Поиск

Ирина Шестакова работает кондуктором автобусов МП «Пассажирское предприятие № 8» уже седьмой год. Она рассказала, во сколько должен вставать кондуктор, что делать, если пассажир не хочет платить за проезд, и как запомнить огромное количество людей за раз.

– Вы работаете кондуктором уже седьмой год. Как оказались на предприятии и почему выбрали именно эту работу?

– По образованию я медик, долгое время жила и работала фельдшером-акушером в Черлаке, а потом решила переехать в Омск. Кондуктором пошла просто попробовать, вдруг получится. Вот до сих пор и пробую. Мне очень захотелось посмотреть город, как горят огоньки в ночное время, город утром, когда все спят, как все это красиво. Как мне показалось, на этой работе я смогу это сделать. И я не ошиблась.

Я ездила на маршрутах № 14, 109, 95, и везде было прекрасно. Пассажиры просто супер, доброжелательные! Мне всегда везло с людьми, с которыми я работала. Иногда так интересно наблюдать за пассажирами, у каждого свои планы, своя история. Смотришь на кого-то: он сидит, задумался, и начинаешь представлять, о чем же он сейчас может думать.

Конечно, каждый пассажир заходит со своим настроением, со своими проблемами. Бывает, что кто-то сорвался или накричал. Но все это быстро сглаживается и забывается.

Я люблю людей, мне нравится с ними общаться. Когда пассажиры заходят в автобус, я их всегда встречаю, всем говорю: «Доброе утро!», когда выходят, я им желаю: «Хорошего дня», всех всегда провожаю. Ко мне часто подходят и говорят, как удивительно, что я всех приветствую и прощаюсь со всеми, такое не всегда встретишь. Отклики придают еще больше сил и энергии. Понимаешь, что находишься на своем месте.

«Встаю в 3-4 часа утра. Подъем – это самое сложное»

– Расскажите о вашем распорядке дня: во сколько вы просыпаетесь, как добираетесь до работы, во сколько начинается рабочий день?

– Сейчас я работаю 5 дней через 2, раньше работала 8 через 3. Поменяла себе график, потому что уже стала сильно уставать, все-таки работа на ногах. Встаю на работу когда в 3, когда в 4 часа утра. Для начала нужно привести себя в порядок, умыться, накраситься, а потом уже отправляться на работу. Встаешь всегда рано, потому что не пойдешь в неприглядном виде. В пять часов утра мне уже надо быть на предприятии. Нужно получить сумку, сходить к медику, на ЦДС (центральная диспетчерская служба, там распределяют кондукторов и водителей. – Прим. ред.) и только после этого отправляешься на маршрут. Я живу в Амуре и добираюсь утром до остановки, а там нас забирает наш специальный транспорт, который везет до предприятия. Графики ранние, да, это часть нашей работы.

– В чем сложность этой работы? Как вы отдыхаете после трудового дня?

– Сложностей на моем профессиональном пути практически не было. Мне сразу дали очень теплый, уютный автобус. С водителями мне тоже всегда везло. Они всегда за мной следили, все ли у меня в порядке, не обижает ли кто.

По моему мнению, самое тяжелое – это вставать по утрам. Но все равно, желание работать перебарывает сон. А организм привыкает, так что ничего страшного.

«Ну что ты моешь, тебе за это медаль не дадут!»

– Вы занимаетесь уборкой салона? Украшаете ли его к праздникам?

– Да, за каждым кондуктором закреплена машина, и он должен поддерживать в ней порядок. Даже если ты каждый день переходишь из автобуса в автобус, то все равно в конце дня нужно убрать его.

Когда я работала на 22-м маршруте, конечная была на Бархатовой. И я решила пол быстренько помыть. Все сделала и слышу комментарий одного из водителей других машин, которые там стояли: «Да что ты его так намываешь, тебе все равно за это медаль не дадут!» Меня это так поразило, я ответила, что мою не для кого-то, а для себя в первую очередь. Это мой автобус, мое, можно сказать, лицо. Я весь день провожу в этом автобусе, и мне приятно, когда в нем чисто.

Мы с водителем всегда оформляем машину, и не только к праздникам. В обычное время украшаем ее цветами, бабочками, птичками. К каждому празднику обязательно вешаем воздушные шары, тематически оформляем все. Помню одного мужчину, который зашел к нам 23 февраля. Вид у него был такой задумчивый, он весь в своих мыслях, даже грустный немного. Я ему говорю: «Доброе утро! С праздником вас!» И он так оживляется, глаза распахиваются сильно, и он смотрит вокруг, а все украшено, праздник! Он так разулыбался, очень радостно от таких моментов на душе! Люди всегда говорят, что у нас очень необычный автобус, красивый, украшенный. После праздников пару дней поездим еще с украшениями, потом я их снимаю, шарики раздаю в салоне детишкам, они с радостью их берут.

