Поиск

Директор киноцентра «Вавилон» рассказал о возрождении индустрии «прямо сейчас», лежащих на полках фильмах и новых привычках зрителей.

Пандемия коронавируса повлияла и продолжает влиять на многие аспекты нашей жизни. Не обошла она и киноиндустрию. В 2020 году она пережила настоящую шоковую терапию: уже готовые фильмы шли на полку, а зрители полгода не могли попасть на сеансы.

Омские кинотеатры возобновили работу лишь в сентябре и за прошедшие месяцы только начали вставать на ноги. Мы пообщались с директором киноцентра «Вавилон» Борисом Собко, который, что называется, на себе прочувствовал все «прелести» локдауна. Он считает, что индустрия кинопроката постепенно возрождается и уже скоро омичей ждет масса классных фильмов – блокбастеры пойдут один за другим.

– Ровно год назад мы закрылись. В эти же даты, в которые мы сейчас с вами общаемся, в прошлом году мы все сидели дома, – говорит Борис Собко. – И тогда происходила консервация кинотеатров. Вплоть до самого прямого смысла этого слова: были вопросы и с тем, куда девать продукты питания. Что-то отдавали поставщикам, что-то прятали в морозильные камеры. Даже что-то приходилось выдавать сотрудникам в качестве зарплаты. А вот кинооборудование нельзя выключить просто так. Какая-то часть всегда находилась под напряжением. Работала вентиляция. Круглосуточно работали люди, которые поддерживали жизнь комплекса: электрики, сантехники, охрана.

Но история затянулась куда дольше, чем на месяц. На пять с лишним. В эти пять месяцев пришлось пережить сложные моменты. Нужно было поддерживать людей. И нужно было выбивать субсидии. И не все кинотеатры как в Омске, так и в целом по стране смогли воспользоваться этими субсидиями.

– Насколько сильной была поддержка государства для кинотеатров?

– Не буду врать, мы очень благодарны правительству за поддержку. Без нее нам пришлось бы очень и очень тяжело. Она была очень нужна еще и потому, что кинотеатры – это в первую очередь люди. И многие из них – высококлассные специалисты. Но профессии очень специфичные. Например, киноинженер. От него зависит то, насколько хорошо работает аппаратура в кинотеатре. От него зависит картинка и звук, который вы получаете. Найти качественного киноинженера – дело непростое. То же касается и других профессий, специфика которых связана именно с кино.

Многие сотрудники уходили. Были те, кто не верил, что кинотеатры начнут снова работать, что они возродятся, кто-то считал, что все перейдут на онлайн. И уходили с работы без возврата.

Но, как ни странно, 2020 год в какой-то степени стал положительным.

– В каком смысле?

– Он дал повод остановиться, посидеть дома, задуматься о каких-то вещах. Для меня в плане точек зрения на какие-то вещи многое поменялось.

Более того, мы провели очень много работ над самим помещением «Вавилона». Работы по покраске. Новые серверы, новое освещение. Несколько генеральных уборок и полная химчистка кресел. Сейчас, когда люди приходят, то говорят, что раньше кинотеатр пах попкорном, а теперь больницей.

Случилось бы это без пандемии? Не знаю.

Но очевидно, что 2020 год нельзя назвать позитивным. Если кинотеатры и не закрывались – как, например, «Космос», то менялись руководители: в «Галактике», «Рубине» и других. Это может очень сильно повлиять на ситуацию в бизнесе.

– Но прошлый, «ковидный», год уже закончился. Какие перспективы на этот год?

– В марте прошлого года руководители кинопроката со всех кинотеатров съехались в Москву на день «Централ Партнершип». И когда мы приехали, Собянин (Сергей, мэр Москвы – РИА «Омск-информ») стал вводить ограничения, связанные с пандемией. Несмотря на то что компания потратилась на билеты, на оборудование, на зал, все отменилось. Перед нами извинились и отправили обратно.

И вот сейчас, спустя год, я отправлюсь на международный кинорынок, который все-таки состоится в Москве. На этих встречах мы отсматриваем фильмы, материалы, встречаемся с прокатчиками. Это очень важное событие для каждого кинотеатра. Из Омска едут почти все руководители кинотеатров. И я очень рад этой возможности. Пора начинать активную работу с учетом всех изменений за период пандемии.

– Что именно поменялось? Ну кроме ремонтов.

– Изменений в период пандемии произошло много. Когда мы открылись после самоизоляции, люди видели, как мы пускали сначала 50 % аудитории. Заставляли носить маски. А сейчас все уже настолько привыкли ко всему этому, что люди расслабились, перестали их надевать. И когда наши сотрудники просят надеть маску при покупке билета, люди начинают писать гневные послания руководству киноцентра и спорить с персоналом. Но мы будем исполнять требования до последнего.

