Поиск

Время от времени об Омске говорят как о городе космической славы. Все ли от этой славы осталось в прошлом или традиции вполне себе живы?

Поводом для разговора с заведующим кафедрой «Авиа- и ракетостроение» Омского государственного технического университета Алексеем Яковлевым, как это ни странно, послужил полет на Луну китайской автоматической станции «Чанъэ-5». СМИ широко обсуждают эту тему, вот и захотелось узнать, чем может ответить российская космонавтика, да и может ли вообще. Офис «Роскосмоса» далеко, в Москве, зато специализированная кафедра здесь, в Омске, на улице Долгирева, 79.

Спутниковая навигация повела меня к учебному корпусу № 3 ОмГТУ кратчайшим путем через улицы Северные. Если вспомнить избитую шутку, то дорогу там можно назвать лунной – сплошные «кратеры». «Какой космос, какая Луна? Доехать бы! Правы комментаторы-скептики: отстали мы навсегда и от американцев, и от китайцев», – думал я, подпрыгивая в машине на кочках.

Между тем сам корпус неожиданно произвел приличное впечатление. Сразу видно, что его относительно недавно ремонтировали. «Может, не все пропало?» – с такой мыслью открывал я дверь кабинета заведующего кафедрой.

Алексей Борисович, вы следите за тем, что делают Китайское космическое агентство, НАСА и Илон Маск?

– Профессия заставляет следить за направлениями развития космонавтики. Лично меня больше интересуют аспекты, связанные с ракетоносителями и двигателями, но на кафедре есть люди, вникающие в детали работы спутников на околоземной орбите, отслеживающие полеты межпланетных исследовательских аппаратов. При этом ревности к зарубежным коллегам нет, есть радость за успехи человечества в целом. В мире есть много негативных моментов, которые людей разъединяют, а любые значимые достижения космонавтики, наоборот, сплачивают и дарят надежду на лучшее. Возьмем, например, китайскую лунную миссию «Чанъэ-5». Мне кажется, что большинство позитивно мыслящих людей желает организаторам полета успеха и ждет, когда возвращаемый модуль автоматической станции приземлится в заданном районе и доставит новые образцы лунного грунта.

Стыковки на околоземной и лунной орбитах, успешное прилунение и взлет зонда «Чанъэ-5», насколько весомы эти достижения с инженерной точки зрения? Пора уже считать Луну нашим седьмым континентом и ждать его колонизации?

– Пока можно констатировать, что космонавтам уже надоело просто нарезать круги вокруг Земли, и все космические агентства готовятся решать качественно иные задачи. Освоение Луны вполне подходит на эту роль. Затраты огромные, и чем больше стран смогут скооперироваться для решения такой амбициозной задачи, тем ощутимей будет прогресс. В этом плане хорошо, что о Китае сегодня можно с уверенностью говорить как о третьей великой космической державе. Совсем недавно его технологическая база отставала от США и России, но китайцы идут вперед семимильными шагами.

Возвращаясь на Луну, придется повторить нехорошо забытое старое. Современная российская, впрочем, как и американская, лунная программа на данном этапе является, по сути, воспроизведением того, что уже было сделано в 60–70-е годы прошлого столетия. Технологический уровень новый, но основные задачи те же: достичь Луны и высадиться на ней. Правда, теперь стало возможным всерьез обсуждать варианты строительства долговременной лунной базы.

Что мешает просто достать старые чертежи и построить по ним ракету?

– Это так не работает. Нужно учитывать иную производственную базу, иной уровень требований к безопасности, в том числе экологической. Никто сегодня не станет строить сверхтяжелую ракету, в которой в качестве компонента топлива использовались бы высокотоксичные компоненты, такие как гептил. Слишком высоки риски, связанные с перевозкой таких компонентов в больших объемах. К тому же остатки топлива, а иногда это могут быть тысячи килограммов, неизбежно остаются в отработанных ступенях ракеты, упавших на землю.

