Поиск

Количество действующих политических объединений в регионе за три года сократилось вдвое. Участники этого процесса назвали неожиданные причины.

В 1990-е и 2010-е годы в Омской области, да и в России в целом массово открывались политические объединения. Дело доходило до трешевых способов воздействия на электорат. Так, одно время существовала Партия любителей пива и Метагалактическая Гражданская Конфедерация России.

В 2012 году в стране насчитывалось 199 организаций. Однако в какой-то момент, а именно после 2016 года, достигнув рекордного количества, число политических объединений резко пошло на спад. По данным избирательной комиссии Омской области, в период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года в регионе закрылись 11 партий, осталось работать 51 реготделение. В последующий период, с декабря 2017 по декабрь 2020 года, количество политических объединений уменьшилось вдвое, с 51 до 29.

Среди навсегда утерянных для Омской области партий есть, например, «Альянс зеленых и социал-демократов в Омской области», «Народная партия «За женщин России» и «Союз горожан».

На данный момент в регионе реально существуют 27 партий, поскольку в феврале 2021 года объединились «Справедливая Россия», «За правду» и «Патриоты России».

Такое состояние дел близко к прогнозам федеральных экспертов, предрекавших еще пару лет назад, что к выборам в Госдуму 2021 года число партий, которые зарегистрированы и имеют право участвовать в выборах, сократится до 25. Об этом сообщалось в докладе прокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ).

Как явствует из отчета федеральной структуры, активность сугубо «политтехнологических партийных проектов» затормозило введение квалификационной системы в 2014 году. В частности, после введения этой системы подписи избирателей на региональных выборах должны собирать партии, которые набрали меньше 3 % голосов на прошлых выборах в Госдуму, если у них нет представителей в Заксобрании или в горсовете.

В результате на фоне резкого «секвестирования» партий в Омской области нависла перспектива выборов в Заксобрание и Госдуму, что называется, без выбора. РИА «Омск-информ» выяснило у экспертов причины исчезновения политических организаций в регионе.

Объединение партий как залог выживаемости

Так, специалист по связям с общественностью Галина Татаринова высказала позицию, что исчезновение объединений, созданных ради пиара, и объединение схожих по взглядам партий – позитивный процесс.

– Сокращение числа партий характеризует политическое созревание нашего общества в том смысле, что люди начинают понимать: создание партии – часть какой-то системы. И кандидатам нужно как-то побеждать на выборах, а не просто показываться на экранах и устраивать шумиху. То есть дешевый пиар, широко распространенный в 1990-е годы, сейчас такого веса не имеет. Чтобы реально бороться за места в парламентах, нужно концентрироваться, объединяться, а не распылять ресурсы. В этом и есть претензия современного общества к демократическому устройству. Например, глава «Яблока» Григорий Явлинский постоянно ссорится с близкими по направлению партиями. Выход один – надо объединяться, как это сделала «Справедливая Россия», объединившись с партиями «За правду» и «Патриоты России». Вы знаете, это хороший пример, когда политики поняли, что это хороший способ объединиться по схожим взглядам, чтобы получить места в Госдуме. Это как раз маркер созревания нашего общества, осознавшего, что политика – не просто шумиха, а реальная борьба за места во власти, дабы решать проблемы так, как ты это видишь. В принципе, это позитивный, нормальный процесс.

Ей вторит глава избирательной комиссии по Омской области Алексей Нестеренко. Он считает, что партии потихоньку стали уходить, поскольку осознали, что политика – не просто шумиха, а непростой кропотливый труд.

– Исчезновение партий – естественное явление. Скорее стремительным казалось увеличение политических объединений в 2012 году, когда разрешили регистрироваться всем подряд, 10 человек есть – уже партия. То есть на уровне руководства страны было принято решение дать людям возможность сгруппироваться по политическим воззрениям, нюансам, максимально учитывая политические амбиции. Например, у меня есть одна точка зрения на процессы, а у соседа другая – значит, уже можно создавать две различные политические организации, – убежден он. – В тот период процедура регистрации партий резко упростилась. Однако для 90 % политических объединений это нужно для того, чтобы участвовать в выборах в органы представительной власти и местного самоуправления. Иначе какой смысл в этой партии? И уже тогда было понятно, что когда начнется реальная политическая жизнь, а не болтовня, тогда уже естественные процессы приведут к двум вариантам развития событий. Либо партии сгруппируются, либо прекратят свое существование. Так и случилось после выборов 2016 года: политические объединения никто не закрывал – они ликвидируются из-за отсутствия политической и финансовой деятельности.