Сегодня меньше сеансов, потому что перерывы во время просмотров. Меньше репертуар. В основном российский. Мы на нем сейчас и живем. И, на мой взгляд, сегодня мы уже пережили самое сложное. Люди возвращаются.

Никакой онлайн-кинотеатр, никакой супербольшой телевизор с аудиосистемой не заменит прогулку по набережной с друзьями, поход в кино. Да и даже сама атмосфера того, что рядом с вами есть незнакомцы, которые тоже участвуют в просмотре вместе с вами: плачут, смеются, да даже раздражают вас хрустом попкорна. Все это нельзя повторить дома.

– Но нельзя ведь сказать, что онлайн-площадки никак не повлияли на то, как будут работать кинотеатры.

– Я считаю, что в ближайшей перспективе будут серьезные технические изменения. Не будет проекторов – только экраны. Новые кресла. И Омск не останется в стороне от этих изменений. В нашей области немало кинотеатров – аж 32 по всем районам. В области к тому же появятся еще кинотеатры. И это здорово. Я бы сказал, что Омская область в плане кинофикации впереди планеты всей.

Более того, если попытаться заглянуть в будущее, то я считаю, что с какого-то момента даже формирование репертуара будет изменено. Сами зрители смогут заранее определять, какие фильмы и в какое время будут показывать в кинотеатре.

И сейчас, несмотря на закрытие кинотеатров, свято место пусто не бывает. После пандемии все возродится. А теперь осознайте, сколько кинолент сейчас лежит на полке. Сколько отложенных релизов. И после пандемии это все пойдет в ход. Каждую неделю будет по блокбастеру. Как иногда было раньше. И вопрос только в том, хватит ли у зрителей денег на все это.

Как я уже сказал, самое сложное мы пережили. Сейчас мы потихоньку начинаем возвращаться к нормальной жизни. Я не думаю, что мы навсегда расстанемся с масками. Они, к примеру, показали пользу в плане заболеваемости гриппом. Не буду загадывать на будущее, но я думаю, что масочный режим будет появляться и уходить. Сезонно. Будем получать команду о начале очередного сезона.

И учтите, что кинозал – это не лифт, не автобус. Это место, где беспрерывно происходит циркуляция воздуха. Сложные системы вентиляции в зрительных залах рассчитаны на большое количество человек. Так что не побоюсь сказать, что кинозал – одно из самых безопасных мест для массового скопления людей. При условии, конечно, что система вентиляции изначально была сделана грамотно и качественно.

– Как поменялось отношение зрителя к кинотеатрам? Опять же учитывая, что все это время был – и сейчас остается – доступ к онлайн-платформам.

– Поведение зрителя изменилось. Зрители стали более требовательными, более подготовленными. Раньше люди могли просто прийти на ближайший сеанс, и не важно, что это было. Главное, чтобы ближайший. Раньше у нас был консультант, который помогал зрителю выбрать нужный ему сеанс. Сейчас зритель приходит уже готовым. Он знает, на что идет. И поэтому потихоньку уходят в прошлое баннеры, плакаты, которые висят на стенах.

Люди уже на это не смотрят, не читают. Все эти картонные стенды, плакаты уже не нужны. Постепенно я уменьшаю всю эту мишуру. В то же время информация на сайте, в электронном виде, становится более важной. Рано или поздно даже в кассовой зоне «живых» кассиров мы не увидим. Более того, сейчас в кинотеатрах даже не дают билетов – обычный кассовый чек.

Ни один из кинотеатров сейчас не показывает 3D. И спусковым крючком на его устранение стала даже не пандемия – она только ускорила. Может, когда-нибудь 3D снова покажет себя, с выходом какой-то новой технически уникальной картины, но сейчас он уже изжил себя.

В конечном счете ничего печального, плохого, ужасного в результате пандемии ни омский, ни какой-либо другой зритель не испытает. Возрождение кинотеатров проходит буквально прямо сейчас. Скоро нас ждет отличный репертуар. Все перенесенные релизы ждут своего выхода. Мы учимся жить в условиях пандемии, учимся ее побеждать. Но это все рано или поздно пройдет. Мальчик с девочкой, родители с детьми должны ходить в кино!

Многие из обновлений в «Вавилоне» произошли не вопреки, а благодаря пандемии. Сейчас у нас очень сильный коллектив. Это люди, способные работать, творить, держать дисциплиной. И у нас есть еще сюрпризы для вас, но пока что не хочу раскрывать все секреты. И скоро люди увидят новинки в нашем кинотеатре.

– Что ж, с нетерпением будем ждать! Спасибо за интервью.