Безопасные сами по себе кислород и водород при выборе их в качестве компонентов топлива становятся очень даже непростыми. Совладать с ними тяжело. Проблема решаема, но для этого нужны высочайшие уровни проектирования и сборки ракеты. Добавлю, что в качестве компонентов топлива для носителей семейства «Ангара» используются керосин и жидкий кислород. И именно сверхтяжелая «Ангара» может быть задействована при реализации российской лунной программы.

Алексей Борисович Яковлев, заведующий кафедрой «Авиа- и ракетостроение» Омского государственного технического университета 

– «Ангару» планируют собирать в Омске. Выпускники вашей кафедры будут в этом задействованы?

– Вопрос, конечно, следует адресовать непосредственно производственникам и руководству ГКНПЦ имени Хруничева, в который теперь входит ПО «Полет». Но вообще наши выпускники напрямую идут работать на «Полет», причем как «целевики», так и имеющие свободное распределение. У ОмГТУ очень тесные отношения с самим производственным объединением и с конструкторским бюро «Полет». Некоторые руководители отделов завода по совместительству являются преподавателями нашей кафедры. В результате студенты еще в процессе учебы и ежегодной производственной практики могут определиться, что же им больше нравится: конструирование или работа в сборочном цехе.

В сборочном цехе работают люди с высшим образованием?

– Не просто с высшим образованием, а имеющие за плечами магистратуру. Бакалавров, конечно, тоже берут, но на менее ответственные операции. «Полету» сегодня требуются сборщики-инженеры, отучившиеся по специальности 5,5 лет. В 2015 году университет выиграл конкурс, и был создан центр подготовки высококвалифицированных кадров для «Полета». В нем смоделированы, то есть созданы в миниатюрном базовом исполнении, четыре производственные площадки предприятия. В центре студенты могут ознакомиться с реальными компьютерными программами, используемыми на производстве, поработать в метрологической и цифровой лабораториях, организовать процесс сборки деталей с помощью робототехники.

– Реальное высокоточное производство предполагает следование четким инструкциям. Где же тогда студентам проявить творчество, экспериментально проверить возникшие идеи?

– Для этого в вузе есть научно-образовательные центры (НОЦ). Там занимаются исследованиями, готовятся курсовые и дипломные работы, пишутся магистерские диссертации. К работе в НОЦ, в принципе, можно включаться начиная уже с первого курса. Более того, в рамках совместного проекта с инженерно-технологическим лицеем № 25 мы будем вовлекать в исследовательскую работу заинтересованных в этом старшеклассников.

У нас еще в двухтысячных годах было создано студенческое конструкторское бюро. В настоящее время студенческое КБ подросло в статусе и стало научно-исследовательской лабораторией. Она теперь может получать финансовую грантовую поддержку не только от вуза, но и участвовать в бизнес-проектах.

Основной темой студенческого конструкторского бюро являются двигательные установки спутников. В портфолио КБ есть двигатели для научных российских спутников и спутников специального назначения для иностранных заказчиков. Так, в 2008 году ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно вывела на целевые орбиты шесть спутников связи для береговой охраны США. Все аппараты были оснащены двигательными установками, разработанными в ОмГТУ.

– Наши двигатели обеспечили равномерность расстановки аппаратов на круговой орбите и без сбоев отработали весь пятилетний срок активного существования группировки, – рассказал доцент кафедры «Авиа- и ракетостроение» Валерий Косицын.– Мы продолжаем заниматься подобными системами, сильно продвинувшись на пути миниатюризации. Для спутников сейчас актуальным является сверхмалый формат, габариты таких аппаратов принято измерять в кубсатах. Один кубсат – это 10х10х10 сантиметров. Так вот, разрабатываемые в нашей лаборатории двигатели вместе с топливным баком вписываются в кубсат.

