Поиск

Профессиональное сообщество не понимает позиции региональной власти о будущем омских вузов. И заявления чиновников ясности не добавляют.

Тема дистанционного образования в условиях пандемии приобрела особую актуальность. Вынужденный переход на него школ и вузов выявил массу проблем такой формы обучения. И нет ничего удивительного в том, что в обществе в целом, а в профессиональной среде особенно, сегодня преобладает негативное отношение к «удаленке». Единственным весомым аргументом у тех, кто «за», является необходимость как-то сдерживать распространение коронавируса.

Понятно ведь, что существует определенное лукавство в цифрах заболевших в Омской области, их, видимо, больше, чем показывает официальная статистика. Причем есть основания полагать, что осенью, когда народ вернется из отпусков, начнутся занятия в школах и вузах, увеличится количество контактов, мы опять возможно получим рост заболевания. Во всяком случае, ВОЗ прогнозирует снижение масштабов пандемии только к февралю следующего года.

Следовательно, снова придется говорить об «удаленке». Это реально очень тяжелое испытание для системы образования, которая, с моей точки зрения, и без того подорвана идиотизмом под названием ЕГЭ. Ни в советской, ни в русской школе никогда не было такой тотальной примитивной зубрежки, которая наблюдается сейчас. Единственный плюс – с помощью ЕГЭ удалось как-то снизить уровень коммерческого подкупа при поступлении детей в вузы. И все.

Зато резко упало качество самого образования. Например, в ОмГТУ, где я до недавнего времени был советником по экономике при ректорате, бюджетные места по техническим специальностям уже замещаются абитуриентами из Казахстана. Потому что наши омские школьники не хотят сдавать физику и математику, а без них поступать на инженерные специальности запрещено.

Дистанционное обучение еще больше усугубляет ситуацию, ибо нормально освоить физику и математику на «удаленке», полагаю, может процента три современных учеников.

А что касается дистанционного вузовского образования, его придумали отнюдь не в России. Двадцать с лишним лет назад идею реализовали ведущие университеты США. Они развернули мощную рекламную кампанию, предлагая всем желающим в мире обучаться в США на «удаленке» – за пять тысяч долларов в год. И туда ринулись молодые люди из России, Китая, других азиатских стран. Никто не обращал внимания на маленький нюанс, видимо, прописанный в коммерческих предложениях «заокеанских барыг» мелким почерком: полученные таким образом дипломы не действительны на территории США.

К слову, недавно президент Трамп заявил о необходимости выдворить  из страны всех иностранных студентов, которые учатся на удаленном доступе и проживают в Америке. А это белее 15 тысяч человек. И это опять-таки к вопросу о ценности дистанционного образования уже в настоящее время.

Обратимся и к другим российским реалиям от системы образования России. В одном из сельских поселений нашей области на пост главы баллотировался местный житель, который предъявил диплом об окончании воронежского вуза. У земляков возникли обоснованные сомнения на сей счет, поскольку этот гражданин вроде бы никуда не уезжал, нигде не учился, да и вообще «по жизни» высоким интеллектом не отличался.

После наведения справок селяне выяснили, что в Воронеже действительно есть такой университет. С лицензией, выдающий дипломы установленного образца. Причем, насколько можно судить, учебное заведение состоит из двух комнат. В одной сидят люди, принимающие заявления на удаленное обучение и деньги за него. Они же отправляют задания на курсовые, дипломные и прочие работы.

 А люди, сидящие во второй комнате, рассылают «студентам» готовые решения всех заданий. Соискателям дипломов остается только распечатать ответы, подписать и отправить почтой обратно. И все – через четыре года ты бакалавр, через пять – магистр. Именно такой диплом получил победивший на выборах гражданин и теперь спокойно управляет вверенной территорией. Хотя уровень его образования – в лучшем случае умение пользоваться компьютером.

В Советском округе Омска есть вуз, главный корпус которого занимает «целых» 110 квадратных метров. И он ежегодно выпускает 150 инженеров с дипломами государственного образца. Можно ли в таких условиях подготовить квалифицированного специалиста? Ясно, что это чистой воды профанация. И таких заведений в нашей стране пруд пруди.  

