Поиск

Из-за пандемии пассажиропоток сильно упал, и это потянуло за собой накопившиеся проблемы отрасли. Замаячил транспортный коллапс.

Тотальный локдаун, объявленный в 2020 году в связи с пандемией коронавируса, болезненно сказался почти на всех сферах жизнедеятельности Омска. Наиболее острая ситуация сложилась в сфере пассажирских перевозок. И если муниципальные предприятия могут рассчитывать на помощь из бюджета, то частники буквально выживают.

Жители города чувствуют это каждый день. Ожидание маршруток и автобусов на остановках стало дольше, транспорт забит людьми, а коммерческие перевозчики начинают отказываться от своих маршрутов. Транспортный коллапс вновь замаячил на горизонте. 

РИА «Омск-информ» подробно разобралось, как пандемия COVID-19 отразилась на рынке пассажирских перевозок в городе. Пострадали и муниципальные предприятия, и частные перевозчики. У вторых запас прочности тает буквально на глазах.

Как сообщил исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец, пассажиропоток в Омске упал вне зависимости от формы организации перевозок. Соответственно, резко снизилась выручка перевозчиков, и это тут же потянуло целый клубок проблем, накопившихся в транспортной сфере.

– Пассажиропоток «просел», потому что еще действует «удаленка» для части студентов и работников старше 65 лет. В связи с уменьшением пассажиропотока частные и муниципальные перевозчики стали получать меньше выручки, – признал Кормилец.

По официальным данным департамента транспорта, в 2020 году пассажиропоток в Омске упал со 196 млн 853 тыс. человек до 145 млн 774 тыс., то есть сократился на 25,9 %. В муниципальном транспорте стали ездить на 25,3 % реже, в частном – на 26,4 %. Выручка муниципальных транспортных предприятий сократилась на 10,5 %, с 2 млрд 950 млн рублей до 2 млрд 640 млн. Насколько «просели» частники, точно не известно, но, судя по их словам, ситуация близка к критической.

– Безусловно, пандемия сказалась на перевозках. У нас все автобусы находятся в лизинге, стоимость одной единицы транспорта составляет 5 млн рублей. Подорожали автозапчасти и топливо. А пассажиропоток упал на 40 %. Плюс переход на безналичный расчет привел к тому, что мы не можем компенсировать затраты перевозками. Факторов того, что этот бизнес неприбылен, много, и пандемия – одна из причин, по которой многие мои коллеги уходят с этого рынка, – заявил частный перевозчик Виталий Торопов, контролирующий маршрут № 47Н (Гашека – микрорайон «Амурский-2»). 

Его коллега, индивидуальный предприниматель Фазыл Залялитдинов, которому принадлежат три маршрута: регулируемый № 72 (микрорайон Амурский-2 – поселок Чкаловский) и нерегулируемые № 47 (Гашека – Большие Поля) и № 503 (ТРЦ «МЕГА» – поселок Загородный), говорит, что вынес уроки из пандемии и намерен изменить ситуацию на своем предприятии, близком к критическому состоянию. Бизнесмен намерен отказаться от автобусов на дизельным топливе и перейти на метан, чтобы выжить.

– Когда началась пандемия, у нас в апреле-мае простояло 70 % автобусов. В июне мы выпускали 50 % автопарка. А полноценно работать начали только в июле. После этого мы взяли кредит и тем самым спасли предприятие, поскольку были большие простои транспорта, а лизинговые компании не принимали это во внимание. Самые существенные статьи расходов – автозапчасти, дизтопливо, лизинговые платежи и зарплата сотрудников. Экономическая обстановка пошатнулась как на нашем предприятии, так и в целом в сфере пассажирских перевозок в городе и всей России. Сказалось снижение пассажиропотока. Даже сейчас пассажиропоток достигает не более 60 %. Мы ходим на Левый берег, в Чкаловский поселок, на окраины города и знаем ситуацию. На данный момент мы еще не пришли к критическому состоянию, но уже не можем взять кредиты. У меня лизинговая составляющая большая, потому любые займы представляют сложности, – отметил Фазыл Залялитдинов. – В 2016–2017 годах мы закупили большое количество дизельных автобусов, доля которых составляет 60–70 %. Остальные машины работают на метане. Мы пришли к выводу, что все следующее лето будем закупать автобусы на метане и избавляться от автобусов на дизельном топливе.

