Поиск

Многочисленные тарифы и сборы, которыми со всех сторон обложены бизнес и граждане, непрерывно растут. Из-за этого экономика в стагнации.

В последнее время правительство вдруг озаботилось ростом цен на отдельные продукты питания. В частности, на сахар и растительное масло. Были приняты экстренные меры, и вскоре главы Минсельхоза и Минэкономразвития сообщили с экранов телевизоров, что почти всеми участниками рынка подписаны соглашения, предписывающие развернуть цены вспять.

Что в итоге? За первую неделю сахар в отдельных регионах подешевел на три процента, растительное масло – на один. А перед этим их стоимость в рознице подскочила на 70 процентов. А как быть с остальными продуктами? Они ведь тоже постоянно дорожают. И не только продукты. Финансовый блок правительства уже выразил тревогу по поводу обозначившей тенденции увеличения темпов инфляции.

Однако проблема заключается в том, что ее невозможно сдержать ни монетарными, ни административными мерам путем искусственного установления предельного уровня цен. Да, на какое-то время цены можно зажать, но ничего, кроме вреда, экономике и гражданам это не принесет. Потому что инфляция у нас имеет более глубокую природу и требует масштабных и сложных механизмов регулирования со стороны государства.

Не собираюсь отнимать хлеб у экономистов, но как предприниматель, работающий, как говорят, на земле, вижу два основных фактора, напрямую влияющих на рост цен. Первый и очевидный для всех – курс рубля к доллару, который по-прежнему определяется нефтяными котировками. С «нефтегазовой иглы» мы так и не слезли, а доля импортной составляющей, кто бы что ни говорил, остается значительной практически во всех сегментах экономики. Падает рубль – растет стоимость товаров.

Второй ключевой фактор, разгоняющий инфляцию, – состояние малого и среднего бизнеса. Да и значительной части крупного тоже. Совершенно очевидно, что фискальная нагрузка на предпринимателей продолжает усиливаться. Даже в условиях пандемии чиновники бодро отчитываются, что в стране вырос сбор налогов. По данным УФНС по Омской области, за 11 месяцев 2020 года омичи перечислили в федеральный бюджет на 11,1 % (6,6 млрд рублей) больше, чем за тот же период прошлого года, в бюджет Омской области – на 2,2 % (1,1 млрд рублей), в бюджет города Омска – на 12,1 % (765 млн рублей). И это при снижении объемов производства и падении доходов населения (только по официальной статистике на 8,3 %). Можно ли в этой ситуации радоваться успехам налогового ведомства?

А ведь помимо налогов есть еще многочисленные тарифы и сборы, которыми со всех сторон обложены бизнес и граждане и которые тоже непрерывно растут. Естественно, предприниматели будут закладывать дополнительные издержки в стоимость товаров и услуг, но при этом сталкиваются с низким платежеспособным спросом населения. В результате и бизнес сжимается, и цены растут.

Причем если раньше на всех углах говорили о необходимости поддержки и снижения налоговой нагрузки на МСБ, то сейчас и говорить перестали. Никто даже не пытается оценить степень ее адекватности сложившимся реалиям – тема из повестки политиков и пропагандистов незаметно ушла, хотя она становится все более актуальной. Особенно для Омской области.

Кто-нибудь может объяснить, почему те же коммунальные тарифы у нас выше, чем по стране в целом и по Сибирскому федеральному округу в частности? Почему об этом молчат депутаты и члены правительства? Проблема очевидна и застарела. К примеру, летом 2019 года ТГК-11 повысила стоимость тепловой энергии сразу на 15 процентов. Вместо разрешенных правительственным постановлением 4,3 процента.  Предприниматели, разумеется, платят по полной, то есть они обираются напрямую, а за граждан разницу между этими двумя суммами монополисту компенсирует областной бюджет, который формируется из их же налогов.  

Схема «а-ля Омскгоргаз» настолько понравилась омским чиновникам, что стала обыденной практикой. Сначала под каким-нибудь соусом взвинчивается якобы «экономически обоснованный» тариф, а затем либо муниципальная, либо областная казна его компенсируют жителям. Но не предпринимателям.

Скажем, сейчас резко увеличивается тариф на пассажирские перевозки – деньги изымаются из городского бюджета. Со второго полугодия практически вдвое подскочит тариф на вывоз мусора. Гигантские суммы компенсации пойдут из областного бюджета.

