Поиск

Работники депо и кондукторы не в восторге от новых трамваев, а вот пассажирам «Спектры» нравятся. Они намного лучше старых вагонов.

Трамвай во все времена считался экологичным и довольно быстрым городским транспортом. Трамваи практически не стоят в пробках, они не загрязняют городской воздух выбросами. Но из-за большой стоимости вагонов (до 25 млн рублей) и необходимости обслуживания путей трамваи экономически невыгодны. Длительное время трамвайные маршруты в Омске только сокращались, а вагоны списывались в утиль. Негативную тенденцию удалось переломить только в последние годы.

Давно канули в Лету времена, когда трамвай №10 ходил на Левый берег

В 2017–2020 годах в Омск пришло 10 списанных трамваев из Москвы. А самое масштабное обновление трамвайного парка со времен распада СССР случилось в конце прошлого года, когда город купил в рассрочку 24 новых трамвая «Спектр» производства завода «Уралтрансмаш» (входит в АО «Уралвагонзавод»). Каждый вагон стоит почти 24 млн рублей. Расплачиваться за трамваи МП «Электрический транспорт» придется еще 5 лет.

Корреспондент РИА «Омск-информ» решил выяснить, как работу нового транспорта оценивают руководство трамвайного депо, водители и кондукторы МП «Электрический транспорт», а также пассажиры. Как оказалось, мнения о новых «Спектрах» неоднозначны.

«Уральцы» в Омске тоже ломаются, а ремонтируют их екатеринбуржцы

Начальник трамвайного депо МП «Электрический транспорт» Олег Авраменко рассказал, как часто ломаются новые вагоны. Ранее в СМИ звучала информация, что из 24 трамваев на маршрутах работает лишь половина. На самом деле из 24 новых «Спектров» серьезно сломан лишь один. Еще у 5 были выявлены небольшие дефекты. Устранить их может только мастер по гарантийному ремонту из Екатеринбурга, который был вызван в Омск.

– Сегодня из 24 вагонов исправны 23. Один трамвай сломался. Сломанный узел был снят и отправлен по гарантии на завод службой гарантийного ремонта. Максимально 22 новых вагона уже работали на маршрутах. Сегодня у нас 18 вагонов работают на линии. У 5 вагонов перед 8 марта были выявлены неисправности. Специалист службы гарантийного ремонта уезжал в Екатеринбург на выходные. Он сейчас приехал и ремонтирует эти 5 вагонов. За день три вагона он уже сделал, – отметил представитель «Электрического транспорта».

У новых «Спектров» в основном ломаются печки, двери, где-то откручиваются болты. Дефекты выявляются во время плановых осмотров. А пассажиры с помощью своего носа выявляют неисправность печей в трамваях.

– Мы проводим только осмотр. Если находим поломку, то ремонт может выполнять только специалист службы гарантийного обслуживания из Екатеринбурга. Так будет два года, пока действует гарантия на трамваи, – рассказал начальник депо. – Запах в салонах бывает из-за печек. Существует отказ отопителей, сгорают печки. Мы писали прокламацию на завод, что они выходят из строя. Около 20 отопителей было снято и отправлено на завод. Часть отопителей нам заменили. Такие же отопители стоят на наших трамваях, на «московских». Бывает, что происходит перенагрев спирали и возникает едкий запах.

Однако ломаются не только новые вагоны, но и старые. Начальник депо посетовал, что небольшая деталь на «московский» трамвай КТМ-5МЗ стоит 47 тыс. рублей. Пока денег на ремонт не будет выделено, трамвай будет простаивать.

«Спектры» простаивали из-за… обкатки

Олег Авраменко также рассказал, почему 24 новых трамвая не сразу вышли на маршруты. Истинной причиной запоздалого запуска трамваев стала необходимость их обкатки. При этом водителей для работы на новых вагонах обучают всего один день.

