Поиск

По мнению эксперта, мусорная реформа сопровождается откровенными нарушениями законодательства, которые не привлекают пристального внимания прокуратуры.

Эпопея с так называемой мусорной реформой, вызвавшей массу скандалов, продолжает прирастать новыми эпизодами. Недавно РЭК Омской области «победила» свою головную структуру, антимонопольное ведомство, уже в апелляционной судебной инстанции, доказав и там, что кратно увеличившийся в прошлом году тариф на вывоз твердых бытовых отходов был рассчитан правильно. Без нарушения норм ценообразования.

Получается, публичное утверждение руководителя ФАС о непомерно задранных тарифах оказалось голословным, а требование снизить их – безосновательным? Ну и Владимир Путин, дважды выразивший крайнее недоумение необъяснимым с точки зрения здравого смысла резким ростом стоимости услуги в нашей области, тоже, нужно понимать, в ситуации не до конца разобрался. Здравый смысл не всегда является надежным ориентиром.

Хотя проигнорировать оценку, прозвучавшую с самого верхнего этажа российской власти, чиновники РЭК, конечно же, не могли. Сначала они выполнили предписание ФАС и снизили тариф, а потом уже пошли в суд. Чтобы подстраховаться и получить подтверждение правомерности своих  действий. Получили.

Правда, точка в судебных разбирательствах по данному поводу пока не поставлена, областному суду предстоит рассмотреть еще один иск – теперь уже регионального оператора ООО «Магнит» к РЭК Омской области. За то, что она исполнила якобы безосновательное требование антимонопольного ведомства, подчеркиваю – своей вышестоящей инстанции, о снижении тарифа.

И к чему все идет, догадаться несложно: суммы в коммунальных платежках омичей будут расти. Собственно, это уже и произошло. Еще в декабре РЭК выпустила приказ за номером 561/86, согласно которому единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТБО с января нынешнего года по 30 июня устанавливался в размере 3034,44 рубля за тонну, а с июля – 4800,72 рубля. Почти на две тысячи рублей больше. Причем точность удивительная – издержки поставщика услуги подсчитаны до копейки. Сумма в итоге получилась близкая к той, которая была установлена изначально и которая шокировала не только жителей Омска, но и главу государства и составляла 4344,68 рубля. Чудовищно завышенный тариф, по мнению руководителя ФАС РФ, был на 466,32 рубля меньше ныне действующего! Одним словом, если бы суть «мусорной» реформы заключалась в изъятии максимального количества денег из карманов потребителей, ее ход в нашем регионе можно было бы признать суперуспешным. Но ведь затевалось-то все точно не для этого. Цели и задачи поставлены совсем другие: уменьшить объемы образуемых отходов, сделать чище наши города и поселки, снизить нагрузку на экологию и т. д.

Заметим, что, по планам федерального правительства, реформа, стартовавшая в стране в 2016 году, должна дать осязаемый результат в сфере обращения с ТБО уже до 2024 года. Однако в Омской области она с первых шагов пошла странным и, полагаю, криминальным путем. Причем многое из того, что делается, находится в прямом противоречии с конституционными нормами и нормами действующего законодательства.

Например, со статьей 42 обновленной Конституции, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Откровенно, по моему мнению, омскими чиновниками была нарушена и статья 34 Основного Закона, в соответствии с ч. 2 которой: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Есть, например, все основания сомневаться в добросовестности и честности проведения конкурса на выбор регионального оператора. Чиновники министерства строительства и ЖКХ провели его таким образом, что единственным участником тендера оказалось ООО «Магнит». Фирма с уставным капиталом в десять тысяч рублей, не имеющая на момент подачи конкурсной заявки ни реальных активов, ни персонала, ни сколько-нибудь заметного бизнеса. И что совсем ни в какие ворота не лезет, у нее не было даже лицензии на право заниматься данным видом деятельности.