Похожие проблемы у всех частников. Так, владелец маршрута № 323 Вячеслав Блажко сослался на большие лизинговые платежи, которые мешают получать прибыль и покупать новые автобусы.

– Пандемия и все меры, с этим связанные, конечно, сказались на пассажирских перевозках. В апреле-мае 2020 года нам было очень тяжело. Тогда пассажиропоток упал на 60–70 %. Осенью немного выровнялась ситуация, но до сих пор на «доковидный» уровень мы не вышли. Главная причина – это дистанционное обучение (школьников и студентов), переход на удаленную работу сотрудников и самоизоляция для граждан старшего возраста. Все это не могло не сказаться на наших доходах. В 2019 году мы взяли в лизинг 6 новых автобусов сроком на три года. И теперь, независимо от наших доходов, мы обязаны вносить платежи по лизингу до 2022 года. Все надеются, что в этом году ситуация изменится. В противном случае сама наша деятельность на этом рынке будет под большим вопросом, – убежден перевозчик.

Еще один частный перевозчик Галина Захарова, контролирующая маршруты №№ 393 и 385, думает над тем, чтобы отказаться от неприбыльного направления.

– Ситуация очень непростая, и не только у меня. Обидно, что маршрут № 393 я сама открывала и «раскатывала» с 2002 года, и он был очень востребованным, хотя и не самым прибыльным. Этот маршрут проходит практически через весь город: от 9-й медсанчасти до Лукьяновки. Но с весны прошлого года выручка стала падать. Автобусы практически все на дизельном топливе. Затраты только растут. В результате один из моих партнеров выставил свои автобусы на продажу, сказав, что работать в убыток он не будет. На другом маршруте тоже выручка упала, но не так критично. Но если такая ситуация сохранится и в этом году, боюсь, от убыточного маршрута придется отказаться, – подчеркнула предпринимательница.

Владелец маршрута № 387 Андрей Хомишинец привел довольно яркое определение, сравнив рынок пассажирских перевозок в Омске с шагреневой кожей – он постоянно сокращается. Предприниматель заявил, что, возможно, «завяжет» с перевозками.

– Наш маршрут и без того не самый прибыльный, поскольку проходит не по центральным улицам, а с марта 2020 года, когда пассажиропоток упал больше чем в два раза, каждый месяц расходы становились больше доходов. Стали экономить на всем, – вспоминает Хомишинец. – Запчасти перестали покупать и текущий ремонт производили за счет разборки других автобусов. Сократили персонал, отказались даже от бухгалтера. Зарплата водителей в этих условиях упала до минимальной. Бизнес сжимался на глазах как шагреневая кожа. Затраты на ГСМ, зарплату да еще и штрафы съели все запасы, и сегодня стало ясно, что нам не выжить. Возможно, февраль – это последний месяц, когда мы работаем на этом рынке. Если никто не поможет, так и будет.

Пассажирские перевозки в Омске до сих пор испытывают влияние пандемии коронавируса, отрасль продолжает «штормить». Из-за финансовых проблем перевозчики начали уходить с обслуживаемых маршрутов. Транспортный коллапс может произойти в любой момент, но пока власти не предпринимают действенных мер по улучшению ситуации, рискуя оставить на остановках десятки тысяч пассажиров. Сегодня 70 % перевозок в городе контролируют частные перевозки, и если они не смогут выполнять свои функции, то силами одних муниципальных предприятий не справиться.

РИА «Омск-информ» будет следить за развитием ситуации.

