Поиск

Декан факультета ветеринарной медицины Омского ГАУ Светлана Чернигова рассказала про университетскую «кунсткамеру» и теленка с пятью ногами.

31 августа отмечается День ветеринарного работника России. Мы встретились с деканом факультета ветеринарной медицины Омского ГАУ, доктором ветеринарных наук, доцентом Светланой Черниговой.

Ветеринарный факультет – один из крупнейших в аграрном вузе, здесь учатся более 1000 студентов, профессорско-преподавательский состав – 54 человека, 98 % из них имеют ученые степени доктора или кандидата наук.

Мы поговорили, о том, где «отрывают с руками» выпускников факультета и как животные помогают «человеческим» врачам отрабатывать инновационные методики лечения. Узнали, какие скелеты и уродцы хранятся в музее патологической анатомии. А еще выяснили, что самому младшему будущему ветеринарному врачу в профильном лагере исполнилось всего 3 года.

– Светлана Владимировна, стоит напомнить нашим читателям, что ветеринарный факультет имеет более чем 100-летнюю историю.

– Вероятно, не все знают, что наш факультет ветеринарной медицины Омского ГАУ является одним из старейших в России. Столетие мы отметили в ноябре 2018 года. Омск стал третьим в стране городом, где готовили ветеринарных врачей для Сибири, Урала и Дальнего Востока. Нас опередили Санкт-Петербург и Казань. Только после Омска высшее учебное заведение подобного профиля появилось в Москве.

– До какого-то времени ведь не разделяли медицину для людей и животных?

– Я больше скажу. В структуре института ветеринарной медицины был медицинский факультет. Учились все вместе: и ветеринарные, и медицинские врачи. И только в 1921 году медицинский факультет преобразовался в самостоятельное высшее учебное заведение. Поэтому в ОмГМУ праздновали свое 100-летие на три года позже нас.

– Правда, что первые ветеринары были «заточены» исключительно на лечение продуктивных животных?

– Если говорить о профессии ветеринарного врача в общих чертах, то сначала была профессия – коновал. Традиционно человек использовал лошадь. Лошадь – первое животное, которое было необходимо и в хозяйстве, и на войне. Интуитивно человек понимал, что его жизнь и здоровье напрямую зависят от здоровья животных, которые идут на убой для питания (коровы, овцы и другие), появилось понятие «заразности» (инфекции), поэтому больных животных в первую очередь пытались изолировать. Для лечения использовали отвары или настои трав, а чем еще можно было помочь животным? Людей-то относительно недавно начали лечить, когда активно начала развиваться фармацевтическая наука, были открыты антибиотики, анестетики и др.

Животные всегда были экспериментальной моделью. Прежде чем начать применять какие-то манипуляции на человеческом организме, в том числе высокотехнологичные операции, их нужно отработать на животных. Например, в советское время в Центре Илизарова в виварии находилось 100 с лишним собак, на которых моделировали травмы, отрабатывали методики лечения. Первые модели знаменитых аппаратов Илизарова тоже вначале появились на экспериментальных животных. На свиньях хирурги отрабатывают пересадку внутренних органов, удаление опухолей, камней из желчного пузыря, печени, почек при помощи эндоскопического оборудования.

– А вы сотрудничаете с омскими врачами?

– Конечно, к примеру, мы в постоянном контакте с хирургами КМХЦ (МСЧ-10), наши работы перекликаются. Совместно обсуждаем дизайн исследования, на лабораторных животных создаем модель патологии, отрабатываем и обосновываем эффективность разработанной методики лечения и уже после получения положительного результата, такую методику начинают применять у человека.

– Какое животное ближе всего к человеку?

– Для каждой манипуляции есть свои требования, и формируется соответствующая модель. Под определенные задачи подбирается подходящий объект. Это могут быть мыши, крысы, овцы, свиньи. А вот обезьян и собак на сегодняшний день использовать для подобных целей запрещено.

– Какие тенденции прослеживаются в последние годы: интерес к учебе на вашем факультете растет, падает, остается стабильно высоким?

