на правах рекламы
03:08
+14 $ 72.43 -0.42
85.36 -0.71

Дмитрий УШАКОВ: «Новый локдаун не остановит пандемию, но может убить бизнес»

от 07.08.21 в 08:22 версия для печати
Дмитрий УШАКОВ: «Новый локдаун не остановит пандемию, но может убить бизнес»

Вице-губернатор откровенно рассказал о борьбе с запретами Роспотребнадзора, назвал самых крупных инвесторов и раскрыл планы на метро. 

В рамках проекта «ПолитФинанс» в редакции РИА «Омск-информ» побывал вице-губернатор Дмитрий Ушаков, курирующий экономический блок. Он подробно рассказал о непростых взаимоотношениях с Роспотребнадзором, высказался о массовой вакцинации представителей бизнеса, а также о перспективах нового локдауна.

Несмотря на все сложности из-за ковида, инвесторы у региона есть и будут. Они, в частности, заинтересованы в строительстве аэропорта за городом (Омск-Федоровка), восстановлении СКК имени Блинова и развитии новых производств. Обо всем этом и многом другом – в нашем интервью.

Пакет ограничений Роспотребнадзора приходит за 1,5–2 часа до оперштаба

– Дмитрий Владимирович, из членов правительства Омской области вы – главный защитник бизнеса, в том числе от введения ограничений, которые регулярно предлагает Роспотребнадзор. Какие аргументы вы используете, чтобы убедить коллег, входящих в состав оперштаба по борьбе с коронавирусом, не устраивать второй локдаун?

– Без поддержки губернатора  вряд ли бы что-то удавалось. И основной посыл Александра Буркова – активный диалог с бизнесом. Именно поэтому еще до «коронавирусного» оперштаба мы создали штаб по экономике, проводили тематические заседания с предпринимателями из сферы общепита, с  владельцами торговых центров, предоставляющими площади для малых предприятий.  

Тяжело помочь бизнесу, не зная, что ему нужно. Сидя в кабинетах, отвечать чаяниям предпринимательского сообщества сложно. Поэтому на штабах мы обсуждали проблемные вопросы, слышали «боль» бизнеса. Так мы узнали о том, какие факторы мешали предпринимателям развиваться в условиях коронавирусных ограничений, оказавшихся в ситуации неопределенности. Именно в таком диалоге рождались меры поддержки бизнеса в 2020–2021 годах.

Почему-то Роспотребнадзор считает, что нужно все закрыть и это всех спасет. Выбор ограничений не вполне понятен. С точки зрения массовости в первую очередь. И предложения на каждом штабе одни и те же: закрыть фудкорты, общепит, детские игровые комнаты, сделать кафе и рестораны в режиме навынос.

Также обсуждалась возможность пускать в заведения общепита только по QR-кодам либо по справке о вакцинировании или при предоставлении отрицательного ПЦР-теста. Это же просто нерабочий вариант, что показывает опыт других субъектов. Москва – единственная, которая была готова к введению QR-кодов, потому что в Москве все автоматизировано, существует подходящая инфраструктура, почти все оцифровано. В других субъектах такие меры не срабатывали в полной мере.

Но сложность в том, что предложения Роспотребнадзора поступают обычно за 1,5–2 часа до заседания оперштаба, и всегда тяжело оперативно готовить контрдоводы, анализировать и предлагать рациональные компромиссные варианты. Тем не менее мы успеваем делать качественную аналитику и наглядно демонстрируем, к чему приведут предлагаемые РПН ограничения. Бизнес готов вакцинировать сотрудников и соблюдать рекомендации федерального Роспотребнадзора.

Чем больше предпринимателей выполняют условия, тем проще экономическому блоку во главе с губернатором поддерживать их.

Кроме того, на заседаниях экономического штаба мы смотрим, каковы последствия введения ограничений в других субъектах РФ. Когда 1,5 месяца назад Роспотребнадзор предлагал ввести полный локдаун и закрыть все заведения общепита, мы проанализировали развитие заболеваемости с начала 2021 года в 9 регионах, где подобная мера была уже введена. Как оказалось, пандемическая ситуация с закрытием заведений общепита даже не стабилизировалась. Введение нового локдауна не изменит уровень заболеваемости коронавирусом.  

В Омске заведения общепита ежемесячно посещают 634 тысячи человек, а в общественном транспорте, например, происходит 17 миллионов поездок. Очевидно, что в ресторанах и кафе нет массового скопления людей, рекомендации федерального Роспотребнадзора соблюдаются, легче контролируются.