Каждый новый трамвай проехал по улицам города вхолостую 50 километров

– Постепенно был запуск вагонов, так как производилась наладка и обкатка. Перед запуском вагонов на маршруты каждый из них должен был пройти 50 километров обкатки. После этого подписывался акт приема-сдачи. В ходе обкатки выявлялись недостатки, недочеты, которые актировались. Поэтому мы не смогли запустить все 24 вагона сразу, запуск проводился поэтапно, – отметил Олег Авраменко.

Буквально накануне новые «Спектры» появились на последнем маршруте, где их еще не было, – седьмом. Теперь на каждом из существующих в Омске трамвайных маршрутов будут работать по 4–5 новых вагонов. Всего же в трамвайном депо сейчас 96 вагонов, из них 74 трамвая исправны, а ежедневно выходят на маршруты 56. Еще около 15–18 трамваев находятся в резерве на случай поломки основных машин. После покупки «Спектров» в депо списали 19 самых старых вагонов КТМ-5МЗ.

Уральским трамваям сибирские морозы оказались нипочем

Сильные морозы, стоящие в этом году в Омске, уральские трамваи в целом выдержали. По крайней мере, ни один вагон не встал на маршруте. Однако по утрам, когда на улице было –35 градусов, у водителей возникали проблемы с запуском «Спектров».

– В кабине, в салоне, конечно, тепло. Но существует одно но. В сильные морозы электроника в кабине замерзает. Водитель приходит, включает, и какое-то время ЖК-экраны не работают в кабине. Но потом они нагреваются, и все нормально. Или трамвай затягивают в бокс, и он там отогревается. А на линиях нормально трамваи отработали, – отметил руководитель депо.

О том, что новые трамваи хорошо себя показали в морозы, говорит и водитель с 26-летним стажем Сергей Гетто.

– Работаю уже 26 лет. Нравится, вагон идет хорошо. Тепло внутри. Раньше работал на старых трамваях, начинал работать еще во втором депо. Объездил все маршруты. Серьезных поломок на новых трамваях не было, мелкие случались. Обзорность неплохая, – рассказал Сергей Гетто перед посадкой в трамвай.

Водитель признался, что скорость движения новых трамваев могла бы быть выше (до 60 км/ч), но из-за старых рельсов даже новые трамваи на многих участках ездят не так быстро. Это еще одна проблема, на решение которой нужны если не сотни, то десятки миллионов рублей точно. Но пока денег на обновление путей нет и не предвидится. Впрочем не всем понравились и сами уральские вагоны. 

«Мозги бы вправить тем, кто проектировал эти трамваи»

А вот кондуктора о работе новых «Спектров» высказываются менее сдержанно. Кондуктора попросили не называть свои имена из-за боязни увольнения.

– Хорошо, что трамвай новый, но не ломался бы еще. Что ни день, то мелкая поломка. Вчера работали на 7-м маршруте, сломалась штанга-токоприемник. А так пассажирам нравится вагон, некоторые даже фотографируются в нем, – рассказала кондуктор нового «Спектра».

Женщина отметила высокие ступени в трамваях, через которые приходится «прыгать» весь день.

Высокие ступени в трамвае не нравятся многим

– Плохо, что есть эти ступени. Не всем пассажирам под силу их преодолеть. Почему не весь трамвай низкопольный? Всего купили 24 трамвая, 4 из них несколько другой модификации – там не три, а две ступени, они более удобны. Почему нельзя было все такие трамваи купить? – недоумевает кондуктор. 

Другая женщина-кондуктор также резко высказалась о «Спектрах».

– Мозги бы вправить тем, кто проектировал эти трамваи, – заявила работница «Электрического транспорта». – Неудобные эти трамваи. Вы бы попробовали весь день на них поработать. Скакать по этим ступеням, а еще у них скользкий пол. Раньше покупали трамваи, они были более удобными. Почему нельзя было купить такие же?

А вот пассажирам новые «Спектры» в целом нравятся.

– Хороший трамвай, бесшумный. Не стучит по рельсам, его не раскачивает. Для меня это важно, так как меня в транспорте обычно укачивает, – говорит жительница Омска Светлана Владимировна.

При этом женщина пожаловалась на смертельно опасную остановку «5-я Линия». Находиться на ней сейчас очень опасно.

– Смотрите, какая остановка. Где она? Тут рельсы, тут проезжая часть. Тебя либо трамвай собьет, либо под машину попадешь. Еще и скользко. Куда смотрит ГИБДД? – недоумевает омичка.

Еще одна пассажирка Елена рассказала, что благодаря тому, что трамвай низкопольный, ей удобно закатывать в салон коляску с маленьким сыном.

– Хорошо, что трамваи низкопольные – в них легко можно зайти, не нужно забираться по скользким ступеням. Коляска легко закатывается, – отметила девушка.

Конечно, ничто не бывает идеальным, в том числе и трамваи. Мнений относительно их работы может быть великое множество, и очевидно, что будут как довольные, так и нет. Также очевидно, что трамваи для Омска важны, трамваи Омску нужны. А купленные 24 новых вагона хотя бы на время успокоят тех, кто переживал за дальнейшую судьбу омских трамваев.

Омский трамвай – востребованный транспорт

Зачастую для омичей нет другого транспорта – трамвайные линии проходят через районы частного сектора, где нет ни маршруток, ни автобусов.

– У омского трамвая есть свой пассажир, и мы им дорожим. Наши маршруты проходят там, где почти нет другого транспорта. Уникальный 2-й маршрут, который связывает Цирк и ПО «Полет» напрямую, семерка – востребованный маршрут с Нефтяников до Стрельникова, четверка – тоже. Все маршруты нужны и важны, – резюмировал Олег Авраменко.

К сожалению, вряд ли в ближайшее время в Омске появятся новые трамвайные маршруты – прокладывать рельсы сейчас никто не станет. Но хорошо, что в Омске стараются хотя бы сохранить существующую трамвайную сеть, ведь во многих городах России трамваи уже давно «пустили под нож».

Работники депо и кондукторы не в восторге от новых трамваев, а вот пассажирам «Спектры» нравятся. Они намного лучше старых вагонов.

Трамвай во все времена считался экологичным и довольно быстрым городским транспортом. Трамваи практически не стоят в пробках, они не загрязняют городской воздух выбросами. Но из-за большой стоимости вагонов (до 25 млн рублей) и необходимости обслуживания путей трамваи экономически невыгодны. Длительное время трамвайные маршруты в Омске только сокращались, а вагоны списывались в утиль. Негативную тенденцию удалось переломить только в последние годы.

Давно канули в Лету времена, когда трамвай №10 ходил на Левый берег

В 2017–2020 годах в Омск пришло 10 списанных трамваев из Москвы. А самое масштабное обновление трамвайного парка со времен распада СССР случилось в конце прошлого года, когда город купил в рассрочку 24 новых трамвая «Спектр» производства завода «Уралтрансмаш» (входит в АО «Уралвагонзавод»). Каждый вагон стоит почти 24 млн рублей. Расплачиваться за трамваи МП «Электрический транспорт» придется еще 5 лет.

Корреспондент РИА «Омск-информ» решил выяснить, как работу нового транспорта оценивают руководство трамвайного депо, водители и кондукторы МП «Электрический транспорт», а также пассажиры. Как оказалось, мнения о новых «Спектрах» неоднозначны.

«Уральцы» в Омске тоже ломаются, а ремонтируют их екатеринбуржцы

Начальник трамвайного депо МП «Электрический транспорт» Олег Авраменко рассказал, как часто ломаются новые вагоны. Ранее в СМИ звучала информация, что из 24 трамваев на маршрутах работает лишь половина. На самом деле из 24 новых «Спектров» серьезно сломан лишь один. Еще у 5 были выявлены небольшие дефекты. Устранить их может только мастер по гарантийному ремонту из Екатеринбурга, который был вызван в Омск.

– Сегодня из 24 вагонов исправны 23. Один трамвай сломался. Сломанный узел был снят и отправлен по гарантии на завод службой гарантийного ремонта. Максимально 22 новых вагона уже работали на маршрутах. Сегодня у нас 18 вагонов работают на линии. У 5 вагонов перед 8 марта были выявлены неисправности. Специалист службы гарантийного ремонта уезжал в Екатеринбург на выходные. Он сейчас приехал и ремонтирует эти 5 вагонов. За день три вагона он уже сделал, – отметил представитель «Электрического транспорта».

У новых «Спектров» в основном ломаются печки, двери, где-то откручиваются болты. Дефекты выявляются во время плановых осмотров. А пассажиры с помощью своего носа выявляют неисправность печей в трамваях.

– Мы проводим только осмотр. Если находим поломку, то ремонт может выполнять только специалист службы гарантийного обслуживания из Екатеринбурга. Так будет два года, пока действует гарантия на трамваи, – рассказал начальник депо. – Запах в салонах бывает из-за печек. Существует отказ отопителей, сгорают печки. Мы писали прокламацию на завод, что они выходят из строя. Около 20 отопителей было снято и отправлено на завод. Часть отопителей нам заменили. Такие же отопители стоят на наших трамваях, на «московских». Бывает, что происходит перенагрев спирали и возникает едкий запах.

Однако ломаются не только новые вагоны, но и старые. Начальник депо посетовал, что небольшая деталь на «московский» трамвай КТМ-5МЗ стоит 47 тыс. рублей. Пока денег на ремонт не будет выделено, трамвай будет простаивать.

«Спектры» простаивали из-за… обкатки

Олег Авраменко также рассказал, почему 24 новых трамвая не сразу вышли на маршруты. Истинной причиной запоздалого запуска трамваев стала необходимость их обкатки. При этом водителей для работы на новых вагонах обучают всего один день.

Каждый новый трамвай проехал по улицам города вхолостую 50 километров

– Постепенно был запуск вагонов, так как производилась наладка и обкатка. Перед запуском вагонов на маршруты каждый из них должен был пройти 50 километров обкатки. После этого подписывался акт приема-сдачи. В ходе обкатки выявлялись недостатки, недочеты, которые актировались. Поэтому мы не смогли запустить все 24 вагона сразу, запуск проводился поэтапно, – отметил Олег Авраменко.

Буквально накануне новые «Спектры» появились на последнем маршруте, где их еще не было, – седьмом. Теперь на каждом из существующих в Омске трамвайных маршрутов будут работать по 4–5 новых вагонов. Всего же в трамвайном депо сейчас 96 вагонов, из них 74 трамвая исправны, а ежедневно выходят на маршруты 56. Еще около 15–18 трамваев находятся в резерве на случай поломки основных машин. После покупки «Спектров» в депо списали 19 самых старых вагонов КТМ-5МЗ.

Уральским трамваям сибирские морозы оказались нипочем

Сильные морозы, стоящие в этом году в Омске, уральские трамваи в целом выдержали. По крайней мере, ни один вагон не встал на маршруте. Однако по утрам, когда на улице было –35 градусов, у водителей возникали проблемы с запуском «Спектров».

– В кабине, в салоне, конечно, тепло. Но существует одно но. В сильные морозы электроника в кабине замерзает. Водитель приходит, включает, и какое-то время ЖК-экраны не работают в кабине. Но потом они нагреваются, и все нормально. Или трамвай затягивают в бокс, и он там отогревается. А на линиях нормально трамваи отработали, – отметил руководитель депо.

О том, что новые трамваи хорошо себя показали в морозы, говорит и водитель с 26-летним стажем Сергей Гетто.

– Работаю уже 26 лет. Нравится, вагон идет хорошо. Тепло внутри. Раньше работал на старых трамваях, начинал работать еще во втором депо. Объездил все маршруты. Серьезных поломок на новых трамваях не было, мелкие случались. Обзорность неплохая, – рассказал Сергей Гетто перед посадкой в трамвай.

Водитель признался, что скорость движения новых трамваев могла бы быть выше (до 60 км/ч), но из-за старых рельсов даже новые трамваи на многих участках ездят не так быстро. Это еще одна проблема, на решение которой нужны если не сотни, то десятки миллионов рублей точно. Но пока денег на обновление путей нет и не предвидится. Впрочем не всем понравились и сами уральские вагоны. 

«Мозги бы вправить тем, кто проектировал эти трамваи»

А вот кондуктора о работе новых «Спектров» высказываются менее сдержанно. Кондуктора попросили не называть свои имена из-за боязни увольнения.

– Хорошо, что трамвай новый, но не ломался бы еще. Что ни день, то мелкая поломка. Вчера работали на 7-м маршруте, сломалась штанга-токоприемник. А так пассажирам нравится вагон, некоторые даже фотографируются в нем, – рассказала кондуктор нового «Спектра».

Женщина отметила высокие ступени в трамваях, через которые приходится «прыгать» весь день.

Высокие ступени в трамвае не нравятся многим

– Плохо, что есть эти ступени. Не всем пассажирам под силу их преодолеть. Почему не весь трамвай низкопольный? Всего купили 24 трамвая, 4 из них несколько другой модификации – там не три, а две ступени, они более удобны. Почему нельзя было все такие трамваи купить? – недоумевает кондуктор. 

Другая женщина-кондуктор также резко высказалась о «Спектрах».

– Мозги бы вправить тем, кто проектировал эти трамваи, – заявила работница «Электрического транспорта». – Неудобные эти трамваи. Вы бы попробовали весь день на них поработать. Скакать по этим ступеням, а еще у них скользкий пол. Раньше покупали трамваи, они были более удобными. Почему нельзя было купить такие же?

А вот пассажирам новые «Спектры» в целом нравятся.

– Хороший трамвай, бесшумный. Не стучит по рельсам, его не раскачивает. Для меня это важно, так как меня в транспорте обычно укачивает, – говорит жительница Омска Светлана Владимировна.

При этом женщина пожаловалась на смертельно опасную остановку «5-я Линия». Находиться на ней сейчас очень опасно.

– Смотрите, какая остановка. Где она? Тут рельсы, тут проезжая часть. Тебя либо трамвай собьет, либо под машину попадешь. Еще и скользко. Куда смотрит ГИБДД? – недоумевает омичка.

Еще одна пассажирка Елена рассказала, что благодаря тому, что трамвай низкопольный, ей удобно закатывать в салон коляску с маленьким сыном.

– Хорошо, что трамваи низкопольные – в них легко можно зайти, не нужно забираться по скользким ступеням. Коляска легко закатывается, – отметила девушка.

Конечно, ничто не бывает идеальным, в том числе и трамваи. Мнений относительно их работы может быть великое множество, и очевидно, что будут как довольные, так и нет. Также очевидно, что трамваи для Омска важны, трамваи Омску нужны. А купленные 24 новых вагона хотя бы на время успокоят тех, кто переживал за дальнейшую судьбу омских трамваев.

Омский трамвай – востребованный транспорт

Зачастую для омичей нет другого транспорта – трамвайные линии проходят через районы частного сектора, где нет ни маршруток, ни автобусов.

– У омского трамвая есть свой пассажир, и мы им дорожим. Наши маршруты проходят там, где почти нет другого транспорта. Уникальный 2-й маршрут, который связывает Цирк и ПО «Полет» напрямую, семерка – востребованный маршрут с Нефтяников до Стрельникова, четверка – тоже. Все маршруты нужны и важны, – резюмировал Олег Авраменко.

К сожалению, вряд ли в ближайшее время в Омске появятся новые трамвайные маршруты – прокладывать рельсы сейчас никто не станет. Но хорошо, что в Омске стараются хотя бы сохранить существующую трамвайную сеть, ведь во многих городах России трамваи уже давно «пустили под нож».

8895Сергей Энквист