– К нам ребята идут, интерес очень большой, но иногда было бы неплохо видеть несколько иное качество абитуриентов. Правила поступления в вузы, к сожалению, в последние годы не способствуют серьезному выбору профессии со стороны абитуриента. Сейчас есть возможность поступать сразу в 10 вузов. Те, кому нужен только диплом, раскидывают свои документы по всей стране, тем самым создается ситуация, когда на факультете появляются «случайные» студенты, но хорошо, что их единицы. Мы рады видеть в своей команде активных, амбициозных и ответственных ребят, тех, кто уже определился с выбором будущей профессии и целенаправленно хотят стать ветеринарными врачами.

– То есть вашими будущими студентами движет призвание, любовь к животным?

– Однозначно! Без любви к животным в нашей профессии просто нечего делать.

– Вы как-то проверяете вчерашних школьников на профпригодность?

– Всегда говорю студентам: ты сначала попробуй, через «не могу», заставь себя неделю по-настоящему поработать. Если через неделю-месяц ты скажешь, что нет, это не мое, я предоставлю тебе другой выбор.

Профессия ветеринарного врача очень разнообразная и многогранная. Это не только лечебная работа с продуктивными и мелкими домашними животными. Выпускники могут реализовать себя в экспертных и надзорных органах – это ветеринарно-санитарные эксперты, которые работают с продукцией животноводства, оценивая ее качество и безопасность.

– А существует какой-то «водораздел» у будущих ветврачей, как, например, была «анатомичка» у студентов медицинских вузов?

– Есть масса примеров, когда человек падал в обморок при виде крови, а потом становился блестящим хирургом. Да, приходится преодолевать какие-то барьеры. Зайдите в коровник – там весьма специфический запах. У нас есть стационар, виварий, где тоже запахи… На каких-то этапах студенты заходят к животным, зажав носы, но потом они готовы с огромным интересом проводить исследования биологических жидкостей и других продуктов жизнедеятельности, через них искать патологии органов и систем животных.

Я считаю, самое главное, чтобы молодому человеку в школе, в вузе встретились хорошие преподаватели, настоящие профессионалы. Зажечь можно даже тех, кто оказался на грани отчисления. Есть примеры, когда такие ребята потом становились отличными специалистами и сейчас занимают ведущие должности в серьезных компаниях.

– Из тех, кто идет к вам учиться чаще – городские или сельские ребята, мальчики или девочки, много ли приезжих?

– Омская область – пограничная территория, и традиционно у нас учится много студентов из Казахстана, порядка 20 %. Многие из них – наши соотечественники, в дальнейшем получают гражданство России и остаются здесь жить и работать. В этом году ситуация изменилась. В Казахстане решили удерживать свою молодежь, предлагая им хорошие стипендии, если они остаются учиться у себя. Мы даже не имеем возможности проводить там профориентационную работу. Осталось только «сарафанное радио», когда наши студенты на каникулах рассказывают об учебе в Омске своим родственникам, друзьям, соседям. В этом году процент студентов – граждан Казахстана среди первокурсников значительно снизился. Из-за ограничений, связанных с пандемией, стало сложнее пересекать границу. А учить ветеринарного врача дистанционно – невозможно.

Если говорить о соотношении сельских и городских детей, то оно меняется. Еще 3–5 лет назад преобладали сельские ребята. Сейчас в деревенской школе может быть один-два выпускника, детей на селе стало очень мало. Среди студентов соотношение 60 на 40 в пользу города. Помимо омичей, у нас учатся ребята из Новосибирский, Тюменской, Томской областей – несмотря на то, что во многих пограничных с нами областях открылись ветеринарные факультеты, получение диплома ветеринарного врача в омском институте ветеринарной медицины остается чрезвычайно престижным и для студентов, и для работодателей.

Конечно же, на потоке среди студентов больше девочек. Всего 2-3 мальчика приходится на группу.

– Начиная с какого курса ваши студенты понимают, где они будут работать, получив диплом?

– Сейчас есть возможность обучения по целевому приему. Тогда еще абитуриенту понятно, где он будет работать первые три или пять лет после окончания вуза. Целевиков «заказывают» агрохолдинги, у которых очень остро стоят кадровые вопросы. Нам традиционно дают целевые места компании «РускомАгро», «Юбилейный» из Ишима Тюменской области, «СибАгро» из Томска. При потребности в кадрах сельские муниципалитеты могут заказывать целевые места для своих будущих специалистов через министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области или напрямую заключая договоры с университетом.

Целевые направления бывают как именные, так и открытые. То есть ребята еще до поступления в вуз обращаются в приемную комиссию и определяются с будущим местом работы.