Директор киноцентра «Вавилон» рассказал о возрождении индустрии «прямо сейчас», лежащих на полках фильмах и новых привычках зрителей.

Пандемия коронавируса повлияла и продолжает влиять на многие аспекты нашей жизни. Не обошла она и киноиндустрию. В 2020 году она пережила настоящую шоковую терапию: уже готовые фильмы шли на полку, а зрители полгода не могли попасть на сеансы.

Омские кинотеатры возобновили работу лишь в сентябре и за прошедшие месяцы только начали вставать на ноги. Мы пообщались с директором киноцентра «Вавилон» Борисом Собко, который, что называется, на себе прочувствовал все «прелести» локдауна. Он считает, что индустрия кинопроката постепенно возрождается и уже скоро омичей ждет масса классных фильмов – блокбастеры пойдут один за другим.

– Ровно год назад мы закрылись. В эти же даты, в которые мы сейчас с вами общаемся, в прошлом году мы все сидели дома, – говорит Борис Собко. – И тогда происходила консервация кинотеатров. Вплоть до самого прямого смысла этого слова: были вопросы и с тем, куда девать продукты питания. Что-то отдавали поставщикам, что-то прятали в морозильные камеры. Даже что-то приходилось выдавать сотрудникам в качестве зарплаты. А вот кинооборудование нельзя выключить просто так. Какая-то часть всегда находилась под напряжением. Работала вентиляция. Круглосуточно работали люди, которые поддерживали жизнь комплекса: электрики, сантехники, охрана.

Но история затянулась куда дольше, чем на месяц. На пять с лишним. В эти пять месяцев пришлось пережить сложные моменты. Нужно было поддерживать людей. И нужно было выбивать субсидии. И не все кинотеатры как в Омске, так и в целом по стране смогли воспользоваться этими субсидиями.

– Насколько сильной была поддержка государства для кинотеатров?

– Не буду врать, мы очень благодарны правительству за поддержку. Без нее нам пришлось бы очень и очень тяжело. Она была очень нужна еще и потому, что кинотеатры – это в первую очередь люди. И многие из них – высококлассные специалисты. Но профессии очень специфичные. Например, киноинженер. От него зависит то, насколько хорошо работает аппаратура в кинотеатре. От него зависит картинка и звук, который вы получаете. Найти качественного киноинженера – дело непростое. То же касается и других профессий, специфика которых связана именно с кино.

Многие сотрудники уходили. Были те, кто не верил, что кинотеатры начнут снова работать, что они возродятся, кто-то считал, что все перейдут на онлайн. И уходили с работы без возврата.

Но, как ни странно, 2020 год в какой-то степени стал положительным.

– В каком смысле?

– Он дал повод остановиться, посидеть дома, задуматься о каких-то вещах. Для меня в плане точек зрения на какие-то вещи многое поменялось.

Более того, мы провели очень много работ над самим помещением «Вавилона». Работы по покраске. Новые серверы, новое освещение. Несколько генеральных уборок и полная химчистка кресел. Сейчас, когда люди приходят, то говорят, что раньше кинотеатр пах попкорном, а теперь больницей.

Случилось бы это без пандемии? Не знаю.

Но очевидно, что 2020 год нельзя назвать позитивным. Если кинотеатры и не закрывались – как, например, «Космос», то менялись руководители: в «Галактике», «Рубине» и других. Это может очень сильно повлиять на ситуацию в бизнесе.

– Но прошлый, «ковидный», год уже закончился. Какие перспективы на этот год?

– В марте прошлого года руководители кинопроката со всех кинотеатров съехались в Москву на день «Централ Партнершип». И когда мы приехали, Собянин (Сергей, мэр Москвы – РИА «Омск-информ») стал вводить ограничения, связанные с пандемией. Несмотря на то что компания потратилась на билеты, на оборудование, на зал, все отменилось. Перед нами извинились и отправили обратно.

И вот сейчас, спустя год, я отправлюсь на международный кинорынок, который все-таки состоится в Москве. На этих встречах мы отсматриваем фильмы, материалы, встречаемся с прокатчиками. Это очень важное событие для каждого кинотеатра. Из Омска едут почти все руководители кинотеатров. И я очень рад этой возможности. Пора начинать активную работу с учетом всех изменений за период пандемии.

– Что именно поменялось? Ну кроме ремонтов.

– Изменений в период пандемии произошло много. Когда мы открылись после самоизоляции, люди видели, как мы пускали сначала 50 % аудитории. Заставляли носить маски. А сейчас все уже настолько привыкли ко всему этому, что люди расслабились, перестали их надевать. И когда наши сотрудники просят надеть маску при покупке билета, люди начинают писать гневные послания руководству киноцентра и спорить с персоналом. Но мы будем исполнять требования до последнего.