Точно так же в других регионах отсутствует зависимость между введением локдауна для предприятий общепита и стабилизацией уровня заболеваемости. Чтобы было наглядно, мы строили графики. Не знаю, какую математическую модель можно применить к  прогнозированию развития эпидемиологической ситуации в регионе и когда заболеваемость достигнет пика, но закрытие кафе и ресторанов никак не повлияет на пандемию. Во время локдауна в прошлом году все заведения закрылись, а заболеваемость все равно росла. Но тогда была задача подготовить систему здравоохранения: закупить ИВЛ, подготовить койки для заболевших коронавирусом, лекарства и кислород.  Сегодня, несмотря на сложный период, больницы обеспечены необходимым оборудованием.

Постановление Роспотребнадзора об обязательной вакцинации за месяц неисполнимо

– Согласно постановлению Роспотребнадзора представители бизнеса должны вакцинировать 60 % своих сотрудников, и сделать это нужно максимально быстро. Какова ситуация сейчас?

– В течение месяца уже привилось больше 70 % горожан, работающих в самых разных отраслях. Мы подсчитали: чтобы выполнить постановление Роспотребнадзора об обязательной вакцинации и привить больше 109 тысяч человек, нужно время до сентября. Постановление РПН обязательно вакцинироваться в течение месяца (до конца июля нужно было поставить первую прививку – РИА «Омск-информ»). То есть нужно в три раза больше времени.

Но ведь кроме работающих есть и другие люди, которые хотят поставить себе прививки. Постановление Роспотребнадзора заведомо неисполнимо, не нарушив, соблюсти его невозможно. Однако ведомство не готово корректировать этот документ.

На 27 июля вакцинировано 4995 человек, это 61 % работающих в крупных организациях общепита, однократно – 27 %, или 1200 человек, двукратно – 34 %. Примерно 2100 человек имеют медицинские противопоказания для вакцинации.

Омский бизнес «провалился» после локдауна

– Пандемия прошлась по всем отраслям омского бизнеса. Есть ли цифры потерь наиболее пострадавших отраслей: общепита, ивент-индустрии, туризма, торговых центров? Пока город напоминает выжженное поле: многие заведения вынуждены были закрыться после локдауна.

– Допандемийного уровня мы, конечно, не достигли. И динамика восстановления отраслей сильно отстает от общероссийской. За полгода в Омской области оборот в общепите вырос на 7 %, или на 7,7 млрд рублей, по России – на 30 %. Мы отстаем больше чем в четыре раза от всей страны.

То же самое с туризмом. В сфере платных услуг произошло отставание в 5,4 % по сравнению в 2020 годом. Это отрасли, которые на слуху и касаются каждого.

Или возьмем, например, строительство. По объему жилья провал, при этом губернатором принимаются меры, чтобы прекратить падение и нарастить объемы ввода жилья. У нас этот рынок «перегрет» льготной ипотекой, плюс субъект дополнительно снижает эту ставку до 2,8 %. При этом спрос растет, квартир становится меньше, стоимость жилья в расчете на квадратный метр растет. А предложение остается таким же либо сужается.

В связи с этим губернатором на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение с двумя крупными застройщиками, «Эталоном» и «Брусникой», на ввод 1,3 млн квадратных метра жилья. Плюс 300 тысяч «квадратов» новых квартир возведет «Стройбетон» Олега Золотова. Инвесторы готовы вкладывать деньги в развитие Омской области.

Об инвесторах и «Авангарде»

– В 2020 году Омская область вошла в топ-10 рейтинга Минэкономразвития России по поддержке предпринимательства. Расскажите об инвесторах, кто самый крупный?

– По итогам 2020 года Омская область заняла 6-е место, в том числе и по мерам поддержки бизнеса в пандемию. Это налоговые преференции по имуществу, упрощенке и патентной системе на общую сумму 1,1 млрд рублей. 7400 субъектов малого и среднего предпринимательства воспользовались этими льготами в 2020 году. В 2021 году эти преференции могут получить 16 тысяч налогоплательщиков, объем льгот составляет 1,2 млрд рублей.  Много неналоговых мер поддержки – гарантии, поручительства, льготные кредиты и имущественная поддержка.

В диалоге с бизнесом мы решили, что не будем продлевать льготы на последующий период. Мы договорились, что переосмыслим все существующие налоговые и неналоговые послабления и выйдем с новым пакетом поддержки на 2022 год.

Для региона каждый инвестор важен, вложение финансов в регион всегда важно. 10–15 млн рублей в сельское хозяйство не менее значимы, таких предпринимателей сотни. Они развивают инвестиционный потенциал Омской области.

В 2017 году инвестиции в экономику региона составляли менее 100 млрд. рублей, а в 2020 году мы вышли уже на уровень 210 млрд. рублей. В первой половине 2021 года мы перевалили за 200 млрд рублей. Понятно, что еще есть к чему стремиться.

