«Омск-информ» решил выяснить, как развито в городе эконаправление. Мы пользуемся многими вещами, даже не подозревая, что они сделаны из вторсырья. Даже средства гигиены бывают многоразовыми.

В 2019 году Омск попал в список 12 самых грязных российских городов. Почти ежедневно мы ощущаем выбросы промпредприятий, уже более 15 лет не можем без последствий искупаться в Иртыше, но грязным город стал не только из-за этого. Значимый «вклад» в эту ситуацию внес мусор – на улицах, у контейнерных площадок, вокруг города, повсюду...
Многие порядком устали от этого, поэтому неудивительно, что в Омске стало набирать популярность эконаправление, а в нашем обиходе появилось множество слов с приставкой «эко». Корреспондент РИА «Омск-информ» решил выяснить, как это направление развито в городе.

Оказалось, что еще в начале 2000-х в городе незаметно для обычного обывателя стали появляться компании, занимавшиеся сортировкой мусора, а некоторые даже переработкой вторсырья. Например, «ОмскВторСырье» с апреля 2002 года занимается сбором макулатуры, ПЭТ-бутылок, текстиля, полиэтилена и пластмасс и производит из вторсырья тротуарную плитку. На сегодняшний день таких компаний в Омске точно больше 100, хотя никто никогда их не считал, как и до недавнего времени – объемы мусора.

Лишь в сентябре 2019 года региональный оператор ООО «Магнит» запустил первый в истории региона мусоросортировочный завод рядом со свалкой в Кировском округе. Он работает по 23 часа в сутки и более чем за год успел отсортировать 200 тыс. тонн мусора. Примерно треть – это пластик, который разлагается тысячелетиями и наносит непоправимый вред природе. А после сортировки старые бутылки из-под газировки могут приносить пользу: ПЭТ отлично поддается переработке и может возвращаться к человеку в виде новых вещей бесконечно.
Путь от ящика из-под фруктов до лавочки
Хорошим примером переработки пластика может служить открывшийся с середины июля этого года в Омске экозавод «Умная SREDA». Он производит уличную мебель из двух видов сырья, которое не успевает поступать на полигон: полиэтиленовых пакетов (или пленок) и дробленого пластика от ящиков из-под фруктов/овощей (можно использовать пластик от бутылочек из-под шампуней или от канистр). Сейчас на одной производственной линии перерабатывается около 4 тонн пластика в месяц: на изготовление 200 лавочек уходит 3 тонны «дробленки» и 1 тонна пленки. При закупке второй плавильной печи возможен выход на максимальную мощность и переработка 10–15 тонн пластика ежемесячно, а в год это уже 120–180 тонн.
![]() |
![]() |
Омские предприниматели Александр Ковальский и Алексей Горобец, которые долгие годы занимались оптовой и розничной торговлей, в какой-то момент нащупали новую золотую жилу, изучили рынок и решили остановиться на питерской франшизе. В конце мая они получили оборудование, обучили восемь сотрудников и начали работать в круглосуточном режиме.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Александр Ковальский показал производственный процесс. Для изготовления одной лавочки в плавильную печь кладут 5 тыс. пакетов (или 10 кг пленки, или 30 кг «дробленки») и просеянный песок. После чего под большой температурой пластик плавится и получается масса, ее направляют на пресс, с помощью которого формируют изделия (ламели, ножки). Ножки лавочек ставят на усадочный стол. Потом детали соединяют вместе и красят. Для создания ведер внутри урн используют листогибочный станок.
– Наши лавочки могут выдерживать до 240 кг и более. В случае брака мы можем забрать лавочку или урну, переплавить ее в новое изделие. Перепады температур и солнце на материал не влияют. При этом наша мебель является антивандальной: вес одной лавочки составляет 110–160 кг, а урны – около 60 кг (одному человеку будет крайне тяжело унести), – говорит Александр Ковальский. – В ближайшее время планируем расширять ассортимент и делать более разнообразные лавочки (змейкой, кругом), клумбы, заборы, навесы, детские площадки, террасную доску, шезлонги на металлокаркасе, суперпрочную плитку и многое другое. А также запустим новую покрасочную мастерскую.

Заводу пока не поступало крупных заказов из Омска. Возникли сложности и с участием в муниципальных конкурсах в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды» (везде прописаны деревянные лавочки). Зато единая управляющая компания всех франчайзи рассматривает вариант заключения договора с крупным столичным застройщиком, который хочет благоустраивать такой уличной мебелью новые микрорайоны.

![]() |
![]() |
В честь открытия производства в конце июля владельцы сделали родному Омску подарок – установили комплект из лавочки и урны в сквере микрорайона Первокирпичного. Еще один такой комплект может появиться в районе Омской области.

Впрочем, в условиях риска распространения коронавируса не все переработчики вторсырья так охотно идут на контакт. В ходе подготовки материала ООО «Компания «Капитал», которое с 2011 года производит гофру из использованной бумаги, а также ООО «Велеск», которое с 2010 года делает из того же сырья туалетную бумагу, бумажные полотенца и салфетки, готовы были на словах рассказать про производство, но отказали в фотосъемке технологического процесса.
Свитер из полиэтиленовых пакетов и плащ из 15 рубашек
Многоразовое применение полиэтиленовых пакетов, ниток и старой одежды находят студенты Института дизайна, экономики и сервиса (сейчас входит в состав ОмГТУ). Даже IX Всероссийский фестиваль дизайна и искусств «Сибирская этника» в этом году проходит под девизом экофрендли ценностей, осознанного потребления и формирования позитивных экопривычек. Само мероприятие запланировано с 23 по 25 октября. С 38 финалистами из 120 участников конкурса дизайнеров определились 16 октября, а победители станут известны 24 октября.

В тройку финалистов в номинации «Пластика костюма» попала модель свитера «Полуночница». Студентка 3-го курса Екатерина Согрина решила связать черный свитер с украшением из пластиковых пакетов, в том числе на спине – сову.
– Я видела много видео и фотографий, как животные погибают от пластиковых пакетов из-за халатности людей. И я решила, что будет интересно сделать наоборот – создать из пакета животное. Я выбрала подходящие по цвету пакеты (зеленые, желтые и черные), сделала за 7 часов образец – голову совы. Вязание всего изделия с рукавами – это трудоемкий процесс, который займет около недели по 7 часов каждый день.
Девушка давно вяжет носки, варежки и игрушки, а эту работу выполняет дома на старенькой машинке «Северянка». Ее модель будет представлять работу либо в лосинах, либо вообще без всего. По мнению Екатерины, так будет ближе к природе, а с учетом того, что свитер длинный, все будет прилично.

![]() |
![]() |
Ее одногруппница Анна Юдникова готовила к конкурсу кардиган, а из остатков ниток от других изделий сделала протяжки и получила эффект «плетеного полотна». Вещь будет с рукавами, которые можно отстегнуть. К ней предусмотрена длинная юбка из сетки. Процесс создания одного полотна занимает около 10 часов, а всего изделия – 30 часов. По словам доцента кафедры «Дизайн костюма» ОмГТУ, члена Союза дизайнеров Юлии Герасимовой, эта модель похожа на традиционное русское ткачество, но у студентки своя технология создания. Практически все участники конкурса создают модели по-новому.

Также в тройку финалистов номинации «Осознанное потребление» на конкурсе «Сибирская этника» попал четверокурсник Николай Воробьев со своей работой «Связь». Он решил сделать плащ из кусочков 15 рубашек, которые остались от папы, дяди и двоюродных братьев, а уже к нему соткал из трикотажа ткань для брюк, сделал их расклешенными, подчеркивающими связь с природой.
![]() |
![]() |
– Сшитые части рубашек от разных членов и поколений моей семьи подчеркивают родственную связь – отсюда и такое название модели. Так как мужская половина нашей семьи любила охоту, то я нарочно «загрязнил» плащ краской. К этому образу я разработал широкие брюки, а наверх, под плащ, сшил из ажурного трикотажа, оставшегося от прошлых выпускников, воздушный и легкий джемпер. Он будет хорошим противопоставлением грубому плащу, – поделился дизайнер.

Отметим, что сама тема использования б/у вещей появилась в институте еще с конца 2017 года, когда на средства президентского гранта установили экобоксы из дерева «Феникс». Студенты и просто прохожие (один бокс стоит у входа в заведение) могут скинуть туда ненужную одежду и таким образом дать ей вторую жизнь.
![]() |
![]() |
![]() |
– У Омской Арт-резиденции (открытая региональная площадка для креативных инициатив, организатор фестиваля «Сибирская этника» и конкурса дизайнеров) есть свой небольшой склад. Волонтеры сортируют одежду: хорошую отправляют в благотворительные организации, чуть похуже – на склад для использования дизайнерами, а совсем плохие вещи – на ветошь. Из экзотичных вещей, оказавшихся к экобоксе, пожалуй, было нижнее белье, сумки и сапоги, хотя они установлены именно для сбора одежды, – говорит PR-специалист Омской Арт-резиденции Валерий Лущиков.
На сегодняшний день установлены четыре экобокса, два из которых находятся в учебно-лабораторном корпусе № 2 на улице Красногвардейской и по одному – в главном корпусе и корпусе № 8 ОмГТУ. На конкурс фестиваля «Сибирская этника» для оформления моделей из них попадает порядка 20–30 % вещей.
Многоразовые бахилы и диски для снятия макияжа – и такое бывает
Другую сторону экологичного отношения в повседневной жизни показала директор ООО «Новизна», резидент регионального бизнес-инкубатора Наталья Зайцева. Ее продукция производится в соответствии с концепцией zero waste («ноль отходов») – не из вторсырья, но позволяет не «плодить» мусор.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В 2019 году предпринимательница выиграла 400 тыс. рублей гранта от администрации Омска и запустила свое дело по пошиву экосумок, многоразовых мешков для взвешивания фруктов/овощей и круп в магазинах, многоразовых непромокаемых бахил, многоразовых дисков для снятия макияжа и… многоразовых женских прокладок.
– Моя семья уже давно живет по новой концепции. Мы собираем мусор раздельно: бумага, металл и несколько фракций пластика, а потом я отвожу это в пункт приема вторсырья. Также я не покупаю продукцию, которую невозможно потом переработать, например тетрапаки. Знаю, что в Москве есть завод по их переработке, но он то работает, то нет, и на всю страну его не хватит, – поделилась Наталья. – Вообще в Омске много пунктов приема вторсырья, начиная от сеток около мусорных контейнеров и заканчивая отдельными пунктами приема, но проблема в том, что не каждый берет все виды фракций. Легко сдать бумагу, металл и пластиковые бутылки. Экологичное отношение я решила воплотить в своем бизнесе.
Фирма продает продукцию оптом через маркетплейсы: Wildberries, Ebay, KazanExpress, «ЭкоРазнос» и другие. В основном ее покупает молодежь 23–30 лет из центральной России. Также «Новизна» участвовала в ярмарках, организованных в омской «Меге», Новосибирске и Тюмени.
![]() |
![]() |
Всего на предприятии работает четыре сотрудницы, но с апреля 2020 года из-за пандемии коронавируса они были переведены на удаленную работу. Правда, иногда одной из них приходится приезжать в офис, чтобы сделать вышивку на 12-игольной обшивальной машине. Всю продукцию здесь шьют из хлопка, льна, мембранной ткани и синтетики (например, для многоразовых бахил необходим непромокаемый материал). Ткань в основном покупают в Омске, а лен везут из Беларуси. Стоимость продукции варьируется от 190 до 290 рублей (например, 290 рублей стоит набор из 5 экопакетов, 200 рублей – бахилы). Исключение составляют экосумки, стоимость которых может доходить до 1500 рублей.

Наталья не планирует в ближайшие пару лет открывать магазин в Омске, а сейчас занимается созданием линии детской одежды изо льна.
В процессе подготовки материала выяснилось, что из омского вторсырья также делают стеклянные банки, плафоны, пластиковые ведра, письменные ручки, пуховики, пледы и многое другое.
В целом экопроизводства в Омской области появляются и развиваются. Возможно, не такими темпами, как того требует общая «замусоренность». Но тем не менее процесс запущен! И очень хорошо, что он запущен в омских вузах. Студенты, как наиболее мобильная часть общества, выходят из вуза уже с полезными привычками. Так, одна из девушек призналась, что занимается дома раздельным сбором мусора. И это только начало! И начинать каждому, конечно, нужно с себя.
Светлана Дубченко