– Что нужно, чтобы стать кондуктором?

– Самое главное – нужно любить людей, и тогда все будет прекрасно, тогда все получится. Когда я пришла, мне сразу дали терминал, чтобы я осваивала его, и отправили с кондуктором на рейс, чтобы я смотрела, как он работает, и училась. После уже сам выходишь на рейс, конечно, поначалу волнуешься, но это быстро проходит.

– На каком маршруте вы работали? Есть ли у маршрутов какие-то особенности? На каких больше нравится работать?

– Я работала на четырех маршрутах: на 109, 22, 14 и сейчас на 95. Когда работаешь на одном маршруте и графике, запоминаешь пассажиров, а они запоминают тебя. Я знаю, на какой остановке какой пассажир стоит, а если его нет, то я уже даже волноваться начинаю, куда это он делся. Утром и вечером ездят одни и те же люди, конечно, днем уже разные заходят. Если мы по какой-то причине не выехали или поменялось что-то, то на следующий день люди сразу спрашивают: «Куда вы вчера делись? Где вы были?» Они ждут, видят издалека, что едет именно их автобус. Они знают: это их водитель, их кондуктор. Водитель тоже всех приветствует всегда, люди заходят и улыбаются, это так здорово! Каждый пассажир садится на свое любимое место, я заранее знаю, кто из них куда сядет.

– Как запоминаете столько людей?

– Конечно, все приходит с опытом. В первое время была даже какая-то паника, когда потоком пассажиры заходят в автобус, а тебе надо всех обилетить и запомнить, кто уже давно едет, кто только зашел. Сначала прямо считала по головам, сколько зашло. Пассажиры заходят и едут разное время, бывает, что уже к обилеченным подходишь и спрашиваешь: «А у вас есть билет?» Все по-разному реагируют, кто-то с пониманием отвечает, а кто-то так недобро смотрит.

Я стараюсь считать. Например, пять человек зашло, начинаю идти и говорить, что пятеро оплатить проезд должны. Бывает, что платят только четверо, тогда ты повторяешь еще несколько раз, что кто-то один так и не заплатил, тогда он откликается. А бывает, что так и молчит.

– Много ли молодежи работает кондукторами?

– Раньше было меньше, коллектив был за 40–50 лет все. В последнее время наш состав помолодел. Всегда все собираемся после работы домой и делимся, у кого что интересного за день было. Разные истории с пассажирами рассказываем. Весело всегда и дружно, что самое главное.

– Наверное, работать кондуктором тяжело и физически, ведь столько времени вы проводите на ногах. Как вы расслабляетесь и поддерживаете форму?

– Расслабиться после работы мне помогает душ. Только приходишь домой – и сразу же под воду, она все смывает и помогает обновиться.

А насчет физической формы, все зависит от водителя, от того, насколько он профессионал. Мне, к счастью, попадаются всегда водители-профессионалы. Сейчас в автобусе я могу ходить по салону и даже не держаться за поручни. Спокойно держу в одной руке терминал, другой оплату провожу, потому что водитель ездит прекрасно. От этого и никаких травм с пассажирами не случается. Как-то раз наблюдала за пожилым мужчиной, который стоял и не держался всю дорогу, даже когда автобус подъезжал к остановке, вот мастерство водителя!

– Были ли у вас какие-то необычные пассажиры или истории, с ними связанные?

– Я прекрасно помню пару, которая заходила, когда я работала на 109-м маршруте. Звали их Оля и Роман. Они постоянно в одно время заходили и ехали на работу и обратно. Такие они приятные были, гармоничные. Мы с ними всегда общались, рассказывали что-то друг другу. Таких пассажиров у меня вообще очень много, я их всех люблю и помню.

«Хочется памятник поставить тому, кто придумал платить картой»

– Из чего складывается зарплата кондуктора?

– Из часов в линии, количества перевезенных пассажиров, стажа работы, а еще есть премии за культуру обслуживания пассажиров. В терминале хранится статистика по оплаченным поездкам за каждый рабочий день.

– Сейчас большинство пассажиров расплачивается картами. Стало удобнее или раньше было лучше?