Крупные инвестиции были вложены компаниями «Газпром нефть», «Титан», «Техуглерод», ГК «Хевел» и еще многими другими компаниями как в модернизацию, так и в реализацию новых проектов.

– Для чего была создана особая экономическая зона «Авангард»? В одном из интервью вы говорили, что там сосредоточены четыре резидента с шестью проектами. Что даст развитие особой экономической зоны?

– Особая экономическая зона «Авангард» – один из инструментов привлечения инвестиций в определенные отрасли экономики региона. Кроме четырех резидентов с шестью проектами ведутся переговоры с  компанией «Хевел» по  производству инверторов для солнечных электростанций, с рядом инвесторов с проектами по производству металлоконструкций, пластиковых труб, переработке промышленных отходов. Рассматриваются и инвестиционные предложения по размещению логистических терминалов. Спрос и интерес есть, поэтому все это надо поддерживать и культивировать.

Хаб для Red Wings и новая жизнь омского аэропорта

– Несколько лет назад активно обсуждалась перспектива захода инвесторов на проект аэропорта Омск-Федоровка, несколько компаний изъявляли готовность вложить в строительство нового аэропорта за городом. Удалось ли с кем-то договориться?

– Омск-Федоровка – один из проектов, который, уверен, будет реализован в ближайшей среднесрочной перспективе 3–5 лет.

Есть инвесторы, готовые вкладываться в строительство Федоровки. При  этом их  мнение: существующие на территории объекты нельзя использовать. Восстановить дороже, чем снести и заново построить.

– Расскажите подробнее о планах авиакомпании Red Wings по открытию своего хаба в Омске. Как повлияет ее базирование в омском аэропорту на реализацию проекта по строительству аэропорта Омск-Федоровка?

– Аэропорт Омск-Центральный – один из триггеров, который может ускорить развитие Федоровки. Компания Red Wings действительно рассматривает омский аэропорт как площадку для базирования. При реализации этого сценария на 50 % вырастет пассажиропоток.

Для аэропорта Омск-Центральный это критично. Сейчас пассажиропоток составляет 1,4 млн человек, а если он будет 2 миллиона и тем более загружен в час пик, придется думать о перераспределении нагрузки. То есть разбивать пассажиропоток на иные временные слоты. Уже сейчас омский аэропорт фактически не справляется. На заседаниях совета директоров подробно разбирали эту ситуацию, чтобы устранить дискомфорт для пассажиров. Часы пик – временные рамки диктует перевозчик.

Не случайно федеральный центр компетенций взял аэропорт как одно из 35 предприятий в стране на расширенную поддержку по повышению производительности труда. То есть за счет федеральных денег эксперты планируют оптимизировать управленческие и производствнные процессы омского аэропорта, чтобы привести в соответствие основной ресурс – время.

И это тоже один из маркеров, что аэропорт и регион развиваются. Пассажиропоток за последние 1,5 года вырос на 30 %, появились новые рейсы. Все это ведет к увеличению масштабов воздушных перевозок. И следующий необходимый шаг – строительство Федоровки.

– Есть уже информация по срокам реализации проекта компании Red Wings?

– Пока в процессе переговоров, но проект может быть реализован уже в 2022 году. Если компания откроет в Омске свое представительство, это новые рабочие места, налоги и направления полетов. Появятся новые маршруты в «облет» Москвы.

Основного эффекта удастся достигнуть за счет появления субсидированных рейсов на условиях федерального и регионального софинансирования. Суммы не такие большие, но они дадут нам возможность развивать маршрутную сеть перелетов.

Не совсем метро

– Еще один знаменитый омский долгострой – метро. Недавно вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что подземку в Омске надо достраивать. До этого казалось, что на метро окончательно поставили крест. Есть ли перспектива у этого многострадального проекта?

– Губернатор всегда говорил, что нужно максимально использовать уже существующую инфраструктуру. У нас построены метромост и одна станция, которая в прошлом году была законсервирована сухим способом. Соответственно, использование метро в том проекте, в котором существовало раньше, устарело. Метромост можно использовать для движения трамваев, автобусов и троллейбусов по тоннелям ниже автомобильного уровня. В этих контурах возможна реализация такого проекта.

В 2019 году инвестор подсчитал стоимость развития трамвая с использованием метромоста. В этом случае получается очень дорого, соизмеримо с достройкой метро. Дешевле пустить по тоннелям электробус или троллейбусы.

Судьба СКК имени Блинова решится до конца года

– Вы не раз анонсировали восстановление СКК имени Блинова и даже обещали пригласить туда группу Rammstein. Этот комплекс не будет использоваться как спортивный объект, мы правильно поняли? Каково будет назначение обновленного комплекса?