Но «Магнит» победил и получил статус регионального оператора. Странно выглядит и то, что буквально через несколько месяцев руководство ООО «Магнит» передало управление мусорной реформой в Омской области ООО УК «Стандарт Рециклинг Групп», зарегистрированной в г. Ханты-Мансийске, и всего-то якобы за 150 млн. рублей. Еще за 140 млн. рублей передало право выставлять счета за коммунальную услугу ОАО «Омская энергосбытовая компания». Затем, на мой взгляд, с грубыми нарушениями законодательства ООО «Магнит» был проведен конкурс на вывоз ТБО. Его единственным участником и, естественно, победителем стало ЗАО «Экос». С максимальной ценой. После чего другие фирмы, имевшие лицензии, просто «выдавили с рынка». Как минимум четыре компании, которые занимались сбором и вывозом отходов на Надеждинскую свалку, лишились своего бизнеса. Полигоном ее назвать нельзя, но ведь таковыми не являются и расположенные в черте города и закрытые по решению суда в 2015 году Кировская и Ленинская свалки. А также 1200 прочих свалок, зафиксированных региональным Минприроды. Потому что полигоном является производственный объект, возведенный в соответствии со строительными нормами и правилами. Если каждая строчка военных уставов оплачена кровью военнослужащих, то нарушение норм и правил СНиПов оплачивается жизнями и здоровьем граждан. Видимо, омским чинушам это неведомо?

Вот и задаешься вопросом: не является ли подскочивший в прошлом году до небес тариф прямым следствием стремительно проведенной под контролем областных чиновников монополизации рынка? Самое интересное, что тариф в принципе не мог быть рассчитан, поскольку в регионе отсутствовала и отсутствует до сих пор актуальная территориальная схема обращения с ТБО.

Точно так же, на мой взгляд, буквально с потолка взяты нормативы накопления отходов, что вызывает недоумение. После окрика сверху РЭК дважды пыталась провести аукцион, чтобы определить их параметры, но почему-то неудачно. Конкурсы отменили, и тема, по-моему, просто забалтывается.

На самом деле здесь нет никакого смысла что-то считать, пересчитывать и тратить на это и без того скудные бюджетные деньги. Потому что имеется предписание ФАС РФ, закрепившее данные нормативы для таких городов, как Красноярск, Екатеринбург, Тюмень. В Екатеринбурге установлена норма накопления 0,924 куб. м/в год на человека. Бери среднее значение – не ошибешься. В Омске отходов, как показывает жизнь, образуется меньше. Хотя бы по очень простой причине: у нас ниже покупательная способность населения.

Однако вопреки всякой логике норматив накопления ТБО в Омске оказался вдвое выше, чем в каждом из перечисленных городов. Соответственно, если взять среднее значение, тариф придется резко снижать. Ну и зачем это монополисту нужно? Принятый «потолочный» норматив его вполне устраивает.

Идем далее. Одним из основных направлений реформы является уменьшение объемов накопления мусора. И результата здесь можно добиться только путем раздельного сбора отходов. Никаких реальных публичных действий по подготовке перехода к нему в Омске не наблюдается. И снова вопрос: региональный оператор не заинтересован в уменьшении объема отходов? Ведь их вывоз – главная и единственная статья его доходов.

Но без раздельного сбора нет рециклинга, вторичная переработка становится экономически невыгодной. Полезные отходы, полученные из свалочного мусора, отсортированные на площадке ООО «Магнит», практически ничего не стоят. Они грязные и требуют больших финансовых затрат при запуске их в переработку. То, что делает ООО «Магнит», – это, по моему мнению, умышленная имитация деятельности по переработке отходов. Во всем мире во вторичное использование идут в основном отходы, собранные раздельно. Из смешанного грязного, мокрого мусора в мировой практике извлекаются металлы, стекло, еще некоторые фракции, после чего он сжигается и остатки складируются на полигонах. А куда девать все это добро нам?

По нормам российского законодательства, после такой предварительной сортировки и отбора до 40 % полезных остатков, мусорные «хвосты» можно держать на площадке временного накопления одиннадцать месяцев. После чего он должен быть надлежащим образом утилизирован и захоронен на полигоне. Например, все, что складировалось на Кировской и Ленинской свалках, необходимо было вывозить уже с первого апреля с. г. А куда? Ведь земли под полигоны у нас еще не отведены, общественные слушания не проводились и т. д.

А что, омским чиновникам законы не писаны? Почему-то они обязательны и исполняются в Московской области, где уже практически построены семь мусоросортировочных заводов стоимостью по 3 млрд. рублей каждый и проектируются японцами мусоросжигающие заводы. Делайте выводы...

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. Но, видимо, столкнувшись с реальной российской действительностью, законодатель все же разрешил временное размещение отходов на объектах, введенных до 01.01.2019 года, по заключению местных органов власти о возможности использования конкретных объектов, но лишь до 01.01. 2023 года, с последующим их обустройством и рекультивацией.

Видимо, с помощью этой лазейки в законе омскому Минприроды якобы удалось легализовать помимо Кировской и Черлакской свалок еще каких-то семь свалок, которые пока имеют право накапливать отходы. Но до начала 2023 года все они также должны быть утилизированы и ликвидированы. Кто-нибудь верит, что это возможно? Ведь по решению суда двум омским фирмам было предписано начать ликвидацию и рекультивацию Кировской и Ленинской свалок. И где теперь эти фирмы и их создатели? Фирмы, полагаю, «успешно» ликвидированы, а их хозяева по-прежнему живут в Омске и ни в чем себе не отказывают. Пришлые временщики исчезнут из Омска 1 января 2023 года.

Еще одна чрезвычайно острая проблема заключается в том, что региональный оператор категорически отказался иметь дело с небытовыми отходами, промышленными, особо опасными и т. д. Например, медицинскими. Сегодня ими занимается некое ООО «Фултон», которое, по слухам, сжигает медицинские отходы первого и второго класса опасности в передвижной печи очень небольшой мощности. Полагаю, что таким образом «Фултон» может утилизировать лишь малую часть необходимых объемов. А куда девается все остальное? Особенно это актуально в условиях пандемии. Есть серьезные основания полагать, что львиная доля таких отходов утилизируется по методу скандально известной конторы «Мерк», директор которой сидит в тюрьме. То есть, получается, вывозится и где-то закапывается?

Генеральный директор регионального оператора недавно заявил в СМИ, что самым большим достижением компании является то, что реформа в Омской области не сорвалась, как в некоторых других субъектах Федерации. Под словами «не сорвалась», очевидно, нужно понимать, что коллапса не случилось, город не утонул в мусоре и что отходы худо-бедно вывозятся на свалки, находящиеся в черте мегаполиса. Ну так ведь они и раньше вывозились. Просто потребители теперь получают услугу по гораздо более высокой цене. Правда, вместо вывоза мусора в коммунальных платежках появилась строчка «Обращение с ТКО», но содержание самой услуги не изменилось. Потому что в «правильно рассчитанном тарифе» 93 процента затрат составляет именно перевозка отходов.

Никакого «обращения» с ними, по сути, нет: ни должной сортировки, ни переработки, ни утилизации. А у самого «Магнита» до сих пор нет лицензии, дающей право заниматься данным видом деятельности. Кто-то из муниципальных депутатов предложил назвать созданную недавно горсоветом рабочую группу, призванную заниматься этой больной темой, комитетом по спасению мусорной реформы. Прозвучало как шутка, рабочую группу, конечно, назвали по-другому, но ситуация-то действительно критическая, город Омск стабильно входит в пятерку самых экологически неблагополучных городов России. И пока нет никаких оснований полагать, что к 2024 году, когда придет время подводить итоги реформы, она радикально изменится. Понятно, что проблемы в данной сфере копились давно, в одночасье их решить невозможно. Но ведь эти проблемы в Омской области особо и не решаются, они просто откладываются на потом. Мы не видим сколько-нибудь эффективных действий, способных переломить ситуацию, со стороны чиновников правительства области, призванных отвечать за это направление, курирующих мусорную реформу. Зато видим, что реформа изначально сопровождается откровенными нарушениями действующего законодательства, которые почему-то не привлекают пристального внимания прокуратуры и других контролирующих органов. И речь не только о том, что людей беззастенчиво обирают.

Мусорная реформа в целом проводится так, что из нее выпадает главное, то, ради чего она, собственно, и затевалась, – реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Сергей Мизя

По мнению эксперта, мусорная реформа сопровождается откровенными нарушениями законодательства, которые не привлекают пристального внимания прокуратуры.

Эпопея с так называемой мусорной реформой, вызвавшей массу скандалов, продолжает прирастать новыми эпизодами. Недавно РЭК Омской области «победила» свою головную структуру, антимонопольное ведомство, уже в апелляционной судебной инстанции, доказав и там, что кратно увеличившийся в прошлом году тариф на вывоз твердых бытовых отходов был рассчитан правильно. Без нарушения норм ценообразования.

Получается, публичное утверждение руководителя ФАС о непомерно задранных тарифах оказалось голословным, а требование снизить их – безосновательным? Ну и Владимир Путин, дважды выразивший крайнее недоумение необъяснимым с точки зрения здравого смысла резким ростом стоимости услуги в нашей области, тоже, нужно понимать, в ситуации не до конца разобрался. Здравый смысл не всегда является надежным ориентиром.

Хотя проигнорировать оценку, прозвучавшую с самого верхнего этажа российской власти, чиновники РЭК, конечно же, не могли. Сначала они выполнили предписание ФАС и снизили тариф, а потом уже пошли в суд. Чтобы подстраховаться и получить подтверждение правомерности своих  действий. Получили.

Правда, точка в судебных разбирательствах по данному поводу пока не поставлена, областному суду предстоит рассмотреть еще один иск – теперь уже регионального оператора ООО «Магнит» к РЭК Омской области. За то, что она исполнила якобы безосновательное требование антимонопольного ведомства, подчеркиваю – своей вышестоящей инстанции, о снижении тарифа.

И к чему все идет, догадаться несложно: суммы в коммунальных платежках омичей будут расти. Собственно, это уже и произошло. Еще в декабре РЭК выпустила приказ за номером 561/86, согласно которому единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТБО с января нынешнего года по 30 июня устанавливался в размере 3034,44 рубля за тонну, а с июля – 4800,72 рубля. Почти на две тысячи рублей больше. Причем точность удивительная – издержки поставщика услуги подсчитаны до копейки. Сумма в итоге получилась близкая к той, которая была установлена изначально и которая шокировала не только жителей Омска, но и главу государства и составляла 4344,68 рубля. Чудовищно завышенный тариф, по мнению руководителя ФАС РФ, был на 466,32 рубля меньше ныне действующего! Одним словом, если бы суть «мусорной» реформы заключалась в изъятии максимального количества денег из карманов потребителей, ее ход в нашем регионе можно было бы признать суперуспешным. Но ведь затевалось-то все точно не для этого. Цели и задачи поставлены совсем другие: уменьшить объемы образуемых отходов, сделать чище наши города и поселки, снизить нагрузку на экологию и т. д.

Заметим, что, по планам федерального правительства, реформа, стартовавшая в стране в 2016 году, должна дать осязаемый результат в сфере обращения с ТБО уже до 2024 года. Однако в Омской области она с первых шагов пошла странным и, полагаю, криминальным путем. Причем многое из того, что делается, находится в прямом противоречии с конституционными нормами и нормами действующего законодательства.

Например, со статьей 42 обновленной Конституции, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Откровенно, по моему мнению, омскими чиновниками была нарушена и статья 34 Основного Закона, в соответствии с ч. 2 которой: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Есть, например, все основания сомневаться в добросовестности и честности проведения конкурса на выбор регионального оператора. Чиновники министерства строительства и ЖКХ провели его таким образом, что единственным участником тендера оказалось ООО «Магнит». Фирма с уставным капиталом в десять тысяч рублей, не имеющая на момент подачи конкурсной заявки ни реальных активов, ни персонала, ни сколько-нибудь заметного бизнеса. И что совсем ни в какие ворота не лезет, у нее не было даже лицензии на право заниматься данным видом деятельности.

