Поиск

Известный омский художник, перешагнувший 50-летний рубеж, рассказал о своей уникальной школе портрета и о том, как быть абсолютно счастливым.

Художника Анатолия Мовляна знают далеко за пределами Омска и России. Пять лет назад он стал лауреатом Всемирного конкурса портретистов под эгидой Общества портретистов Америки (Portrait Society of America, Washington DC 2016). Портреты его кисти, на которых политики, бизнесмены, ученые, деятели культуры и самые обычные люди, можно увидеть в России, США, странах Латинской Америки, Европы и Азии.

А первый серьезный успех пришел в 2007 году, когда он стал лауреатом Премии Союза художников России на конкурсе, посвященном 250-летию Академии художеств России. Признанный в мире портретист является членом Союза художников России, членом-корреспондентом Международной академии культуры и искусства.

Уникальная школа классической живописи Анатолия Мовляна успешно работает в Омске и Екатеринбурге и насчитывает уже сотни выпускников.

Недавно мастер отметил свое 50-летие, это стало поводом поговорить о промежуточных итогах. Анатолий Мовлян рассказал о своем учебном заведении, о том, как оставаться омичом, бывая в городе наездами, о том, каким он видит Омск и почему себя ощущает абсолютно счастливым человеком.

Школа портрета Анатолия Мовляна работает по единой авторской программе в двух городах: Омске – с 2008-го и Екатеринбурге – с 2015 года. В Омске пишутся программы, отрабатываются методики, именно здесь находится интеллектуальная база. Школа продолжает развиваться, совершенствоваться, идет работа над новыми продуктами.

– Анатолий, когда вы почувствовали, что пора передавать свои знания?

– В 2007 году я стал лауреатом Всероссийского конкурса, посвященного 250-летию Академии художеств России, попал в пятерку лучших живописцев страны среди выпускников академии. Это очень вдохновило, стало признанием моей системы самообразования, и я понял, что могу создать свою программу и передавать ее ученикам.

На каком-то этапе творчества я понял, что для художника рисование – это еще не все. Каждый художник копит огромный багаж знаний, и, когда он уже в нем не помещается, появляется желание им делиться. Появляется какая-то «животная» потребность преподавать. У меня было именно так. Я самоучка, у меня нет диплома об образовании, однако академические знания я получил в своей школе. Создавая ее, штудируя мировой опыт, совершенствовался технически сам и продолжаю это делать.

– С чего вы начинали как художник?

– Как-то увидел картину Владимира Маковского «Дьячок», захотел рисовать на таком же уровне. В 18 лет подсмотрел, как работает профессиональный художник, увидел основные принципы и последовательность ведения работы в живописи. Начал этим зарабатывать. Копировал картины Омского музея изобразительных искусств, дома была очень хорошая книга репродукций. Сдавал свои работы в комиссионку, их также покупали знакомые, и даже очередь была.

Как-то, спустя несколько лет, увидел картину «Сцена в кабачке» Франческо Винеа и понял, что мне не достичь такого уровня никогда. Не хватало образования. Лет 8 не рисовал.

Начались 90-е, надо было кормить семью. Где только не работал. Был и санитаром, и на пилораме трудился, и на рынке, даже коптил рыбу в маленьком шахтерском городке.

Вот тогда попалась книга преподавателя Императорской Академии художеств Дмитрия Киплика, где очень глубоко описывается техника старых мастеров. Именно этих знаний не хватало.

Понял, что надо действовать, как старые художники, эволюционировать, как они, начиная с техники эпохи раннего Возрождения. По сути, занялся научной работой и параллельно самообучался.

Вернулся в Омск, и уже после успешной для себя выставки в Москве, вплотную занялся школой.

– Вы работаете вместе с супругой, как распределяются обязанности в вашем семейном бизнесе?

– Когда вернулся из Москвы в 2007 году, то загорелся идеей открыть школу мечты. На тот момент я был одинок и встретил девушку своей мечты. Ольга все мои наработки удерживает, чтобы я мог двигаться дальше, административные функции на ней. Ольга – генеральный директор школы, так что это я у нее получаю зарплату.

Мы друг друга дополняем, у нас полное взаимопонимание, стабильность. Помогает то, что жена – профессиональный психолог, есть полный контакт с учениками и их родителями, конфликтов не бывает, нет текучки. И атмосфера в школе очень хорошая.

– Базовый курс школы всего три года, этого достаточно?

– Формат школы классический, основные принципы и методики не противоречат методикам ни Императорской Академии художеств, ни советской до 60-х годов. Двадцатилетнюю академическую программу я жестко сжал до 3 лет, при этом сохранив эффективность длительного обучения.

В нашу школу люди приходят за знаниями. Выбираешь удобное для себя время обучения, учишься 3 года вместо 20 лет и получаешь все и сразу.

Общаюсь с ведущими художниками мира и знаю, что, как и на каком уровне преподают во всех самых авторитетных художественных учебных заведениях. Мы равняемся только на результативные технологии.

В моей программе большинство академических дисциплин: живопись, рисунок, скульптура, история искусств, натюрморт, пейзаж, портрет, пленэр. Для выпускников учредил мастерские натюрморта, пейзажа и портрета. Это курс, после которого выпускники выходят в мир сформированными профессиональными художниками.

– У вас учатся дети и взрослые, причем в одних и тех же классах, вы принимаете в свою школу всех без экзаменов. Неужели любого человека можно научить живописи?

– В школе учатся как дети с 11–12 лет, так и взрослые, включая людей, уже имеющих среднее или высшее художественное образование. Они учатся в одних группах, программа одинакова для всех. И поверьте, взрослым, даже педагогам, есть чему поучиться у детей. Потому что дети не зашоренные, в отличие от взрослых.

У нас полная демократия, нет деления на просто учеников и гениев. Наличие или отсутствие таланта сильно преувеличено. А для тех, кто говорит, что у него нет таланта – просто отговорка, чтобы ничего не делать. На самом деле талант – это сила духа. А она, в свою очередь, формирует интеллект. Чем выше сила духа – тем ты талантливее.

– В какой момент вы поняли, что вашу школу признали коллеги-художники?

– У школы был успех с первого года. Мы сделали выставку в Доме художника, и многие говорили, что невозможно прийти человеку с улицы и создавать такие академические рисунки. Даже были предположения, что я рисую за учеников. На самом деле, в моей школе педагогам запрещено даже прикасаться кистью к работам учеников.

Считаю, что рисовать за ученика – преступление со стороны педагога.

– Зачем к вам приходят взрослые люди, уже имеющие профессию, в том числе художники с дипломом?

– Диплом об образовании в наше время ничего не значит, это, скорее, дань уважения родителям. Важно что-то уметь делать. Сейчас или ты делаешь и зарабатываешь, или нет.

Да, у нас учатся люди самых разных профессий, в том числе творческих. Это дизайнеры, фотографы, тату-мастера, те, кто занимается анимацией, декоративно-прикладным искусством. После нашего универсального курса ты можешь работать в любой сфере медиаиндустрии, иди хоть свою школу открывай. Люди это понимают и с удовольствием у нас учатся.

– Какой возраст ваших самых старших учеников?

– Несколько учеников пришли к нам в возрасте старше 70 лет. И они проходят весь курс обучения до конца.

– Вы отслеживаете дальнейшую судьбу своих выпускников?

– Конечно, у нас есть свой закрытый «клуб». С первого выпуска сказал ученикам, что они могут пожизненно с нами бывать на пленэрах. Сейчас членов «клуба» несколько сотен, поэтому мы ездим на пленэр несколькими группами.

– Куда именно?

– Были во многих красивых местах, в том числе на Алтае, в Питере, Калининграде, Екатеринбурге, Вышнем Волочке, выезжали за границу, в Прагу. Иногда собирается большая компания, до 100 человек, мы не запрещаем брать с собой родственников. Учебный процесс на природе организован интенсивно, но перемешан с экскурсиями.

– Как переживали пандемию?

– Бесплатно вел мастер-классы на протяжении нескольких месяцев. Проводил вебинары, работали по редактированию материалов. Что интересно, многие результаты оказались даже выше, чем в офлайн.

– Какие еще перспективы у школы?

– Скоро начнет работать онлайн-школа. Это ново, свежо и крайне необходимо. Думаю, успеем все подготовить к 1 сентября.

– Как вы считаете, компьютер может заменить человека с кистью и мольбертом, художник же входит в список умирающих профессий, ваши выпускники не останутся не у дел в результате цифровизации?

– Все это исчезнет, когда мы сможем любить компьютер искренней любовью, как ребенка, или жениться на нем.

Когда компьютерные технологии начали активно развиваться и входить в повседневную жизнь, была эйфория, что можно не учиться, к примеру, рисовать. Дизайнеры активно воровали логотипы и шрифты. Но это быстро прошло. Люди снова стали учиться делать все своими руками.

Сейчас началась эпоха возрождения, художественное академическое образование снова очень востребовано.

– Насколько в России развит галерейный бизнес?

– Своим ученикам я всегда рассказываю, как выглядит мир художника, многие вещи ненужные можно обойти, делюсь своим опытом, показываю наиболее короткий путь на арт-рынок. Правда, этот рынок очень сложно формируется, его нет на самом деле. Галереи есть, а рынка нет. Нет цивилизованных отношений.

И здесь нужно перенимать зарубежный опыт, потому что там он очень большой, они находятся уже в будущем.

Тем не менее я не знаю ни одного художника, который умел бы писать грамотно красивые картины и жил бы плохо. Хороший художник – человек не бедный. Сегодня в России можно зарабатывать деньги. Да, их никто не принесет на блюдечке, надо потрудиться. Но любое занятие, которое ты выводишь выше уровня своего подъезда, района, сразу же начинает приносить тебе деньги. Другое дело, это то, что нужно честно признаться себе, на каком уровне находится твой продукт. Развивай то, что у тебя получается лучше, и тебя найдут.

– Последние годы вы уже больше времени проводите в Екатеринбурге, в Омске бываете наездами, при этом не перестаете считать себя омичом?

– Я патриот своего города, омич. И где бы я ни жил, с гордостью об этом говорю.

Каждый раз, возвращаясь в Омск, вижу изменения в настроении людей, много общаюсь с предпринимателями, которые активно занимаются строительством нового города, не боятся вкладывать деньги. Омск преображается, это видно.

– Анатолий, недавно вы отметили свой юбилей, это такой момент для подведения промежуточных итогов, чем вы гордитесь?

– Горжусь своими детьми, их у меня трое, своей семьей, своей школой портрета. Горжусь русскими людьми. Я патриот своей  Родины с ее богатой культурой. У меня была и есть возможность жить в тех же США или Европе, но я этим не пользуюсь.

Я, как творческий человек, глубоко завишу от русского менталитета. Здесь моя семья, ученики, любимое дело, я абсолютно счастливый человек.

Беседовала Ольга Ложникова.

Иллюстрации с официального сайта и архива Анатолия Мовляна.

3571

Известный омский художник, перешагнувший 50-летний рубеж, рассказал о своей уникальной школе портрета и о том, как быть абсолютно счастливым.

Художника Анатолия Мовляна знают далеко за пределами Омска и России. Пять лет назад он стал лауреатом Всемирного конкурса портретистов под эгидой Общества портретистов Америки (Portrait Society of America, Washington DC 2016). Портреты его кисти, на которых политики, бизнесмены, ученые, деятели культуры и самые обычные люди, можно увидеть в России, США, странах Латинской Америки, Европы и Азии.

А первый серьезный успех пришел в 2007 году, когда он стал лауреатом Премии Союза художников России на конкурсе, посвященном 250-летию Академии художеств России. Признанный в мире портретист является членом Союза художников России, членом-корреспондентом Международной академии культуры и искусства.

Уникальная школа классической живописи Анатолия Мовляна успешно работает в Омске и Екатеринбурге и насчитывает уже сотни выпускников.

Недавно мастер отметил свое 50-летие, это стало поводом поговорить о промежуточных итогах. Анатолий Мовлян рассказал о своем учебном заведении, о том, как оставаться омичом, бывая в городе наездами, о том, каким он видит Омск и почему себя ощущает абсолютно счастливым человеком.

Школа портрета Анатолия Мовляна работает по единой авторской программе в двух городах: Омске – с 2008-го и Екатеринбурге – с 2015 года. В Омске пишутся программы, отрабатываются методики, именно здесь находится интеллектуальная база. Школа продолжает развиваться, совершенствоваться, идет работа над новыми продуктами.

– Анатолий, когда вы почувствовали, что пора передавать свои знания?

– В 2007 году я стал лауреатом Всероссийского конкурса, посвященного 250-летию Академии художеств России, попал в пятерку лучших живописцев страны среди выпускников академии. Это очень вдохновило, стало признанием моей системы самообразования, и я понял, что могу создать свою программу и передавать ее ученикам.

На каком-то этапе творчества я понял, что для художника рисование – это еще не все. Каждый художник копит огромный багаж знаний, и, когда он уже в нем не помещается, появляется желание им делиться. Появляется какая-то «животная» потребность преподавать. У меня было именно так. Я самоучка, у меня нет диплома об образовании, однако академические знания я получил в своей школе. Создавая ее, штудируя мировой опыт, совершенствовался технически сам и продолжаю это делать.

– С чего вы начинали как художник?

– Как-то увидел картину Владимира Маковского «Дьячок», захотел рисовать на таком же уровне. В 18 лет подсмотрел, как работает профессиональный художник, увидел основные принципы и последовательность ведения работы в живописи. Начал этим зарабатывать. Копировал картины Омского музея изобразительных искусств, дома была очень хорошая книга репродукций. Сдавал свои работы в комиссионку, их также покупали знакомые, и даже очередь была.

Как-то, спустя несколько лет, увидел картину «Сцена в кабачке» Франческо Винеа и понял, что мне не достичь такого уровня никогда. Не хватало образования. Лет 8 не рисовал.

Начались 90-е, надо было кормить семью. Где только не работал. Был и санитаром, и на пилораме трудился, и на рынке, даже коптил рыбу в маленьком шахтерском городке.

Вот тогда попалась книга преподавателя Императорской Академии художеств Дмитрия Киплика, где очень глубоко описывается техника старых мастеров. Именно этих знаний не хватало.

Понял, что надо действовать, как старые художники, эволюционировать, как они, начиная с техники эпохи раннего Возрождения. По сути, занялся научной работой и параллельно самообучался.

Вернулся в Омск, и уже после успешной для себя выставки в Москве, вплотную занялся школой.

– Вы работаете вместе с супругой, как распределяются обязанности в вашем семейном бизнесе?

– Когда вернулся из Москвы в 2007 году, то загорелся идеей открыть школу мечты. На тот момент я был одинок и встретил девушку своей мечты. Ольга все мои наработки удерживает, чтобы я мог двигаться дальше, административные функции на ней. Ольга – генеральный директор школы, так что это я у нее получаю зарплату.

Мы друг друга дополняем, у нас полное взаимопонимание, стабильность. Помогает то, что жена – профессиональный психолог, есть полный контакт с учениками и их родителями, конфликтов не бывает, нет текучки. И атмосфера в школе очень хорошая.

– Базовый курс школы всего три года, этого достаточно?

– Формат школы классический, основные принципы и методики не противоречат методикам ни Императорской Академии художеств, ни советской до 60-х годов. Двадцатилетнюю академическую программу я жестко сжал до 3 лет, при этом сохранив эффективность длительного обучения.

В нашу школу люди приходят за знаниями. Выбираешь удобное для себя время обучения, учишься 3 года вместо 20 лет и получаешь все и сразу.

Общаюсь с ведущими художниками мира и знаю, что, как и на каком уровне преподают во всех самых авторитетных художественных учебных заведениях. Мы равняемся только на результативные технологии.

В моей программе большинство академических дисциплин: живопись, рисунок, скульптура, история искусств, натюрморт, пейзаж, портрет, пленэр. Для выпускников учредил мастерские натюрморта, пейзажа и портрета. Это курс, после которого выпускники выходят в мир сформированными профессиональными художниками.

– У вас учатся дети и взрослые, причем в одних и тех же классах, вы принимаете в свою школу всех без экзаменов. Неужели любого человека можно научить живописи?

– В школе учатся как дети с 11–12 лет, так и взрослые, включая людей, уже имеющих среднее или высшее художественное образование. Они учатся в одних группах, программа одинакова для всех. И поверьте, взрослым, даже педагогам, есть чему поучиться у детей. Потому что дети не зашоренные, в отличие от взрослых.

У нас полная демократия, нет деления на просто учеников и гениев. Наличие или отсутствие таланта сильно преувеличено. А для тех, кто говорит, что у него нет таланта – просто отговорка, чтобы ничего не делать. На самом деле талант – это сила духа. А она, в свою очередь, формирует интеллект. Чем выше сила духа – тем ты талантливее.

– В какой момент вы поняли, что вашу школу признали коллеги-художники?

– У школы был успех с первого года. Мы сделали выставку в Доме художника, и многие говорили, что невозможно прийти человеку с улицы и создавать такие академические рисунки. Даже были предположения, что я рисую за учеников. На самом деле, в моей школе педагогам запрещено даже прикасаться кистью к работам учеников.

Считаю, что рисовать за ученика – преступление со стороны педагога.

– Зачем к вам приходят взрослые люди, уже имеющие профессию, в том числе художники с дипломом?