Практика перекачивания бюджетных средств в частные предприятия вообще вызывает массу вопросов. Ведь тот же «мусорный» регоператор «Магнит» пришел в регион делать бизнес. Ну, так и вкладывайте свои деньги, берите кредит, стройте, аккуратно следите за своими издержками и живите из прибыли в 14 процентов, которую разрешено по закону закладывать в тариф. Причем это вечный бизнес с гарантированными финансовыми потоками.

Кто разрешил заезжим предпринимателям включать в тариф желаемую, а не необходимую выручку, включающую стоимость лизинга, аренды сооружений и т. д.? Почему инвестировать в развитие частной компании должны граждане, предприниматели, бюджет? И главное – как фирме с уставным капиталом в 10 тыс. рублей доверили проведение «мусорной» реформы? Отвечать за это должны те, кто ее сюда привел.

Между тем даже разрешенный законом рост тарифов в пределах инфляции в сложившихся условиях – это тяжкое бремя для граждан и мелких предпринимателей. Потому что в стране кризис, потому что доходы падают, потому что сами тарифы инфляцию и разгоняют. Они же растут далеко не на несколько процентов. А РЭК равнодушно санкционирует этот пир во время чумы. И каждому чиновнику ясно, из чьих карманов изымаются деньги – в любом случае угнетается экономика, социальная сфера, раскручивается инфляционная спираль.

Ну а предпринимателю, которому вообще никто ничего практически не компенсирует, остается либо загонять все дополнительные издержки в цены, либо закрываться. Что, собственно, мы и видим. В прошедшем году предприятий МСБ у нас было ликвидировано на 30 процентов больше, чем годом ранее. А это рабочие места, зарплата, налоги.

Впрочем, губернатор Александр Бурков в одном из недавних своих выступлений заявил, что Омская область – регион не бедный. И как бы в унисон данному тезису с 1 января резко повышается кадастровая стоимость земли. При этом никто из чиновников его администрации не взял на себя труд проинформировать граждан и предпринимателей относительно того, какова ее рыночная стоимость в настоящее время. По категориям, по зонам. Ведь по закону кадастровая стоимость земли в целях налогообложения не может превышать рыночную цену.

По достоверным данным кадастровая стоимость двух участков земли в промышленной зоне выросла в 3,49 и в 5 раз! При этом даже до переоценки их стоимость, определенная предыдущим оценщиком и заложенная в кадастре, по моему мнению, была выше рынка. И стоимость земли с тех пор не росла, а, наоборот, снижалась. Видимо, полежаевско-назаровская формула «…сколько мы еще можем поднять с земли» по-прежнему жива и работает.

По слухам, чиновники готовят омичам очередной новогодний подарок – переоценку кадастровой стоимости имущества и повышение платы на капитальный ремонт. Причем эта новация коснется как граждан, так и предпринимателей. Карманы облегчатся у всех плательщиков налога на имущество. Видимо, чиновники действительно считают, что там завелись лишние деньги, которые подлежат изъятию.

С точки зрения конкретного, осязаемого ущерба, для меня как предпринимателя их творчество гораздо страшнее санкций, наложенных министерством финансов США на российскую экономику. Однако в информационное пространство на местном уровне постоянно вбрасываются какие-то глобальные прожекты вроде освоения Северного морского пути, строительства самой длинной в Евразии велодорожки и т. д., и никто не обсуждает реальные проблемы, которые подрывают конкурентоспособность омского бизнеса и негативно отражаются на качестве и уровне жизни населения.

Темпы роста различных поборов, если все суммировать, просто вызывают шок. Налог и тарифы вырастут в разы. Разумеется, не стоят на месте и прочие коммунальные платежи, хотя рост некоторых из них давно уже просто «зашкаливает».

При этом правящая омская элита накануне выборов вообще не обсуждает проблему, способны ли граждане и предприниматели платить или нет, мы не видим попыток анализа последствий непрерывного роста издержек для экономики региона. Между тем связь здесь самая прямая: если у нас тарифы выше, чем в целом по стране, значит условия для жизни и ведения бизнеса хуже, чем в большинстве субъектов Федерации.

Ситуацию усугубляет еще одна неприятная тенденция – замена всего, что было выстроено на основе конкуренции, монопольными полугосударственными или подконтрольными структурами. При активном участии в данном процессе управленцев областного правительства и мэрии Омска.

