Поиск

Если выдавать им жилищные сертификаты, есть большой риск того, что деньги на квартиру отнимут мошенники. Нужно защитить от этого сирот.

Состоялось заседание комитета по собственности Законодательного собрания Омской области. Один из вопросов касался предоставления детям-сиротам денежных сертификатов на квартиры.

Напомним, что по жилищному законодательству детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государство предоставляет жилые помещения площадью не менее 33 кв. метров. По итогам 2020 года для этих целей было приобретено 173 квартиры. Очередность на получение жилья составляет около 7000 человек. Примерно 1500 из них имеют на руках судебное решение на нереализованное право получения квартир.

– Такая очередность образовалась из-за того, что многие годы крайне остро стояла проблема с финансированием. В последнее время средства из бюджета на реализацию программы выделяются. Но за короткий срок проблему решить не удается. Вопрос с предоставлением квартир этой категории жителей у нас на постоянном контроле, – рассказал депутат Андрей Кипервар. – К решению привлекаются застройщики, которые продают квартиры для сирот государству. Но навстречу они идут не всегда.

Два года назад появилась юридическая норма, запрещающая предоставлять сиротам более 25 процентов квартир в доме. Законодатель предусмотрел такое ограничение во избежание строительства так называемых «гетто для сирот». Логика понятна: дети, которые воспитывались без родителей, должны жить в обычных домах как нормальные члены общества.

Но среди застройщиков есть мнение, что дом, где живут сироты, априори получает плохую репутацию и продать оставшееся жилье в нем намного сложнее. Поэтому строительные компании стали с неохотой продавать квартиры для сирот. Минстрой России устанавливает цены для закупки жилья, которые существенно отличались от среднерыночных.

Тогда стали рассчитывать цены по данным официальной статистики. Все бы ничего, но в прошлом году произошел резкий подъем спроса на жилье, и стоимость квадратного метра увеличивалась каждую неделю. Статистика за такой динамикой не успевала.

Прокуратура и Следственный комитет – а правоохранительные органы всегда были заинтересованы в решении проблем детей-сирот как социально незащищенной категории – предложили свой вариант. Суть инициативы заключается в том, чтобы ввести в Омской области дополнительную льготу на покупку квартир для детей-сирот в виде денежного сертификата. Иными словами, дать сиротам определенную сумму на покупку квартиры. По образу и подобию материнского капитала или сертификатов, которые получают участники Великой Отечественной войны.

– Ранее на комитете мы не раз обсуждали подобные предложения вместе с министерством образования, уполномоченным по правам человека Омской области. И пришли к выводу, что такая практика не будет отвечать интересам ребенка. Цель государства – дать сироте не деньги, а жилье, – убежден Андрей Кипервар. – Есть большой риск того, что деньги на квартиру отнимут мошенники. Дети, выходя из-под опеки государства во взрослую жизнь, еще очень доверчивы и не адаптированы к окружающей действительности. Мошенники наверняка найдут способы обналичивания, как это происходило с материнскими сертификатами. Поэтому это может повлечь очередную волну финансовых махинаций, и значительная часть детей-сирот вообще останутся без квартир.

Предложения о предоставлении денежных сертификатов в законодательных органах власти обсуждаются постоянно. Причем подобные инициативы поступают даже в Государственную думу с подачи отдельных регионов. Однако федеральный парламент твердо отстаивает действующие нормы поддержки детей-сирот – и в части представления квартир в собственность, и в требовании к застройщикам выделять этой категории граждан не более 25 процентов жилой площади дома, и в том, что в собственность сироте квартира переходит только по истечении 5-летнего срока. Это требование также защищает ребенка от возможной быстрой продажи квартиры мошенникам.

– Если предположить, что омским сиротам региональная власть предоставит право получения денежных сертификатов на приобретение квартир, то областному бюджету потребуется изыскивать дополнительно около 13 миллиардов рублей на эти цели. Где взять деньги для этого, пока непонятно, – говорит Андрей Кипервар. – С другой стороны, надо находить способы решать проблему. Воспитанников детских домов больше, чем квартир, которые предоставляет область. Очередь постоянно растет.

Представители прокуратуры Омской области предложили для дальнейшего обсуждения вопроса создать рабочую группу с участием депутатов, правоохранительных органов, Минстроя, Минобразования, Минимущества.

– Надо искать другие способы, позволяющие государству ритмичнее предоставить жилье и защищать права детей-сирот, – считает депутат Андрей Кипервар. – Возможно, стоит рассмотреть вариант предоставления жилплощади не в собственность, а покупать квартиры в специализированный государственный фонд, который будет предоставлять жилье, в том числе детям-сиротам по договору социального найма. Не все сироты реально нуждаются в жилье. Многие из них, получив образование, находят хорошую работу, создают семьи, покупают более просторные квартиры. Государство, создав фонд социального жилья, могло бы помочь гораздо большему количеству граждан, реально нуждающихся в крыше над головой.

Депутаты хотели бы услышать позицию по этому вопросу заместителя председателя правительства, министра строительства Омской области. Также нужно заслушать мнение представителей отрасли о том, как ускорить темпы строительства доступного жилья. Нужно внимательно изучить опыт других регионов и только после этого принять взвешенное решение.

Если выдавать им жилищные сертификаты, есть большой риск того, что деньги на квартиру отнимут мошенники. Нужно защитить от этого сирот.

Состоялось заседание комитета по собственности Законодательного собрания Омской области. Один из вопросов касался предоставления детям-сиротам денежных сертификатов на квартиры.

Напомним, что по жилищному законодательству детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государство предоставляет жилые помещения площадью не менее 33 кв. метров. По итогам 2020 года для этих целей было приобретено 173 квартиры. Очередность на получение жилья составляет около 7000 человек. Примерно 1500 из них имеют на руках судебное решение на нереализованное право получения квартир.

– Такая очередность образовалась из-за того, что многие годы крайне остро стояла проблема с финансированием. В последнее время средства из бюджета на реализацию программы выделяются. Но за короткий срок проблему решить не удается. Вопрос с предоставлением квартир этой категории жителей у нас на постоянном контроле, – рассказал депутат Андрей Кипервар. – К решению привлекаются застройщики, которые продают квартиры для сирот государству. Но навстречу они идут не всегда.

Два года назад появилась юридическая норма, запрещающая предоставлять сиротам более 25 процентов квартир в доме. Законодатель предусмотрел такое ограничение во избежание строительства так называемых «гетто для сирот». Логика понятна: дети, которые воспитывались без родителей, должны жить в обычных домах как нормальные члены общества.

Но среди застройщиков есть мнение, что дом, где живут сироты, априори получает плохую репутацию и продать оставшееся жилье в нем намного сложнее. Поэтому строительные компании стали с неохотой продавать квартиры для сирот. Минстрой России устанавливает цены для закупки жилья, которые существенно отличались от среднерыночных.

Тогда стали рассчитывать цены по данным официальной статистики. Все бы ничего, но в прошлом году произошел резкий подъем спроса на жилье, и стоимость квадратного метра увеличивалась каждую неделю. Статистика за такой динамикой не успевала.

Прокуратура и Следственный комитет – а правоохранительные органы всегда были заинтересованы в решении проблем детей-сирот как социально незащищенной категории – предложили свой вариант. Суть инициативы заключается в том, чтобы ввести в Омской области дополнительную льготу на покупку квартир для детей-сирот в виде денежного сертификата. Иными словами, дать сиротам определенную сумму на покупку квартиры. По образу и подобию материнского капитала или сертификатов, которые получают участники Великой Отечественной войны.

– Ранее на комитете мы не раз обсуждали подобные предложения вместе с министерством образования, уполномоченным по правам человека Омской области. И пришли к выводу, что такая практика не будет отвечать интересам ребенка. Цель государства – дать сироте не деньги, а жилье, – убежден Андрей Кипервар. – Есть большой риск того, что деньги на квартиру отнимут мошенники. Дети, выходя из-под опеки государства во взрослую жизнь, еще очень доверчивы и не адаптированы к окружающей действительности. Мошенники наверняка найдут способы обналичивания, как это происходило с материнскими сертификатами. Поэтому это может повлечь очередную волну финансовых махинаций, и значительная часть детей-сирот вообще останутся без квартир.

Предложения о предоставлении денежных сертификатов в законодательных органах власти обсуждаются постоянно. Причем подобные инициативы поступают даже в Государственную думу с подачи отдельных регионов. Однако федеральный парламент твердо отстаивает действующие нормы поддержки детей-сирот – и в части представления квартир в собственность, и в требовании к застройщикам выделять этой категории граждан не более 25 процентов жилой площади дома, и в том, что в собственность сироте квартира переходит только по истечении 5-летнего срока. Это требование также защищает ребенка от возможной быстрой продажи квартиры мошенникам.

– Если предположить, что омским сиротам региональная власть предоставит право получения денежных сертификатов на приобретение квартир, то областному бюджету потребуется изыскивать дополнительно около 13 миллиардов рублей на эти цели. Где взять деньги для этого, пока непонятно, – говорит Андрей Кипервар. – С другой стороны, надо находить способы решать проблему. Воспитанников детских домов больше, чем квартир, которые предоставляет область. Очередь постоянно растет.

Представители прокуратуры Омской области предложили для дальнейшего обсуждения вопроса создать рабочую группу с участием депутатов, правоохранительных органов, Минстроя, Минобразования, Минимущества.

– Надо искать другие способы, позволяющие государству ритмичнее предоставить жилье и защищать права детей-сирот, – считает депутат Андрей Кипервар. – Возможно, стоит рассмотреть вариант предоставления жилплощади не в собственность, а покупать квартиры в специализированный государственный фонд, который будет предоставлять жилье, в том числе детям-сиротам по договору социального найма. Не все сироты реально нуждаются в жилье. Многие из них, получив образование, находят хорошую работу, создают семьи, покупают более просторные квартиры. Государство, создав фонд социального жилья, могло бы помочь гораздо большему количеству граждан, реально нуждающихся в крыше над головой.

Депутаты хотели бы услышать позицию по этому вопросу заместителя председателя правительства, министра строительства Омской области. Также нужно заслушать мнение представителей отрасли о том, как ускорить темпы строительства доступного жилья. Нужно внимательно изучить опыт других регионов и только после этого принять взвешенное решение.