В настоящее время сотрудники кафедры включились в совместный с РКК «Энергия» проект «Рой малых космических аппаратов». Речь идет о группировке из сотни аппаратов. В перспективе «рой» сможет расширить возможности навигационных систем и телекоммуникации, будет инструментарием для исследования ближнего и дальнего космоса.

Профессиональное сообщество подтверждает актуальность направления, которым занимаются в научно-исследовательской лаборатории ОмГТУ. В сентябре на Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Орбита молодежи», одним из организаторов которой является «Роскосмос», ассистент кафедры «Авиа- и ракетостроение» Павел Ячменев занял второе место со своим проектом в сфере создания целевой аппаратуры и бортовой энергетики космических аппаратов.

Сам он подчеркивает, что работа была выполнена под руководством доктора технических наук Виктора Блинова. Профессор Блинов стоял у истоков создания студенческого КБ ОмГТУ, и он же, кстати, является заместителем начальника КБ «Полет». Так новое поколение омских ракетчиков поддерживает научные и производственные традиции.

Кафедра «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ ежегодно набирает по сотне новых студентов. Часть из них, безусловно, идет в вуз, руководствуясь космической романтикой, но время сейчас такое, что на приземленные вопросы закрывать глаза не удается. А что сейчас больше всего волнует студентов? Пожалуй, варианты будущего трудоустройства и уровень дохода. Но с этим у выпускников кафедры в принципе порядок. Профессия востребована, и выбор широк. Кроме неоднократно упомянутого ПО «Полет», новоиспеченных авиа- и ракетостроителей берут на работу в АО «Высокие Технологии», АО «Сибирские приборы и системы», моторостроительный завод имени Баранова.

Отдельно надо упомянуть и военных, которые также заинтересованы в специалистах-ракетчиках. В ОмГТУ есть военная кафедра, и часть выпускников, получив диплом и звание лейтенанта, идут служить в Космические войска России.

P.S.

А дороги на Северных и территорию вокруг 3-го корпуса ОмГТУ все же стоит привести в порядок. Для этого космические технологии не нужны.

Время от времени об Омске говорят как о городе космической славы. Все ли от этой славы осталось в прошлом или традиции вполне себе живы?

Поводом для разговора с заведующим кафедрой «Авиа- и ракетостроение» Омского государственного технического университета Алексеем Яковлевым, как это ни странно, послужил полет на Луну китайской автоматической станции «Чанъэ-5». СМИ широко обсуждают эту тему, вот и захотелось узнать, чем может ответить российская космонавтика, да и может ли вообще. Офис «Роскосмоса» далеко, в Москве, зато специализированная кафедра здесь, в Омске, на улице Долгирева, 79.

Спутниковая навигация повела меня к учебному корпусу № 3 ОмГТУ кратчайшим путем через улицы Северные. Если вспомнить избитую шутку, то дорогу там можно назвать лунной – сплошные «кратеры». «Какой космос, какая Луна? Доехать бы! Правы комментаторы-скептики: отстали мы навсегда и от американцев, и от китайцев», – думал я, подпрыгивая в машине на кочках.

Между тем сам корпус неожиданно произвел приличное впечатление. Сразу видно, что его относительно недавно ремонтировали. «Может, не все пропало?» – с такой мыслью открывал я дверь кабинета заведующего кафедрой.

Алексей Борисович, вы следите за тем, что делают Китайское космическое агентство, НАСА и Илон Маск?

– Профессия заставляет следить за направлениями развития космонавтики. Лично меня больше интересуют аспекты, связанные с ракетоносителями и двигателями, но на кафедре есть люди, вникающие в детали работы спутников на околоземной орбите, отслеживающие полеты межпланетных исследовательских аппаратов. При этом ревности к зарубежным коллегам нет, есть радость за успехи человечества в целом. В мире есть много негативных моментов, которые людей разъединяют, а любые значимые достижения космонавтики, наоборот, сплачивают и дарят надежду на лучшее. Возьмем, например, китайскую лунную миссию «Чанъэ-5». Мне кажется, что большинство позитивно мыслящих людей желает организаторам полета успеха и ждет, когда возвращаемый модуль автоматической станции приземлится в заданном районе и доставит новые образцы лунного грунта.