Скажем, до появления того же «Магнита» на рынке вывоза ТБО конкурировали между собой несколько игроков. И, кстати, мусоровозы они покупали за свой счет, никому и в голову не приходило загонять платежи по лизингу в тариф.

У нас не было проблем с транспортировкой зерна, в этом сегменте сложились адекватные рыночные отношения. Но вдруг создается логистическая компания «Зерно Сибири», в ее уставный капитал бухаются 285 млн рублей бюджетных денег, и ставится задача занять монопольное положение в сфере перевозки сельхозпродукции. Зачем?

Аналогичную картину мы видим на рынке так называемых нестационарных торговых объектов. В Омске неожиданно появляется странная фирма, и под ее киоски оптом отдаются доходные места на остановках общественного транспорта. Предприниматели, арендовавшие их ранее не мытьем так катаньем вытесняются, и аренда в этих местах моментально многократно увеличивается. Кто в конечном счете оплатит дополнительные издержки, догадаться несложно.  

Ничего нового здесь нет. Монополисты всегда и везде так себя ведут, потому что извлекать выгоду из доминирующего положения на рынке проще всего путем повышения цен. Мало того, высокая степень вовлеченности в процесс чиновников объективно создает зоны, чрезвычайно емкие с криминально-коррупционной точки зрения. А коррупционная рента – это тоже своего рода налог, которым облагается неограниченный круг лиц и который увеличивает общественные издержки.

И для меня, честно говоря, загадка, как правительство и Банк России будут сдерживать инфляцию при таком росте цен, какой наблюдается, например, в Омской области. Теоретически, наверное, можно навалиться всей мощностью государственной машины и обратить вспять цены на сахар и растительное масло, но разве это изменит общую ситуацию?

На самом деле, инфляция держится в рамках, когда развивается производство товаров и услуг, создаются рабочие места, растет ВВП. Когда происходит рост в бизнесе. Когда во всех сегментах экономики есть реальная конкуренция и борьба идет за сокращение издержек, а не за их наращивание. Но мы, похоже, держим путь в противоположном направлении.

Сергей Мизя

8387

Многочисленные тарифы и сборы, которыми со всех сторон обложены бизнес и граждане, непрерывно растут. Из-за этого экономика в стагнации.

В последнее время правительство вдруг озаботилось ростом цен на отдельные продукты питания. В частности, на сахар и растительное масло. Были приняты экстренные меры, и вскоре главы Минсельхоза и Минэкономразвития сообщили с экранов телевизоров, что почти всеми участниками рынка подписаны соглашения, предписывающие развернуть цены вспять.

Что в итоге? За первую неделю сахар в отдельных регионах подешевел на три процента, растительное масло – на один. А перед этим их стоимость в рознице подскочила на 70 процентов. А как быть с остальными продуктами? Они ведь тоже постоянно дорожают. И не только продукты. Финансовый блок правительства уже выразил тревогу по поводу обозначившей тенденции увеличения темпов инфляции.

Однако проблема заключается в том, что ее невозможно сдержать ни монетарными, ни административными мерам путем искусственного установления предельного уровня цен. Да, на какое-то время цены можно зажать, но ничего, кроме вреда, экономике и гражданам это не принесет. Потому что инфляция у нас имеет более глубокую природу и требует масштабных и сложных механизмов регулирования со стороны государства.

Не собираюсь отнимать хлеб у экономистов, но как предприниматель, работающий, как говорят, на земле, вижу два основных фактора, напрямую влияющих на рост цен. Первый и очевидный для всех – курс рубля к доллару, который по-прежнему определяется нефтяными котировками. С «нефтегазовой иглы» мы так и не слезли, а доля импортной составляющей, кто бы что ни говорил, остается значительной практически во всех сегментах экономики. Падает рубль – растет стоимость товаров.

Второй ключевой фактор, разгоняющий инфляцию, – состояние малого и среднего бизнеса. Да и значительной части крупного тоже. Совершенно очевидно, что фискальная нагрузка на предпринимателей продолжает усиливаться. Даже в условиях пандемии чиновники бодро отчитываются, что в стране вырос сбор налогов. По данным УФНС по Омской области, за 11 месяцев 2020 года омичи перечислили в федеральный бюджет на 11,1 % (6,6 млрд рублей) больше, чем за тот же период прошлого года, в бюджет Омской области – на 2,2 % (1,1 млрд рублей), в бюджет города Омска – на 12,1 % (765 млн рублей). И это при снижении объемов производства и падении доходов населения (только по официальной статистике на 8,3 %). Можно ли в этой ситуации радоваться успехам налогового ведомства?