К этой проблеме близка другая, которую тоже можно назвать настоящей пандемией. Огромное количество чиновников, силовиков и крупных руководителей страны в начале 2000-х годов вдруг решили, что они просто обязаны стать кандидатами наук. Экономических, юридических, политических и прочих.

Один только созданный ВМАКом (Высшей межакадемической аттестационной комиссией) диссертационный совет при Владимирской торгово-промышленной палате продал 25 тысяч кандидатских диссертаций. По пять тысяч долларов за штуку. Стоимость докторских – по договоренности. Это данные прокуратуры России, остановившей это безобразие. Но никто не был привлечен к уголовной ответственности, и диссертации не были официально признаны не действительными.

Добавим сюда регулярные скандалы по поводу липовых диссертаций, которые защитили чиновники в диссертационных советах, созданных во всех российских вузах. О чем говорить, если в МГУ, главном высшем учебном заведении страны, после этих скандалов количество защищенных кандидатских сократилось с 600 с лишним до 40 в год.

В целом сейчас ситуация слегка изменилась. Конвейер по фабрикации диссертаций стал давать сбои. В том числе, и в Омске. Но, по-прежнему, остро стоит вопрос: кто, как и какие будет давать студентам знания? Ведь при наличии огромного количества остепененных «уважаемых людей» уже сегодня возник дефицит профессорско-преподавательского состава. С реальными, а не липовыми учеными степенями и знаниями.

Мало того, «удаленка», введенная в условиях пандемии коронавируса, в техническом университете, например, увеличила нагрузку на преподавателя в 2,5-3 раза. Можно не сомневаться, что приблизительно в такой же пропорции снизилось и качество обучения, потому что чудес не бывает. И так везде – и в вузах, и в школах.

Понятно, что в этих условиях система образования требует особого внимания со стороны профильного министерства и регионального правительства. Но поведение наших чиновников пока выглядит несколько странным и не адекватным сложившейся ситуации.

Скажем, наш классический университет уже второй год не имеет ректора. Есть только врио. Из практики управления хорошо известно, что для любого предприятия нет ничего более вредного и опасного, чем временный руководитель. После года неопределенности обычно требуется не меньше трех лет, чтобы выстроить полноценную управленческую матрицу. Думаю, что уже сейчас там очень сложно будет «собрать экономику» и выстроить должным образом учебный процесс и т. д.

По каким-то малопонятным и странным причинам московские чиновники посчитали нецелесообразным проводить выборы ректора опорного технического университета. Запущенная процедура была остановлена, и не без участия омских чиновников учредитель (Минобрнауки РФ) тоже назначил врио. Прошел месяц, до сих пор нет проректоров. Между тем, полным ходом идет набор студентов, на носу начало учебного года, проблем куча – кому их решать? Все это вызывает искреннее недоумение профессорско-преподавательского состава и не только.

Лично у меня есть ощущение, что чиновников областного правительства ждут большие сюрпризы со стороны назначенного врио не только в области кадровой политики. А ведь нас учили – кадры решают все!

Почему было сделано так, как сделано? В кулуарах пришлось слышать мнение, что в правительстве есть неудовлетворенность отсутствием прорывных проектов в деятельности опорного университета. Но о каких прорывах можно говорить в условиях пандемии и экономического кризиса? Впрочем, и без всякого кризиса прорывных научных открытий у нас не было, не будет, да и в принципе не должно было быть.

Наши омские вузы никогда не были ориентированы на фундаментальную науку. Омск многие годы являлся закрытым городом с огромным количеством оборонных предприятий. То, что изобреталось в Москве, Ленинграде, Харькове нужно было доводить и внедрять в серийное производство, чем и занимались многочисленные наши НИИ и КБ.

Соответственно, главным продуктом технического университета был и остается качественно подготовленный инженер, конструктор, технолог, руководитель производства. Если он не будет их выпускать, кто будет делать, например, ракету «Ангара», модернизировать танки и огнеметы «Буратино», авиадвигатели и т.д.?

