Поиск

Режиссер премьерного спектакля Омской драмы «Визит дамы» обосновал выбор этой пьесы про «город, через который проходят поезда».

Премьера спектакля Омской драмы «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта должна была состояться в конце марта. Помешала пандемия: коллектив театра вынужденно ушел на самоизоляцию и, как оказалось, надолго. Премьерный показ отложили почти на полгода, и 22 сентября именно этой работой в постановке известного режиссера Анджея Бубеня «академики» открывают 147-й театральный сезон.

«Визит дамы» – жесткий и неприятный диагноз для всех нас

В эксклюзивном интервью РИА «Омск-информ» Анджей Бубень рассказал об актуальности пьесы «Визит старой дамы» (так она называется в оригинале), чем она может «зацепить» омичей. Также режиссер раскрывает некоторые технические секреты. «Визит дамы» на омской сцене – это не только спектакль, но и кино.

– Анджей, пьеса «Визит старой дамы» написана более 60 лет назад, было множество постановок, есть и экранизации, в СССР в конце 80-х сняли отличный фильм с Валентином Гафтом и Екатериной Васильевой в главных ролях. Наверняка его многие хорошо помнят. Почему вы решили сегодня обратиться к этому материалу? В чем актуальность этого произведения для мира, для России, для Омска?

– «Визит старой дамы» продолжают ставить, хотя и не часто. Когда главный режиссер Омского драматического театра Георгий Цхвирава предложил мне этот материал, перечитал пьесу. Показалось, что она сегодня может быть интересной. Важно, чтобы были актеры, которые такой материал смогли воплотить в контексте нашей жизни. И они в Омской драме есть. Пьеса отредактирована под условия сегодняшнего театра, но сила ее мысли не стареет. Во времена Дюрренматта она казалось сюрреалистичной, одновременно и критикой прошлого, и мечтой о будущем. А сегодня «Визит дамы» – абсолютный диагноз того, что происходит здесь и сейчас. Идеально жесткий и неприятный диагноз для нас всех.

Мне кажется, театр должен ставить вопросы: больные, иногда неприятные. Этот разговор со зрителем, благодаря Дюрренматту, будет интересным, увлекательным, но непростым.

Наша справка

Анджей Бубень – режиссер, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). Поставил более 150 спектаклей (оперы, мюзиклы, драмы и комедии) в разных странах на разных языках.

На сцене Омского драматического театра поставил спектакли «Август. Графство Осэйдж» (2010 г.), «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» (2013 г.), «Амадей» (2017 г.), «Визит дамы» (2020 г.).

Стоит выбор: «Как нам жить?». Сейчас такое время, когда все показывают пальцем, как нам жить, что хорошо, а что плохо. И это с точки зрения каких-то шоуменов, говорящих голов на ТВ, зачастую не очень умных, но востребованных медийных лиц. К настоящим авторитетам они отношения не имеют.

Получается, что мы руководствуемся некой рекламой, медийным миром, который заменяет нам собственные чувства и мышление. И подлинное понимание нравственности, этики, порядочности, к сожалению, исчезает. Как и авторитетов, их практически не осталось. А если нет авторитетов, нам очень сложно находить вектор нашего поведения. Мы не всегда находим правильную дорогу с точки зрения морали. С этого ракурса интересно посмотреть, как персонажи Дюрренматта теряются, как они меняются на наших глазах.

Сегодня нам постоянно говорят с экранов, что надо быть успешными, красивыми, богатыми. И у Дюрренматта в город приезжает человек, который обещает всех сделать счастливыми и богатыми, правда, нужно выполнить одно условие… Ну кто же откажется? С точки зрения современного мира, только дурак может отказаться от такого предложения. Но тогда перестают возникать вопросы: а где этика, нравственность, мораль? А где наши христианские корни?

Эта пьеса очень многослойна. А я люблю тексты, пьесы, которые можно делать в театре на разных уровнях. Есть уровень сюжета, это детективная история, некий психологический триллер. Уметь хорошо рассказать историю – это тоже важно.

Там есть и разговор про нашу культуру, про ее многослойность, насколько мы действительно являемся наследниками христианской, европейской культуры. Или это осталось на уровне слов. Все это очень сложные вопросы, но их необходимо задавать сейчас.