Другая возможность определиться с будущим местом работы – 1-2-месячная стажировка во время летних каникул. Заявки поступают от ветеринарных клиник и агрохолдингов. При прохождении практики в агрохолдингах ребятам предоставляется жилье, их официально трудоустраивают, платят зарплату. Во время стажировки, практики происходит очень серьезное погружение в профессию.

Всегда говорю нашим студентам: вы должны за время обучения попробовать себя во всех областях, поработать с птицей, со свиньями, коровами. Для получения опыта работы с мелкими домашними животными есть университетская ветеринарная клиника.

Говорю: пробуйте себя во всем, пока вы еще учитесь, пока ответственность за ваши действия несет куратор, а еще есть возможность получать заработную плату. Потому что, попав на производство после окончания вуза, ответственность будет уже целиком на ваших плечах, тогда придется нести и моральную, и материальную ответственность. Например, если произошла гибель животных в результате неправильно оказанной помощи.

Везде есть свои особенности, поэтому должна произойти «химическая реакция»: нравится – не нравится. Важна и ответная реакция, например, при работе с животными это очень важно.

Не секрет, что для многих сегодня при выборе места работы важен уровень заработной платы, поэтому многие выпускники уезжают в центральную часть России, а кто-то на Север. В банке вакансий факультета есть и такие предложения, очень много заявок из Ханты-Мансийска. Главное быть хорошим специалистом и быть готовым постоянно совершенствоваться, изучать новые технологии и т. д.

Недавно наши ребята-третьекурсники выезжали за полярный круг, работали в Якутии, в тундре, принимали участие в массовых вакцинациях оленей от сибирской язвы. Приходилось также обрабатывать собак оленеводов от паразитов и вакцинировать от инфекционных болезней. Спали в палатках, чумах, строили карали (временные загоны для зооветеринарных обработок), некоторые ребята видели медведей. Вот такая экзотика!

– Где еще есть потребность в ваших выпускниках?

– В Россельхознадзоре все сотрудники – выпускники нашего института разных лет. Также наши выпускники трудятся в других государственных организациях: в лабораториях продовольственных рынков, станциях по борьбе с болезнями животных.

Везде, где необходимо ветеринарное обслуживание, можно встретить нашего выпускника – в зоопарках, частных коллекциях животных, в цирках, дельфинариях.

Очень многие ребята нашли себя, работая в ветеринарных клиниках, оказывая помощь братьям нашим меньшим.

– Иногда создается впечатление, что ветеринарные клиники появляются буквально на каждом углу, этот рынок растет?

– Рынок ветеринарных услуг растет во всем мире, и мы не можем двигаться вне общего фарватера.

К примеру, в моем детстве и юности я даже не помню, чтобы кто-то из моих знакомых обращался к ветеринарным врачам с домашними питомцами, конечно, такие лечебницы были, но это были единицы на миллионный город. А сейчас собаки, кошки, экзотические животные есть практически в каждой семье – это настоящие любимцы, и все, что связано с их недугами, тяжело переживается, особенно детьми. Поэтому все, что связано с профилактикой болезней, оказанием неотложной помощи и многое другое, является неотъемлемой частью ветеринарного сопровождения домашних животных. Естественно, раз есть спрос на оказание таких услуг, будет и предложение.

– А ваши выпускники обладают достаточными знаниями, в том числе экономическими, для того, чтобы открыть свою клинику?

– У наших студентов есть специальные дисциплины в рамках учебного плана, на 3-4 курсах они изучают экономическую теорию, есть несколько программ дополнительного профессионального обучения. Очень серьезный плюс учебы в Омском ГАУ заключается в том, что нашим студентам предоставляется возможность получения двух дипломов. Если студент хочет получить углубленно знания по менеджменту, по экономике, он поступает на экономический факультет нашего университета на заочную форму обучения и параллельно получает вторую специальность. Конечно, такое обучение будет коммерческим, но для наших студентов действуют хорошие скидки. Такая теория подтверждается практикой, есть несколько примеров, когда наши недавние выпускники открыли свои ветеринарные клиники и становились не только высококлассными ветеринарными врачами, но и успешными предпринимателями. Так что, все возможно.

– А как в России развита ветеринария по сравнению с Западом?