А ведь помимо налогов есть еще многочисленные тарифы и сборы, которыми со всех сторон обложены бизнес и граждане и которые тоже непрерывно растут. Естественно, предприниматели будут закладывать дополнительные издержки в стоимость товаров и услуг, но при этом сталкиваются с низким платежеспособным спросом населения. В результате и бизнес сжимается, и цены растут.

Причем если раньше на всех углах говорили о необходимости поддержки и снижения налоговой нагрузки на МСБ, то сейчас и говорить перестали. Никто даже не пытается оценить степень ее адекватности сложившимся реалиям – тема из повестки политиков и пропагандистов незаметно ушла, хотя она становится все более актуальной. Особенно для Омской области.

Кто-нибудь может объяснить, почему те же коммунальные тарифы у нас выше, чем по стране в целом и по Сибирскому федеральному округу в частности? Почему об этом молчат депутаты и члены правительства? Проблема очевидна и застарела. К примеру, летом 2019 года ТГК-11 повысила стоимость тепловой энергии сразу на 15 процентов. Вместо разрешенных правительственным постановлением 4,3 процента.  Предприниматели, разумеется, платят по полной, то есть они обираются напрямую, а за граждан разницу между этими двумя суммами монополисту компенсирует областной бюджет, который формируется из их же налогов.  

Схема «а-ля Омскгоргаз» настолько понравилась омским чиновникам, что стала обыденной практикой. Сначала под каким-нибудь соусом взвинчивается якобы «экономически обоснованный» тариф, а затем либо муниципальная, либо областная казна его компенсируют жителям. Но не предпринимателям.

Скажем, сейчас резко увеличивается тариф на пассажирские перевозки – деньги изымаются из городского бюджета. Со второго полугодия практически вдвое подскочит тариф на вывоз мусора. Гигантские суммы компенсации пойдут из областного бюджета.

Практика перекачивания бюджетных средств в частные предприятия вообще вызывает массу вопросов. Ведь тот же «мусорный» регоператор «Магнит» пришел в регион делать бизнес. Ну, так и вкладывайте свои деньги, берите кредит, стройте, аккуратно следите за своими издержками и живите из прибыли в 14 процентов, которую разрешено по закону закладывать в тариф. Причем это вечный бизнес с гарантированными финансовыми потоками.

Кто разрешил заезжим предпринимателям включать в тариф желаемую, а не необходимую выручку, включающую стоимость лизинга, аренды сооружений и т. д.? Почему инвестировать в развитие частной компании должны граждане, предприниматели, бюджет? И главное – как фирме с уставным капиталом в 10 тыс. рублей доверили проведение «мусорной» реформы? Отвечать за это должны те, кто ее сюда привел.

Между тем даже разрешенный законом рост тарифов в пределах инфляции в сложившихся условиях – это тяжкое бремя для граждан и мелких предпринимателей. Потому что в стране кризис, потому что доходы падают, потому что сами тарифы инфляцию и разгоняют. Они же растут далеко не на несколько процентов. А РЭК равнодушно санкционирует этот пир во время чумы. И каждому чиновнику ясно, из чьих карманов изымаются деньги – в любом случае угнетается экономика, социальная сфера, раскручивается инфляционная спираль.

Ну а предпринимателю, которому вообще никто ничего практически не компенсирует, остается либо загонять все дополнительные издержки в цены, либо закрываться. Что, собственно, мы и видим. В прошедшем году предприятий МСБ у нас было ликвидировано на 30 процентов больше, чем годом ранее. А это рабочие места, зарплата, налоги.

Впрочем, губернатор Александр Бурков в одном из недавних своих выступлений заявил, что Омская область – регион не бедный. И как бы в унисон данному тезису с 1 января резко повышается кадастровая стоимость земли. При этом никто из чиновников его администрации не взял на себя труд проинформировать граждан и предпринимателей относительно того, какова ее рыночная стоимость в настоящее время. По категориям, по зонам. Ведь по закону кадастровая стоимость земли в целях налогообложения не может превышать рыночную цену.