Театр тоже в последнее время становится каким-то очень гламурным, эпатажным. А мне кажется, эпатажными должны быть вопросы, а не только форма. Эпатаж – это хорошо, я сам учу своих студентов, чтобы они были отважными, эпатажными в искусстве.

Важно ставить вопросы серьезные, ответы – это уже не наше дело, каждый решает сам. Но вопросы должны быть такие, чтобы зрителю уже дома было, о чем подумать и о чем поговорить с близкими.

В контексте всего, что происходит в мире, Европе, России, Омске эта пьеса прочитывается еще страшнее.

Омск становится городом, мимо которого проезжают поезда

– А в контексте Омска что конкретно отражается, отзывается в вашем новом спектакле?

– Когда мы начинали работать над постановкой, то думали об этом. Омск в России второй по убыванию, из него уезжают толпами. У Дюрренматта – тоже город, из которого уезжают. Город, который начинает уходить в никуда. Наши зрители найдут в этой истории очень много из того, что объединяет их город и город Дюрренматта. Это важно, тогда мы начинаем сопереживать, испытывать сильные эмоции.

– А каким ощущаете Омск вы?

– Я дружу с Омской драмой с начала века, почти 20 лет, я вижу, что город местами преображается в лучшую сторону. Очень люблю гулять по Омску и наблюдать за людьми. Это профессиональное. И я вижу в Омске очень много грустных людей. Это не город людей, где вы идете по улицам, все улыбаются, все доброжелательны друг к другу. Вражды нет, но есть очень много людей уставших, которые привыкли здесь жить, но без особой радости. Как говорит Дюрренматт в начале своей пьесы, такой немножко «город, через который проходят поезда». Они уже не останавливаются, а только проносятся мимо. Есть такое психологическое ощущение и от Омска. Город непростой, со своей любопытной историей.

Я выбираю для постановки пьесы, понимая, в каком городе, в какой стране я работаю. Чтобы разговор со зрителем был эмоциональным, ярким. Они не всегда обязаны соглашаться с нашими «диагнозами». Но, если то, что мы делаем, вызывает эмоции и их это может задеть за живое, театр выполняет свои функции. Не только развлекательные.

– Как вам работается в Омской драме, насколько хорошо вы знаете членов труппы, какие у вас впечатления от взаимодействия с актерами?

– Вопрос риторический. Работаю здесь уже не первый раз («Визит дамы» – четвертая постановка Анджея Бубеня на сцене Омской драмы. – РИА «Омск-информ»). И если бы было работать некомфортно, зачем бы я приезжал? Я особый режиссер в этом смысле. Не пойду куда-то только потому, что это престижно или гламурно. А пойду туда, где лично мне интересно. Я отказывался от очень престижных предложений, потому что мне казалось, что это не комфортно и не интересно. Поэтому  ставлю спектакли и в огромных театрах, самых известных в Европе, а иногда в маленьких «провинциальных» театрах, но зато с такими артистами, что получаю от работы с ними гигантское удовольствие.

Омский драматический – один из лучший театров в России. Но самое главное, что здесь есть люди, с которыми я дружу. Есть люди, которые меня понимают с полуслова. Огромное количество артистов, с которыми я взаимодействую давно. Благодаря этому мы можем работать еще интереснее. Сейчас мы настолько друг друга хорошо знаем, что можем копать все глубже и глубже. И что касается вами любимых артистов Иры Герасимовой и Михаила Окунева – вы их увидите в таком качестве, в каком вы их еще не видели, несмотря на то что они сыграли огромное количество протрясающих ролей.

Здесь удалось найти какие-то другие грани, они в себе их нашли. И они еще могут удивлять. А это самое интересное качество, когда артист может все время своих зрителей удивлять.

– Ну, их же еще кто-то должен раскрыть.

– Это обоюдный процесс. Конечно, с одной стороны, это моя работа, с другой – их открытость и готовность открываться. Нам друг с другом интересно. Это как в семье: мы можем ругаться, а потом обниматься. Но мы понимаем, что ради того, куда мы идем, стоит чем-то пожертвовать.

С разных ракурсов можно увидеть три разных спектакля

– Говорят, что Анджей Бубень никогда не повторяется. Чем ваша новая работа в техническом плане отличается от предыдущих?

– Театроведы имеют со мной много проблем, поскольку меня сложно поставить на какую-то «полку», где я буду стоять как вечный памятник. Люблю искать и развиваться. Профессия обязывает. Мне нравится, что каждый спектакль, который я делаю в Омской драме, не повторяет предыдущий. Это разные спектакли, другая эстетика, иной способ рассказа. В «Визите дамы» мы смешиваем два жанра – кино и театр.

Я думаю, со мной согласятся те, кто читал пьесу, – «Визит дамы» написана как очень хороший киносценарий.

Там есть любопытный дополнительный пласт. Мы сегодня живем в таком мире, что все сидят в виртуальном пространстве. Люди «в живую» общаются все реже и реже. С ужасом наблюдаю, когда близкие люди, например муж и жена, садятся рядом за стол в кафе, и первое, что они делают, – каждый вынимает свой телефон. Да они между собой уже через телефон общаются. В связи с чем у меня возникает вопрос: а что является подлинным, а что подделкой? Мы же очень часто верим в то, что нам показывают по ТВ. Сегодня очень трудно разобраться, что правда, а что нет. Правда может оказаться где-то в другом месте.

Наш спектакль «Визит дамы» мы выстраиваем так, что зритель может выбирать. Есть план живого общения и есть план того, что видит камера. И камера всегда видит немножко другое, чем в «живом» плане. Благодаря этому вы можете задать вопрос: где подлинность, а где игра?

Это определенная форма игры со зрителем, мне кажется любопытной. Мы можем показать то, чего он в театре никогда не увидит. Обычно он видит общий план, когда это большая сцена. Если мы хотим показать, что по настоящему происходит с героями, нужны несколько другие средства.

Великий Эйзенштейн доказал, что наш способ мышления очень зависит от ракурса и уровня, с которого вы смотрите на мир. То, что мы делаем камерой, показывает, что ракурс меняет отношение. И вы можете по-разному смотреть, прийти два, три раза на наш спектакль, и в зависимости от того, с какой точки вы будете его смотреть, вы увидите разные спектакли. Если вы будете смотреть спектакль только через камеру – это одно, если только на сцене – другое, если совмещать и то, и другое – это уже третий спектакль.

А еще зрители могут стать участниками этого спектакля.

– Вы же поставили спектакль со своей командой, кто эти люди?

– Это достаточно молодые ребята. Художник по сценографии и костюмам Светлана Тужикова. Она в Омске уже себя показала – в спектакле «Амадей». Также и другие члены группы работали над «Амадеем». То, что предложила Света, – это любопытно и современно.

Люблю работать с молодыми людьми, потому что эта связь поколений дает свои новые приобретения.

В этом спектакле очень важна музыка. Поэтому я пригласил Глеба Колядина, выпускника питерской консерватории. Глеб потрясающий пианист и композитор, человек уникальных талантов, вся музыка авторская, специально написанная для «Визита дамы». Я думаю, все те, кто любит хорошую музыку, получат огромное удовольствие. Я сам давно не слышал музыки, так точно и так пронзительно написанной к спектаклю. Дениса Солнцева вы тоже знаете, он уже работал в Омской драме, это известный художник по свету, мы дружим много лет. Алина Михайлова – хореограф, и в Питере, и еще во многих городах России ее хорошо знают. Алина – номинант «Золотой маски», человек очень любопытный, владеющий техниками тренингов, которые мало кто применяет. Это нам очень помогает в работе над телом. Алина имеет больше влияние на то, что происходит в спектакле. Видеохудожник – великолепный Михаил Иванов.

– Как вы сами ощущаете, спектакль «Визит дамы» сложился, все задуманное получилось?

– Думаю, да. Надеюсь, что зрителям будет интересно то, что мы делаем. История мне кажется важной, она очень пронзительная сама по себе. И в контексте того, что сейчас происходит, эта пьеса стала еще страшнее, интереснее и больнее.

Беседовала Ольга Ложникова.

1815

Режиссер премьерного спектакля Омской драмы «Визит дамы» обосновал выбор этой пьесы про «город, через который проходят поезда».

Премьера спектакля Омской драмы «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта должна была состояться в конце марта. Помешала пандемия: коллектив театра вынужденно ушел на самоизоляцию и, как оказалось, надолго. Премьерный показ отложили почти на полгода, и 22 сентября именно этой работой в постановке известного режиссера Анджея Бубеня «академики» открывают 147-й театральный сезон.

«Визит дамы» – жесткий и неприятный диагноз для всех нас

В эксклюзивном интервью РИА «Омск-информ» Анджей Бубень рассказал об актуальности пьесы «Визит старой дамы» (так она называется в оригинале), чем она может «зацепить» омичей. Также режиссер раскрывает некоторые технические секреты. «Визит дамы» на омской сцене – это не только спектакль, но и кино.

– Анджей, пьеса «Визит старой дамы» написана более 60 лет назад, было множество постановок, есть и экранизации, в СССР в конце 80-х сняли отличный фильм с Валентином Гафтом и Екатериной Васильевой в главных ролях. Наверняка его многие хорошо помнят. Почему вы решили сегодня обратиться к этому материалу? В чем актуальность этого произведения для мира, для России, для Омска?

– «Визит старой дамы» продолжают ставить, хотя и не часто. Когда главный режиссер Омского драматического театра Георгий Цхвирава предложил мне этот материал, перечитал пьесу. Показалось, что она сегодня может быть интересной. Важно, чтобы были актеры, которые такой материал смогли воплотить в контексте нашей жизни. И они в Омской драме есть. Пьеса отредактирована под условия сегодняшнего театра, но сила ее мысли не стареет. Во времена Дюрренматта она казалось сюрреалистичной, одновременно и критикой прошлого, и мечтой о будущем. А сегодня «Визит дамы» – абсолютный диагноз того, что происходит здесь и сейчас. Идеально жесткий и неприятный диагноз для нас всех.

Мне кажется, театр должен ставить вопросы: больные, иногда неприятные. Этот разговор со зрителем, благодаря Дюрренматту, будет интересным, увлекательным, но непростым.

Наша справка

Анджей Бубень – режиссер, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). Поставил более 150 спектаклей (оперы, мюзиклы, драмы и комедии) в разных странах на разных языках.

На сцене Омского драматического театра поставил спектакли «Август. Графство Осэйдж» (2010 г.), «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» (2013 г.), «Амадей» (2017 г.), «Визит дамы» (2020 г.).

Стоит выбор: «Как нам жить?». Сейчас такое время, когда все показывают пальцем, как нам жить, что хорошо, а что плохо. И это с точки зрения каких-то шоуменов, говорящих голов на ТВ, зачастую не очень умных, но востребованных медийных лиц. К настоящим авторитетам они отношения не имеют.

Получается, что мы руководствуемся некой рекламой, медийным миром, который заменяет нам собственные чувства и мышление. И подлинное понимание нравственности, этики, порядочности, к сожалению, исчезает. Как и авторитетов, их практически не осталось. А если нет авторитетов, нам очень сложно находить вектор нашего поведения. Мы не всегда находим правильную дорогу с точки зрения морали. С этого ракурса интересно посмотреть, как персонажи Дюрренматта теряются, как они меняются на наших глазах.

Сегодня нам постоянно говорят с экранов, что надо быть успешными, красивыми, богатыми. И у Дюрренматта в город приезжает человек, который обещает всех сделать счастливыми и богатыми, правда, нужно выполнить одно условие… Ну кто же откажется? С точки зрения современного мира, только дурак может отказаться от такого предложения. Но тогда перестают возникать вопросы: а где этика, нравственность, мораль? А где наши христианские корни?

Эта пьеса очень многослойна. А я люблю тексты, пьесы, которые можно делать в театре на разных уровнях. Есть уровень сюжета, это детективная история, некий психологический триллер. Уметь хорошо рассказать историю – это тоже важно.

Там есть и разговор про нашу культуру, про ее многослойность, насколько мы действительно являемся наследниками христианской, европейской культуры. Или это осталось на уровне слов. Все это очень сложные вопросы, но их необходимо задавать сейчас.

Театр тоже в последнее время становится каким-то очень гламурным, эпатажным. А мне кажется, эпатажными должны быть вопросы, а не только форма. Эпатаж – это хорошо, я сам учу своих студентов, чтобы они были отважными, эпатажными в искусстве.

Важно ставить вопросы серьезные, ответы – это уже не наше дело, каждый решает сам. Но вопросы должны быть такие, чтобы зрителю уже дома было, о чем подумать и о чем поговорить с близкими.

В контексте всего, что происходит в мире, Европе, России, Омске эта пьеса прочитывается еще страшнее.

Омск становится городом, мимо которого проезжают поезда

– А в контексте Омска что конкретно отражается, отзывается в вашем новом спектакле?

– Когда мы начинали работать над постановкой, то думали об этом. Омск в России второй по убыванию, из него уезжают толпами. У Дюрренматта – тоже город, из которого уезжают. Город, который начинает уходить в никуда. Наши зрители найдут в этой истории очень много из того, что объединяет их город и город Дюрренматта. Это важно, тогда мы начинаем сопереживать, испытывать сильные эмоции.

– А каким ощущаете Омск вы?

– Я дружу с Омской драмой с начала века, почти 20 лет, я вижу, что город местами преображается в лучшую сторону. Очень люблю гулять по Омску и наблюдать за людьми. Это профессиональное. И я вижу в Омске очень много грустных людей. Это не город людей, где вы идете по улицам, все улыбаются, все доброжелательны друг к другу. Вражды нет, но есть очень много людей уставших, которые привыкли здесь жить, но без особой радости. Как говорит Дюрренматт в начале своей пьесы, такой немножко «город, через который проходят поезда». Они уже не останавливаются, а только проносятся мимо. Есть такое психологическое ощущение и от Омска. Город непростой, со своей любопытной историей.

Я выбираю для постановки пьесы, понимая, в каком городе, в какой стране я работаю. Чтобы разговор со зрителем был эмоциональным, ярким. Они не всегда обязаны соглашаться с нашими «диагнозами». Но, если то, что мы делаем, вызывает эмоции и их это может задеть за живое, театр выполняет свои функции. Не только развлекательные.

– Как вам работается в Омской драме, насколько хорошо вы знаете членов труппы, какие у вас впечатления от взаимодействия с актерами?

– Вопрос риторический. Работаю здесь уже не первый раз («Визит дамы» – четвертая постановка Анджея Бубеня на сцене Омской драмы. – РИА «Омск-информ»). И если бы было работать некомфортно, зачем бы я приезжал? Я особый режиссер в этом смысле. Не пойду куда-то только потому, что это престижно или гламурно. А пойду туда, где лично мне интересно. Я отказывался от очень престижных предложений, потому что мне казалось, что это не комфортно и не интересно. Поэтому  ставлю спектакли и в огромных театрах, самых известных в Европе, а иногда в маленьких «провинциальных» театрах, но зато с такими артистами, что получаю от работы с ними гигантское удовольствие.

Омский драматический – один из лучший театров в России. Но самое главное, что здесь есть люди, с которыми я дружу. Есть люди, которые меня понимают с полуслова. Огромное количество артистов, с которыми я взаимодействую давно. Благодаря этому мы можем работать еще интереснее. Сейчас мы настолько друг друга хорошо знаем, что можем копать все глубже и глубже. И что касается вами любимых артистов Иры Герасимовой и Михаила Окунева – вы их увидите в таком качестве, в каком вы их еще не видели, несмотря на то что они сыграли огромное количество протрясающих ролей.

Здесь удалось найти какие-то другие грани, они в себе их нашли. И они еще могут удивлять. А это самое интересное качество, когда артист может все время своих зрителей удивлять.

– Ну, их же еще кто-то должен раскрыть.

– Это обоюдный процесс. Конечно, с одной стороны, это моя работа, с другой – их открытость и готовность открываться. Нам друг с другом интересно. Это как в семье: мы можем ругаться, а потом обниматься. Но мы понимаем, что ради того, куда мы идем, стоит чем-то пожертвовать.

С разных ракурсов можно увидеть три разных спектакля

– Говорят, что Анджей Бубень никогда не повторяется. Чем ваша новая работа в техническом плане отличается от предыдущих?

– Театроведы имеют со мной много проблем, поскольку меня сложно поставить на какую-то «полку», где я буду стоять как вечный памятник. Люблю искать и развиваться. Профессия обязывает. Мне нравится, что каждый спектакль, который я делаю в Омской драме, не повторяет предыдущий. Это разные спектакли, другая эстетика, иной способ рассказа. В «Визите дамы» мы смешиваем два жанра – кино и театр.

Я думаю, со мной согласятся те, кто читал пьесу, – «Визит дамы» написана как очень хороший киносценарий.

Там есть любопытный дополнительный пласт. Мы сегодня живем в таком мире, что все сидят в виртуальном пространстве. Люди «в живую» общаются все реже и реже. С ужасом наблюдаю, когда близкие люди, например муж и жена, садятся рядом за стол в кафе, и первое, что они делают, – каждый вынимает свой телефон. Да они между собой уже через телефон общаются. В связи с чем у меня возникает вопрос: а что является подлинным, а что подделкой? Мы же очень часто верим в то, что нам показывают по ТВ. Сегодня очень трудно разобраться, что правда, а что нет. Правда может оказаться где-то в другом месте.

Наш спектакль «Визит дамы» мы выстраиваем так, что зритель может выбирать. Есть план живого общения и есть план того, что видит камера. И камера всегда видит немножко другое, чем в «живом» плане. Благодаря этому вы можете задать вопрос: где подлинность, а где игра?

Это определенная форма игры со зрителем, мне кажется любопытной. Мы можем показать то, чего он в театре никогда не увидит. Обычно он видит общий план, когда это большая сцена. Если мы хотим показать, что по настоящему происходит с героями, нужны несколько другие средства.

Великий Эйзенштейн доказал, что наш способ мышления очень зависит от ракурса и уровня, с которого вы смотрите на мир. То, что мы делаем камерой, показывает, что ракурс меняет отношение. И вы можете по-разному смотреть, прийти два, три раза на наш спектакль, и в зависимости от того, с какой точки вы будете его смотреть, вы увидите разные спектакли. Если вы будете смотреть спектакль только через камеру – это одно, если только на сцене – другое, если совмещать и то, и другое – это уже третий спектакль.

А еще зрители могут стать участниками этого спектакля.

– Вы же поставили спектакль со своей командой, кто эти люди?

– Это достаточно молодые ребята. Художник по сценографии и костюмам Светлана Тужикова. Она в Омске уже себя показала – в спектакле «Амадей». Также и другие члены группы работали над «Амадеем». То, что предложила Света, – это любопытно и современно.

Люблю работать с молодыми людьми, потому что эта связь поколений дает свои новые приобретения.

В этом спектакле очень важна музыка. Поэтому я пригласил Глеба Колядина, выпускника питерской консерватории. Глеб потрясающий пианист и композитор, человек уникальных талантов, вся музыка авторская, специально написанная для «Визита дамы». Я думаю, все те, кто любит хорошую музыку, получат огромное удовольствие. Я сам давно не слышал музыки, так точно и так пронзительно написанной к спектаклю. Дениса Солнцева вы тоже знаете, он уже работал в Омской драме, это известный художник по свету, мы дружим много лет. Алина Михайлова – хореограф, и в Питере, и еще во многих городах России ее хорошо знают. Алина – номинант «Золотой маски», человек очень любопытный, владеющий техниками тренингов, которые мало кто применяет. Это нам очень помогает в работе над телом. Алина имеет больше влияние на то, что происходит в спектакле. Видеохудожник – великолепный Михаил Иванов.

– Как вы сами ощущаете, спектакль «Визит дамы» сложился, все задуманное получилось?

– Думаю, да. Надеюсь, что зрителям будет интересно то, что мы делаем. История мне кажется важной, она очень пронзительная сама по себе. И в контексте того, что сейчас происходит, эта пьеса стала еще страшнее, интереснее и больнее.

Беседовала Ольга Ложникова.

1815