– Очень сложно отвечать односложно на такой вопрос, но для меня самое главное – попасть в руки профессионала. Пусть у него не будет навороченного оборудования, но если это профи, то вам очень повезло. Ведь можно попасть к дилетанту, за которым будет стоять супероснащенная клиника. Только оборудование само по себе еще никого не вылечило, нужен грамотный и внимательный профессионал. Могу сказать, что у нас есть такие профессионалы, которые могут диагностировать и оказывать помощь животным с очень сложными патологиями на высоком современном уровне, их профессионализм признают коллеги далеко за пределами нашего региона.

– Как вы работаете со школьниками?

– У нас налажена целая система профориентационных мероприятий. Ежегодно летом на нашей территории работает лагерь для школьников, в этом году провели две смены по тематике «Экзотические животные».

Показывали ребятам огромных тараканов, виноградных улиток, декоративных кроликов, африканских ежиков с белыми колючками, ужей. Ребята узнавали про жизнь этих животных, рисовали их, фотографировались с ними, учились за ними ухаживать. Такие занятия очень понравились ребятишкам, и это не случайно, в команду организаторов входили и преподаватели, и студенты. Чего они только не придумывали! Занятия в аудиториях сменялись квестами и активными тематическими играми на улице!

В течение года мы проводим экскурсии для школьников, и у нас есть что им показать. На нашем факультете существует несколько музеев, один из них – это музей с вековой историей, в нем собрано много интересных экспонатов, например, скелеты разных животных, кости мамонтов. В музее патологической анатомии показываем экспонаты врожденных патологий развития, например, есть теленок с пятью конечностями и многое другое.

На факультете при кафедрах действуют кружки для школьников, периодически проводим дни открытых дверей. В районах области созданы агроклассы, куда также приезжают наши команды. Проводим мастер-классы. Популяризируем нашу профессию, рассказывая о сложном простым и интересным языком.

Так что, если есть интерес к профессии ветеринарного врача, ознакомиться с ней можно в любом возрасте. К примеру, самому младшему участнику нашего летнего лагеря было всего три годика. Рядом, конечно же, была его мама. Любовь к профессии ветеринарного врача можно пробудить в любом возрасте: и у 3-летнего, и у 14-летнего!

Фото из архива Светланы Черниговой и факультета ветеринарной медицины Омского ГАУ.

Декан факультета ветеринарной медицины Омского ГАУ Светлана Чернигова рассказала про университетскую «кунсткамеру» и теленка с пятью ногами.

31 августа отмечается День ветеринарного работника России. Мы встретились с деканом факультета ветеринарной медицины Омского ГАУ, доктором ветеринарных наук, доцентом Светланой Черниговой.

Ветеринарный факультет – один из крупнейших в аграрном вузе, здесь учатся более 1000 студентов, профессорско-преподавательский состав – 54 человека, 98 % из них имеют ученые степени доктора или кандидата наук.

Мы поговорили, о том, где «отрывают с руками» выпускников факультета и как животные помогают «человеческим» врачам отрабатывать инновационные методики лечения. Узнали, какие скелеты и уродцы хранятся в музее патологической анатомии. А еще выяснили, что самому младшему будущему ветеринарному врачу в профильном лагере исполнилось всего 3 года.

– Светлана Владимировна, стоит напомнить нашим читателям, что ветеринарный факультет имеет более чем 100-летнюю историю.

– Вероятно, не все знают, что наш факультет ветеринарной медицины Омского ГАУ является одним из старейших в России. Столетие мы отметили в ноябре 2018 года. Омск стал третьим в стране городом, где готовили ветеринарных врачей для Сибири, Урала и Дальнего Востока. Нас опередили Санкт-Петербург и Казань. Только после Омска высшее учебное заведение подобного профиля появилось в Москве.

– До какого-то времени ведь не разделяли медицину для людей и животных?

– Я больше скажу. В структуре института ветеринарной медицины был медицинский факультет. Учились все вместе: и ветеринарные, и медицинские врачи. И только в 1921 году медицинский факультет преобразовался в самостоятельное высшее учебное заведение. Поэтому в ОмГМУ праздновали свое 100-летие на три года позже нас.

– Правда, что первые ветеринары были «заточены» исключительно на лечение продуктивных животных?