Елена Ляхова

13831

Из-за пандемии пассажиропоток сильно упал, и это потянуло за собой накопившиеся проблемы отрасли. Замаячил транспортный коллапс.

Тотальный локдаун, объявленный в 2020 году в связи с пандемией коронавируса, болезненно сказался почти на всех сферах жизнедеятельности Омска. Наиболее острая ситуация сложилась в сфере пассажирских перевозок. И если муниципальные предприятия могут рассчитывать на помощь из бюджета, то частники буквально выживают.

Жители города чувствуют это каждый день. Ожидание маршруток и автобусов на остановках стало дольше, транспорт забит людьми, а коммерческие перевозчики начинают отказываться от своих маршрутов. Транспортный коллапс вновь замаячил на горизонте. 

РИА «Омск-информ» подробно разобралось, как пандемия COVID-19 отразилась на рынке пассажирских перевозок в городе. Пострадали и муниципальные предприятия, и частные перевозчики. У вторых запас прочности тает буквально на глазах.

Как сообщил исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец, пассажиропоток в Омске упал вне зависимости от формы организации перевозок. Соответственно, резко снизилась выручка перевозчиков, и это тут же потянуло целый клубок проблем, накопившихся в транспортной сфере.

– Пассажиропоток «просел», потому что еще действует «удаленка» для части студентов и работников старше 65 лет. В связи с уменьшением пассажиропотока частные и муниципальные перевозчики стали получать меньше выручки, – признал Кормилец.

По официальным данным департамента транспорта, в 2020 году пассажиропоток в Омске упал со 196 млн 853 тыс. человек до 145 млн 774 тыс., то есть сократился на 25,9 %. В муниципальном транспорте стали ездить на 25,3 % реже, в частном – на 26,4 %. Выручка муниципальных транспортных предприятий сократилась на 10,5 %, с 2 млрд 950 млн рублей до 2 млрд 640 млн. Насколько «просели» частники, точно не известно, но, судя по их словам, ситуация близка к критической.

– Безусловно, пандемия сказалась на перевозках. У нас все автобусы находятся в лизинге, стоимость одной единицы транспорта составляет 5 млн рублей. Подорожали автозапчасти и топливо. А пассажиропоток упал на 40 %. Плюс переход на безналичный расчет привел к тому, что мы не можем компенсировать затраты перевозками. Факторов того, что этот бизнес неприбылен, много, и пандемия – одна из причин, по которой многие мои коллеги уходят с этого рынка, – заявил частный перевозчик Виталий Торопов, контролирующий маршрут № 47Н (Гашека – микрорайон «Амурский-2»). 

Его коллега, индивидуальный предприниматель Фазыл Залялитдинов, которому принадлежат три маршрута: регулируемый № 72 (микрорайон Амурский-2 – поселок Чкаловский) и нерегулируемые № 47 (Гашека – Большие Поля) и № 503 (ТРЦ «МЕГА» – поселок Загородный), говорит, что вынес уроки из пандемии и намерен изменить ситуацию на своем предприятии, близком к критическому состоянию. Бизнесмен намерен отказаться от автобусов на дизельным топливе и перейти на метан, чтобы выжить.

– Когда началась пандемия, у нас в апреле-мае простояло 70 % автобусов. В июне мы выпускали 50 % автопарка. А полноценно работать начали только в июле. После этого мы взяли кредит и тем самым спасли предприятие, поскольку были большие простои транспорта, а лизинговые компании не принимали это во внимание. Самые существенные статьи расходов – автозапчасти, дизтопливо, лизинговые платежи и зарплата сотрудников. Экономическая обстановка пошатнулась как на нашем предприятии, так и в целом в сфере пассажирских перевозок в городе и всей России. Сказалось снижение пассажиропотока. Даже сейчас пассажиропоток достигает не более 60 %. Мы ходим на Левый берег, в Чкаловский поселок, на окраины города и знаем ситуацию. На данный момент мы еще не пришли к критическому состоянию, но уже не можем взять кредиты. У меня лизинговая составляющая большая, потому любые займы представляют сложности, – отметил Фазыл Залялитдинов. – В 2016–2017 годах мы закупили большое количество дизельных автобусов, доля которых составляет 60–70 %. Остальные машины работают на метане. Мы пришли к выводу, что все следующее лето будем закупать автобусы на метане и избавляться от автобусов на дизельном топливе.