Подготовка по базовым инженерным специальностям – основная задача технического вуза, и ОмГТУ обладает потенциалом для ее решения. По данным «Форбс», университет занимает среди ста ведущих российских вузов весьма достойное 44 место, и эти позиции нужно просто укреплять. Путем кропотливой и нудной системной повседневной работы, направленной на совершенствование учебного процесса, укрепления связей с современным производством, повышение квалификации преподавательских и управленческих кадров.

А проблема чиновников, на мой взгляд, заключается в том, что результаты такой работы видны далеко не сразу, на них не сделаешь громкого пиара. Для пиара нужны масштабы, революционные реформы, прорывы – пусть даже словесные. И, видимо, есть какие-то основания для соответствующих слухов, циркулирующих в профессорско-преподавательской среде.

Ну, например, опять пошли разговоры о создании кампуса, объединяющего все омские вузы. Понятно, что на его строительстве можно освоить большие деньги, но понятно и то, что реализация данной идеи попросту угробит в регионе систему высшего образования.

Второй слух – не менее «революционный». Якобы в Москве обсуждается замысел трансформации омских отраслевых учебных заведений – ОмГУПСа, аграрного, медицинского университетов – в филиалы столичных вузов. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы предсказать результат подобной трансформации. Омск из вузовского центра может превратится в заштатный провинциальный, пыльный и грязный городишко, каким его увидел Достоевский.

Эти слухи весьма симптоматичны. Профессиональное сообщество не понимает позиции региональной власти относительно будущего омских вузов. И заявления отдельных чиновников ясности отнюдь не добавляют. Причем на тему образования высказываются даже те, кто не имеет отношения к данной сфере.

Ну, а если оценивать ситуацию в целом, похоже, что основной вектор творческих усилий чиновников от образования, как на федеральном, так и на региональном уровне, видимо, направлен на банальную оптимизацию расходов. И телега в очередной раз окажется впереди лошади. На первом месте деньги, а с подготовкой специалистов для производства – авось как-нибудь само собой образуется.

5201

Профессиональное сообщество не понимает позиции региональной власти о будущем омских вузов. И заявления чиновников ясности не добавляют.

Тема дистанционного образования в условиях пандемии приобрела особую актуальность. Вынужденный переход на него школ и вузов выявил массу проблем такой формы обучения. И нет ничего удивительного в том, что в обществе в целом, а в профессиональной среде особенно, сегодня преобладает негативное отношение к «удаленке». Единственным весомым аргументом у тех, кто «за», является необходимость как-то сдерживать распространение коронавируса.

Понятно ведь, что существует определенное лукавство в цифрах заболевших в Омской области, их, видимо, больше, чем показывает официальная статистика. Причем есть основания полагать, что осенью, когда народ вернется из отпусков, начнутся занятия в школах и вузах, увеличится количество контактов, мы опять возможно получим рост заболевания. Во всяком случае, ВОЗ прогнозирует снижение масштабов пандемии только к февралю следующего года.

Следовательно, снова придется говорить об «удаленке». Это реально очень тяжелое испытание для системы образования, которая, с моей точки зрения, и без того подорвана идиотизмом под названием ЕГЭ. Ни в советской, ни в русской школе никогда не было такой тотальной примитивной зубрежки, которая наблюдается сейчас. Единственный плюс – с помощью ЕГЭ удалось как-то снизить уровень коммерческого подкупа при поступлении детей в вузы. И все.

Зато резко упало качество самого образования. Например, в ОмГТУ, где я до недавнего времени был советником по экономике при ректорате, бюджетные места по техническим специальностям уже замещаются абитуриентами из Казахстана. Потому что наши омские школьники не хотят сдавать физику и математику, а без них поступать на инженерные специальности запрещено.

Дистанционное обучение еще больше усугубляет ситуацию, ибо нормально освоить физику и математику на «удаленке», полагаю, может процента три современных учеников.