– А я и не отказываюсь от своих слов. (Улыбается.) СКК имени Блинова – культовый объект, один из символов Омска, потому его нужно сохранять. В связи с этим по поручению губернатора выделялись деньги на его срочный ремонт и инструментальное  обследование, которое закончится в сентябре. Оно позволит судить, сколько средств понадобится на восстановление СКК. Работы ведет компания «Престиж».

Крышу отремонтировали, здание в хорошем состоянии. Внутри я ожидал, что все значительно хуже. Но подвальные помещения находятся в идеальном состоянии. Там сухо, чисто, все коммуникации изолированы, как положено, колодцы функционируют. Там можно ходить в тапочках, как в музее. Внутри помещения нуждаются в ремонте, но визуальных разрушений нет.

Инструментальное обследование покажет, что с несущими конструкциями. И тогда станет понятно, что необходимо скорректировать в проекте восстановления СКК имени Блинова. Инвестор у проекта реконструкции комплекса есть. Думаю, к концу года появится конкретика.

– Дмитрий Владимирович, не можем не задать несколько личных вопросов. Есть ли у вас хобби?

– На хобби нужно время. У меня его немного. Я читаю. Помимо профильной экономической литературы предпочитаю научную фантастику. Из последнего увлекся книгами Говарда Лавкрафта.

В сезон люблю сесть на мотоцикл и часа четыре покататься, проветрить голову, после этого я новый человек. Стандартный путь – через два моста, бульвар Архитекторов, улицу Конева, Красный Путь, и выезжаю на магистрали на Тюмень, Новосибирск.

– Олимпиаду в Токио смотрите?

– Я не болельщик от слова «совсем». Не слежу. Понятно, что знаю об успехах омичей – обладателей олимпийских медалей: Виталину Бацарашкину и Мартина Малютина. Но не более.

 – Гуляете по Иртышской набережной?

– Да хожу, два года назад решил резко похудеть. (Смеется.). Выхожу в полдвенадцатого и иду по набережной от «Океана» до речпорта. Там получается 2,5 километра туда и столько же обратно.

– Есть ли у вас любимые места в городе?

– Нравится пешком ходить по улице Ленина, по набережной и по площади Бухгольца.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
6
Транспорт. Самое уязвимое место. Чего вы до бизнеса вообще докопались - то что творится на транспорте невозможно контролировать никак, кроме как запретив ездить вообще. Но тогда не экономика встанет а общество вымрет.
3
какой умный человек. Только вот нету ощущения, что омский аэропорт перегружен. Конкретные популярные рейсы - могут медленно обслуживаться, но тут вопрос кадров.
гость гость 08.08.2021 12:20 Ответить с цитатой Пожаловаться
1
какой умный человек. Только вот нету ощущения, что омский аэропорт перегружен. Конкретные популярные рейсы - могут медленно обслуживаться, но тут вопрос кадров. Работая на даче, наблюдаем, как самолеты идут на посадку.
Долгое время - тишина и спокойствие, потом, в определенные часы - как чертики из табакерки, каждые пять минут - пролетают, штуки три-четыре, в разное время суток. Непонятно, почему так часто, как они успевают приземлиться и не мешать друг другу, почему так организован процесс, когда прилетают все сразу? И вылет так же, по той же схеме - для чего это столпотворение, когда все прилетают- улетают одномоментно, а потом - затишье?
аноним гость 08.08.2021 17:10 Ответить с цитатой Пожаловаться
0
Работая на даче, наблюдаем, как самолеты идут на посадку. Долгое время - тишина и спокойствие, потом, в определенные часы - как чертики из табакерки, каждые пять минут - пролетают, штуки три-четыре, в разное время суток. Непонятно, почему так часто, как они успевают приземлиться и не мешать друг другу, почему так организован процесс, когда прилетают все сразу? И вылет так же, по той же схеме - для чего это столпотворение, когда все прилетают- улетают одномоментно, а потом - затишье? обычная логистика. позволяет сэкономит на сменах. если 1 смена имеет возможность обслужить прибывающие/убывающие борты, можно и держать 1, а не 3, допустим, для того, чтобы аэропорт работал круглосуточно.
Это примерно, как держать 20 магазинов для обслуживания одного микрорайона из 5 домов, когда и 1-го достаточно. Да и ресурс оборудования экономится - не нужно круглосуточно держать приводное оборудование, оно за привод (от слово - "привести") борта (самолёта) к нужной точке отвечает и т.д. Экономия, одним словом.
3
С такими темпами вакцинации и требованиями властей люди скоро уйдут в леса партизанить и работать на дорогах
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх