Поиск

АЛЕКСЕЙ САЯПИН, генеральный директор компьюмаркета "РИТМ" Близится новый год. Государственные и муниципальные ведомства на оставшиеся средства активно закупают компьютерную технику. О том, как это происходит в Омске, мы побеседовали с генеральным директором компьюмаркета «РИТМ» Алексеем Саяпиным и техническим директором компании Дмитрием Соколовым. Омск-Информ: Насколько нам известно, вы недавно выиграли конкурс на поставку техники в Омский Бизнес-инкубатор. А как вообще сейчас происходит процесс покупки техники официальными службами?Алексей Саяпин: Тендерные поставки в последнее время приняли систематический характер. На специальных сайтах областного правительства и мэрии постоянно появляются новые объявления о поставках. В области компьютерной техники в месяц появляется до десяти конкурсов. Как правило, ведомствам за один заказ нужно от 20 до 300 компьютеров. По новому законодательству, все конкурсы открыты для всех участников, поэтому участвовать в тендерных поставках может любая организация, имеющая и не имеющая отношение к компьютерной технике. Обычно, кроме нашей компании, в любом тендере участвуют до 10 компаний-конкурентов. Выиграть в этих тендерах можно за счет хорошего ценового предложения и привлекательных сроков поставки. Кроме того, конкурсная комиссия любого учреждения всегда обращает внимание на сроки обслуживания техники. Сейчас на компьютерном рынке они варьируются от одного до трех лет гарантии. ОИ: Как давно действует существующая система и что было до нее? АС: Сегодняшняя система заработала с начала этого года, после того как вступил в силу федеральный закон №94 о размещении государственных и муниципальных заказов. С этого момента все тендерные поставки приняли структурный характер. До этого момента конкурсы проводили так, как было удобно заказчику. Например, если ему было важно получить компьютеры в короткие сроки, тогда ему был не важен «ценник». При этом четкой структуры оценок не было. Можно было написать любое требование, любые ограничения. Сейчас же все это регламентировано законом. ОИ: Участие в государственном тендере для компании – серьезная прибавка к прибыли? АС: Значительная, если фирма небольшая. В случае же с нашей компанией, доля дополнительной прибыли не столь высока. Участники конкурсов, как правило, заведомо ставят очень низкие цены, поэтому большой выгоды с этой сделки не получить. Самый минимум. А иногда от чрезмерного занижения цены вообще нет никакого смысла участвовать в конкурсе. Тем более, что техника ломается и ее нужно обслуживать. Соответственно, риска от участия в конкурсах для поставщика гораздо больше, чем прибыли. ОИ: Зачем же тогда вообще участвовать? АС: Прежде всего, участие в тендере – это имидж. Делая максимальное количество положительных вещей, принося городу и области серьезную экономию, можно значительно повысить свою значимость в городе. Получается, чтобы расти самому, нужно, чтобы и люди вокруг тебя росли. ОИ: Сейчас информацию о всех тендерах можно узнать на специализированных веб-сайтах. А как об этом нужно было узнавать раньше?АС: На первом этапе мы сами обзванивали различные структуры, а начиная с 2004 года, когда мы приобрели вес, сами ведомства стали регулярно присылать приглашения для участия в конкурсах. Возможно потому, что все тендеры, которые мы выиграли, мы отработали на 100 процентов. ОИ: А насколько сейчас реально выиграть тендер маленькой неизвестной компании? АС: По существующему законодательству – это абсолютно реально и легко. Ставьте очень низкий ценник, минимальные сроки поставки и максимум гарантии. Все – вы выиграли. Но только нужно учесть, что если вы не выполнили хотя бы один из пунктов, или выполнили его ненадлежащим образом, то вполне возможно, что вас занесут в черный список. И в дальнейшем из-за этого вы не сможете принять участия ни в одном конкурсе. И это еще в лучшем случае, по существующему законодательству возможны и штрафные санкции. Правда у нас в городе к продавцам относятся лояльно, и насколько я знаю, ни одного случая штрафа еще не было. Хотя в черные списки заносят регулярно. ОИ: Грамотно ли в Омске составляются тендерные заявки? АС: С этим в нашем регионе очень большая проблема. Многие заявки составляются абсолютно неквалифицированно с точки