Похожие проблемы у всех частников. Так, владелец маршрута № 323 Вячеслав Блажко сослался на большие лизинговые платежи, которые мешают получать прибыль и покупать новые автобусы.

– Пандемия и все меры, с этим связанные, конечно, сказались на пассажирских перевозках. В апреле-мае 2020 года нам было очень тяжело. Тогда пассажиропоток упал на 60–70 %. Осенью немного выровнялась ситуация, но до сих пор на «доковидный» уровень мы не вышли. Главная причина – это дистанционное обучение (школьников и студентов), переход на удаленную работу сотрудников и самоизоляция для граждан старшего возраста. Все это не могло не сказаться на наших доходах. В 2019 году мы взяли в лизинг 6 новых автобусов сроком на три года. И теперь, независимо от наших доходов, мы обязаны вносить платежи по лизингу до 2022 года. Все надеются, что в этом году ситуация изменится. В противном случае сама наша деятельность на этом рынке будет под большим вопросом, – убежден перевозчик.

Еще один частный перевозчик Галина Захарова, контролирующая маршруты №№ 393 и 385, думает над тем, чтобы отказаться от неприбыльного направления.

– Ситуация очень непростая, и не только у меня. Обидно, что маршрут № 393 я сама открывала и «раскатывала» с 2002 года, и он был очень востребованным, хотя и не самым прибыльным. Этот маршрут проходит практически через весь город: от 9-й медсанчасти до Лукьяновки. Но с весны прошлого года выручка стала падать. Автобусы практически все на дизельном топливе. Затраты только растут. В результате один из моих партнеров выставил свои автобусы на продажу, сказав, что работать в убыток он не будет. На другом маршруте тоже выручка упала, но не так критично. Но если такая ситуация сохранится и в этом году, боюсь, от убыточного маршрута придется отказаться, – подчеркнула предпринимательница.

Владелец маршрута № 387 Андрей Хомишинец привел довольно яркое определение, сравнив рынок пассажирских перевозок в Омске с шагреневой кожей – он постоянно сокращается. Предприниматель заявил, что, возможно, «завяжет» с перевозками.

– Наш маршрут и без того не самый прибыльный, поскольку проходит не по центральным улицам, а с марта 2020 года, когда пассажиропоток упал больше чем в два раза, каждый месяц расходы становились больше доходов. Стали экономить на всем, – вспоминает Хомишинец. – Запчасти перестали покупать и текущий ремонт производили за счет разборки других автобусов. Сократили персонал, отказались даже от бухгалтера. Зарплата водителей в этих условиях упала до минимальной. Бизнес сжимался на глазах как шагреневая кожа. Затраты на ГСМ, зарплату да еще и штрафы съели все запасы, и сегодня стало ясно, что нам не выжить. Возможно, февраль – это последний месяц, когда мы работаем на этом рынке. Если никто не поможет, так и будет.

Пассажирские перевозки в Омске до сих пор испытывают влияние пандемии коронавируса, отрасль продолжает «штормить». Из-за финансовых проблем перевозчики начали уходить с обслуживаемых маршрутов. Транспортный коллапс может произойти в любой момент, но пока власти не предпринимают действенных мер по улучшению ситуации, рискуя оставить на остановках десятки тысяч пассажиров. Сегодня 70 % перевозок в городе контролируют частные перевозки, и если они не смогут выполнять свои функции, то силами одних муниципальных предприятий не справиться.

РИА «Омск-информ» будет следить за развитием ситуации.

Елена Ляхова

13831