– Конечно, это сильно облегчило работу кондукторов. В миллион раз легче. Раньше при большом потоке нужно было успеть всех обилетить, еще и посчитать сдачу каждому. Хочешь быстро все успеть, а у тебя в голове «рубль, два рубля, пять». Я всегда шутила: «Пассажиры, передайте водителю, чтобы он помедленнее ехал, не успеваю вас обилечивать». А сейчас практически все картами расплачиваются, это гораздо удобнее. Щелкнул картой, оторвал билет, и готово. Хочется памятник поставить тому, кто придумал платить картой.

– Как работают контролеры на маршрутах? Вас часто проверяют?

– Мне всегда жалко контролеров. Мы-то ездим в автобусе, а они стоят на остановках в любую погоду. Они заходят на любой остановке и смотрят, как работает кондуктор. Следят за тем, чтобы мы проверяли все документы по льготным картам, чтобы мы отбивали все билеты, проверяют маршрутный лист. Если какие-то замечания, они записывают их. Проверяют всегда честно, тут даже говорить нечего.

– Что делать, если пассажир отказывается платить за проезд? Часто ли такое случается?

– Ситуации с неоплатой проезда бывают разные. Например, когда заходят в автобус пьяные люди и начинают скандалить или лезть к другим пассажирам. Тогда я с ними разговариваю, прошу вести себя спокойно, занять место и, никого не трогая, доехать до своей остановки. Бывает, что понимают, а бывает и нет. Тогда на помощь пассажиры приходят. В таких случаях всегда спрашиваю, на какой остановке им надо выходить, потому что они могут заснуть. Вот такие часто не платят за проезд, в таких случаях я действую уже по ситуации.

Бывает, что пассажир забыл кошелек или кончились поездки на проездном или на льготной карте. Дедушка, например, заходит и даже не знает, что поездок у него не осталось больше, как-то прозевал и не продлил. В таких случаях я просто говорю, что надо обязательно сходить продлить карту, но не выгоняю никого, они спокойно доезжают до своей остановки. Даже было несколько раз, когда маленькие дети заходят в автобус и держат в ручке 30 рублей, а по глазам я вижу, что им так жалко их отдать. Пару раз я говорила: «Оставляй себе, мороженку купишь», а я за них пробиваю от себя проезд.

Никогда не высаживаю, бывает и карта в стоп-листе, а ехать-то надо. Не понимаю, когда слышу, что детей высаживали, выгоняли. Я и со взрослыми так не могу сделать, человечность на первом месте.

1327

Ирина Шестакова работает кондуктором автобусов МП «Пассажирское предприятие № 8» уже седьмой год. Она рассказала, во сколько должен вставать кондуктор, что делать, если пассажир не хочет платить за проезд, и как запомнить огромное количество людей за раз.

– Вы работаете кондуктором уже седьмой год. Как оказались на предприятии и почему выбрали именно эту работу?

– По образованию я медик, долгое время жила и работала фельдшером-акушером в Черлаке, а потом решила переехать в Омск. Кондуктором пошла просто попробовать, вдруг получится. Вот до сих пор и пробую. Мне очень захотелось посмотреть город, как горят огоньки в ночное время, город утром, когда все спят, как все это красиво. Как мне показалось, на этой работе я смогу это сделать. И я не ошиблась.

Я ездила на маршрутах № 14, 109, 95, и везде было прекрасно. Пассажиры просто супер, доброжелательные! Мне всегда везло с людьми, с которыми я работала. Иногда так интересно наблюдать за пассажирами, у каждого свои планы, своя история. Смотришь на кого-то: он сидит, задумался, и начинаешь представлять, о чем же он сейчас может думать.

Конечно, каждый пассажир заходит со своим настроением, со своими проблемами. Бывает, что кто-то сорвался или накричал. Но все это быстро сглаживается и забывается.

Я люблю людей, мне нравится с ними общаться. Когда пассажиры заходят в автобус, я их всегда встречаю, всем говорю: «Доброе утро!», когда выходят, я им желаю: «Хорошего дня», всех всегда провожаю. Ко мне часто подходят и говорят, как удивительно, что я всех приветствую и прощаюсь со всеми, такое не всегда встретишь. Отклики придают еще больше сил и энергии. Понимаешь, что находишься на своем месте.

«Встаю в 3-4 часа утра. Подъем – это самое сложное»

– Расскажите о вашем распорядке дня: во сколько вы просыпаетесь, как добираетесь до работы, во сколько начинается рабочий день?