Стыковки на околоземной и лунной орбитах, успешное прилунение и взлет зонда «Чанъэ-5», насколько весомы эти достижения с инженерной точки зрения? Пора уже считать Луну нашим седьмым континентом и ждать его колонизации?

– Пока можно констатировать, что космонавтам уже надоело просто нарезать круги вокруг Земли, и все космические агентства готовятся решать качественно иные задачи. Освоение Луны вполне подходит на эту роль. Затраты огромные, и чем больше стран смогут скооперироваться для решения такой амбициозной задачи, тем ощутимей будет прогресс. В этом плане хорошо, что о Китае сегодня можно с уверенностью говорить как о третьей великой космической державе. Совсем недавно его технологическая база отставала от США и России, но китайцы идут вперед семимильными шагами.

Возвращаясь на Луну, придется повторить нехорошо забытое старое. Современная российская, впрочем, как и американская, лунная программа на данном этапе является, по сути, воспроизведением того, что уже было сделано в 60–70-е годы прошлого столетия. Технологический уровень новый, но основные задачи те же: достичь Луны и высадиться на ней. Правда, теперь стало возможным всерьез обсуждать варианты строительства долговременной лунной базы.

Что мешает просто достать старые чертежи и построить по ним ракету?

– Это так не работает. Нужно учитывать иную производственную базу, иной уровень требований к безопасности, в том числе экологической. Никто сегодня не станет строить сверхтяжелую ракету, в которой в качестве компонента топлива использовались бы высокотоксичные компоненты, такие как гептил. Слишком высоки риски, связанные с перевозкой таких компонентов в больших объемах. К тому же остатки топлива, а иногда это могут быть тысячи килограммов, неизбежно остаются в отработанных ступенях ракеты, упавших на землю.

Безопасные сами по себе кислород и водород при выборе их в качестве компонентов топлива становятся очень даже непростыми. Совладать с ними тяжело. Проблема решаема, но для этого нужны высочайшие уровни проектирования и сборки ракеты. Добавлю, что в качестве компонентов топлива для носителей семейства «Ангара» используются керосин и жидкий кислород. И именно сверхтяжелая «Ангара» может быть задействована при реализации российской лунной программы.

Алексей Борисович Яковлев, заведующий кафедрой «Авиа- и ракетостроение» Омского государственного технического университета 

– «Ангару» планируют собирать в Омске. Выпускники вашей кафедры будут в этом задействованы?

– Вопрос, конечно, следует адресовать непосредственно производственникам и руководству ГКНПЦ имени Хруничева, в который теперь входит ПО «Полет». Но вообще наши выпускники напрямую идут работать на «Полет», причем как «целевики», так и имеющие свободное распределение. У ОмГТУ очень тесные отношения с самим производственным объединением и с конструкторским бюро «Полет». Некоторые руководители отделов завода по совместительству являются преподавателями нашей кафедры. В результате студенты еще в процессе учебы и ежегодной производственной практики могут определиться, что же им больше нравится: конструирование или работа в сборочном цехе.

В сборочном цехе работают люди с высшим образованием?

– Не просто с высшим образованием, а имеющие за плечами магистратуру. Бакалавров, конечно, тоже берут, но на менее ответственные операции. «Полету» сегодня требуются сборщики-инженеры, отучившиеся по специальности 5,5 лет. В 2015 году университет выиграл конкурс, и был создан центр подготовки высококвалифицированных кадров для «Полета». В нем смоделированы, то есть созданы в миниатюрном базовом исполнении, четыре производственные площадки предприятия. В центре студенты могут ознакомиться с реальными компьютерными программами, используемыми на производстве, поработать в метрологической и цифровой лабораториях, организовать процесс сборки деталей с помощью робототехники.

