Поиск

Депутаты подробно обсудили поправки в главный финансовый документ региона на следующий год. Как на его параметры повлиял коронавирус?

В этот четверг, 17 декабря, финансово-бюджетный комитет Законодательного собрания рассмотрит поправки в проект областного бюджета. Неделей ранее их детально обсуждали на профильных комитетах.

В рамках второго чтения бюджета рассматриваются расходы на конкретные программы и проекты. На этом этапе от депутатов требуется особое внимание, а порой и принципиальная позиция. Вопросы по финансированию тех или иных жизненно важных для региона статьей возникают всегда. И в этот раз исключений не было.

Об исторической планке в 100 млрд рублей, которую Омской области удалось преодолеть в 2020 году, пока речи не идет. Общий объем доходов областного бюджета на 2021 год запланирован в сумме 96,3 млрд рублей, такими же будут и расходы. Регион планирует жить по средствам, не влезая в долги.

– На данном этапе в проекте бюджета мы увидели большое сокращение расходов практически по всем государственным программам: развитие здравоохранения, образования, социальная поддержка населения и т. д., – говорит депутат Законодательного собрания Омской области, член комитета по экономической политике и инвестициям Андрей Кипервар. – Увеличение финансирования предусмотрено лишь на дорожный фонд и реализацию программы формирования комфортной городской среды.

Неужели пандемия коронавируса настолько сильно ударила по экономике, что приходится сокращать социальные программы? Давайте разбираться.

Экономика, безусловно, пострадала. Поступления в областной бюджет сокращаются. Однако к уровню 2020 года налоговые и неналоговые доходы спланированы с ростом на 6,6 %. Крайне негативной динамики мы пока не наблюдаем.

Рост планируется по налогу на прибыль (поступления составят 16,6 млрд рублей), по акцизам на подакцизные товары (21,1 млрд рублей) и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (4,3 млрд рублей). На уровне текущего года планируются поступления по налогу на доходы физических лиц (21,9 млрд рублей), по имущественным налогам и неналоговым доходам.

Однако в бюджете на данном этапе пока обеспечиваются финансированием в основном первоочередные расходы. Причем их даже увеличили почти на 5 млрд рублей, и это за счет собственных источников.

В частности, на формирование фонда оплаты труда работников бюджетной сферы направлено 35,5 млрд рублей. Еще 1,4 млрд рублей зарезервировано на повышение заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на будущий год. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население составят 10 млрд рублей.

Ключевым направлением останется финансирование мероприятий национальных проектов, на которые в проекте бюджета на 2021 год предусмотрено 16 млрд рублей. Половина от этой суммы – собственные средства региона.

5,9 млрд рублей приходится на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Кроме того, традиционно остаются наиболее финансово емкими нацпроекты «Демография», «Образование» и «Здравоохранение».

Тем не менее вопросы у депутатов на комитетах возникли. Больше всего – связи с уменьшением объемов финансирования государственных программ.

В частности, на развитие здравоохранения – минус 2 млрд, социальная политика – минус 10 млрд. На 70 процентов снижено финансирование программы «Доступная среда». А как скажется на развитии образования сокращение финансирования на 2 млрд рублей?

– Эти госпрограммы не относятся к категории первоочередных, хотя значение их переоценить сложно. Однако депутаты пошли на этот шаг, понимая, что в феврале будут рассматриваться первые поправки в бюджет 2021 года, в которых будет учтено дополнительное финансирование из федерального центра, – прокомментировал Андрей Кипервар.

Например, финансирование госпрограммы по развитию здравоохранения в Омской области на 2021 год предусмотрено в объеме 19,2 млрд рублей. Но во втором чтении федерального бюджета по линии здравоохранения Омской области уже распределены дополнительные ресурсы, и при внесении первых изменений в бюджет 2021 года в феврале объем финансирования отрасли будет увеличен.

Что касается социальной политики, то сейчас в этой госпрограмме пока не учтено ожидаемое распределение федеральных субсидий на выплаты при рождении третьего ребенка и ежемесячные выплаты на детей от трех до семи лет. Также в ходе исполнения бюджета будут увеличены за счет собственных средств расходы на предоставление мер социальной поддержки. 

Полностью обеспечены финансированием уже сейчас только дорожный фонд Омской области и программа формирования комфортной городской среды. Что объясняется необходимостью в кратчайшие сроки заключить контракты с подрядчиками и как можно раньше в следующем году приступить к работам.

– По остальным программам ждем первых изменений в бюджет, которые будут приниматься в феврале 2021 года. Объемы финансирования как нацпроектов, так и адресных программ возрастут, – отметил депутат.

Во-первых, как мы уже говорили, будут учтены дополнительные целевые поступления из Федерации. Во-вторых, будет задействован в качестве источника финансирования расходных обязательств дефицит бюджета. Такая возможность у регионов появилась благодаря решению Президента РФ отменить на предстоящий год ограничения по увеличению уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты. В-третьих, региональные власти продолжат работать над привлечением дополнительной поддержки из Федерации, как целевой, так и нецелевой. Раньше это губернатору удавалось. Будем надеяться на то, что в 2021 году получится.