– Сейчас я работаю 5 дней через 2, раньше работала 8 через 3. Поменяла себе график, потому что уже стала сильно уставать, все-таки работа на ногах. Встаю на работу когда в 3, когда в 4 часа утра. Для начала нужно привести себя в порядок, умыться, накраситься, а потом уже отправляться на работу. Встаешь всегда рано, потому что не пойдешь в неприглядном виде. В пять часов утра мне уже надо быть на предприятии. Нужно получить сумку, сходить к медику, на ЦДС (центральная диспетчерская служба, там распределяют кондукторов и водителей. – Прим. ред.) и только после этого отправляешься на маршрут. Я живу в Амуре и добираюсь утром до остановки, а там нас забирает наш специальный транспорт, который везет до предприятия. Графики ранние, да, это часть нашей работы.

– В чем сложность этой работы? Как вы отдыхаете после трудового дня?

– Сложностей на моем профессиональном пути практически не было. Мне сразу дали очень теплый, уютный автобус. С водителями мне тоже всегда везло. Они всегда за мной следили, все ли у меня в порядке, не обижает ли кто.

По моему мнению, самое тяжелое – это вставать по утрам. Но все равно, желание работать перебарывает сон. А организм привыкает, так что ничего страшного.

«Ну что ты моешь, тебе за это медаль не дадут!»

– Вы занимаетесь уборкой салона? Украшаете ли его к праздникам?

– Да, за каждым кондуктором закреплена машина, и он должен поддерживать в ней порядок. Даже если ты каждый день переходишь из автобуса в автобус, то все равно в конце дня нужно убрать его.

Когда я работала на 22-м маршруте, конечная была на Бархатовой. И я решила пол быстренько помыть. Все сделала и слышу комментарий одного из водителей других машин, которые там стояли: «Да что ты его так намываешь, тебе все равно за это медаль не дадут!» Меня это так поразило, я ответила, что мою не для кого-то, а для себя в первую очередь. Это мой автобус, мое, можно сказать, лицо. Я весь день провожу в этом автобусе, и мне приятно, когда в нем чисто.

Мы с водителем всегда оформляем машину, и не только к праздникам. В обычное время украшаем ее цветами, бабочками, птичками. К каждому празднику обязательно вешаем воздушные шары, тематически оформляем все. Помню одного мужчину, который зашел к нам 23 февраля. Вид у него был такой задумчивый, он весь в своих мыслях, даже грустный немного. Я ему говорю: «Доброе утро! С праздником вас!» И он так оживляется, глаза распахиваются сильно, и он смотрит вокруг, а все украшено, праздник! Он так разулыбался, очень радостно от таких моментов на душе! Люди всегда говорят, что у нас очень необычный автобус, красивый, украшенный. После праздников пару дней поездим еще с украшениями, потом я их снимаю, шарики раздаю в салоне детишкам, они с радостью их берут.

– Что нужно, чтобы стать кондуктором?

– Самое главное – нужно любить людей, и тогда все будет прекрасно, тогда все получится. Когда я пришла, мне сразу дали терминал, чтобы я осваивала его, и отправили с кондуктором на рейс, чтобы я смотрела, как он работает, и училась. После уже сам выходишь на рейс, конечно, поначалу волнуешься, но это быстро проходит.

– На каком маршруте вы работали? Есть ли у маршрутов какие-то особенности? На каких больше нравится работать?

– Я работала на четырех маршрутах: на 109, 22, 14 и сейчас на 95. Когда работаешь на одном маршруте и графике, запоминаешь пассажиров, а они запоминают тебя. Я знаю, на какой остановке какой пассажир стоит, а если его нет, то я уже даже волноваться начинаю, куда это он делся. Утром и вечером ездят одни и те же люди, конечно, днем уже разные заходят. Если мы по какой-то причине не выехали или поменялось что-то, то на следующий день люди сразу спрашивают: «Куда вы вчера делись? Где вы были?» Они ждут, видят издалека, что едет именно их автобус. Они знают: это их водитель, их кондуктор. Водитель тоже всех приветствует всегда, люди заходят и улыбаются, это так здорово! Каждый пассажир садится на свое любимое место, я заранее знаю, кто из них куда сядет.

– Как запоминаете столько людей?

– Конечно, все приходит с опытом. В первое время была даже какая-то паника, когда потоком пассажиры заходят в автобус, а тебе надо всех обилетить и запомнить, кто уже давно едет, кто только зашел. Сначала прямо считала по головам, сколько зашло. Пассажиры заходят и едут разное время, бывает, что уже к обилеченным подходишь и спрашиваешь: «А у вас есть билет?» Все по-разному реагируют, кто-то с пониманием отвечает, а кто-то так недобро смотрит.

Я стараюсь считать. Например, пять человек зашло, начинаю идти и говорить, что пятеро оплатить проезд должны. Бывает, что платят только четверо, тогда ты повторяешь еще несколько раз, что кто-то один так и не заплатил, тогда он откликается. А бывает, что так и молчит.