– Реальное высокоточное производство предполагает следование четким инструкциям. Где же тогда студентам проявить творчество, экспериментально проверить возникшие идеи?

– Для этого в вузе есть научно-образовательные центры (НОЦ). Там занимаются исследованиями, готовятся курсовые и дипломные работы, пишутся магистерские диссертации. К работе в НОЦ, в принципе, можно включаться начиная уже с первого курса. Более того, в рамках совместного проекта с инженерно-технологическим лицеем № 25 мы будем вовлекать в исследовательскую работу заинтересованных в этом старшеклассников.

У нас еще в двухтысячных годах было создано студенческое конструкторское бюро. В настоящее время студенческое КБ подросло в статусе и стало научно-исследовательской лабораторией. Она теперь может получать финансовую грантовую поддержку не только от вуза, но и участвовать в бизнес-проектах.

Основной темой студенческого конструкторского бюро являются двигательные установки спутников. В портфолио КБ есть двигатели для научных российских спутников и спутников специального назначения для иностранных заказчиков. Так, в 2008 году ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно вывела на целевые орбиты шесть спутников связи для береговой охраны США. Все аппараты были оснащены двигательными установками, разработанными в ОмГТУ.

– Наши двигатели обеспечили равномерность расстановки аппаратов на круговой орбите и без сбоев отработали весь пятилетний срок активного существования группировки, – рассказал доцент кафедры «Авиа- и ракетостроение» Валерий Косицын.– Мы продолжаем заниматься подобными системами, сильно продвинувшись на пути миниатюризации. Для спутников сейчас актуальным является сверхмалый формат, габариты таких аппаратов принято измерять в кубсатах. Один кубсат – это 10х10х10 сантиметров. Так вот, разрабатываемые в нашей лаборатории двигатели вместе с топливным баком вписываются в кубсат.

В настоящее время сотрудники кафедры включились в совместный с РКК «Энергия» проект «Рой малых космических аппаратов». Речь идет о группировке из сотни аппаратов. В перспективе «рой» сможет расширить возможности навигационных систем и телекоммуникации, будет инструментарием для исследования ближнего и дальнего космоса.

Профессиональное сообщество подтверждает актуальность направления, которым занимаются в научно-исследовательской лаборатории ОмГТУ. В сентябре на Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Орбита молодежи», одним из организаторов которой является «Роскосмос», ассистент кафедры «Авиа- и ракетостроение» Павел Ячменев занял второе место со своим проектом в сфере создания целевой аппаратуры и бортовой энергетики космических аппаратов.

Сам он подчеркивает, что работа была выполнена под руководством доктора технических наук Виктора Блинова. Профессор Блинов стоял у истоков создания студенческого КБ ОмГТУ, и он же, кстати, является заместителем начальника КБ «Полет». Так новое поколение омских ракетчиков поддерживает научные и производственные традиции.

Кафедра «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ ежегодно набирает по сотне новых студентов. Часть из них, безусловно, идет в вуз, руководствуясь космической романтикой, но время сейчас такое, что на приземленные вопросы закрывать глаза не удается. А что сейчас больше всего волнует студентов? Пожалуй, варианты будущего трудоустройства и уровень дохода. Но с этим у выпускников кафедры в принципе порядок. Профессия востребована, и выбор широк. Кроме неоднократно упомянутого ПО «Полет», новоиспеченных авиа- и ракетостроителей берут на работу в АО «Высокие Технологии», АО «Сибирские приборы и системы», моторостроительный завод имени Баранова.

Отдельно надо упомянуть и военных, которые также заинтересованы в специалистах-ракетчиках. В ОмГТУ есть военная кафедра, и часть выпускников, получив диплом и звание лейтенанта, идут служить в Космические войска России.

P.S.

А дороги на Северных и территорию вокруг 3-го корпуса ОмГТУ все же стоит привести в порядок. Для этого космические технологии не нужны.