на правах рекламы
01:21
+11 $ 72.33 -0.34
86.33 -0.39

Лев ДОДИН: «Романы Достоевского абсолютно не годятся для инсценировок»

от 06.06.21 в 22:21 версия для печати
Лев ДОДИН: «Романы Достоевского абсолютно не годятся для инсценировок»

Худрук Петербургского МДТ-Театр Европы рассказал, как рождался спектакль «Братья Карамазовы», которым завершается «Золотая маска» в Омске.

Заключительным аккордом в театральном фестивале «Золотая маска» в Омске стал спектакль «Братья Карамазовы» (16+).  Художественный руководитель Академического Малого драматического театра - Тетра Европы Лев Додин поставил спектакль по своей пьесе, созданной по мотивам произведения Достоевского. Перед показом спектаклей в Омске, известный театральный режиссер и педагог, народный артист России ответил на вопросы журналистов. Он рассказал, как рождался спектакль, о Достоевском и об Омске.

Андрей Кудрявцев

Работа над спектаклем длилась долгих 4 года. Премьера должна была состояться в апреле 2020 года. Но помешали карантинные ограничения, введенные и в стране в целом, и в Санкт-Петербурге, в связи с пандемией коронавируса. Премьера спектакля состоялась 16 ноября 2020 года.

- Предгенеральную, первую со зрителем,  репетицию, мы провели еще в феврале. Через 2 недели хотели вернуться к работе, но начался карантин. И до сентября. С другой стороны, это добавило времени на размышления и уточнения, – рассказал Лев Додин.

А предыстория такова. Режиссеру вместе с большой  компанией молодых артистов захотелось погрузиться в новую большую работу. Каждому из компании было предложено составить свой список произведений, которыми бы хотелось заняться. Получилось 200 названий. Это и русская, и западная классика, и античность, и что-то современное. Но первым номером в списке многих шли «Братья Карамазовы».

- Это роман, который вмещает в себя весь остальной список. Мы начали погружаться в эту историю. Поначалу даже не думал его перечитывать. Я хорошо знал это произведение, когда-то даже делал учебный спектакль с Аркадием Кацманом. Открыл книгу и первая строка, которую прочитал, была: «Иван, есть Бог или нет?»…

Мы начали с познавательного процесса, не репетиций, а изучения романа. Все участники пробовали разные роли или даже несколько ролей…

… Как бы хорошо ты не знал артиста, какие бы ни были представления о персонаже, о человеке, созданном драматургом, писателем, все равно, в процессе погружения, проб, обязательно должны возникать и к счастью очень часто возникают, неожиданности. При этом какой-то артист, очень хороший, может репетировать Гамлета и в определенной компании артистов он  - Гамлет, а в какой-то другой он уже оказывается Лаэртом. Все очень изменчиво. Постепенно компания артистов стала совсем небольшой и хочется  понять точнее,  кто в этой истории, действительно,  Алеша, а кто, действительно, Иван. Тем более, они очень едины. По сути - это один очень большой разветвленный персонаж. Действительно ищешь и иногда находишь совершенно неожиданные повороты.

Евгений Санников репетировал и Ивана, и Митю, а стал Алешей. Это очень важно, что он был и тем, и другим. И в одной компании артистов он был очень хорошим Иваном. А когда компания  поменялась, появились более взрослые коллеги, человек «превратился» в Алешу. Это такой путанный и непростой процесс, смысл его объяснить трудно. – Рассказал Лев Додин.

Андрей Кудрявцев

 «Братья Карамазовы» - очень объемный роман с большим количеством героев. Лев Додин оставил только семь ключевых персонажей, чтобы рассказать об истории одной семьи. Это отец – Федор Павлович Карамазов (Игорь Иванов), его сыновья Дмитрий (Игорь Черневич), Иван (Станислав Никольский), Алексей (Евгений Санников), Павел Федорович Смердяков (Олег Рязанцев), а также Екатерина Ивановна Верховцева (Елизавета Боярская) и Грушенька (Екатерина Тарасова). 

Режиссер рассказал и о том, как происходит изучение материала. Все зависит от автора. Часто актеры отправляются в экспедицию, чтобы погрузиться в быт, понять, что вдохновляло автора, так было с «Братьями и сестрами» Ф.Абрамова. Но не в случае с Достоевским. Здесь возможно «путешествие» лишь в самого себя.

- …. И это бесконечное путешествие. У Достоевского – мысли, прежде всего.  Поэтому  сам Достоевский говорил, что его романы абсолютно не годятся для инсценировок.Его диалоги – не бытовые диалоги, его места действий – не бытовые места действий. Поэтому важно было найти внутреннюю драматургию, а не внешнюю инсценировочную,  – рассуждает Лев Додин. - Все погружение - это и есть попытка понять, что же этот бывший зек… даже не что он хотел сказать, потому что я думаю, он сам не знал, что он хочет сказать. Тот, кто знает, что хочет сказать, никогда не будет большим Художником. Какие вопросы он задавал, что он искал, о чем он думал? Вот что  пытаешься постичь.

Андрей Кудрявцев

А вот с тем, что Достоевский сугубо русский писатель, Додин категорически не согласен.

 - На самом деле, Достоевский - совершенно общемировой писатель. Не только по классу, а потому что он пишет о человеческой душе. И мы немного зазнаемся, когда говорим, что нас понять нельзя, это чисто русское явление. Это огромный предрассудок,  которые нас очень подводит и в понимании истории, и самих себя сегодня.

Конечно же, разговор коснулся и Омска. Ведь именно здесь отбывал каторгу Федор Михайлович. Есть мнение, что именно в Омске Достоевский родился как великий писатель.

- Говорить, что, Слава богу, что человек был в ссылке, не хочется, неловко. Лучше не быть гением и не быть в ссылке, слишком дорогая цена. Тем более, Достоевский пережил и гражданскую казнь, что еще страшнее по-своему. Конечно, до ссылки был один писатель, очень хороший, замечательный. В ссылке, в Мертвом доме, возникает другой писатель. После ссылки ты узнаешь что-то такое про людей, и про себя, о чем кому-то даже страшно рассказывать. А Достоевский оказался бесстрашным, - отмечает режиссер.

Андрей Кудрявцев

Добавим, что Лев Додин приехал в Омск на целую неделю. По всей видимости, Омск все же важен для понимания Достоевского даже для творцов из Санкт-Петербурга.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
0
Решили подышать воздухом заштатного, пыльного города, так кажется Достоевский писал об Омске. В реалиях современности ,по сравнению с двумя столицами, Омск таким и остался, к сожалению. Спектакль свеженький, на публике столичной не обкатали, режиссеру будет интересна реакция театральной провинции, зрителя не избалованного и требовательного к столичным театральным творениям.
-2
Как это в "Ширли Мырли" не одного русского лица. А вообще весь этот десант Золотой маски такая похабщина, смотреть противно.
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх