Поиск

На закрытом показе присутствовала внучка одной из героинь спектакля, ей подарили  землю, присланную с родины ее бабушки из Белоруссии.

Фильм «Образ времени» посвящен легендарному спектаклю Омской драмы «У войны не женское лицо». Автор фильма Светлана Веретенникова со съемочной группой 12 канала работали над документальным проектом почти год с перерывами из-за ограничений, связанных с пандемией. Чтобы встретиться с режиссером спектакля Геннадием Тростянецким, группа побывала в Санкт-Петербурге, также съемки велись в Минске и в маленькой белорусской деревне Крупейки, на родине одной из героинь спектакля.

В основу фильма легла 20-летняя переписка актрис театра и героинь книги, завязавшаяся вскоре после премьеры спектакля.

Спектакль Тростянецкого

В 80-е известный режиссер Геннадий Тростянецкий был главрежем Омского академического театра драмы. В тот период одной из самых ярких его работ стал спектакль «У войны не женское лицо». Сценарий режиссер написал сам, сразу по нескольким произведениям. Это документально-очерковая книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», на тот момент опубликованная только  в «толстом» литературном журнале «Октябрь», это документальная повесть Льва Гинзбурга «Бездна», основанная на документах судебного процесса над нацистскими преступниками, показывает злодеяния одной из частей СС. А также пьеса Петера Вайса «Дознание», написанная по материалам франкфуртского процесса 1963–1965 гг.

Спектакль приурочили к 40-летию Победы, но после юбилея он шел с аншлагами много лет. Была у него и насыщенная гастрольная жизнь.

Документальный фильм «Образ времени» напомнил о том, что Омская драма стала первым театром в СССР, поставившим спектакль «У войны не женское лицо». Именно омская постановка была признана лучшей, хотя в 80-е и позднее очень многие театры страны обращались к этому материалу. Да и самим героиням именно омская трактовка оказалась ближе всего.

Спектакль давно в архиве, но к счастью, сохранилась телевизионная версия спектакля «У войны не женское лицо» 1988 года, снятая  в Омской драме. Его можно посмотреть в открытом доступе. Кадры из этого фильма используются в документальном проекте «Образ времени». 

Перекличка времен

Как и в спектакле, в фильме «Образ времени» постоянно идет перекличка времен: 80-е с 40-ми, и с нашими днями. И вот уже даже брутальные мужчины в темном зале украдкой смахивают слезы. Кадры из спектакля перекликаются с кадрами, где современные молодые актрисы Омской драмы читают письма своих старших коллег и героинь книги.

Благодаря многолетней переписке, происходила «протяжка» в современность. Книга получила продолжение. В  письмах женщины-фронтовички рассказывали актрисам о самом сокровенном, а те им отвечали со всей искренностью. Эта переписка уже и сама стала историческим документом. Сегодня письма оцифрованы и опубликованы. 

Со сцены автор фильма Светлана Веретенникова прочитала отрывок из письма заслуженной артистки РСФСР Надежды Надеждиной, адресованного героине произведения Валентине Братчиковой- Борщевской в Киев в 1985 году. Позднее фронтовичка переслала то, самое первое письмо обратно в Омск, и оно попало в музей Омской драмы.

«…Родная, пишу так, потому что вы теперь, после того как я прикоснулась к вашей судьбе, стали для меня действительно родным и близким человеком. Я не могу передать вам словами в письме, с каким трепетом и волнением мы рассказываем про вас, про таких замечательных женщин, как вы… Если мы приедем, вы побываете у нас на спектаклях и потом расскажите о своих впечатлениях. Главное, чтобы мы затронули душу вашу…», – писала Надежда Владимировна Надеждина 36 лет назад.

Мистические совпадения

Геннадий Тростянецкий не знал, кто кого будет играть, то есть точно не писал пьесу «под артистов». На потрясающее сходство актрис и их реальных прототипов обратила внимание Светлана Алексиевич, воскликнув: «Гена! Они все похожи на своих героинь!» Вспоминает Тростянецкий, показывает фото.  Действительно, Братчикова-Борщевская с Надеждой Надеждиной – это один тип. Внешнего сходства не было только у подпольщицы Софии Верещак и актрисы Натальи Василиади. Но при этом было внутреннее совпадение.

Также в фильме есть рассказ режиссера о том, что образ юной полковой прачки он придумал сам, этой героини не было ни у Алексиевич, ни в других двух произведениях. Совершенная мистика, но уже после премьеры спектакля Тростянецкому принесли газетную статью, рассказывающую о фронтовичке, судьба которой совпала с выдуманной историей. В какие же тонкие материи окунулся мастер, работая над сценарием?

Прототипом стала Варвара Колоскова, в 80-е она работала на Омском нефтезаводе.

Варе Петух (девичья фамилия Колосковой) было 15 лет, когда в деревне на Крупейки на границе Белоруссии и Украины немцы расстреляли всю ее семью. Девушка-подросток прибилась к отряду той самой Борщевской. Через 40 лет Варя Колоскова (Петух) благодаря спектаклю смогла заново познакомиться со своим командиром, побывала в гостях у Валентины Кузьминичны Братчиковой-Борщевской в Киеве.

Варвары Колосковой не стало в 2019 году. На премьере фильма «Образ времени» присутствовала ее внучка, Ольга Ивонина. Именно ей по окончании фильма передали пакет с землей, присланной с Родины ее бабушки.

Ольга Ивонина поблагодарила съемочную группу и артистов театра, и от себя, и от лица бабушки, которой уже нет с нами. Женщина пообещала, что будет нести эту историю до конца своих дней, будет рассказывать детям и внукам. Отдельное спасибо она сказала за землю, женщина призналась, что очень хочет побывать в Крупейках.

…Земля в спектакле Тростянецкого – это отдельный образ. Героини в спектакле держат в руках пакеты с землей, присланной из мест, где они воевали. Посылки пришли в Омск с землей из- подо Ржева, с Курской дуги, из Смоленска.

– Мы могли накопать землю за углом, но я понимал, что это будет преступлением. Мы написали письма в эти города, в эти театры задолго до премьеры, и нам прислали в мешочках землю, которая становилась сухой пылью, и ее нужно было смачивать, – рассказывает в фильме Тростянецкий.

Ни грамма фальши

Подлинная земля, настоящие чувства и эмоции, ни грамма фальши. Актрисы буквально проживали то, что происходило с их героинями. Сами фронтовички осознавали, что, сыграв их судьбы, тесно соприкоснувшись с ними, у актрис тоже остались неизлечимые раны.

На встрече со зрителями после премьерного показа фильма «Образ времени» об этом сказала и народная артистка России Наталья Василиади.

– Когда Светлана Веретенникова обратилась ко мне, я отреагировала: «Пощадите, я не могу, столько прошло времени… но это очень тяжелая работа». Моя задача отличалась от задач других актрис: они рассказывают и показывают, а я одна на сцене рассказываю монолог,  – вспоминает Василиади. – Это что-то нечеловеческое, страшное. Монолог Софьи Верещак. А потом пошли письма. Я понимала, что она необычный человек, ей нужно было поговорить. Я слышу, что ее волнует, и стараюсь эту тему поддержать, поэтому у нас произошло соединение. Она хотела разговаривать со мной, как будто мы очень хорошо знакомые люди. Потом, при встрече в больнице, я поняла, что мы действительно с ней душевно совпадаем.

Большой удачей стало то, что в фильм попало интервью ныне здравствующей Валентины Чудаевой. Командиру зенитного орудия сейчас 96 лет, и она живет в Минске. Она единственная из героев спектакля, доживших до сегодняшних дней. Это большая удача, потому что Светлане Веретенниковой уже в 2020 году удалось записать разговор с фронтовичкой для фильма.

…Эстафета памяти о Великой Отечественной сегодня оказалась в руках поколения 30-летних. Светлана Веретенникова и ее съемочная группа доказали, что могут рассказывать о войне честно, искренне, принимая близко к сердцу, пропуская через себя. Затрагивая какие-то струны в душах современных зрителей.

Для создателей фильма было принципиальным показать свою работу в Омском академическом театре драмы, поскольку спектакль «У войны не женское лицо» был поставлен именно на этой сцене. Для авторов было важным установить диалог прошлого и настоящего. Потому что театр является тем искусством, которое как ни что иное способно передать ощущение общей радости и общей грусти.

Фильм только начинает свою жизнь, кадры с закрытого показа в Омской драме, которые снимались в зрительном зале, войдут в окончательную версию проекта «Образ времени». 20 февраля фильм выйдет в эфире 12 канала.

Добавим, что история с постановкой «У войны не женское лицо» может получить продолжение. Геннадий Тростянецкий, по словам Светланы Веретенниковой, готов поставить спектакль, в основу которого ляжет переписка омских актрис с их героинями.

Ольга Ложникова

Фото предоставлены редакцией ГТРК «Омск»-12 канал  

1266

На закрытом показе присутствовала внучка одной из героинь спектакля, ей подарили  землю, присланную с родины ее бабушки из Белоруссии.

Фильм «Образ времени» посвящен легендарному спектаклю Омской драмы «У войны не женское лицо». Автор фильма Светлана Веретенникова со съемочной группой 12 канала работали над документальным проектом почти год с перерывами из-за ограничений, связанных с пандемией. Чтобы встретиться с режиссером спектакля Геннадием Тростянецким, группа побывала в Санкт-Петербурге, также съемки велись в Минске и в маленькой белорусской деревне Крупейки, на родине одной из героинь спектакля.

В основу фильма легла 20-летняя переписка актрис театра и героинь книги, завязавшаяся вскоре после премьеры спектакля.

Спектакль Тростянецкого

В 80-е известный режиссер Геннадий Тростянецкий был главрежем Омского академического театра драмы. В тот период одной из самых ярких его работ стал спектакль «У войны не женское лицо». Сценарий режиссер написал сам, сразу по нескольким произведениям. Это документально-очерковая книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», на тот момент опубликованная только  в «толстом» литературном журнале «Октябрь», это документальная повесть Льва Гинзбурга «Бездна», основанная на документах судебного процесса над нацистскими преступниками, показывает злодеяния одной из частей СС. А также пьеса Петера Вайса «Дознание», написанная по материалам франкфуртского процесса 1963–1965 гг.

Спектакль приурочили к 40-летию Победы, но после юбилея он шел с аншлагами много лет. Была у него и насыщенная гастрольная жизнь.

Документальный фильм «Образ времени» напомнил о том, что Омская драма стала первым театром в СССР, поставившим спектакль «У войны не женское лицо». Именно омская постановка была признана лучшей, хотя в 80-е и позднее очень многие театры страны обращались к этому материалу. Да и самим героиням именно омская трактовка оказалась ближе всего.

Спектакль давно в архиве, но к счастью, сохранилась телевизионная версия спектакля «У войны не женское лицо» 1988 года, снятая  в Омской драме. Его можно посмотреть в открытом доступе. Кадры из этого фильма используются в документальном проекте «Образ времени». 

Перекличка времен

Как и в спектакле, в фильме «Образ времени» постоянно идет перекличка времен: 80-е с 40-ми, и с нашими днями. И вот уже даже брутальные мужчины в темном зале украдкой смахивают слезы. Кадры из спектакля перекликаются с кадрами, где современные молодые актрисы Омской драмы читают письма своих старших коллег и героинь книги.

Благодаря многолетней переписке, происходила «протяжка» в современность. Книга получила продолжение. В  письмах женщины-фронтовички рассказывали актрисам о самом сокровенном, а те им отвечали со всей искренностью. Эта переписка уже и сама стала историческим документом. Сегодня письма оцифрованы и опубликованы. 

Со сцены автор фильма Светлана Веретенникова прочитала отрывок из письма заслуженной артистки РСФСР Надежды Надеждиной, адресованного героине произведения Валентине Братчиковой- Борщевской в Киев в 1985 году. Позднее фронтовичка переслала то, самое первое письмо обратно в Омск, и оно попало в музей Омской драмы.

«…Родная, пишу так, потому что вы теперь, после того как я прикоснулась к вашей судьбе, стали для меня действительно родным и близким человеком. Я не могу передать вам словами в письме, с каким трепетом и волнением мы рассказываем про вас, про таких замечательных женщин, как вы… Если мы приедем, вы побываете у нас на спектаклях и потом расскажите о своих впечатлениях. Главное, чтобы мы затронули душу вашу…», – писала Надежда Владимировна Надеждина 36 лет назад.

Мистические совпадения

Геннадий Тростянецкий не знал, кто кого будет играть, то есть точно не писал пьесу «под артистов». На потрясающее сходство актрис и их реальных прототипов обратила внимание Светлана Алексиевич, воскликнув: «Гена! Они все похожи на своих героинь!» Вспоминает Тростянецкий, показывает фото.  Действительно, Братчикова-Борщевская с Надеждой Надеждиной – это один тип. Внешнего сходства не было только у подпольщицы Софии Верещак и актрисы Натальи Василиади. Но при этом было внутреннее совпадение.

Также в фильме есть рассказ режиссера о том, что образ юной полковой прачки он придумал сам, этой героини не было ни у Алексиевич, ни в других двух произведениях. Совершенная мистика, но уже после премьеры спектакля Тростянецкому принесли газетную статью, рассказывающую о фронтовичке, судьба которой совпала с выдуманной историей. В какие же тонкие материи окунулся мастер, работая над сценарием?

Прототипом стала Варвара Колоскова, в 80-е она работала на Омском нефтезаводе.

Варе Петух (девичья фамилия Колосковой) было 15 лет, когда в деревне на Крупейки на границе Белоруссии и Украины немцы расстреляли всю ее семью. Девушка-подросток прибилась к отряду той самой Борщевской. Через 40 лет Варя Колоскова (Петух) благодаря спектаклю смогла заново познакомиться со своим командиром, побывала в гостях у Валентины Кузьминичны Братчиковой-Борщевской в Киеве.

Варвары Колосковой не стало в 2019 году. На премьере фильма «Образ времени» присутствовала ее внучка, Ольга Ивонина. Именно ей по окончании фильма передали пакет с землей, присланной с Родины ее бабушки.

Ольга Ивонина поблагодарила съемочную группу и артистов театра, и от себя, и от лица бабушки, которой уже нет с нами. Женщина пообещала, что будет нести эту историю до конца своих дней, будет рассказывать детям и внукам. Отдельное спасибо она сказала за землю, женщина призналась, что очень хочет побывать в Крупейках.

…Земля в спектакле Тростянецкого – это отдельный образ. Героини в спектакле держат в руках пакеты с землей, присланной из мест, где они воевали. Посылки пришли в Омск с землей из- подо Ржева, с Курской дуги, из Смоленска.

– Мы могли накопать землю за углом, но я понимал, что это будет преступлением. Мы написали письма в эти города, в эти театры задолго до премьеры, и нам прислали в мешочках землю, которая становилась сухой пылью, и ее нужно было смачивать, – рассказывает в фильме Тростянецкий.

Ни грамма фальши

Подлинная земля, настоящие чувства и эмоции, ни грамма фальши. Актрисы буквально проживали то, что происходило с их героинями. Сами фронтовички осознавали, что, сыграв их судьбы, тесно соприкоснувшись с ними, у актрис тоже остались неизлечимые раны.

На встрече со зрителями после премьерного показа фильма «Образ времени» об этом сказала и народная артистка России Наталья Василиади.

– Когда Светлана Веретенникова обратилась ко мне, я отреагировала: «Пощадите, я не могу, столько прошло времени… но это очень тяжелая работа». Моя задача отличалась от задач других актрис: они рассказывают и показывают, а я одна на сцене рассказываю монолог,  – вспоминает Василиади. – Это что-то нечеловеческое, страшное. Монолог Софьи Верещак. А потом пошли письма. Я понимала, что она необычный человек, ей нужно было поговорить. Я слышу, что ее волнует, и стараюсь эту тему поддержать, поэтому у нас произошло соединение. Она хотела разговаривать со мной, как будто мы очень хорошо знакомые люди. Потом, при встрече в больнице, я поняла, что мы действительно с ней душевно совпадаем.

Большой удачей стало то, что в фильм попало интервью ныне здравствующей Валентины Чудаевой. Командиру зенитного орудия сейчас 96 лет, и она живет в Минске. Она единственная из героев спектакля, доживших до сегодняшних дней. Это большая удача, потому что Светлане Веретенниковой уже в 2020 году удалось записать разговор с фронтовичкой для фильма.

…Эстафета памяти о Великой Отечественной сегодня оказалась в руках поколения 30-летних. Светлана Веретенникова и ее съемочная группа доказали, что могут рассказывать о войне честно, искренне, принимая близко к сердцу, пропуская через себя. Затрагивая какие-то струны в душах современных зрителей.

Для создателей фильма было принципиальным показать свою работу в Омском академическом театре драмы, поскольку спектакль «У войны не женское лицо» был поставлен именно на этой сцене. Для авторов было важным установить диалог прошлого и настоящего. Потому что театр является тем искусством, которое как ни что иное способно передать ощущение общей радости и общей грусти.

Фильм только начинает свою жизнь, кадры с закрытого показа в Омской драме, которые снимались в зрительном зале, войдут в окончательную версию проекта «Образ времени». 20 февраля фильм выйдет в эфире 12 канала.

Добавим, что история с постановкой «У войны не женское лицо» может получить продолжение. Геннадий Тростянецкий, по словам Светланы Веретенниковой, готов поставить спектакль, в основу которого ляжет переписка омских актрис с их героинями.

Ольга Ложникова

Фото предоставлены редакцией ГТРК «Омск»-12 канал  

1266