Неравные условия

В свою очередь, председатель Омского регионального отделения партии народной свободы «ПАРНАС» Игорь Басов видит причину в изначально неравных правах. В частности, участвовать в выборах без сбора подписей могут лишь парламентские партии. Непарламентские же объединения почти лишены возможности взять мандаты депутатов, поскольку обременены сбором подписей и, как закономерный итог, исчезают.

– В конце 1990-х годов были закрыты все политические партии, в том числе отозвана лицензия у Республиканской партии, позднее Партии народной свободы. Те политические объединения, которые остались в парламенте, получили возможность участвовать в выборах без сбора подписей. Когда через Европейский суд Республиканская партия вернула лицензию, ответным шагом Дмитрия Медведева стало изменение законодательства, наплодили множество карликовых партий. Таким образом, у одних политических объединений появились привилегии, а другие отодвинули на второй план, – считает Басов. – Нарушается федеральный закон о выборах, согласно которому гарантируется равенство прав кандидатов. Так, например, «Единой России» достаточно принести документы, чтобы зарегистрировать своих претендентов на места в Заксобрание и в Госдуму, а «ПАРНАСу» – собирать подписи. Кроме того, правящая партия придумала хорошую вещь: совместила перепись населения с выборами в Госдуму, то есть переписчики будут работать на «Единую Россию». На сегодняшний день оппозиционная партия одна – Партия народной свободы. «Карусель», запущенная Медведевым, приходит к своему логическому концу, все эти карликовые партии нужно финансировать. В итоге те объединения, которые не могут участвовать в выборах, закрываются. Тем более со сбором подписей ни одна непарламентская партия не справится.

Дмитрий Нагиев мог бы стать оппонентом Сергея Шнурова

В свою очередь, руководитель фракции «Единая Россия» в Омском горсовете Сергей Дроздов считает, что партии уходят из-за вполне конкретных факторов: отсутствие финансирования и харизматичного лидера. Он привел яркий пример из шоу-бизнеса, предположив, что из телеведущего Дмитрия Нагиева получился бы такой руководитель, способный повести за собой массы.

– Дело в том, что политические партии не могут существовать без двух факторов: финансового и харизматичного лидера. В части экономики нет лишних денег, чтобы спонсировать некие партии. Что касается харизматичных руководителей, то говорящие головы сейчас редко наделены этой способностью и вряд ли кто-то захочет их финансировать. Это раньше обеспеченные средствами группы создавали объединения под свои интересы, может, кто-то и искренне отстаивал конституционные права и права жителей. Поскольку сегодня все это оказалось ненужным, то политические партии исчезают с информационной арены. Например, Дмитрий Нагиев был бы шикарным оппонентом Сергея Шнурова, но Нагиеву это не интересно. Ему не нужна политика, – говорит Дроздов. – С другой стороны, у нас был тренд, когда в политику ринулись спортсмены, которые популяризируют свой вид спорта и выбивают на него деньги. И это в итоге позитивно сказывается на наших детях. Можно сколько угодно кричать, что новое поколение спивается, но результата это не принесет. У молодежи нет альтернативы. А кто-то делает и вместо алкоголя открывает спортивные клубы, и сразу появляется выбор: или спиться, или воспитать в ребенке тело и дух. Надо меньше болтать и больше делать. Мне кажется, экономически и отсутствие лидеров влияет на то, что эти партии никому не интересны. Еще один момент: когда создается политическое объединение, нужна цель – защищать людей. Все эти партии-однодневки громко о себе заявляли, но в итоге не получили желаемых мандатов.

По словам его коллеги, лидера фракции ЛДПР в Омском горсовете Алексея Ложкина, те партии, которые исчезли, создавались под определенные цели. Те, кто хотели, выжили.

– Закрытие партий – вопрос времени. Кому-то эти объединения стали неинтересны, у кого-то закончились источники финансирования. По сути, эти объединения были узконаправленны и бесперспективны, создавались под определенные цели, и реальной деятельности они не вели. Те партии, которые пытаются выжить, они существуют. Невостребованные проекты закрываются. Это закономерный процесс, – подчеркнул Алексей Ложкин.

Итог: есть ли у партий будущее в Омске?

Подводя черту под дискуссией, можно сделать вывод, что будущее у омских партий все же есть, но не у всех. Совершенно отчетливые планы могут смело строить лишь те, у кого будут деньги и харизматичный лидер вроде Дмитрия Нагиева.

А вот небольшим политическим объединениям со схожими взглядами, по оценкам специалистов, лучше объединяться, чтобы не исчезнуть с политической карты Омской области. Времена стихийных трешевых партий давно прошли, и для того, чтобы получить шанс на заветный мандат, нужно завоевывать электорат многочисленностью, а не громкими названиями.

