало неоднозначную реакцию из-за попытки писателя разобраться в психологии ревности. Название произведению дала соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена.

Фабула пьесы повторяет сюжетные линии повести Толстого: некий Василий Позднышев женится на дочери обедневшего помещика и через 8 лет брака убивает ее из ревности к музыканту. В неверности супруги он винит музыку, и, в частности, сонату № 9. Новоявленного Отелло оправдывает суд. Однако ничто не облегчает его моральных страданий.

В интерпретации тюменского театра остается намек на первоисточник-повесть: некая вариация хрестоматийной мысли Льва Толстого, провозглашенной им в романе «Анна Каренина», о несчастливых семьях. По сути, и «Крейцерова соната» о несчастливом браке. Перед омской публикой предстает поезд, где Позднышев рассказывает незримым попутчикам о своем преступлении. Это некая метафора жизни вкупе с рафинадом, рассыпанным по сцене, и подстаканниками с чаем.

Вероятно пытаясь объяснить проступок главного героя моноспектакля, режиссер, лауреат Госпремии РФ из Санкт-Петербурга Александр Баргман отыскал нестандартное решение. Параллельно с исповедью Позднышева звучат отрывки из переписки самого Льва Толстого с его супругой. Нельзя забывать, что отношения классика со второй половиной были далеки от идеала – жена не раз признавалась, что откровенно не понимает мужа. И получается, что шероховатости отношений Толстых, особенно в последние годы жизни писателя, накладываются на историю Позднышева.

В любом случае оправдание убийству так и не найдено. Следует отметить игру единственного актера на сцене Александра Тихонова, все действо продержавшего зрителей в напряжении. Кроме того, особого внимания заслуживает блестящая работа с освещением. Обстановка в зале получилась по-настоящему зловещей.

В финале омская публика долго рукоплескала и расходилась, обсуждая причины, толкнувшие Позднышева на роковой проступок.

Тюменский драматический театр приготовил омской публике креативную трактовку повести Льва Толстого «Крейцерова соната». Сюжет нескучный.

В Омске продолжаются гастроли Тюменского Большого драматического театра. Накануне на камерной сцене Омского драмтеатра давали моноспектакль по повести Льва Толстого «Крейцерова соната».

В свое время произведение вызвало неоднозначную реакцию из-за попытки писателя разобраться в психологии ревности. Название произведению дала соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена.

Фабула пьесы повторяет сюжетные линии повести Толстого: некий Василий Позднышев женится на дочери обедневшего помещика и через 8 лет брака убивает ее из ревности к музыканту. В неверности супруги он винит музыку, и, в частности, сонату № 9. Новоявленного Отелло оправдывает суд. Однако ничто не облегчает его моральных страданий.

В интерпретации тюменского театра остается намек на первоисточник-повесть: некая вариация хрестоматийной мысли Льва Толстого, провозглашенной им в романе «Анна Каренина», о несчастливых семьях. По сути, и «Крейцерова соната» о несчастливом браке. Перед омской публикой предстает поезд, где Позднышев рассказывает незримым попутчикам о своем преступлении. Это некая метафора жизни вкупе с рафинадом, рассыпанным по сцене, и подстаканниками с чаем.

Вероятно пытаясь объяснить проступок главного героя моноспектакля, режиссер, лауреат Госпремии РФ из Санкт-Петербурга Александр Баргман отыскал нестандартное решение. Параллельно с исповедью Позднышева звучат отрывки из переписки самого Льва Толстого с его супругой. Нельзя забывать, что отношения классика со второй половиной были далеки от идеала – жена не раз признавалась, что откровенно не понимает мужа. И получается, что шероховатости отношений Толстых, особенно в последние годы жизни писателя, накладываются на историю Позднышева.

В любом случае оправдание убийству так и не найдено. Следует отметить игру единственного актера на сцене Александра Тихонова, все действо продержавшего зрителей в напряжении. Кроме того, особого внимания заслуживает блестящая работа с освещением. Обстановка в зале получилась по-настоящему зловещей.

В финале омская публика долго рукоплескала и расходилась, обсуждая причины, толкнувшие Позднышева на роковой проступок.

Елена Ляхова