– Много ли молодежи работает кондукторами?

– Раньше было меньше, коллектив был за 40–50 лет все. В последнее время наш состав помолодел. Всегда все собираемся после работы домой и делимся, у кого что интересного за день было. Разные истории с пассажирами рассказываем. Весело всегда и дружно, что самое главное.

– Наверное, работать кондуктором тяжело и физически, ведь столько времени вы проводите на ногах. Как вы расслабляетесь и поддерживаете форму?

– Расслабиться после работы мне помогает душ. Только приходишь домой – и сразу же под воду, она все смывает и помогает обновиться.

А насчет физической формы, все зависит от водителя, от того, насколько он профессионал. Мне, к счастью, попадаются всегда водители-профессионалы. Сейчас в автобусе я могу ходить по салону и даже не держаться за поручни. Спокойно держу в одной руке терминал, другой оплату провожу, потому что водитель ездит прекрасно. От этого и никаких травм с пассажирами не случается. Как-то раз наблюдала за пожилым мужчиной, который стоял и не держался всю дорогу, даже когда автобус подъезжал к остановке, вот мастерство водителя!

– Были ли у вас какие-то необычные пассажиры или истории, с ними связанные?

– Я прекрасно помню пару, которая заходила, когда я работала на 109-м маршруте. Звали их Оля и Роман. Они постоянно в одно время заходили и ехали на работу и обратно. Такие они приятные были, гармоничные. Мы с ними всегда общались, рассказывали что-то друг другу. Таких пассажиров у меня вообще очень много, я их всех люблю и помню.

«Хочется памятник поставить тому, кто придумал платить картой»

– Из чего складывается зарплата кондуктора?

– Из часов в линии, количества перевезенных пассажиров, стажа работы, а еще есть премии за культуру обслуживания пассажиров. В терминале хранится статистика по оплаченным поездкам за каждый рабочий день.

– Сейчас большинство пассажиров расплачивается картами. Стало удобнее или раньше было лучше?

– Конечно, это сильно облегчило работу кондукторов. В миллион раз легче. Раньше при большом потоке нужно было успеть всех обилетить, еще и посчитать сдачу каждому. Хочешь быстро все успеть, а у тебя в голове «рубль, два рубля, пять». Я всегда шутила: «Пассажиры, передайте водителю, чтобы он помедленнее ехал, не успеваю вас обилечивать». А сейчас практически все картами расплачиваются, это гораздо удобнее. Щелкнул картой, оторвал билет, и готово. Хочется памятник поставить тому, кто придумал платить картой.

– Как работают контролеры на маршрутах? Вас часто проверяют?

– Мне всегда жалко контролеров. Мы-то ездим в автобусе, а они стоят на остановках в любую погоду. Они заходят на любой остановке и смотрят, как работает кондуктор. Следят за тем, чтобы мы проверяли все документы по льготным картам, чтобы мы отбивали все билеты, проверяют маршрутный лист. Если какие-то замечания, они записывают их. Проверяют всегда честно, тут даже говорить нечего.

– Что делать, если пассажир отказывается платить за проезд? Часто ли такое случается?

– Ситуации с неоплатой проезда бывают разные. Например, когда заходят в автобус пьяные люди и начинают скандалить или лезть к другим пассажирам. Тогда я с ними разговариваю, прошу вести себя спокойно, занять место и, никого не трогая, доехать до своей остановки. Бывает, что понимают, а бывает и нет. Тогда на помощь пассажиры приходят. В таких случаях всегда спрашиваю, на какой остановке им надо выходить, потому что они могут заснуть. Вот такие часто не платят за проезд, в таких случаях я действую уже по ситуации.

Бывает, что пассажир забыл кошелек или кончились поездки на проездном или на льготной карте. Дедушка, например, заходит и даже не знает, что поездок у него не осталось больше, как-то прозевал и не продлил. В таких случаях я просто говорю, что надо обязательно сходить продлить карту, но не выгоняю никого, они спокойно доезжают до своей остановки. Даже было несколько раз, когда маленькие дети заходят в автобус и держат в ручке 30 рублей, а по глазам я вижу, что им так жалко их отдать. Пару раз я говорила: «Оставляй себе, мороженку купишь», а я за них пробиваю от себя проезд.

Никогда не высаживаю, бывает и карта в стоп-листе, а ехать-то надо. Не понимаю, когда слышу, что детей высаживали, выгоняли. Я и со взрослыми так не могу сделать, человечность на первом месте.

1327