– Диплом об образовании в наше время ничего не значит, это, скорее, дань уважения родителям. Важно что-то уметь делать. Сейчас или ты делаешь и зарабатываешь, или нет.

Да, у нас учатся люди самых разных профессий, в том числе творческих. Это дизайнеры, фотографы, тату-мастера, те, кто занимается анимацией, декоративно-прикладным искусством. После нашего универсального курса ты можешь работать в любой сфере медиаиндустрии, иди хоть свою школу открывай. Люди это понимают и с удовольствием у нас учатся.

– Какой возраст ваших самых старших учеников?

– Несколько учеников пришли к нам в возрасте старше 70 лет. И они проходят весь курс обучения до конца.

– Вы отслеживаете дальнейшую судьбу своих выпускников?

– Конечно, у нас есть свой закрытый «клуб». С первого выпуска сказал ученикам, что они могут пожизненно с нами бывать на пленэрах. Сейчас членов «клуба» несколько сотен, поэтому мы ездим на пленэр несколькими группами.

– Куда именно?

– Были во многих красивых местах, в том числе на Алтае, в Питере, Калининграде, Екатеринбурге, Вышнем Волочке, выезжали за границу, в Прагу. Иногда собирается большая компания, до 100 человек, мы не запрещаем брать с собой родственников. Учебный процесс на природе организован интенсивно, но перемешан с экскурсиями.

– Как переживали пандемию?

– Бесплатно вел мастер-классы на протяжении нескольких месяцев. Проводил вебинары, работали по редактированию материалов. Что интересно, многие результаты оказались даже выше, чем в офлайн.

– Какие еще перспективы у школы?

– Скоро начнет работать онлайн-школа. Это ново, свежо и крайне необходимо. Думаю, успеем все подготовить к 1 сентября.

– Как вы считаете, компьютер может заменить человека с кистью и мольбертом, художник же входит в список умирающих профессий, ваши выпускники не останутся не у дел в результате цифровизации?

– Все это исчезнет, когда мы сможем любить компьютер искренней любовью, как ребенка, или жениться на нем.

Когда компьютерные технологии начали активно развиваться и входить в повседневную жизнь, была эйфория, что можно не учиться, к примеру, рисовать. Дизайнеры активно воровали логотипы и шрифты. Но это быстро прошло. Люди снова стали учиться делать все своими руками.

Сейчас началась эпоха возрождения, художественное академическое образование снова очень востребовано.

– Насколько в России развит галерейный бизнес?

– Своим ученикам я всегда рассказываю, как выглядит мир художника, многие вещи ненужные можно обойти, делюсь своим опытом, показываю наиболее короткий путь на арт-рынок. Правда, этот рынок очень сложно формируется, его нет на самом деле. Галереи есть, а рынка нет. Нет цивилизованных отношений.

И здесь нужно перенимать зарубежный опыт, потому что там он очень большой, они находятся уже в будущем.

Тем не менее я не знаю ни одного художника, который умел бы писать грамотно красивые картины и жил бы плохо. Хороший художник – человек не бедный. Сегодня в России можно зарабатывать деньги. Да, их никто не принесет на блюдечке, надо потрудиться. Но любое занятие, которое ты выводишь выше уровня своего подъезда, района, сразу же начинает приносить тебе деньги. Другое дело, это то, что нужно честно признаться себе, на каком уровне находится твой продукт. Развивай то, что у тебя получается лучше, и тебя найдут.

– Последние годы вы уже больше времени проводите в Екатеринбурге, в Омске бываете наездами, при этом не перестаете считать себя омичом?

– Я патриот своего города, омич. И где бы я ни жил, с гордостью об этом говорю.

Каждый раз, возвращаясь в Омск, вижу изменения в настроении людей, много общаюсь с предпринимателями, которые активно занимаются строительством нового города, не боятся вкладывать деньги. Омск преображается, это видно.

– Анатолий, недавно вы отметили свой юбилей, это такой момент для подведения промежуточных итогов, чем вы гордитесь?

– Горжусь своими детьми, их у меня трое, своей семьей, своей школой портрета. Горжусь русскими людьми. Я патриот своей  Родины с ее богатой культурой. У меня была и есть возможность жить в тех же США или Европе, но я этим не пользуюсь.

Я, как творческий человек, глубоко завишу от русского менталитета. Здесь моя семья, ученики, любимое дело, я абсолютно счастливый человек.

Беседовала Ольга Ложникова.

Иллюстрации с официального сайта и архива Анатолия Мовляна.

3571