– Если говорить о профессии ветеринарного врача в общих чертах, то сначала была профессия – коновал. Традиционно человек использовал лошадь. Лошадь – первое животное, которое было необходимо и в хозяйстве, и на войне. Интуитивно человек понимал, что его жизнь и здоровье напрямую зависят от здоровья животных, которые идут на убой для питания (коровы, овцы и другие), появилось понятие «заразности» (инфекции), поэтому больных животных в первую очередь пытались изолировать. Для лечения использовали отвары или настои трав, а чем еще можно было помочь животным? Людей-то относительно недавно начали лечить, когда активно начала развиваться фармацевтическая наука, были открыты антибиотики, анестетики и др.

Животные всегда были экспериментальной моделью. Прежде чем начать применять какие-то манипуляции на человеческом организме, в том числе высокотехнологичные операции, их нужно отработать на животных. Например, в советское время в Центре Илизарова в виварии находилось 100 с лишним собак, на которых моделировали травмы, отрабатывали методики лечения. Первые модели знаменитых аппаратов Илизарова тоже вначале появились на экспериментальных животных. На свиньях хирурги отрабатывают пересадку внутренних органов, удаление опухолей, камней из желчного пузыря, печени, почек при помощи эндоскопического оборудования.

– А вы сотрудничаете с омскими врачами?

– Конечно, к примеру, мы в постоянном контакте с хирургами КМХЦ (МСЧ-10), наши работы перекликаются. Совместно обсуждаем дизайн исследования, на лабораторных животных создаем модель патологии, отрабатываем и обосновываем эффективность разработанной методики лечения и уже после получения положительного результата, такую методику начинают применять у человека.

– Какое животное ближе всего к человеку?

– Для каждой манипуляции есть свои требования, и формируется соответствующая модель. Под определенные задачи подбирается подходящий объект. Это могут быть мыши, крысы, овцы, свиньи. А вот обезьян и собак на сегодняшний день использовать для подобных целей запрещено.

– Какие тенденции прослеживаются в последние годы: интерес к учебе на вашем факультете растет, падает, остается стабильно высоким?

– К нам ребята идут, интерес очень большой, но иногда было бы неплохо видеть несколько иное качество абитуриентов. Правила поступления в вузы, к сожалению, в последние годы не способствуют серьезному выбору профессии со стороны абитуриента. Сейчас есть возможность поступать сразу в 10 вузов. Те, кому нужен только диплом, раскидывают свои документы по всей стране, тем самым создается ситуация, когда на факультете появляются «случайные» студенты, но хорошо, что их единицы. Мы рады видеть в своей команде активных, амбициозных и ответственных ребят, тех, кто уже определился с выбором будущей профессии и целенаправленно хотят стать ветеринарными врачами.

– То есть вашими будущими студентами движет призвание, любовь к животным?

– Однозначно! Без любви к животным в нашей профессии просто нечего делать.

– Вы как-то проверяете вчерашних школьников на профпригодность?

– Всегда говорю студентам: ты сначала попробуй, через «не могу», заставь себя неделю по-настоящему поработать. Если через неделю-месяц ты скажешь, что нет, это не мое, я предоставлю тебе другой выбор.

Профессия ветеринарного врача очень разнообразная и многогранная. Это не только лечебная работа с продуктивными и мелкими домашними животными. Выпускники могут реализовать себя в экспертных и надзорных органах – это ветеринарно-санитарные эксперты, которые работают с продукцией животноводства, оценивая ее качество и безопасность.

– А существует какой-то «водораздел» у будущих ветврачей, как, например, была «анатомичка» у студентов медицинских вузов?

– Есть масса примеров, когда человек падал в обморок при виде крови, а потом становился блестящим хирургом. Да, приходится преодолевать какие-то барьеры. Зайдите в коровник – там весьма специфический запах. У нас есть стационар, виварий, где тоже запахи… На каких-то этапах студенты заходят к животным, зажав носы, но потом они готовы с огромным интересом проводить исследования биологических жидкостей и других продуктов жизнедеятельности, через них искать патологии органов и систем животных.

Я считаю, самое главное, чтобы молодому человеку в школе, в вузе встретились хорошие преподаватели, настоящие профессионалы. Зажечь можно даже тех, кто оказался на грани отчисления. Есть примеры, когда такие ребята потом становились отличными специалистами и сейчас занимают ведущие должности в серьезных компаниях.

– Из тех, кто идет к вам учиться чаще – городские или сельские ребята, мальчики или девочки, много ли приезжих?