зрения технических характеристик поставляемой техники. Например, указывают мощный процессор и при этом мизерный объем оперативной памяти. В таких условиях этот дорогой процессор просто не сможет заработать на полную мощь. Зачем тогда платить за него бешеные деньги, совершенно не понятно. А любой заказ должен исполняться в точности с требованиями документации, любое отступление – шаг влево, шаг вправо – «расстрел». Поэтому приходится поставлять именно то, что просит ведомство, несмотря на абсурдность. ОИ: Может быть, можно как-то на это повлиять? АС: Если заявка размещена, то здесь уже ничего не поделаешь. А вот если бы властные структуры заранее к нам обращались за помощью в составлении технических характеристик к компьютерным компаниям то, это был бы выход. Можно обратиться в любую крупную компанию, и ее специалисты объяснят, почему нужно сделать выбор на той или иной конфигурации. В любом случае, участие в составлении технического задания не гарантирует победы в конкурсе. Потому что победит все равно тот, кто предложит лучшие условия. ОИ: Но разве не может отдельно взятая компания составить характеристику под себя, указать, например, комплектующие, которых очень много именно у нее на складе? АС: Теоретически это возможно. Но опыт показывает, что большинство компьютерной техники морально устаревает очень быстро, и поэтому держать большие склады с компьютерной техникой в Омске просто нецелесообразно. Поэтому такой вариант развития событий нереален. Скорее всего, в таком случае расчет делался бы на склад московских поставщиков. А на это может ориентироваться любая омская компания. ОИ: Это единственный недостаток, который сейчас наблюдается в системе госзакупок?Дмитрий Соколов: Есть еще одно очень серьезное упущение. Раньше для всех крупных конкурсов обязательно запрашивались квалификационные сведения о поставщиках. В них входили опыт предыдущих аналогичных поставок, рекомендательные, благодарственные письма, отзывы. Это было ключевым моментом при выборе поставщика. А уж потом смотрели на цену, гарантию и так далее так далее. Таким образом, репутации и опыту поставщика уделяли гораздо большее внимание, чем сейчас. ОИ: А чем это плохо? ДС: Во-первых, неопытный поставщик просто может не справиться с заданием и не поставить оборудование в срок. И какой-то государственный проект может из-за этого реализоваться не вовремя. Взять, к примеру, бизнес-инкубатор, конкурс на поставку оборудования в который выиграли мы. Я очень сомневаюсь, что другая организация смогла бы поставить такое количество компьютеров за такой короткий срок. А мы уложились буквально за 7 дней, раньше того срока, который был прописан в условиях заказа. Хотя это был сезон покупок, наблюдался дефицит товара, плюс таможенные проблемы в стране в связи со вступлением России в ВТО. И много-много всяких других нюансов. Новичок в таких условиях задание бы не выполнил. А для нас это оказалось нетрудно сделать. Фактически это была штатная ситуация. Во-вторых, мелкий поставщик может поставить не то оборудование из-за недостаточно высокой квалификации. Есть нюансы в спецификациях, о которых могут знать только сертифицированные специалисты, которые есть только у крупных компаний. В результате, если какое-то специфическое оборудование даст сбой, есть большая вероятность, что мелкая компания не сможет разобраться в ее причинах. А для того, чтобы отправить сломавшуюся технику в Москву в официальный сервисный центр, может не хватить финансовых ресурсов. Получится, что гарантия будет заявлена только на бумаге. В третьих, не каждая фирма может обеспечить пусконаладку техники после ее поставки. И вроде оборудование есть, и по срокам уложились, а техника тем не менее стоит мертвым грузом. Все это также может привести к срывам планов государственных ведомств. ОИ: А были ли реальные примеры, когда малоизвестная фирма обходила проверенные и проваливала заказ. ДС: Такое случалось и неоднократно. Разумеется, что это за компании, мы называть не будем. Кстати, это уже проявилось в текущих тендерах. И даже в прошлом месяце, к сожалению, был такой случай. ОИ: Есть ли надежды на то, что эта ситуация как-то разрешится? АС: Только при изменении законодательства. Но я пока не вижу просвета. К сожалению, все ухудшилось