Поиск

Трамваи и троллейбусы считаются самыми экологичными видами транспорта, но в последние годы в Омске их все меньше. Есть ли шанс на вторую жизнь?

История электрического транспорта в Омске: от развития до «оптимизации»

Общественный транспорт наряду с благоустройством, состоянием дорог, экологией – это важнейшая составляющая качества жизни в городе, ее комфортности. Электрический транспорт – троллейбусы и трамваи – сочетает в себе два аспекта комфортной городской среды: экологии и транспортного обслуживания. И если во всем мире развивают трамвайную сеть, не отказываются от троллейбусов, то в России все наоборот: все больше городов ликвидируют трамвайные линии, а от троллейбусов отказалась даже богатая Москва.

Трамваи в Омске ходят более 80 лет 

В Омске первый трамвай появился в 1936 году, а троллейбусное сообщение было запущено в 1955-м. В советское время электрический транспорт бурно развивался, так как практически не имел альтернативы в виде многочисленных маршруток. Да и автобусов в Омске 40–50 лет назад было не так много. Поэтому горожане активно ездили на самом экологичном виде транспорта – электрическом. В городе строились новые трамвайные и троллейбусные пути, на этих видах транспорта можно было уехать практически в любой район города, кроме Старого Кировска.

В советское время в городе работали почти три сотни троллейбусов

Но после нескольких десятилетий бурного развития в Омске, как и во многих других городах, стали «резать» трамвайную и троллейбусную сети. И если троллейбусные маршруты были сокращены примерно на треть, то трамвайных город чуть не лишился совсем. Самые большие потери омский трамвай понес в «лихие 90-е»: 23 года назад прошло самое болезненное сокращение маршрутов. Так, были ликвидированы трамвайные линии на улицах Интернациональной, Гагарина и Комсомольском мосту. Тогда же были демонтированы пути на Нефтезаводской, проспекте Мира. Через 10 лет, в 2007-м, лишились трамвая жители Левобережья. Формальным поводом для закрытия движения стало строительство подземного пешеходного перехода у «Арены Омск».

За все время существования в городе было закрыто 16(!) трамвайных маршрутов. Перечислять их нет смысла, но наверняка не все омичи знают, что в городе, к примеру, был маршрут № 6, связывавший кинотеатр «Кристалл» с улицей Труда, или маршрут № 15, ходивший с Левого берега в городок Нефтяников.

Сложно представить, но трамвай ходил даже возле пожарной каланчи

В итоге сейчас трамваи ходят там, где нет альтернативного транспорта: на улицах Маршала Жукова, Лермонтова, 3-й Транспортной, Октябрьской – Гусарова, Орджоникидзе.

Сокращение троллейбусной сети было не столь масштабным. В самые «лучшие» времена в городе было 16 троллейбусных маршрутов, на них работало 274 троллейбуса. Сегодня в городе всего семь троллейбусных маршрутов с 105 машинами на них.

Старым троллейбусам в Омске дают второе дыхание:

эта машина только что вышла с капремонта 

Уже в новом тысячелетии в городе были отменены маршруты № 1 (Гашека – Энтузиастов, 2001 год), № 13 (Солнечный – ОНПЗ, 2005 год), № 10 (Чкаловский – Левобережье, 2006 год). В 2007 году прекратил существование 14-й маршрут, соединявший поселок Солнечный с заводом Попова через мост у Телецентра. А в 2008 году отменен маршрут № 9 (Солнечный – Гашека). В 2014 году с улицы Гашека отменили 11-й маршрут до ж/д вокзала, а в 2015 году – 8-й маршрут от вокзала до поселка Юбилейного.

После всех оптимизаций полностью лишились троллейбусного сообщения жители проспекта Мира от исполкома до поселка Юбилейного, а на Московке-2 (улица Гашека) остался всего один маршрут – № 15.

В 2017 году у департамента транспорта и его тогдашнего руководителя Алексея Мартыненко появились планы по созданию двух новых троллейбусных маршрутов. Планировалось воссоздать маршрут № 14, который бы связал район завода Попова с поселком Солнечным через Красный Путь, и сделать маршрут № 1 от поселка Юбилейного до ж/д вокзала. Но эти амбициозные планы так и остались планами на бумаге. Единственное – в 2018 году на несколько месяцев был запущен сильно усеченный маршрут № 8, связавший поселок Юбилейный с ДК им. Малунцева. На маршруте работало всего два троллейбуса, и он оказался невостребованным. А затем встал вопрос и об обновлении подвижного состава.

Покупка новых трамваев и троллейбусов впервые за 15 лет

Сегодня, несмотря на масштабные сокращения маршрутов, электрический транспорт все равно ежедневно перевозит десятки тысяч омичей, а МП «Электрический транспорт» – единственное прибыльное муниципальное транспортное предприятие. Нынешний год уникальный для электрического транспорта в Омске – город при поддержке областных властей покупает сразу 24 новых трамвая и 33 новых троллейбуса. Последний раз новый трамвай в Омске покупали к 300-летию города в 2016 году. Это был вагон белорусского производства без привода. Ранее, в 2005–2013 годах, было куплено всего 4 новых вагона.

Единственный трамвай белорусского производства в Омске 

Что касается троллейбусов, то масштабные закупки этого транспорта были 15 лет назад – в 2005-м. Тогда было приобретено 20 машин марки «Тролза», еще 10 машин этой же марки купили в 2014 году. Они работают на 4-м маршруте. С тех пор приобретений не было. За последние 7 лет в Омске капитально отремонтировали несколько старых трамваев и троллейбусов.

В 2017 году Омск получил 5 списанных трамваев из Москвы, которые до сих пор работают на маршрутах города. А в 2020 году в Омск пришло еще 10 вагонов, отработавших по десять лет в столице. Все они уже вышли в линию. Состояние московских вагонов, поступивших в текущем году, довольно неплохое. Все они оформлены в едином стиле и со стороны выглядят практически как новые. 

Трамваи из Москвы в Омске выглядят как новые 

Долгожданная покупка действительно новых, а не подержанных троллейбусов и автобусов в этом году осуществляется по госпрограмме. МП «Электрический транспорт» оплачивает лишь 40 % от стоимости подвижного состава в лизинг. Остальные 60 % – это субсидия федерального бюджета. В следующем году будет приобретено еще 29 троллейбусов. Благодаря этому парк предприятия обновится более чем наполовину.

Сергей ТКАЛУН: «Мы более чем наполовину обновим парк троллейбусов и трамваев»

Директор МП «Электрический транспорт» Сергей Ткалун уверен, что будущее у омских трамваев и троллейбусов есть. Уже в следующем году практически полностью обновится парк троллейбусов и значительно – парк трамваев. Столь масштабного приобретения новой техники не было минимум 30 лет.

– Хочу поблагодарить руководство города и области за поддержку омского электрического транспорта. Благодаря их участию в переговорах с заводом-изготовителем, в этом году мы закупаем 24 трамвая «Спектр» в рассрочку на пять лет, без лизинговых переплат, – отметил Сергей Ткалун.

Также, благодаря поддержке губернатора, администрация Омска смогла получить софинансирование в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». До конца ноября в Омск поступит 33 новых троллейбуса, а в следующем году, как уже говорилось выше, – еще 29 троллейбусов, закупленных с федеральной субсидией в 60 %.

Новые троллейбусы «Адмирал» появятся на омских маршрутах совсем скоро

Новый подвижной состав позволит значительно сэкономить на ремонте машин, а также будет способствовать возвращению пассажиров в трамваи и троллейбусы. Тем более после карантина пассажиропоток в них растет.

К концу года на маршруты города выйдет более двух десятков

новых трамваев уральского производства 

– В день на маршруты выходит 105 троллейбусов и 65 трамваев. После поступления нового подвижного состава мы спишем самые старые машины. Оставим те, которым не более 15 лет, – отметил Сергей Ткалун.

Новые троллейбусы в городе будут работать на самых востребованных маршрутах (№ 3 и 4), а новые трамваи – на всех маршрутах. Запуск обновленных маршрутов № 3 и 4 запланирован в самое ближайшее время. Троллейбусы на них будут работать с 6  до 23 часов. 

Троллейбусы «Адмирал» уже проходят обкатку в Омске 

По словам руководителя МП «Электрический транспорт», городу нужно покупать новый подвижной состав не только по причине его физического износа, но и для создания безбарьерной среды для инвалидов.

– Есть требование, чтобы в обязательном порядке в подвижном составе была площадка для маломобильных граждан. Полностью низкопольные трамваи стоят в 1,5 раза дороже, чем полунизкопольные. Поэтому мы пока приобретаем полунизкопольные трамваи. Что касается троллейбусов, то мы приобретаем самые современные троллейбусы, которые есть сегодня в России. Это троллейбусы, которые к нам приходят из Саратова. Поэтому и выбор пал на него, – говорит Ткалун.

Открывать новые троллейбусные и трамвайные маршруты, несмотря на обновление подвижного состава, в городе пока не планируется. В планах значится лишь возможный запуск трамваев на Левый берег. Раньше они туда ходили на протяжении нескольких десятилетий.

– Открытие новых маршрутов на сегодняшний день не планируется. Пока будем работать по тем маршрутам, по которым мы работаем. Мы пробовали, вводили троллейбус № 8 по проспекту Мира, но нужно делать полноценный маршрут, – сказал директор «Электрического транспорта». – Сокращать маршруты мы точно не будем, есть планы по расширению – в градостроительном плане есть трамвайная ветка на Левый берег. Когда она будет строиться – мне неизвестно. Я думаю, в ближайшее время мы вернемся к этому вопросу.

Пока же точно известно, что 29 новых троллейбусов, приобретение которых запланировано на следующий год, будут работать на маршрутах № 15 и 67. Таким образом, практически половина всех троллейбусных маршрутов в Омске будет укомплектована новыми низкопольными машинами. 

Омичи не только за трамвай, но и за троллейбус

Уже много лет в Омске существует общественное некоммерческое движение «Омичи за трамвай». Его активисты призывают сохранять и развивать трамвайную и троллейбусную сети. «Омичи за трамвай» уверяют, что трамваи и троллейбусы не только самые экологичные, но и экономичные виды транспорта. Конечно, насчет экономичности можно поспорить (тариф у МП «Электрический транспорт» традиционно самый высокий), но то, что на экологию электрический транспорт влияет меньше, чем автобусы, – это бесспорно.

Активист движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский неоднократно принимал участие в популяризации электрического транспорта, отстаивании маршрутов и даже сборе средств для ремонта линий. Так, активисты движения минувшей зимой собрали средства на спецоборудование – сходную стрелку, необходимую для быстрого проезда перекрестков троллейбусами.

– Это было не настолько дорого, это было бы под силу городу, – говорит Романовский. – Общественный запрос такой был, мы его отработали, дальше дело за мэрией. Положительно оцениваю активность омичей, которые отстояли предложения по развитию электрического транспорта. Сейчас люди стали понимать, что трамвай – это действительно удобный и хороший вид транспорта. Хотя пока омский трамвай таким требованиям не отвечает, но даже старые и разбитые вагоны могут объезжать пробки.

По словам Романовского, в Омске можно и нужно восстанавливать трамвайную линию на Левый берег – по мосту имени 60-летия ВЛКСМ. Тем более что там строят новую «Арену». На таком виде транспорта люди смогут быстро и без пробок уехать с хоккейных матчей и концертов.

Жители Европы ездят на комфортных, бесшумных трамваях. А когда на них поедут омичи? 

– Будущее – за электрическим транспортом. В Тюмени хотят построить с нуля трамвайную сеть к 2040 году. Новосибирск строит станцию метро «Спортивная» возле новой ледовой арены. А что в Омске? У нас же скоро построят новую «Арену», будет проходить молодежный чемпионат мира. Арена на 12 тысяч зрителей будет, а парковок там запланировано всего на 6 тысяч зрителей. Новая «кишка» (дорога-дублер по улице 3-й Островской. – РИА «Омск-информ») с односторонним движением никак не спасет ситуацию. И трамвай здесь очень хорошо вписывается, – отметил активист движения «Омичи за трамвай».

Юрий Романовский уверен, что будущее – за электрическим транспортом. Ведь его развивают во всем мире. До пандемии омичи активно путешествовали по европейским столицам и видели, что там в приоритете – трамвай. На нем можно быстро и с комфортом добраться в любую точку Праги, Вены, Братиславы, Белграда, Хельсинки, Берлина и других городов. Современные трамваи бесшумны, вместительны, экономичны. Им отдают приоритет в движении, трамваи не стоят в пробках. Такой подвижной состав «Омичи за трамвай» хотят направить на Левобережье, может быть, даже до «Меги».

Трамвай остался в новом генплане Омска 

– В генплане оставалась существующая сеть и были планы соединения ее с метро. Без серьезных вливаний это вряд ли можно осуществить. Только если с региональной поддержкой. Трамваи же на Левый берег – это было построено в металле и бетоне, это работало, и это несложно восстановить по сравнению с метро. Это хороший способ вывода трамвайной линии на Левый берег. Может, будут другие маршруты, это будет оправданно, – отметил Романовский.

Развитие и сохранение маршрутной сети троллейбусов и трамваев во многом зависит не только от экономики, но и от желания властей. Любой маршрут, любой вид транспорта при желании можно объявить нерентабельным и закрыть. А можно пойти по европейскому пути и развивать линии самого экологичного вида транспорта, который к тому же может стать городской достопримечательностью. Поэтому хочется надеяться, что как омский трамвай в 2036 году, так и омский троллейбус в 2055 году отметят свое 100-летие.

Сергей Энквист

4998

Трамваи и троллейбусы считаются самыми экологичными видами транспорта, но в последние годы в Омске их все меньше. Есть ли шанс на вторую жизнь?

История электрического транспорта в Омске: от развития до «оптимизации»

Общественный транспорт наряду с благоустройством, состоянием дорог, экологией – это важнейшая составляющая качества жизни в городе, ее комфортности. Электрический транспорт – троллейбусы и трамваи – сочетает в себе два аспекта комфортной городской среды: экологии и транспортного обслуживания. И если во всем мире развивают трамвайную сеть, не отказываются от троллейбусов, то в России все наоборот: все больше городов ликвидируют трамвайные линии, а от троллейбусов отказалась даже богатая Москва.

Трамваи в Омске ходят более 80 лет 

В Омске первый трамвай появился в 1936 году, а троллейбусное сообщение было запущено в 1955-м. В советское время электрический транспорт бурно развивался, так как практически не имел альтернативы в виде многочисленных маршруток. Да и автобусов в Омске 40–50 лет назад было не так много. Поэтому горожане активно ездили на самом экологичном виде транспорта – электрическом. В городе строились новые трамвайные и троллейбусные пути, на этих видах транспорта можно было уехать практически в любой район города, кроме Старого Кировска.

В советское время в городе работали почти три сотни троллейбусов

Но после нескольких десятилетий бурного развития в Омске, как и во многих других городах, стали «резать» трамвайную и троллейбусную сети. И если троллейбусные маршруты были сокращены примерно на треть, то трамвайных город чуть не лишился совсем. Самые большие потери омский трамвай понес в «лихие 90-е»: 23 года назад прошло самое болезненное сокращение маршрутов. Так, были ликвидированы трамвайные линии на улицах Интернациональной, Гагарина и Комсомольском мосту. Тогда же были демонтированы пути на Нефтезаводской, проспекте Мира. Через 10 лет, в 2007-м, лишились трамвая жители Левобережья. Формальным поводом для закрытия движения стало строительство подземного пешеходного перехода у «Арены Омск».

За все время существования в городе было закрыто 16(!) трамвайных маршрутов. Перечислять их нет смысла, но наверняка не все омичи знают, что в городе, к примеру, был маршрут № 6, связывавший кинотеатр «Кристалл» с улицей Труда, или маршрут № 15, ходивший с Левого берега в городок Нефтяников.

Сложно представить, но трамвай ходил даже возле пожарной каланчи

В итоге сейчас трамваи ходят там, где нет альтернативного транспорта: на улицах Маршала Жукова, Лермонтова, 3-й Транспортной, Октябрьской – Гусарова, Орджоникидзе.

Сокращение троллейбусной сети было не столь масштабным. В самые «лучшие» времена в городе было 16 троллейбусных маршрутов, на них работало 274 троллейбуса. Сегодня в городе всего семь троллейбусных маршрутов с 105 машинами на них.

Старым троллейбусам в Омске дают второе дыхание:

эта машина только что вышла с капремонта 

Уже в новом тысячелетии в городе были отменены маршруты № 1 (Гашека – Энтузиастов, 2001 год), № 13 (Солнечный – ОНПЗ, 2005 год), № 10 (Чкаловский – Левобережье, 2006 год). В 2007 году прекратил существование 14-й маршрут, соединявший поселок Солнечный с заводом Попова через мост у Телецентра. А в 2008 году отменен маршрут № 9 (Солнечный – Гашека). В 2014 году с улицы Гашека отменили 11-й маршрут до ж/д вокзала, а в 2015 году – 8-й маршрут от вокзала до поселка Юбилейного.

После всех оптимизаций полностью лишились троллейбусного сообщения жители проспекта Мира от исполкома до поселка Юбилейного, а на Московке-2 (улица Гашека) остался всего один маршрут – № 15.

В 2017 году у департамента транспорта и его тогдашнего руководителя Алексея Мартыненко появились планы по созданию двух новых троллейбусных маршрутов. Планировалось воссоздать маршрут № 14, который бы связал район завода Попова с поселком Солнечным через Красный Путь, и сделать маршрут № 1 от поселка Юбилейного до ж/д вокзала. Но эти амбициозные планы так и остались планами на бумаге. Единственное – в 2018 году на несколько месяцев был запущен сильно усеченный маршрут № 8, связавший поселок Юбилейный с ДК им. Малунцева. На маршруте работало всего два троллейбуса, и он оказался невостребованным. А затем встал вопрос и об обновлении подвижного состава.

Покупка новых трамваев и троллейбусов впервые за 15 лет

Сегодня, несмотря на масштабные сокращения маршрутов, электрический транспорт все равно ежедневно перевозит десятки тысяч омичей, а МП «Электрический транспорт» – единственное прибыльное муниципальное транспортное предприятие. Нынешний год уникальный для электрического транспорта в Омске – город при поддержке областных властей покупает сразу 24 новых трамвая и 33 новых троллейбуса. Последний раз новый трамвай в Омске покупали к 300-летию города в 2016 году. Это был вагон белорусского производства без привода. Ранее, в 2005–2013 годах, было куплено всего 4 новых вагона.

Единственный трамвай белорусского производства в Омске 

Что касается троллейбусов, то масштабные закупки этого транспорта были 15 лет назад – в 2005-м. Тогда было приобретено 20 машин марки «Тролза», еще 10 машин этой же марки купили в 2014 году. Они работают на 4-м маршруте. С тех пор приобретений не было. За последние 7 лет в Омске капитально отремонтировали несколько старых трамваев и троллейбусов.

В 2017 году Омск получил 5 списанных трамваев из Москвы, которые до сих пор работают на маршрутах города. А в 2020 году в Омск пришло еще 10 вагонов, отработавших по десять лет в столице. Все они уже вышли в линию. Состояние московских вагонов, поступивших в текущем году, довольно неплохое. Все они оформлены в едином стиле и со стороны выглядят практически как новые. 

Трамваи из Москвы в Омске выглядят как новые 

Долгожданная покупка действительно новых, а не подержанных троллейбусов и автобусов в этом году осуществляется по госпрограмме. МП «Электрический транспорт» оплачивает лишь 40 % от стоимости подвижного состава в лизинг. Остальные 60 % – это субсидия федерального бюджета. В следующем году будет приобретено еще 29 троллейбусов. Благодаря этому парк предприятия обновится более чем наполовину.

Сергей ТКАЛУН: «Мы более чем наполовину обновим парк троллейбусов и трамваев»

Директор МП «Электрический транспорт» Сергей Ткалун уверен, что будущее у омских трамваев и троллейбусов есть. Уже в следующем году практически полностью обновится парк троллейбусов и значительно – парк трамваев. Столь масштабного приобретения новой техники не было минимум 30 лет.

– Хочу поблагодарить руководство города и области за поддержку омского электрического транспорта. Благодаря их участию в переговорах с заводом-изготовителем, в этом году мы закупаем 24 трамвая «Спектр» в рассрочку на пять лет, без лизинговых переплат, – отметил Сергей Ткалун.

Также, благодаря поддержке губернатора, администрация Омска смогла получить софинансирование в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». До конца ноября в Омск поступит 33 новых троллейбуса, а в следующем году, как уже говорилось выше, – еще 29 троллейбусов, закупленных с федеральной субсидией в 60 %.

Новые троллейбусы «Адмирал» появятся на омских маршрутах совсем скоро

Новый подвижной состав позволит значительно сэкономить на ремонте машин, а также будет способствовать возвращению пассажиров в трамваи и троллейбусы. Тем более после карантина пассажиропоток в них растет.

К концу года на маршруты города выйдет более двух десятков

новых трамваев уральского производства 

– В день на маршруты выходит 105 троллейбусов и 65 трамваев. После поступления нового подвижного состава мы спишем самые старые машины. Оставим те, которым не более 15 лет, – отметил Сергей Ткалун.

Новые троллейбусы в городе будут работать на самых востребованных маршрутах (№ 3 и 4), а новые трамваи – на всех маршрутах. Запуск обновленных маршрутов № 3 и 4 запланирован в самое ближайшее время. Троллейбусы на них будут работать с 6  до 23 часов. 

Троллейбусы «Адмирал» уже проходят обкатку в Омске 

По словам руководителя МП «Электрический транспорт», городу нужно покупать новый подвижной состав не только по причине его физического износа, но и для создания безбарьерной среды для инвалидов.

– Есть требование, чтобы в обязательном порядке в подвижном составе была площадка для маломобильных граждан. Полностью низкопольные трамваи стоят в 1,5 раза дороже, чем полунизкопольные. Поэтому мы пока приобретаем полунизкопольные трамваи. Что касается троллейбусов, то мы приобретаем самые современные троллейбусы, которые есть сегодня в России. Это троллейбусы, которые к нам приходят из Саратова. Поэтому и выбор пал на него, – говорит Ткалун.

Открывать новые троллейбусные и трамвайные маршруты, несмотря на обновление подвижного состава, в городе пока не планируется. В планах значится лишь возможный запуск трамваев на Левый берег. Раньше они туда ходили на протяжении нескольких десятилетий.

– Открытие новых маршрутов на сегодняшний день не планируется. Пока будем работать по тем маршрутам, по которым мы работаем. Мы пробовали, вводили троллейбус № 8 по проспекту Мира, но нужно делать полноценный маршрут, – сказал директор «Электрического транспорта». – Сокращать маршруты мы точно не будем, есть планы по расширению – в градостроительном плане есть трамвайная ветка на Левый берег. Когда она будет строиться – мне неизвестно. Я думаю, в ближайшее время мы вернемся к этому вопросу.

Пока же точно известно, что 29 новых троллейбусов, приобретение которых запланировано на следующий год, будут работать на маршрутах № 15 и 67. Таким образом, практически половина всех троллейбусных маршрутов в Омске будет укомплектована новыми низкопольными машинами. 

Омичи не только за трамвай, но и за троллейбус

Уже много лет в Омске существует общественное некоммерческое движение «Омичи за трамвай». Его активисты призывают сохранять и развивать трамвайную и троллейбусную сети. «Омичи за трамвай» уверяют, что трамваи и троллейбусы не только самые экологичные, но и экономичные виды транспорта. Конечно, насчет экономичности можно поспорить (тариф у МП «Электрический транспорт» традиционно самый высокий), но то, что на экологию электрический транспорт влияет меньше, чем автобусы, – это бесспорно.

Активист движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский неоднократно принимал участие в популяризации электрического транспорта, отстаивании маршрутов и даже сборе средств для ремонта линий. Так, активисты движения минувшей зимой собрали средства на спецоборудование – сходную стрелку, необходимую для быстрого проезда перекрестков троллейбусами.

– Это было не настолько дорого, это было бы под силу городу, – говорит Романовский. – Общественный запрос такой был, мы его отработали, дальше дело за мэрией. Положительно оцениваю активность омичей, которые отстояли предложения по развитию электрического транспорта. Сейчас люди стали понимать, что трамвай – это действительно удобный и хороший вид транспорта. Хотя пока омский трамвай таким требованиям не отвечает, но даже старые и разбитые вагоны могут объезжать пробки.

По словам Романовского, в Омске можно и нужно восстанавливать трамвайную линию на Левый берег – по мосту имени 60-летия ВЛКСМ. Тем более что там строят новую «Арену». На таком виде транспорта люди смогут быстро и без пробок уехать с хоккейных матчей и концертов.

Жители Европы ездят на комфортных, бесшумных трамваях. А когда на них поедут омичи? 

– Будущее – за электрическим транспортом. В Тюмени хотят построить с нуля трамвайную сеть к 2040 году. Новосибирск строит станцию метро «Спортивная» возле новой ледовой арены. А что в Омске? У нас же скоро построят новую «Арену», будет проходить молодежный чемпионат мира. Арена на 12 тысяч зрителей будет, а парковок там запланировано всего на 6 тысяч зрителей. Новая «кишка» (дорога-дублер по улице 3-й Островской. – РИА «Омск-информ») с односторонним движением никак не спасет ситуацию. И трамвай здесь очень хорошо вписывается, – отметил активист движения «Омичи за трамвай».

Юрий Романовский уверен, что будущее – за электрическим транспортом. Ведь его развивают во всем мире. До пандемии омичи активно путешествовали по европейским столицам и видели, что там в приоритете – трамвай. На нем можно быстро и с комфортом добраться в любую точку Праги, Вены, Братиславы, Белграда, Хельсинки, Берлина и других городов. Современные трамваи бесшумны, вместительны, экономичны. Им отдают приоритет в движении, трамваи не стоят в пробках. Такой подвижной состав «Омичи за трамвай» хотят направить на Левобережье, может быть, даже до «Меги».

Трамвай остался в новом генплане Омска 

– В генплане оставалась существующая сеть и были планы соединения ее с метро. Без серьезных вливаний это вряд ли можно осуществить. Только если с региональной поддержкой. Трамваи же на Левый берег – это было построено в металле и бетоне, это работало, и это несложно восстановить по сравнению с метро. Это хороший способ вывода трамвайной линии на Левый берег. Может, будут другие маршруты, это будет оправданно, – отметил Романовский.

Развитие и сохранение маршрутной сети троллейбусов и трамваев во многом зависит не только от экономики, но и от желания властей. Любой маршрут, любой вид транспорта при желании можно объявить нерентабельным и закрыть. А можно пойти по европейскому пути и развивать линии самого экологичного вида транспорта, который к тому же может стать городской достопримечательностью. Поэтому хочется надеяться, что как омский трамвай в 2036 году, так и омский троллейбус в 2055 году отметят свое 100-летие.

Сергей Энквист

4998