– Омская область – пограничная территория, и традиционно у нас учится много студентов из Казахстана, порядка 20 %. Многие из них – наши соотечественники, в дальнейшем получают гражданство России и остаются здесь жить и работать. В этом году ситуация изменилась. В Казахстане решили удерживать свою молодежь, предлагая им хорошие стипендии, если они остаются учиться у себя. Мы даже не имеем возможности проводить там профориентационную работу. Осталось только «сарафанное радио», когда наши студенты на каникулах рассказывают об учебе в Омске своим родственникам, друзьям, соседям. В этом году процент студентов – граждан Казахстана среди первокурсников значительно снизился. Из-за ограничений, связанных с пандемией, стало сложнее пересекать границу. А учить ветеринарного врача дистанционно – невозможно.

Если говорить о соотношении сельских и городских детей, то оно меняется. Еще 3–5 лет назад преобладали сельские ребята. Сейчас в деревенской школе может быть один-два выпускника, детей на селе стало очень мало. Среди студентов соотношение 60 на 40 в пользу города. Помимо омичей, у нас учатся ребята из Новосибирский, Тюменской, Томской областей – несмотря на то, что во многих пограничных с нами областях открылись ветеринарные факультеты, получение диплома ветеринарного врача в омском институте ветеринарной медицины остается чрезвычайно престижным и для студентов, и для работодателей.

Конечно же, на потоке среди студентов больше девочек. Всего 2-3 мальчика приходится на группу.

– Начиная с какого курса ваши студенты понимают, где они будут работать, получив диплом?

– Сейчас есть возможность обучения по целевому приему. Тогда еще абитуриенту понятно, где он будет работать первые три или пять лет после окончания вуза. Целевиков «заказывают» агрохолдинги, у которых очень остро стоят кадровые вопросы. Нам традиционно дают целевые места компании «РускомАгро», «Юбилейный» из Ишима Тюменской области, «СибАгро» из Томска. При потребности в кадрах сельские муниципалитеты могут заказывать целевые места для своих будущих специалистов через министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области или напрямую заключая договоры с университетом.

Целевые направления бывают как именные, так и открытые. То есть ребята еще до поступления в вуз обращаются в приемную комиссию и определяются с будущим местом работы.

Другая возможность определиться с будущим местом работы – 1-2-месячная стажировка во время летних каникул. Заявки поступают от ветеринарных клиник и агрохолдингов. При прохождении практики в агрохолдингах ребятам предоставляется жилье, их официально трудоустраивают, платят зарплату. Во время стажировки, практики происходит очень серьезное погружение в профессию.

Всегда говорю нашим студентам: вы должны за время обучения попробовать себя во всех областях, поработать с птицей, со свиньями, коровами. Для получения опыта работы с мелкими домашними животными есть университетская ветеринарная клиника.

Говорю: пробуйте себя во всем, пока вы еще учитесь, пока ответственность за ваши действия несет куратор, а еще есть возможность получать заработную плату. Потому что, попав на производство после окончания вуза, ответственность будет уже целиком на ваших плечах, тогда придется нести и моральную, и материальную ответственность. Например, если произошла гибель животных в результате неправильно оказанной помощи.

Везде есть свои особенности, поэтому должна произойти «химическая реакция»: нравится – не нравится. Важна и ответная реакция, например, при работе с животными это очень важно.

Не секрет, что для многих сегодня при выборе места работы важен уровень заработной платы, поэтому многие выпускники уезжают в центральную часть России, а кто-то на Север. В банке вакансий факультета есть и такие предложения, очень много заявок из Ханты-Мансийска. Главное быть хорошим специалистом и быть готовым постоянно совершенствоваться, изучать новые технологии и т. д.

Недавно наши ребята-третьекурсники выезжали за полярный круг, работали в Якутии, в тундре, принимали участие в массовых вакцинациях оленей от сибирской язвы. Приходилось также обрабатывать собак оленеводов от паразитов и вакцинировать от инфекционных болезней. Спали в палатках, чумах, строили карали (временные загоны для зооветеринарных обработок), некоторые ребята видели медведей. Вот такая экзотика!

– Где еще есть потребность в ваших выпускниках?

– В Россельхознадзоре все сотрудники – выпускники нашего института разных лет. Также наши выпускники трудятся в других государственных организациях: в лабораториях продовольственных рынков, станциях по борьбе с болезнями животных.

