Поиск

Пешеходные дорожки – это одно из условий комфортной городской среды. В Омске о них попросту забывали. А как обстоит ситуация сейчас?

Хороший тротуар – важный аспект комфортной городской среды

Тротуары, пешеходные дорожки, облагороженные общественные пространства – это важные составляющие городского благоустройства, комфортности городской среды. Все мы помним фразу классика русской литературы Федора Достоевского, который назвал Омск «грязным, пыльным городишком». И действительно, Омску уже больше 300 лет, а с благоустройством проблемы до сих пор. Долгое время в городе не было не то что тротуаров, многие улицы не имели и до сих пор не имеют твердого асфальтового покрытия.

В Омске не всегда можно дойти до остановки, не измазав ноги в грязи

Еще в середине прошлого столетия даже в центре города нельзя было пройти без резиновых сапог. В грязи застревали даже легендарные «полуторки», что уж тут говорить о простых пешеходах.

Грязно в Омске было и 70 лет назад

Серьезно благоустройством в Омске занялись в конце 1960-х – начале 1970-х годов, когда на многих улицах появились асфальт и новые тротуары. Однако в частном секторе, который составляет едва ли не половину площади городской застройки, тротуаров как не было, так и нет. Между тем по их наличию горожане оценивают качество городской среды. Конечно, глупо утверждать, что омичи переезжают в другие города, потому что их не устраивает отсутствие тротуаров и пешеходных зон. Однако этот фактор, так же как и многие другие, влияет на желание жить здесь, в Омске.

Ремонт тротуара неподалеку от Юбилейного сквера по нацпроекту

50 миллионов на тротуары – это слишком мало

Ежегодно в городе на ремонт тротуаров выделяется по 50 млн рублей – капля в море, если учитывать общую потребность в пешеходных дорожках. Ведь почти половина Омска – это частный сектор, где тротуаров практически нет.

Обустройством и обслуживанием омских тротуаров занимается бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Ежегодно оно получает муниципальное задание на ремонт пешеходных дорожек во всех округах города. Как неоднократно говорил директор «УДХиБ» Владимир Казимиров, его организация занимается именно ремонтом, а не строительством новых тротуаров. Денег, выделяемых на новые тротуары, очень мало. Сотни улиц в частном секторе Омска попросту не имеют пешеходных дорожек.

– Взять Восточные, взять Ремесленные, взять Старый Кировск, Рабочие – там ремонт тротуаров процентов на 10 % проведен. И 50 миллионов на ремонт тротуаров – это мало. Конечно, мы ремонтировали и за 25 миллионов. Сейчас 50 – тоже мало. Если бы было значительно больше, то больше бы ремонтировали, – говорит Владимир Казимиров.

В текущем году в Омске был обустроен 291 тротуар площадью 82 тыс. кв. метров. Под тротуаром в «УДХиБ» понимают даже 2-3-метровую дорожку, на которую уложили новый асфальт. Нетрудно подсчитать, что каждый квадратный метр тротуара обошелся бюджету города примерно в 600 рублей.

С такими скромными затратами качество работ оставляет желать лучшего: тротуары обустраиваются без поребриков, из-за чего они разрушаются быстрее. Если строить тротуар по всем правилам, то только поребрик обойдется более чем в 1000 рублей на один погонный метр пешеходной дорожки.

 Тротуары в Омске строят без поребриков

К сожалению, специальной программы или нацпроекта по обустройству тротуаров в России нет. Однако пешеходные зоны и дорожки все же можно построить за счет федерального бюджета. В частности, речь идет о нацпроектах «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

По нацпроекту ФКГС пешеходные дорожки обустраивают в основном в парках и скверах, а по нацпроекту БКАД – вдоль ремонтируемых дорог. В прошлом году тротуары были отремонтированы вдоль 17 омских магистралей, в этом – еще возле 20 дорог. Однако и здесь речь идет не о строительстве новых дорожек, а о ремонте уже существующих. Поэтому существенно проблему дефицита тротуаров в городе нацпроект БКАД не решит, хотя и позволит привести в порядок дорожки вдоль улиц, которые не ремонтировались по 20–25 лет.

Тротуар, построенный по нацпроекту на улице Панфилова

В частности, в этом году были отремонтированы и приведены в божеский вид тротуары вдоль улиц 25 лет Октября, Шаумяна, Панфилова, Орджоникидзе, Магистральной. Пешеходные дорожки стали более безопасными и функциональными – по ним теперь можно проехать даже на велосипеде. В следующем году в Омске по нацпроекту будет отремонтировано еще порядка 25 дорог, а это означает, что вдоль них появятся и новые тротуары.