достаточно сильно и, прежде всего, для самих ведомств, которые сейчас очень рискуют при проведении каждого конкурса. К сожалению, это постоянная беда наших депутатов, что они с легкостью могут принять такое довольно бездумное решение. С одной стороны, конечно, они в чем-то правы, что приняли довольно демократичное решение. А с другой стороны, должна быть какая-то золотая середина. Без учета опыта поставщика обходиться нельзя. Это то же самое везти пассажиров в автобусе: можно доверить водителю с опытом, а можно посадить за баранку первого попавшегося молодого парня, только что получившего права. Где будет гарантия, что все пассажиры доедут в целости и сохранности? ОИ: И напоследок, отличаются ли компьютерные предпочтения чиновников и обычных людей? АС: Обычно рядовой пользователь предъявляет к компьютерам гораздо больше требований, чем чиновник, так как в домашних условиях на компьютере выполняется очень много задач. В результате стоимость компьютеров для представителей власти ниже. Хотя, конечно, бывают и исключения. А вообще в последнее время чиновники все больше обращают внимания на мобильные решения. В 2004-м году, например, ноутбуков практически не закупали. В 2005-м уже один-два из всей поставки. А в этом году ноутбуки занимают уже порядка 20 процентов от всех поставок, а Законодательное собрание, сами видите, недавно заказало вообще одни ноутбуки. ДС: Это они правильно делают. Во первых это современно, и таким образом Законодательное собрание показывает, что оно движется в ногу со временем. Мобильность приобретает все большее значение, и особенно для чиновников, которые должны иметь доступ к информации, где бы они не находились. Кроме того, несмотря на то, что ноутбуки стоят несколько дороже, все равно получается экономия. Во-первых, не нужен источник бесперебойного питания, а во-вторых не нужно прокладывать сеть, если у ноутбука есть поддержка беспроводных технологий. А ведь для того, чтобы построить в офисе проводную сеть, нужно составить проект, купить короба, купить провода, розетки, продолбить стены. В общем, на сегодняшний день это абсолютно правильный и логичный шаг.

АЛЕКСЕЙ САЯПИН, генеральный директор компьюмаркета "РИТМ" Близится новый год. Государственные и муниципальные ведомства на оставшиеся средства активно закупают компьютерную технику. О том, как это происходит в Омске, мы побеседовали с генеральным директором компьюмаркета «РИТМ» Алексеем Саяпиным и техническим директором компании Дмитрием Соколовым. Омск-Информ: Насколько нам известно, вы недавно выиграли конкурс на поставку техники в Омский Бизнес-инкубатор. А как вообще сейчас происходит процесс покупки техники официальными службами?Алексей Саяпин: Тендерные поставки в последнее время приняли систематический характер. На специальных сайтах областного правительства и мэрии постоянно появляются новые объявления о поставках. В области компьютерной техники в месяц появляется до десяти конкурсов. Как правило, ведомствам за один заказ нужно от 20 до 300 компьютеров. По новому законодательству, все конкурсы открыты для всех участников, поэтому участвовать в тендерных поставках может любая организация, имеющая и не имеющая отношение к компьютерной технике. Обычно, кроме нашей компании, в любом тендере участвуют до 10 компаний-конкурентов. Выиграть в этих тендерах можно за счет хорошего ценового предложения и привлекательных сроков поставки. Кроме того, конкурсная комиссия любого учреждения всегда обращает внимание на сроки обслуживания техники. Сейчас на компьютерном рынке они варьируются от одного до трех лет гарантии. ОИ: Как давно действует существующая система и что было до нее? АС: Сегодняшняя система заработала с начала этого года, после того как вступил в силу федеральный закон №94 о размещении государственных и муниципальных заказов. С этого момента все тендерные поставки приняли структурный характер. До этого момента конкурсы проводили так, как было удобно заказчику. Например, если ему было важно получить компьютеры в короткие сроки, тогда ему был не важен «ценник». При этом четкой структуры оценок не было. Можно было написать любое требование, любые ограничения. Сейчас же все это регламентировано законом. ОИ: Участие в государственном тендере для компании – серьезная прибавка к прибыли? АС: Значительная, если фирма небольшая. В случае же с нашей компанией, доля дополнительной прибыли не столь высока. Участники конкурсов, как правило, заведомо ставят очень низкие цены, поэтому большой выгоды с этой сделки не получить. Самый минимум. А иногда от чрезмерного занижения цены вообще нет никакого смысла участвовать в конкурсе. Тем более, что техника ломается и ее нужно обслуживать. Соответственно, риска от участия в конкурсах для поставщика гораздо больше, чем прибыли. ОИ: Зачем же тогда вообще участвовать? АС: Прежде всего, участие в тендере – это имидж. Делая максимальное количество положительных вещей, принося городу и области серьезную экономию, можно значительно повысить свою значимость в городе. Получается, чтобы расти самому, нужно, чтобы и люди вокруг тебя росли. ОИ: Сейчас информацию о всех тендерах можно узнать на специализированных веб-сайтах. А как об этом нужно было узнавать раньше?АС: На первом этапе мы сами обзванивали различные структуры, а начиная с 2004 года, когда мы приобрели вес, сами ведомства стали регулярно присылать приглашения для участия в конкурсах. Возможно потому, что все тендеры, которые мы выиграли, мы отработали на 100 процентов. ОИ: А насколько сейчас реально выиграть тендер маленькой неизвестной компании? АС: По существующему законодательству – это абсолютно реально и легко. Ставьте очень низкий ценник, минимальные сроки поставки и максимум гарантии. Все – вы выиграли. Но только нужно учесть, что если вы не выполнили хотя бы один из пунктов, или выполнили его ненадлежащим образом, то вполне возможно, что вас занесут в черный список. И в дальнейшем из-за этого вы не сможете принять участия ни в одном конкурсе. И это еще в лучшем случае, по существующему законодательству возможны и штрафные санкции. Правда у нас в городе к продавцам относятся лояльно, и насколько я знаю, ни одного случая штрафа еще не было. Хотя в черные списки заносят регулярно. ОИ: Грамотно ли в Омске составляются тендерные заявки? АС: С этим в нашем регионе очень большая проблема. Многие заявки составляются абсолютно неквалифицированно с точки зрения технических характеристик поставляемой техники. Например, указывают мощный процессор и при этом мизерный объем оперативной памяти. В таких условиях этот дорогой процессор просто не сможет заработать на полную мощь. Зачем тогда платить за него бешеные деньги, совершенно не понятно. А любой заказ должен исполняться в точности с требованиями документации, любое отступление – шаг влево, шаг вправо – «расстрел». Поэтому приходится поставлять именно то, что просит ведомство, несмотря на абсурдность. ОИ: Может быть, можно как-то на это повлиять? АС: Если заявка размещена, то здесь уже ничего не поделаешь. А вот если бы властные структуры заранее к нам обращались за помощью в составлении технических характеристик к компьютерным компаниям то, это был бы выход. Можно обратиться в любую крупную компанию, и ее специалисты объяснят, почему нужно сделать выбор на той или иной конфигурации. В любом случае, участие в составлении технического задания не гарантирует победы в конкурсе. Потому что победит все равно тот, кто предложит лучшие условия. ОИ: Но разве не может отдельно взятая компания составить характеристику под себя, указать, например, комплектующие, которых очень много именно у нее на складе? АС: Теоретически это возможно. Но опыт показывает, что большинство компьютерной техники морально устаревает очень быстро, и поэтому держать большие склады с компьютерной техникой в Омске просто нецелесообразно. Поэтому такой вариант развития событий нереален. Скорее всего, в таком случае расчет делался бы на склад московских поставщиков. А на это может ориентироваться любая омская компания. ОИ: Это единственный недостаток, который сейчас наблюдается в системе госзакупок?Дмитрий Соколов: Есть еще одно очень серьезное упущение. Раньше для всех крупных конкурсов обязательно запрашивались квалификационные сведения о поставщиках. В них входили опыт предыдущих аналогичных поставок, рекомендательные, благодарственные письма, отзывы. Это было ключевым моментом при выборе поставщика. А уж потом смотрели на цену, гарантию и так далее так далее. Таким образом, репутации и опыту поставщика уделяли гораздо большее внимание, чем сейчас. ОИ: А чем это плохо? ДС: Во-первых, неопытный поставщик просто может не справиться с заданием и не поставить оборудование в срок. И какой-то государственный проект может из-за этого реализоваться не вовремя. Взять, к примеру, бизнес-инкубатор, конкурс на поставку оборудования в который выиграли мы. Я очень сомневаюсь, что другая организация смогла бы поставить такое количество компьютеров за такой короткий срок. А мы уложились буквально за 7 дней, раньше того срока, который был прописан в условиях заказа. Хотя это был сезон покупок, наблюдался дефицит товара, плюс таможенные проблемы в стране в связи со вступлением России в ВТО. И много-много всяких других нюансов. Новичок в таких условиях задание бы не выполнил. А для нас это оказалось нетрудно сделать. Фактически это была штатная ситуация. Во-вторых, мелкий поставщик может поставить не то оборудование из-за недостаточно высокой квалификации. Есть нюансы в спецификациях, о которых могут знать только сертифицированные специалисты, которые есть только у крупных компаний. В результате, если какое-то специфическое оборудование даст сбой, есть большая вероятность, что мелкая компания не сможет разобраться в ее причинах. А для того, чтобы отправить сломавшуюся технику в Москву в официальный сервисный центр, может не хватить финансовых ресурсов. Получится, что гарантия будет заявлена только на бумаге. В третьих, не каждая фирма может обеспечить пусконаладку техники после ее поставки. И вроде оборудование есть, и по срокам уложились, а техника тем не менее стоит мертвым грузом. Все это также может привести к срывам планов государственных ведомств. ОИ: А были ли реальные примеры, когда малоизвестная фирма обходила проверенные и проваливала заказ. ДС: Такое случалось и неоднократно. Разумеется, что это за компании, мы называть не будем. Кстати, это уже проявилось в текущих тендерах. И даже в прошлом месяце, к сожалению, был такой случай. ОИ: Есть ли надежды на то, что эта ситуация как-то разрешится? АС: Только при изменении законодательства. Но я пока не вижу просвета. К сожалению, все ухудшилось достаточно сильно и, прежде всего, для самих ведомств, которые сейчас очень рискуют при проведении каждого конкурса. К сожалению, это постоянная беда наших депутатов, что они с легкостью могут принять такое довольно бездумное решение. С одной стороны, конечно, они в чем-то правы, что приняли довольно демократичное решение. А с другой стороны, должна быть какая-то золотая середина. Без учета опыта поставщика обходиться нельзя. Это то же самое везти пассажиров в автобусе: можно доверить водителю с опытом, а можно посадить за баранку первого попавшегося молодого парня, только что получившего права. Где будет гарантия, что все пассажиры доедут в целости и сохранности? ОИ: И напоследок, отличаются ли компьютерные предпочтения чиновников и обычных людей? АС: Обычно рядовой пользователь предъявляет к компьютерам гораздо больше требований, чем чиновник, так как в домашних условиях на компьютере выполняется очень много задач. В результате стоимость компьютеров для представителей власти ниже. Хотя, конечно, бывают и исключения. А вообще в последнее время чиновники все больше обращают внимания на мобильные решения. В 2004-м году, например, ноутбуков практически не закупали. В 2005-м уже один-два из всей поставки. А в этом году ноутбуки занимают уже порядка 20 процентов от всех поставок, а Законодательное собрание, сами видите, недавно заказало вообще одни ноутбуки. ДС: Это они правильно делают. Во первых это современно, и таким образом Законодательное собрание показывает, что оно движется в ногу со временем. Мобильность приобретает все большее значение, и особенно для чиновников, которые должны иметь доступ к информации, где бы они не находились. Кроме того, несмотря на то, что ноутбуки стоят несколько дороже, все равно получается экономия. Во-первых, не нужен источник бесперебойного питания, а во-вторых не нужно прокладывать сеть, если у ноутбука есть поддержка беспроводных технологий. А ведь для того, чтобы построить в офисе проводную сеть, нужно составить проект, купить короба, купить провода, розетки, продолбить стены. В общем, на сегодняшний день это абсолютно правильный и логичный шаг.