По достоверным данным кадастровая стоимость двух участков земли в промышленной зоне выросла в 3,49 и в 5 раз! При этом даже до переоценки их стоимость, определенная предыдущим оценщиком и заложенная в кадастре, по моему мнению, была выше рынка. И стоимость земли с тех пор не росла, а, наоборот, снижалась. Видимо, полежаевско-назаровская формула «…сколько мы еще можем поднять с земли» по-прежнему жива и работает.

По слухам, чиновники готовят омичам очередной новогодний подарок – переоценку кадастровой стоимости имущества и повышение платы на капитальный ремонт. Причем эта новация коснется как граждан, так и предпринимателей. Карманы облегчатся у всех плательщиков налога на имущество. Видимо, чиновники действительно считают, что там завелись лишние деньги, которые подлежат изъятию.

С точки зрения конкретного, осязаемого ущерба, для меня как предпринимателя их творчество гораздо страшнее санкций, наложенных министерством финансов США на российскую экономику. Однако в информационное пространство на местном уровне постоянно вбрасываются какие-то глобальные прожекты вроде освоения Северного морского пути, строительства самой длинной в Евразии велодорожки и т. д., и никто не обсуждает реальные проблемы, которые подрывают конкурентоспособность омского бизнеса и негативно отражаются на качестве и уровне жизни населения.

Темпы роста различных поборов, если все суммировать, просто вызывают шок. Налог и тарифы вырастут в разы. Разумеется, не стоят на месте и прочие коммунальные платежи, хотя рост некоторых из них давно уже просто «зашкаливает».

При этом правящая омская элита накануне выборов вообще не обсуждает проблему, способны ли граждане и предприниматели платить или нет, мы не видим попыток анализа последствий непрерывного роста издержек для экономики региона. Между тем связь здесь самая прямая: если у нас тарифы выше, чем в целом по стране, значит условия для жизни и ведения бизнеса хуже, чем в большинстве субъектов Федерации.

Ситуацию усугубляет еще одна неприятная тенденция – замена всего, что было выстроено на основе конкуренции, монопольными полугосударственными или подконтрольными структурами. При активном участии в данном процессе управленцев областного правительства и мэрии Омска.

Скажем, до появления того же «Магнита» на рынке вывоза ТБО конкурировали между собой несколько игроков. И, кстати, мусоровозы они покупали за свой счет, никому и в голову не приходило загонять платежи по лизингу в тариф.

У нас не было проблем с транспортировкой зерна, в этом сегменте сложились адекватные рыночные отношения. Но вдруг создается логистическая компания «Зерно Сибири», в ее уставный капитал бухаются 285 млн рублей бюджетных денег, и ставится задача занять монопольное положение в сфере перевозки сельхозпродукции. Зачем?

Аналогичную картину мы видим на рынке так называемых нестационарных торговых объектов. В Омске неожиданно появляется странная фирма, и под ее киоски оптом отдаются доходные места на остановках общественного транспорта. Предприниматели, арендовавшие их ранее не мытьем так катаньем вытесняются, и аренда в этих местах моментально многократно увеличивается. Кто в конечном счете оплатит дополнительные издержки, догадаться несложно.  

Ничего нового здесь нет. Монополисты всегда и везде так себя ведут, потому что извлекать выгоду из доминирующего положения на рынке проще всего путем повышения цен. Мало того, высокая степень вовлеченности в процесс чиновников объективно создает зоны, чрезвычайно емкие с криминально-коррупционной точки зрения. А коррупционная рента – это тоже своего рода налог, которым облагается неограниченный круг лиц и который увеличивает общественные издержки.

И для меня, честно говоря, загадка, как правительство и Банк России будут сдерживать инфляцию при таком росте цен, какой наблюдается, например, в Омской области. Теоретически, наверное, можно навалиться всей мощностью государственной машины и обратить вспять цены на сахар и растительное масло, но разве это изменит общую ситуацию?

На самом деле, инфляция держится в рамках, когда развивается производство товаров и услуг, создаются рабочие места, растет ВВП. Когда происходит рост в бизнесе. Когда во всех сегментах экономики есть реальная конкуренция и борьба идет за сокращение издержек, а не за их наращивание. Но мы, похоже, держим путь в противоположном направлении.

Сергей Мизя

8387