По нацпроекту ФКГС в Омске ремонтируют и дворовые территории, где тоже приводят в порядок тротуары. Правда, за последние годы объемы ремонта дворов значительно сократились. Если в прошлые годы приводили в порядок по 40–50 территорий в год, то в последние два года – в среднем по 20. При этом ремонт ограничен исключительно территорией двора – вышли за его пределы, и тротуар закончился. Словом, нет комплексного подхода при решении проблемы.

При ремонте дворов ремонтируют и тротуары

Пешеходные дорожки должны появиться в Омске и возле новых детсадов и школ. Соответствующую программу анонсировала мэр Оксана Фадина. Сколько средств будет выделено на эти цели – пока непонятно. Нет и адресного перечня мест.

Куда ведет «кривая» омского тротуара?

Если по тротуарам, отремонтированным в рамках реализации нацпроектов, практически нет вопросов, то многие дорожки, построенные за счет бюджета города, вызывают только недоумение. Зачастую они проложены таким образом, что, как ни пытайся по ним пройти – не пройдешь.

Дефицит тротуаров – одна из главных проблем частного сектора в Омске

Каждое лето в «омских» пабликах соцсети «ВКонтакте» появляются фотографии «тротуарных» шедевров Омска. В частном секторе новые тротуары часто напоминают гигантских гусениц, которые извиваются по улице. Минувшим летом такой тротуар-«гусеницу» омичи заметили на улице 3-й Станционной.

Подобный «кривой» тротуар можно встретить и на улице Кирова, где дорожка огибает фонарный столб.

А на 23-й Рабочей, неподалеку от 138-й школы, новая пешеходная дорожка прямая, как струна, но зато проходит сквозь... электрический столб. Невзирая на препятствие, рабочие сделали такой необычный тротуар. И как по нему пройти, не врезавшись в столб?

Пройти по этому тротуару смогут только омичи со сверхспособностями

А рядом сделали полуметровый тротуар, который обрывается буквально у канавы. Как по нему ходить в школу в темноте?

Как отметили в Управлении дорожного хозяйства и благоустройства, тротуар в районе 138-й школы уложен «строго по проекту». То есть либо проект составлялся без выезда на местность, либо рабочие не заметили столб, когда прокладывали там дорожку.

Фронт работ зачастую осложняется «особенностями местности», отмечают в «УДХиБ»: иногда работать приходится в стесненных условиях, когда тротуар прилегает вплотную к домам, деревьям и водоотводным канавам. И порой лучше, когда тротуар кривой, чем когда он упирается в забор, столб или канализационный люк.

– По этой причине пешеходные дорожки на таких участках могут получиться извилистыми, – признали в «УДХиБ».

Отсутствие комплексного подхода при ремонте дорожек в Омске приводит простых пешеходов прямо в… грязь. Если дороги в городе стараются ремонтировать по направлениям, то есть в порядок приводят сразу несколько следующих друг за другом магистралей, то о ремонте тротуаров такого точно не скажешь.

Пешеходный переход на Энтузиастов ведет в непролазную грязь

Ярче всего это проявляется на окраинах города. К примеру, на улице Энтузиастов пешеходы, которые идут на другую сторону дороги, оказываются буквально в болоте – здесь даже пресловутого «полуметрового» тротуара нет.

Тротуары в Омске имеют свойство обрываться 

– Был тротуар и оборвался: снова надевай сапоги! – именно так можно охарактеризовать ситуацию с пешеходными дорожками во многих районах Омска.

«Тротуарные метаморфозы» можно увидеть даже в центре Омска. Так, на улице Масленникова тротуар для пешеходов и велосипедистов имеет ширину… 20 сантиметров. По такому тротуару даже ребенок не пройдет!

Нередко омичи замечают, что при ремонте тротуаров асфальт укладывается прямо в грязь или просто на землю. Чаще всего такие «безобразия» происходят в частном секторе, где контроля меньше, а фронт работ – больше. Из-за этого «новые» тротуары служат от силы два-три года, после чего смешиваются с грязью.

Тротуары стали делать лучше

В последние пару лет пешеходные дорожки в городе стали делать качественнее. Как пояснил заместитель главного инженера БУ «УДХиБ» Антон Тадин, за технологией ремонта и обустройства тротуаров тщательно следит комиссия из департамента городского хозяйства.

– Технология ремонта тротуаров и пешеходных дорожек включает в себя подготовку основания. В первую очередь производится очистка участка от пыли и грязи, затем разметка. Далее для тротуара подготавливается основание. Оно может быть из асфальтобетонного гранулята или щебня. Если хорошо сохранился прежний асфальт, то он служит основанием для обновленного асфальтового покрытия. После устройства основания укладывается асфальтобетонная смесь, – отметил Тадин.

После завершения всех работ проводится комиссионное обследование всех обустроенных тротуаров. Если есть недостатки, то они устраняются.

Построенный в рамках нацпроекта тротуар на Магистральной имеет поребрики

– Уточняются объемы выполненных работ, производится их сверка с журналами производства работ, исполнительными схемами, актами выполненных работ, – отметил представитель департамента городского хозяйства.

После этого происходит расчет за объем фактически выполненных работ. Насколько тщательно ведется контроль, остается только догадываться, учитывая количество откровенной «халтуры» при строительстве пешеходных дорожек. 

Как омичам обустроить тротуар на своей улице?

Несмотря на все казусы и метаморфозы с обустройством тротуаров, многие омичи хотели бы, чтобы и на их улице тоже появилась пешеходная дорожка. Ведь лучше ходить по плохому асфальту, чем по хорошей грязи. Для того чтобы на улице появился нормальный тротуар, омичам нужно обращаться в окружную администрацию. Именно там собирают список улиц и территорий, где нужно обустроить тротуар. Причем горожанам стоит поторопиться – списки на следующий год принимают до конца года текущего.

– В конце года поступят предложения из администраций округов. Весной, как только сойдет снег, проходит комиссионное обследование объектов, ведь нужно определить состояние этих проездов и тротуаров. После этого перечень корректируется. С середины апреля начинаются работы, – говорит первый заместитель директора департамента городского хозяйства Михаил Горчаков.

По словам чиновника, со следующего года в Омске будут больше уделять внимания именно частному сектору, где больше всего жалоб на состояние тротуаров. Больше внимания будет уделено подходам к школам и садикам. Однако очевидно, что на ликвидацию всей «тротуарной» проблемы Омску понадобится не один десяток лет.

И речь не только о частном секторе, без масштабной реновации которого омичи будут жить, как в XIX веке. Благоустройством нужно заниматься и в центре города, и в новых микрорайонах. До тех пор, пока в дождь жители будут ходить в резиновых сапогах, Омск так и будет для многих «грязным городишком», несмотря на мощную промышленность, сильные вузы и звание культурной столицы Сибири. Как театр начинается с вешалки, так и благоустройство – с тротуаров.

Пешеходные дорожки – это одно из условий комфортной городской среды. В Омске о них попросту забывали. А как обстоит ситуация сейчас?

Хороший тротуар – важный аспект комфортной городской среды

Тротуары, пешеходные дорожки, облагороженные общественные пространства – это важные составляющие городского благоустройства, комфортности городской среды. Все мы помним фразу классика русской литературы Федора Достоевского, который назвал Омск «грязным, пыльным городишком». И действительно, Омску уже больше 300 лет, а с благоустройством проблемы до сих пор. Долгое время в городе не было не то что тротуаров, многие улицы не имели и до сих пор не имеют твердого асфальтового покрытия.

В Омске не всегда можно дойти до остановки, не измазав ноги в грязи

Еще в середине прошлого столетия даже в центре города нельзя было пройти без резиновых сапог. В грязи застревали даже легендарные «полуторки», что уж тут говорить о простых пешеходах.

Грязно в Омске было и 70 лет назад

Серьезно благоустройством в Омске занялись в конце 1960-х – начале 1970-х годов, когда на многих улицах появились асфальт и новые тротуары. Однако в частном секторе, который составляет едва ли не половину площади городской застройки, тротуаров как не было, так и нет. Между тем по их наличию горожане оценивают качество городской среды. Конечно, глупо утверждать, что омичи переезжают в другие города, потому что их не устраивает отсутствие тротуаров и пешеходных зон. Однако этот фактор, так же как и многие другие, влияет на желание жить здесь, в Омске.

Ремонт тротуара неподалеку от Юбилейного сквера по нацпроекту

50 миллионов на тротуары – это слишком мало

Ежегодно в городе на ремонт тротуаров выделяется по 50 млн рублей – капля в море, если учитывать общую потребность в пешеходных дорожках. Ведь почти половина Омска – это частный сектор, где тротуаров практически нет.

Обустройством и обслуживанием омских тротуаров занимается бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Ежегодно оно получает муниципальное задание на ремонт пешеходных дорожек во всех округах города. Как неоднократно говорил директор «УДХиБ» Владимир Казимиров, его организация занимается именно ремонтом, а не строительством новых тротуаров. Денег, выделяемых на новые тротуары, очень мало. Сотни улиц в частном секторе Омска попросту не имеют пешеходных дорожек.

– Взять Восточные, взять Ремесленные, взять Старый Кировск, Рабочие – там ремонт тротуаров процентов на 10 % проведен. И 50 миллионов на ремонт тротуаров – это мало. Конечно, мы ремонтировали и за 25 миллионов. Сейчас 50 – тоже мало. Если бы было значительно больше, то больше бы ремонтировали, – говорит Владимир Казимиров.

В текущем году в Омске был обустроен 291 тротуар площадью 82 тыс. кв. метров. Под тротуаром в «УДХиБ» понимают даже 2-3-метровую дорожку, на которую уложили новый асфальт. Нетрудно подсчитать, что каждый квадратный метр тротуара обошелся бюджету города примерно в 600 рублей.

С такими скромными затратами качество работ оставляет желать лучшего: тротуары обустраиваются без поребриков, из-за чего они разрушаются быстрее. Если строить тротуар по всем правилам, то только поребрик обойдется более чем в 1000 рублей на один погонный метр пешеходной дорожки.

 Тротуары в Омске строят без поребриков

К сожалению, специальной программы или нацпроекта по обустройству тротуаров в России нет. Однако пешеходные зоны и дорожки все же можно построить за счет федерального бюджета. В частности, речь идет о нацпроектах «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

По нацпроекту ФКГС пешеходные дорожки обустраивают в основном в парках и скверах, а по нацпроекту БКАД – вдоль ремонтируемых дорог. В прошлом году тротуары были отремонтированы вдоль 17 омских магистралей, в этом – еще возле 20 дорог. Однако и здесь речь идет не о строительстве новых дорожек, а о ремонте уже существующих. Поэтому существенно проблему дефицита тротуаров в городе нацпроект БКАД не решит, хотя и позволит привести в порядок дорожки вдоль улиц, которые не ремонтировались по 20–25 лет.

Тротуар, построенный по нацпроекту на улице Панфилова

В частности, в этом году были отремонтированы и приведены в божеский вид тротуары вдоль улиц 25 лет Октября, Шаумяна, Панфилова, Орджоникидзе, Магистральной. Пешеходные дорожки стали более безопасными и функциональными – по ним теперь можно проехать даже на велосипеде. В следующем году в Омске по нацпроекту будет отремонтировано еще порядка 25 дорог, а это означает, что вдоль них появятся и новые тротуары.

По нацпроекту ФКГС в Омске ремонтируют и дворовые территории, где тоже приводят в порядок тротуары. Правда, за последние годы объемы ремонта дворов значительно сократились. Если в прошлые годы приводили в порядок по 40–50 территорий в год, то в последние два года – в среднем по 20. При этом ремонт ограничен исключительно территорией двора – вышли за его пределы, и тротуар закончился. Словом, нет комплексного подхода при решении проблемы.

При ремонте дворов ремонтируют и тротуары

Пешеходные дорожки должны появиться в Омске и возле новых детсадов и школ. Соответствующую программу анонсировала мэр Оксана Фадина. Сколько средств будет выделено на эти цели – пока непонятно. Нет и адресного перечня мест.

Куда ведет «кривая» омского тротуара?

Если по тротуарам, отремонтированным в рамках реализации нацпроектов, практически нет вопросов, то многие дорожки, построенные за счет бюджета города, вызывают только недоумение. Зачастую они проложены таким образом, что, как ни пытайся по ним пройти – не пройдешь.

Дефицит тротуаров – одна из главных проблем частного сектора в Омске

Каждое лето в «омских» пабликах соцсети «ВКонтакте» появляются фотографии «тротуарных» шедевров Омска. В частном секторе новые тротуары часто напоминают гигантских гусениц, которые извиваются по улице. Минувшим летом такой тротуар-«гусеницу» омичи заметили на улице 3-й Станционной.

Подобный «кривой» тротуар можно встретить и на улице Кирова, где дорожка огибает фонарный столб.

А на 23-й Рабочей, неподалеку от 138-й школы, новая пешеходная дорожка прямая, как струна, но зато проходит сквозь... электрический столб. Невзирая на препятствие, рабочие сделали такой необычный тротуар. И как по нему пройти, не врезавшись в столб?

Пройти по этому тротуару смогут только омичи со сверхспособностями

А рядом сделали полуметровый тротуар, который обрывается буквально у канавы. Как по нему ходить в школу в темноте?

Как отметили в Управлении дорожного хозяйства и благоустройства, тротуар в районе 138-й школы уложен «строго по проекту». То есть либо проект составлялся без выезда на местность, либо рабочие не заметили столб, когда прокладывали там дорожку.

Фронт работ зачастую осложняется «особенностями местности», отмечают в «УДХиБ»: иногда работать приходится в стесненных условиях, когда тротуар прилегает вплотную к домам, деревьям и водоотводным канавам. И порой лучше, когда тротуар кривой, чем когда он упирается в забор, столб или канализационный люк.

– По этой причине пешеходные дорожки на таких участках могут получиться извилистыми, – признали в «УДХиБ».

Отсутствие комплексного подхода при ремонте дорожек в Омске приводит простых пешеходов прямо в… грязь. Если дороги в городе стараются ремонтировать по направлениям, то есть в порядок приводят сразу несколько следующих друг за другом магистралей, то о ремонте тротуаров такого точно не скажешь.

Пешеходный переход на Энтузиастов ведет в непролазную грязь

Ярче всего это проявляется на окраинах города. К примеру, на улице Энтузиастов пешеходы, которые идут на другую сторону дороги, оказываются буквально в болоте – здесь даже пресловутого «полуметрового» тротуара нет.

Тротуары в Омске имеют свойство обрываться 

– Был тротуар и оборвался: снова надевай сапоги! – именно так можно охарактеризовать ситуацию с пешеходными дорожками во многих районах Омска.

«Тротуарные метаморфозы» можно увидеть даже в центре Омска. Так, на улице Масленникова тротуар для пешеходов и велосипедистов имеет ширину… 20 сантиметров. По такому тротуару даже ребенок не пройдет!

Нередко омичи замечают, что при ремонте тротуаров асфальт укладывается прямо в грязь или просто на землю. Чаще всего такие «безобразия» происходят в частном секторе, где контроля меньше, а фронт работ – больше. Из-за этого «новые» тротуары служат от силы два-три года, после чего смешиваются с грязью.

Тротуары стали делать лучше

В последние пару лет пешеходные дорожки в городе стали делать качественнее. Как пояснил заместитель главного инженера БУ «УДХиБ» Антон Тадин, за технологией ремонта и обустройства тротуаров тщательно следит комиссия из департамента городского хозяйства.

– Технология ремонта тротуаров и пешеходных дорожек включает в себя подготовку основания. В первую очередь производится очистка участка от пыли и грязи, затем разметка. Далее для тротуара подготавливается основание. Оно может быть из асфальтобетонного гранулята или щебня. Если хорошо сохранился прежний асфальт, то он служит основанием для обновленного асфальтового покрытия. После устройства основания укладывается асфальтобетонная смесь, – отметил Тадин.

После завершения всех работ проводится комиссионное обследование всех обустроенных тротуаров. Если есть недостатки, то они устраняются.

Построенный в рамках нацпроекта тротуар на Магистральной имеет поребрики

– Уточняются объемы выполненных работ, производится их сверка с журналами производства работ, исполнительными схемами, актами выполненных работ, – отметил представитель департамента городского хозяйства.

После этого происходит расчет за объем фактически выполненных работ. Насколько тщательно ведется контроль, остается только догадываться, учитывая количество откровенной «халтуры» при строительстве пешеходных дорожек. 

Как омичам обустроить тротуар на своей улице?

Несмотря на все казусы и метаморфозы с обустройством тротуаров, многие омичи хотели бы, чтобы и на их улице тоже появилась пешеходная дорожка. Ведь лучше ходить по плохому асфальту, чем по хорошей грязи. Для того чтобы на улице появился нормальный тротуар, омичам нужно обращаться в окружную администрацию. Именно там собирают список улиц и территорий, где нужно обустроить тротуар. Причем горожанам стоит поторопиться – списки на следующий год принимают до конца года текущего.

– В конце года поступят предложения из администраций округов. Весной, как только сойдет снег, проходит комиссионное обследование объектов, ведь нужно определить состояние этих проездов и тротуаров. После этого перечень корректируется. С середины апреля начинаются работы, – говорит первый заместитель директора департамента городского хозяйства Михаил Горчаков.

По словам чиновника, со следующего года в Омске будут больше уделять внимания именно частному сектору, где больше всего жалоб на состояние тротуаров. Больше внимания будет уделено подходам к школам и садикам. Однако очевидно, что на ликвидацию всей «тротуарной» проблемы Омску понадобится не один десяток лет.

И речь не только о частном секторе, без масштабной реновации которого омичи будут жить, как в XIX веке. Благоустройством нужно заниматься и в центре города, и в новых микрорайонах. До тех пор, пока в дождь жители будут ходить в резиновых сапогах, Омск так и будет для многих «грязным городишком», несмотря на мощную промышленность, сильные вузы и звание культурной столицы Сибири. Как театр начинается с вешалки, так и благоустройство – с тротуаров.