Картина потребительских предпочтений в онлайн-продажах сильно изменилась в связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции. Безусловным лидером по приросту количества платежей в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали магазины одежды и аксессуаров, где количество онлайн-покупок увеличилось в 7,3 раза. При этом в данной ктегории средний чек при этом уменьшился на 19 % до 2337 рублей.
На втором месте по увеличению количества платежей в онлайне – страховые услуги. Прирост в этой категории в октябре составил 4,3 раза год к году, средний чек на оплату уменьшился в 2,6 раза. Затем идет программное обеспечение – рост в 3,8 раза, снижение среднего чека – в 2,3 раза.
Вполне логично, что первый резкий рост онлайн-продаж одежды наблюдался в марте – апреле 2020 года во время самоизоляции, введенной в России из-за пандемии коронавируса. Тогда потребители были вынуждены перейти к онлайн-покупкам одежды, поскольку все офлайн-магазины были закрыты.
«Осенний рост можно объяснить тем, что люди оценили удобство шопинга не выходя из дома, тем более что часть интернет-магазинов предоставляет возможность бесплатной примерки и возврата неподошедшей вещи. Также многие крупные сетевые магазины стали предлагать дополнительные скидки при онлайн-покупках», – предположили эксперты МТС Банка.
Топ-10 категорий по росту онлайн-продаж в Омской области октябрь 2020 к октябрю 2019 по данным МТС Банка |
|||
Категория |
Увеличение количества транзакций |
Изменение среднего чека |
Увеличение объемов продаж |
Одежда, аксессуары |
в 7,3 раза |
- 19 % |
в 5,9 раза |
Страхование |
в 4,3 раза |
- 2,6 раза |
65 % |
Программное обеспечение |
в 3,8 раза |
- 2,3 раза |
65 % |
Благотворительность |
в 2,9 раза |
- 20 % |
в 2,3 раза |
Спорттовары |
86 % |
+ 79 % |
в 3,3 раза |
Косметика |
39 % |
+ 80 % |
в 3,8 раза |
Цветы |
29 % |
+ 59 % |
в 2,1 раза |
Товары для дома |
27 % |
- 12 % |
12 % |
Супермаркеты |
26 % |
+ 37 % |
73 % |
Рестораны, фастфуд |
21 % |
+ 19 % |
45 % |
Снижение среднего чека в половине категорий на фоне значительного роста продаж говорит о том, что онлайн-покупки жители региона стали совершать чаще, но при этом подходить к выбору товаров более экономно. Наибольшее увеличение среднего чека показали категории – косметика (+80 %) и спорттовары (+79 %).
Примечательно, что в категориях, которые были изначально ориентированы на онлайн, изменения произошли незначительные. Так, например, в телекоммуникационных услугах количество транзакций уменьшилось на 5 %, а продажи приложений и игр для смартфонов, игровых консолей и компьютеров – на 7 %. При этом значительно увеличились досуговые категории: онлайн-кинотеатры (+2,1 раза) и онлайн-знакомства (+37 %), что объясняется ограниченными возможностями в реальном общении.
Опираясь на потребности клиентов, МТС Банк изменил категории с повышенным кешбэком для держателей дебетовых и кредитных карт линейки MTS CASHBACK. Теперь кешбэк в размере 5 % будет начисляться на онлайн-покупки в магазинах одежды, детских товаров, а также на доставку еды из ресторанов, баров, кафе и заведений фастфуда.