Сегодня меньше сеансов, потому что перерывы во время просмотров. Меньше репертуар. В основном российский. Мы на нем сейчас и живем. И, на мой взгляд, сегодня мы уже пережили самое сложное. Люди возвращаются.

Никакой онлайн-кинотеатр, никакой супербольшой телевизор с аудиосистемой не заменит прогулку по набережной с друзьями, поход в кино. Да и даже сама атмосфера того, что рядом с вами есть незнакомцы, которые тоже участвуют в просмотре вместе с вами: плачут, смеются, да даже раздражают вас хрустом попкорна. Все это нельзя повторить дома.

– Но нельзя ведь сказать, что онлайн-площадки никак не повлияли на то, как будут работать кинотеатры.

– Я считаю, что в ближайшей перспективе будут серьезные технические изменения. Не будет проекторов – только экраны. Новые кресла. И Омск не останется в стороне от этих изменений. В нашей области немало кинотеатров – аж 32 по всем районам. В области к тому же появятся еще кинотеатры. И это здорово. Я бы сказал, что Омская область в плане кинофикации впереди планеты всей.

Более того, если попытаться заглянуть в будущее, то я считаю, что с какого-то момента даже формирование репертуара будет изменено. Сами зрители смогут заранее определять, какие фильмы и в какое время будут показывать в кинотеатре.

И сейчас, несмотря на закрытие кинотеатров, свято место пусто не бывает. После пандемии все возродится. А теперь осознайте, сколько кинолент сейчас лежит на полке. Сколько отложенных релизов. И после пандемии это все пойдет в ход. Каждую неделю будет по блокбастеру. Как иногда было раньше. И вопрос только в том, хватит ли у зрителей денег на все это.

Как я уже сказал, самое сложное мы пережили. Сейчас мы потихоньку начинаем возвращаться к нормальной жизни. Я не думаю, что мы навсегда расстанемся с масками. Они, к примеру, показали пользу в плане заболеваемости гриппом. Не буду загадывать на будущее, но я думаю, что масочный режим будет появляться и уходить. Сезонно. Будем получать команду о начале очередного сезона.

И учтите, что кинозал – это не лифт, не автобус. Это место, где беспрерывно происходит циркуляция воздуха. Сложные системы вентиляции в зрительных залах рассчитаны на большое количество человек. Так что не побоюсь сказать, что кинозал – одно из самых безопасных мест для массового скопления людей. При условии, конечно, что система вентиляции изначально была сделана грамотно и качественно.

– Как поменялось отношение зрителя к кинотеатрам? Опять же учитывая, что все это время был – и сейчас остается – доступ к онлайн-платформам.

– Поведение зрителя изменилось. Зрители стали более требовательными, более подготовленными. Раньше люди могли просто прийти на ближайший сеанс, и не важно, что это было. Главное, чтобы ближайший. Раньше у нас был консультант, который помогал зрителю выбрать нужный ему сеанс. Сейчас зритель приходит уже готовым. Он знает, на что идет. И поэтому потихоньку уходят в прошлое баннеры, плакаты, которые висят на стенах.

Люди уже на это не смотрят, не читают. Все эти картонные стенды, плакаты уже не нужны. Постепенно я уменьшаю всю эту мишуру. В то же время информация на сайте, в электронном виде, становится более важной. Рано или поздно даже в кассовой зоне «живых» кассиров мы не увидим. Более того, сейчас в кинотеатрах даже не дают билетов – обычный кассовый чек.

Ни один из кинотеатров сейчас не показывает 3D. И спусковым крючком на его устранение стала даже не пандемия – она только ускорила. Может, когда-нибудь 3D снова покажет себя, с выходом какой-то новой технически уникальной картины, но сейчас он уже изжил себя.

В конечном счете ничего печального, плохого, ужасного в результате пандемии ни омский, ни какой-либо другой зритель не испытает. Возрождение кинотеатров проходит буквально прямо сейчас. Скоро нас ждет отличный репертуар. Все перенесенные релизы ждут своего выхода. Мы учимся жить в условиях пандемии, учимся ее побеждать. Но это все рано или поздно пройдет. Мальчик с девочкой, родители с детьми должны ходить в кино!

Многие из обновлений в «Вавилоне» произошли не вопреки, а благодаря пандемии. Сейчас у нас очень сильный коллектив. Это люди, способные работать, творить, держать дисциплиной. И у нас есть еще сюрпризы для вас, но пока что не хочу раскрывать все секреты. И скоро люди увидят новинки в нашем кинотеатре.

– Что ж, с нетерпением будем ждать! Спасибо за интервью.

2401Александр Барко