Депутаты подробно обсудили поправки в главный финансовый документ региона на следующий год. Как на его параметры повлиял коронавирус?

В этот четверг, 17 декабря, финансово-бюджетный комитет Законодательного собрания рассмотрит поправки в проект областного бюджета. Неделей ранее их детально обсуждали на профильных комитетах.

В рамках второго чтения бюджета рассматриваются расходы на конкретные программы и проекты. На этом этапе от депутатов требуется особое внимание, а порой и принципиальная позиция. Вопросы по финансированию тех или иных жизненно важных для региона статьей возникают всегда. И в этот раз исключений не было.

Об исторической планке в 100 млрд рублей, которую Омской области удалось преодолеть в 2020 году, пока речи не идет. Общий объем доходов областного бюджета на 2021 год запланирован в сумме 96,3 млрд рублей, такими же будут и расходы. Регион планирует жить по средствам, не влезая в долги.

– На данном этапе в проекте бюджета мы увидели большое сокращение расходов практически по всем государственным программам: развитие здравоохранения, образования, социальная поддержка населения и т. д., – говорит депутат Законодательного собрания Омской области, член комитета по экономической политике и инвестициям Андрей Кипервар. – Увеличение финансирования предусмотрено лишь на дорожный фонд и реализацию программы формирования комфортной городской среды.

Неужели пандемия коронавируса настолько сильно ударила по экономике, что приходится сокращать социальные программы? Давайте разбираться.

Экономика, безусловно, пострадала. Поступления в областной бюджет сокращаются. Однако к уровню 2020 года налоговые и неналоговые доходы спланированы с ростом на 6,6 %. Крайне негативной динамики мы пока не наблюдаем.

Рост планируется по налогу на прибыль (поступления составят 16,6 млрд рублей), по акцизам на подакцизные товары (21,1 млрд рублей) и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (4,3 млрд рублей). На уровне текущего года планируются поступления по налогу на доходы физических лиц (21,9 млрд рублей), по имущественным налогам и неналоговым доходам.

Однако в бюджете на данном этапе пока обеспечиваются финансированием в основном первоочередные расходы. Причем их даже увеличили почти на 5 млрд рублей, и это за счет собственных источников.

В частности, на формирование фонда оплаты труда работников бюджетной сферы направлено 35,5 млрд рублей. Еще 1,4 млрд рублей зарезервировано на повышение заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на будущий год. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население составят 10 млрд рублей.

Ключевым направлением останется финансирование мероприятий национальных проектов, на которые в проекте бюджета на 2021 год предусмотрено 16 млрд рублей. Половина от этой суммы – собственные средства региона.

5,9 млрд рублей приходится на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Кроме того, традиционно остаются наиболее финансово емкими нацпроекты «Демография», «Образование» и «Здравоохранение».

Тем не менее вопросы у депутатов на комитетах возникли. Больше всего – связи с уменьшением объемов финансирования государственных программ.

В частности, на развитие здравоохранения – минус 2 млрд, социальная политика – минус 10 млрд. На 70 процентов снижено финансирование программы «Доступная среда». А как скажется на развитии образования сокращение финансирования на 2 млрд рублей?

– Эти госпрограммы не относятся к категории первоочередных, хотя значение их переоценить сложно. Однако депутаты пошли на этот шаг, понимая, что в феврале будут рассматриваться первые поправки в бюджет 2021 года, в которых будет учтено дополнительное финансирование из федерального центра, – прокомментировал Андрей Кипервар.

Например, финансирование госпрограммы по развитию здравоохранения в Омской области на 2021 год предусмотрено в объеме 19,2 млрд рублей. Но во втором чтении федерального бюджета по линии здравоохранения Омской области уже распределены дополнительные ресурсы, и при внесении первых изменений в бюджет 2021 года в феврале объем финансирования отрасли будет увеличен.

Что касается социальной политики, то сейчас в этой госпрограмме пока не учтено ожидаемое распределение федеральных субсидий на выплаты при рождении третьего ребенка и ежемесячные выплаты на детей от трех до семи лет. Также в ходе исполнения бюджета будут увеличены за счет собственных средств расходы на предоставление мер социальной поддержки. 

Полностью обеспечены финансированием уже сейчас только дорожный фонд Омской области и программа формирования комфортной городской среды. Что объясняется необходимостью в кратчайшие сроки заключить контракты с подрядчиками и как можно раньше в следующем году приступить к работам.

– По остальным программам ждем первых изменений в бюджет, которые будут приниматься в феврале 2021 года. Объемы финансирования как нацпроектов, так и адресных программ возрастут, – отметил депутат.

Во-первых, как мы уже говорили, будут учтены дополнительные целевые поступления из Федерации. Во-вторых, будет задействован в качестве источника финансирования расходных обязательств дефицит бюджета. Такая возможность у регионов появилась благодаря решению Президента РФ отменить на предстоящий год ограничения по увеличению уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты. В-третьих, региональные власти продолжат работать над привлечением дополнительной поддержки из Федерации, как целевой, так и нецелевой. Раньше это губернатору удавалось. Будем надеяться на то, что в 2021 году получится.