Елена Ляхова

1574

Количество действующих политических объединений в регионе за три года сократилось вдвое. Участники этого процесса назвали неожиданные причины.

В 1990-е и 2010-е годы в Омской области, да и в России в целом массово открывались политические объединения. Дело доходило до трешевых способов воздействия на электорат. Так, одно время существовала Партия любителей пива и Метагалактическая Гражданская Конфедерация России.

В 2012 году в стране насчитывалось 199 организаций. Однако в какой-то момент, а именно после 2016 года, достигнув рекордного количества, число политических объединений резко пошло на спад. По данным избирательной комиссии Омской области, в период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года в регионе закрылись 11 партий, осталось работать 51 реготделение. В последующий период, с декабря 2017 по декабрь 2020 года, количество политических объединений уменьшилось вдвое, с 51 до 29.

Среди навсегда утерянных для Омской области партий есть, например, «Альянс зеленых и социал-демократов в Омской области», «Народная партия «За женщин России» и «Союз горожан».

На данный момент в регионе реально существуют 27 партий, поскольку в феврале 2021 года объединились «Справедливая Россия», «За правду» и «Патриоты России».

Такое состояние дел близко к прогнозам федеральных экспертов, предрекавших еще пару лет назад, что к выборам в Госдуму 2021 года число партий, которые зарегистрированы и имеют право участвовать в выборах, сократится до 25. Об этом сообщалось в докладе прокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ).

Как явствует из отчета федеральной структуры, активность сугубо «политтехнологических партийных проектов» затормозило введение квалификационной системы в 2014 году. В частности, после введения этой системы подписи избирателей на региональных выборах должны собирать партии, которые набрали меньше 3 % голосов на прошлых выборах в Госдуму, если у них нет представителей в Заксобрании или в горсовете.

В результате на фоне резкого «секвестирования» партий в Омской области нависла перспектива выборов в Заксобрание и Госдуму, что называется, без выбора. РИА «Омск-информ» выяснило у экспертов причины исчезновения политических организаций в регионе.

Объединение партий как залог выживаемости

Так, специалист по связям с общественностью Галина Татаринова высказала позицию, что исчезновение объединений, созданных ради пиара, и объединение схожих по взглядам партий – позитивный процесс.

– Сокращение числа партий характеризует политическое созревание нашего общества в том смысле, что люди начинают понимать: создание партии – часть какой-то системы. И кандидатам нужно как-то побеждать на выборах, а не просто показываться на экранах и устраивать шумиху. То есть дешевый пиар, широко распространенный в 1990-е годы, сейчас такого веса не имеет. Чтобы реально бороться за места в парламентах, нужно концентрироваться, объединяться, а не распылять ресурсы. В этом и есть претензия современного общества к демократическому устройству. Например, глава «Яблока» Григорий Явлинский постоянно ссорится с близкими по направлению партиями. Выход один – надо объединяться, как это сделала «Справедливая Россия», объединившись с партиями «За правду» и «Патриоты России». Вы знаете, это хороший пример, когда политики поняли, что это хороший способ объединиться по схожим взглядам, чтобы получить места в Госдуме. Это как раз маркер созревания нашего общества, осознавшего, что политика – не просто шумиха, а реальная борьба за места во власти, дабы решать проблемы так, как ты это видишь. В принципе, это позитивный, нормальный процесс.

Ей вторит глава избирательной комиссии по Омской области Алексей Нестеренко. Он считает, что партии потихоньку стали уходить, поскольку осознали, что политика – не просто шумиха, а непростой кропотливый труд.

– Исчезновение партий – естественное явление. Скорее стремительным казалось увеличение политических объединений в 2012 году, когда разрешили регистрироваться всем подряд, 10 человек есть – уже партия. То есть на уровне руководства страны было принято решение дать людям возможность сгруппироваться по политическим воззрениям, нюансам, максимально учитывая политические амбиции. Например, у меня есть одна точка зрения на процессы, а у соседа другая – значит, уже можно создавать две различные политические организации, – убежден он. – В тот период процедура регистрации партий резко упростилась. Однако для 90 % политических объединений это нужно для того, чтобы участвовать в выборах в органы представительной власти и местного самоуправления. Иначе какой смысл в этой партии? И уже тогда было понятно, что когда начнется реальная политическая жизнь, а не болтовня, тогда уже естественные процессы приведут к двум вариантам развития событий. Либо партии сгруппируются, либо прекратят свое существование. Так и случилось после выборов 2016 года: политические объединения никто не закрывал – они ликвидируются из-за отсутствия политической и финансовой деятельности.