Везде, где необходимо ветеринарное обслуживание, можно встретить нашего выпускника – в зоопарках, частных коллекциях животных, в цирках, дельфинариях.

Очень многие ребята нашли себя, работая в ветеринарных клиниках, оказывая помощь братьям нашим меньшим.

– Иногда создается впечатление, что ветеринарные клиники появляются буквально на каждом углу, этот рынок растет?

– Рынок ветеринарных услуг растет во всем мире, и мы не можем двигаться вне общего фарватера.

К примеру, в моем детстве и юности я даже не помню, чтобы кто-то из моих знакомых обращался к ветеринарным врачам с домашними питомцами, конечно, такие лечебницы были, но это были единицы на миллионный город. А сейчас собаки, кошки, экзотические животные есть практически в каждой семье – это настоящие любимцы, и все, что связано с их недугами, тяжело переживается, особенно детьми. Поэтому все, что связано с профилактикой болезней, оказанием неотложной помощи и многое другое, является неотъемлемой частью ветеринарного сопровождения домашних животных. Естественно, раз есть спрос на оказание таких услуг, будет и предложение.

– А ваши выпускники обладают достаточными знаниями, в том числе экономическими, для того, чтобы открыть свою клинику?

– У наших студентов есть специальные дисциплины в рамках учебного плана, на 3-4 курсах они изучают экономическую теорию, есть несколько программ дополнительного профессионального обучения. Очень серьезный плюс учебы в Омском ГАУ заключается в том, что нашим студентам предоставляется возможность получения двух дипломов. Если студент хочет получить углубленно знания по менеджменту, по экономике, он поступает на экономический факультет нашего университета на заочную форму обучения и параллельно получает вторую специальность. Конечно, такое обучение будет коммерческим, но для наших студентов действуют хорошие скидки. Такая теория подтверждается практикой, есть несколько примеров, когда наши недавние выпускники открыли свои ветеринарные клиники и становились не только высококлассными ветеринарными врачами, но и успешными предпринимателями. Так что, все возможно.

– А как в России развита ветеринария по сравнению с Западом?

– Очень сложно отвечать односложно на такой вопрос, но для меня самое главное – попасть в руки профессионала. Пусть у него не будет навороченного оборудования, но если это профи, то вам очень повезло. Ведь можно попасть к дилетанту, за которым будет стоять супероснащенная клиника. Только оборудование само по себе еще никого не вылечило, нужен грамотный и внимательный профессионал. Могу сказать, что у нас есть такие профессионалы, которые могут диагностировать и оказывать помощь животным с очень сложными патологиями на высоком современном уровне, их профессионализм признают коллеги далеко за пределами нашего региона.

– Как вы работаете со школьниками?

– У нас налажена целая система профориентационных мероприятий. Ежегодно летом на нашей территории работает лагерь для школьников, в этом году провели две смены по тематике «Экзотические животные».

Показывали ребятам огромных тараканов, виноградных улиток, декоративных кроликов, африканских ежиков с белыми колючками, ужей. Ребята узнавали про жизнь этих животных, рисовали их, фотографировались с ними, учились за ними ухаживать. Такие занятия очень понравились ребятишкам, и это не случайно, в команду организаторов входили и преподаватели, и студенты. Чего они только не придумывали! Занятия в аудиториях сменялись квестами и активными тематическими играми на улице!

В течение года мы проводим экскурсии для школьников, и у нас есть что им показать. На нашем факультете существует несколько музеев, один из них – это музей с вековой историей, в нем собрано много интересных экспонатов, например, скелеты разных животных, кости мамонтов. В музее патологической анатомии показываем экспонаты врожденных патологий развития, например, есть теленок с пятью конечностями и многое другое.

На факультете при кафедрах действуют кружки для школьников, периодически проводим дни открытых дверей. В районах области созданы агроклассы, куда также приезжают наши команды. Проводим мастер-классы. Популяризируем нашу профессию, рассказывая о сложном простым и интересным языком.

Так что, если есть интерес к профессии ветеринарного врача, ознакомиться с ней можно в любом возрасте. К примеру, самому младшему участнику нашего летнего лагеря было всего три годика. Рядом, конечно же, была его мама. Любовь к профессии ветеринарного врача можно пробудить в любом возрасте: и у 3-летнего, и у 14-летнего!

Фото из архива Светланы Черниговой и факультета ветеринарной медицины Омского ГАУ.

1445Ольга Ложникова