А что касается дистанционного вузовского образования, его придумали отнюдь не в России. Двадцать с лишним лет назад идею реализовали ведущие университеты США. Они развернули мощную рекламную кампанию, предлагая всем желающим в мире обучаться в США на «удаленке» – за пять тысяч долларов в год. И туда ринулись молодые люди из России, Китая, других азиатских стран. Никто не обращал внимания на маленький нюанс, видимо, прописанный в коммерческих предложениях «заокеанских барыг» мелким почерком: полученные таким образом дипломы не действительны на территории США.

К слову, недавно президент Трамп заявил о необходимости выдворить  из страны всех иностранных студентов, которые учатся на удаленном доступе и проживают в Америке. А это белее 15 тысяч человек. И это опять-таки к вопросу о ценности дистанционного образования уже в настоящее время.

Обратимся и к другим российским реалиям от системы образования России. В одном из сельских поселений нашей области на пост главы баллотировался местный житель, который предъявил диплом об окончании воронежского вуза. У земляков возникли обоснованные сомнения на сей счет, поскольку этот гражданин вроде бы никуда не уезжал, нигде не учился, да и вообще «по жизни» высоким интеллектом не отличался.

После наведения справок селяне выяснили, что в Воронеже действительно есть такой университет. С лицензией, выдающий дипломы установленного образца. Причем, насколько можно судить, учебное заведение состоит из двух комнат. В одной сидят люди, принимающие заявления на удаленное обучение и деньги за него. Они же отправляют задания на курсовые, дипломные и прочие работы.

 А люди, сидящие во второй комнате, рассылают «студентам» готовые решения всех заданий. Соискателям дипломов остается только распечатать ответы, подписать и отправить почтой обратно. И все – через четыре года ты бакалавр, через пять – магистр. Именно такой диплом получил победивший на выборах гражданин и теперь спокойно управляет вверенной территорией. Хотя уровень его образования – в лучшем случае умение пользоваться компьютером.

В Советском округе Омска есть вуз, главный корпус которого занимает «целых» 110 квадратных метров. И он ежегодно выпускает 150 инженеров с дипломами государственного образца. Можно ли в таких условиях подготовить квалифицированного специалиста? Ясно, что это чистой воды профанация. И таких заведений в нашей стране пруд пруди.  

К этой проблеме близка другая, которую тоже можно назвать настоящей пандемией. Огромное количество чиновников, силовиков и крупных руководителей страны в начале 2000-х годов вдруг решили, что они просто обязаны стать кандидатами наук. Экономических, юридических, политических и прочих.

Один только созданный ВМАКом (Высшей межакадемической аттестационной комиссией) диссертационный совет при Владимирской торгово-промышленной палате продал 25 тысяч кандидатских диссертаций. По пять тысяч долларов за штуку. Стоимость докторских – по договоренности. Это данные прокуратуры России, остановившей это безобразие. Но никто не был привлечен к уголовной ответственности, и диссертации не были официально признаны не действительными.

Добавим сюда регулярные скандалы по поводу липовых диссертаций, которые защитили чиновники в диссертационных советах, созданных во всех российских вузах. О чем говорить, если в МГУ, главном высшем учебном заведении страны, после этих скандалов количество защищенных кандидатских сократилось с 600 с лишним до 40 в год.

В целом сейчас ситуация слегка изменилась. Конвейер по фабрикации диссертаций стал давать сбои. В том числе, и в Омске. Но, по-прежнему, остро стоит вопрос: кто, как и какие будет давать студентам знания? Ведь при наличии огромного количества остепененных «уважаемых людей» уже сегодня возник дефицит профессорско-преподавательского состава. С реальными, а не липовыми учеными степенями и знаниями.

Мало того, «удаленка», введенная в условиях пандемии коронавируса, в техническом университете, например, увеличила нагрузку на преподавателя в 2,5-3 раза. Можно не сомневаться, что приблизительно в такой же пропорции снизилось и качество обучения, потому что чудес не бывает. И так везде – и в вузах, и в школах.

Понятно, что в этих условиях система образования требует особого внимания со стороны профильного министерства и регионального правительства. Но поведение наших чиновников пока выглядит несколько странным и не адекватным сложившейся ситуации.

Скажем, наш классический университет уже второй год не имеет ректора. Есть только врио. Из практики управления хорошо известно, что для любого предприятия нет ничего более вредного и опасного, чем временный руководитель. После года неопределенности обычно требуется не меньше трех лет, чтобы выстроить полноценную управленческую матрицу. Думаю, что уже сейчас там очень сложно будет «собрать экономику» и выстроить должным образом учебный процесс и т. д.

По каким-то малопонятным и странным причинам московские чиновники посчитали нецелесообразным проводить выборы ректора опорного технического университета. Запущенная процедура была остановлена, и не без участия омских чиновников учредитель (Минобрнауки РФ) тоже назначил врио. Прошел месяц, до сих пор нет проректоров. Между тем, полным ходом идет набор студентов, на носу начало учебного года, проблем куча – кому их решать? Все это вызывает искреннее недоумение профессорско-преподавательского состава и не только.

Лично у меня есть ощущение, что чиновников областного правительства ждут большие сюрпризы со стороны назначенного врио не только в области кадровой политики. А ведь нас учили – кадры решают все!

Почему было сделано так, как сделано? В кулуарах пришлось слышать мнение, что в правительстве есть неудовлетворенность отсутствием прорывных проектов в деятельности опорного университета. Но о каких прорывах можно говорить в условиях пандемии и экономического кризиса? Впрочем, и без всякого кризиса прорывных научных открытий у нас не было, не будет, да и в принципе не должно было быть.

Наши омские вузы никогда не были ориентированы на фундаментальную науку. Омск многие годы являлся закрытым городом с огромным количеством оборонных предприятий. То, что изобреталось в Москве, Ленинграде, Харькове нужно было доводить и внедрять в серийное производство, чем и занимались многочисленные наши НИИ и КБ.

Соответственно, главным продуктом технического университета был и остается качественно подготовленный инженер, конструктор, технолог, руководитель производства. Если он не будет их выпускать, кто будет делать, например, ракету «Ангара», модернизировать танки и огнеметы «Буратино», авиадвигатели и т.д.?

Подготовка по базовым инженерным специальностям – основная задача технического вуза, и ОмГТУ обладает потенциалом для ее решения. По данным «Форбс», университет занимает среди ста ведущих российских вузов весьма достойное 44 место, и эти позиции нужно просто укреплять. Путем кропотливой и нудной системной повседневной работы, направленной на совершенствование учебного процесса, укрепления связей с современным производством, повышение квалификации преподавательских и управленческих кадров.

А проблема чиновников, на мой взгляд, заключается в том, что результаты такой работы видны далеко не сразу, на них не сделаешь громкого пиара. Для пиара нужны масштабы, революционные реформы, прорывы – пусть даже словесные. И, видимо, есть какие-то основания для соответствующих слухов, циркулирующих в профессорско-преподавательской среде.

Ну, например, опять пошли разговоры о создании кампуса, объединяющего все омские вузы. Понятно, что на его строительстве можно освоить большие деньги, но понятно и то, что реализация данной идеи попросту угробит в регионе систему высшего образования.

Второй слух – не менее «революционный». Якобы в Москве обсуждается замысел трансформации омских отраслевых учебных заведений – ОмГУПСа, аграрного, медицинского университетов – в филиалы столичных вузов. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы предсказать результат подобной трансформации. Омск из вузовского центра может превратится в заштатный провинциальный, пыльный и грязный городишко, каким его увидел Достоевский.

Эти слухи весьма симптоматичны. Профессиональное сообщество не понимает позиции региональной власти относительно будущего омских вузов. И заявления отдельных чиновников ясности отнюдь не добавляют. Причем на тему образования высказываются даже те, кто не имеет отношения к данной сфере.

Ну, а если оценивать ситуацию в целом, похоже, что основной вектор творческих усилий чиновников от образования, как на федеральном, так и на региональном уровне, видимо, направлен на банальную оптимизацию расходов. И телега в очередной раз окажется впереди лошади. На первом месте деньги, а с подготовкой специалистов для производства – авось как-нибудь само собой образуется.

5201