Неравные условия

В свою очередь, председатель Омского регионального отделения партии народной свободы «ПАРНАС» Игорь Басов видит причину в изначально неравных правах. В частности, участвовать в выборах без сбора подписей могут лишь парламентские партии. Непарламентские же объединения почти лишены возможности взять мандаты депутатов, поскольку обременены сбором подписей и, как закономерный итог, исчезают.

– В конце 1990-х годов были закрыты все политические партии, в том числе отозвана лицензия у Республиканской партии, позднее Партии народной свободы. Те политические объединения, которые остались в парламенте, получили возможность участвовать в выборах без сбора подписей. Когда через Европейский суд Республиканская партия вернула лицензию, ответным шагом Дмитрия Медведева стало изменение законодательства, наплодили множество карликовых партий. Таким образом, у одних политических объединений появились привилегии, а другие отодвинули на второй план, – считает Басов. – Нарушается федеральный закон о выборах, согласно которому гарантируется равенство прав кандидатов. Так, например, «Единой России» достаточно принести документы, чтобы зарегистрировать своих претендентов на места в Заксобрание и в Госдуму, а «ПАРНАСу» – собирать подписи. Кроме того, правящая партия придумала хорошую вещь: совместила перепись населения с выборами в Госдуму, то есть переписчики будут работать на «Единую Россию». На сегодняшний день оппозиционная партия одна – Партия народной свободы. «Карусель», запущенная Медведевым, приходит к своему логическому концу, все эти карликовые партии нужно финансировать. В итоге те объединения, которые не могут участвовать в выборах, закрываются. Тем более со сбором подписей ни одна непарламентская партия не справится.

Дмитрий Нагиев мог бы стать оппонентом Сергея Шнурова

В свою очередь, руководитель фракции «Единая Россия» в Омском горсовете Сергей Дроздов считает, что партии уходят из-за вполне конкретных факторов: отсутствие финансирования и харизматичного лидера. Он привел яркий пример из шоу-бизнеса, предположив, что из телеведущего Дмитрия Нагиева получился бы такой руководитель, способный повести за собой массы.

– Дело в том, что политические партии не могут существовать без двух факторов: финансового и харизматичного лидера. В части экономики нет лишних денег, чтобы спонсировать некие партии. Что касается харизматичных руководителей, то говорящие головы сейчас редко наделены этой способностью и вряд ли кто-то захочет их финансировать. Это раньше обеспеченные средствами группы создавали объединения под свои интересы, может, кто-то и искренне отстаивал конституционные права и права жителей. Поскольку сегодня все это оказалось ненужным, то политические партии исчезают с информационной арены. Например, Дмитрий Нагиев был бы шикарным оппонентом Сергея Шнурова, но Нагиеву это не интересно. Ему не нужна политика, – говорит Дроздов. – С другой стороны, у нас был тренд, когда в политику ринулись спортсмены, которые популяризируют свой вид спорта и выбивают на него деньги. И это в итоге позитивно сказывается на наших детях. Можно сколько угодно кричать, что новое поколение спивается, но результата это не принесет. У молодежи нет альтернативы. А кто-то делает и вместо алкоголя открывает спортивные клубы, и сразу появляется выбор: или спиться, или воспитать в ребенке тело и дух. Надо меньше болтать и больше делать. Мне кажется, экономически и отсутствие лидеров влияет на то, что эти партии никому не интересны. Еще один момент: когда создается политическое объединение, нужна цель – защищать людей. Все эти партии-однодневки громко о себе заявляли, но в итоге не получили желаемых мандатов.

По словам его коллеги, лидера фракции ЛДПР в Омском горсовете Алексея Ложкина, те партии, которые исчезли, создавались под определенные цели. Те, кто хотели, выжили.

– Закрытие партий – вопрос времени. Кому-то эти объединения стали неинтересны, у кого-то закончились источники финансирования. По сути, эти объединения были узконаправленны и бесперспективны, создавались под определенные цели, и реальной деятельности они не вели. Те партии, которые пытаются выжить, они существуют. Невостребованные проекты закрываются. Это закономерный процесс, – подчеркнул Алексей Ложкин.

Итог: есть ли у партий будущее в Омске?

Подводя черту под дискуссией, можно сделать вывод, что будущее у омских партий все же есть, но не у всех. Совершенно отчетливые планы могут смело строить лишь те, у кого будут деньги и харизматичный лидер вроде Дмитрия Нагиева.

А вот небольшим политическим объединениям со схожими взглядами, по оценкам специалистов, лучше объединяться, чтобы не исчезнуть с политической карты Омской области. Времена стихийных трешевых партий давно прошли, и для того, чтобы получить шанс на заветный мандат, нужно завоевывать электорат многочисленностью, а не громкими названиями.

Елена Ляхова

1574