Но «Магнит» победил и получил статус регионального оператора. Странно выглядит и то, что буквально через несколько месяцев руководство ООО «Магнит» передало управление мусорной реформой в Омской области ООО УК «Стандарт Рециклинг Групп», зарегистрированной в г. Ханты-Мансийске, и всего-то якобы за 150 млн. рублей. Еще за 140 млн. рублей передало право выставлять счета за коммунальную услугу ОАО «Омская энергосбытовая компания». Затем, на мой взгляд, с грубыми нарушениями законодательства ООО «Магнит» был проведен конкурс на вывоз ТБО. Его единственным участником и, естественно, победителем стало ЗАО «Экос». С максимальной ценой. После чего другие фирмы, имевшие лицензии, просто «выдавили с рынка». Как минимум четыре компании, которые занимались сбором и вывозом отходов на Надеждинскую свалку, лишились своего бизнеса. Полигоном ее назвать нельзя, но ведь таковыми не являются и расположенные в черте города и закрытые по решению суда в 2015 году Кировская и Ленинская свалки. А также 1200 прочих свалок, зафиксированных региональным Минприроды. Потому что полигоном является производственный объект, возведенный в соответствии со строительными нормами и правилами. Если каждая строчка военных уставов оплачена кровью военнослужащих, то нарушение норм и правил СНиПов оплачивается жизнями и здоровьем граждан. Видимо, омским чинушам это неведомо?

Вот и задаешься вопросом: не является ли подскочивший в прошлом году до небес тариф прямым следствием стремительно проведенной под контролем областных чиновников монополизации рынка? Самое интересное, что тариф в принципе не мог быть рассчитан, поскольку в регионе отсутствовала и отсутствует до сих пор актуальная территориальная схема обращения с ТБО.

Точно так же, на мой взгляд, буквально с потолка взяты нормативы накопления отходов, что вызывает недоумение. После окрика сверху РЭК дважды пыталась провести аукцион, чтобы определить их параметры, но почему-то неудачно. Конкурсы отменили, и тема, по-моему, просто забалтывается.

На самом деле здесь нет никакого смысла что-то считать, пересчитывать и тратить на это и без того скудные бюджетные деньги. Потому что имеется предписание ФАС РФ, закрепившее данные нормативы для таких городов, как Красноярск, Екатеринбург, Тюмень. В Екатеринбурге установлена норма накопления 0,924 куб. м/в год на человека. Бери среднее значение – не ошибешься. В Омске отходов, как показывает жизнь, образуется меньше. Хотя бы по очень простой причине: у нас ниже покупательная способность населения.

Однако вопреки всякой логике норматив накопления ТБО в Омске оказался вдвое выше, чем в каждом из перечисленных городов. Соответственно, если взять среднее значение, тариф придется резко снижать. Ну и зачем это монополисту нужно? Принятый «потолочный» норматив его вполне устраивает.

Идем далее. Одним из основных направлений реформы является уменьшение объемов накопления мусора. И результата здесь можно добиться только путем раздельного сбора отходов. Никаких реальных публичных действий по подготовке перехода к нему в Омске не наблюдается. И снова вопрос: региональный оператор не заинтересован в уменьшении объема отходов? Ведь их вывоз – главная и единственная статья его доходов.

Но без раздельного сбора нет рециклинга, вторичная переработка становится экономически невыгодной. Полезные отходы, полученные из свалочного мусора, отсортированные на площадке ООО «Магнит», практически ничего не стоят. Они грязные и требуют больших финансовых затрат при запуске их в переработку. То, что делает ООО «Магнит», – это, по моему мнению, умышленная имитация деятельности по переработке отходов. Во всем мире во вторичное использование идут в основном отходы, собранные раздельно. Из смешанного грязного, мокрого мусора в мировой практике извлекаются металлы, стекло, еще некоторые фракции, после чего он сжигается и остатки складируются на полигонах. А куда девать все это добро нам?

По нормам российского законодательства, после такой предварительной сортировки и отбора до 40 % полезных остатков, мусорные «хвосты» можно держать на площадке временного накопления одиннадцать месяцев. После чего он должен быть надлежащим образом утилизирован и захоронен на полигоне. Например, все, что складировалось на Кировской и Ленинской свалках, необходимо было вывозить уже с первого апреля с. г. А куда? Ведь земли под полигоны у нас еще не отведены, общественные слушания не проводились и т. д.

А что, омским чиновникам законы не писаны? Почему-то они обязательны и исполняются в Московской области, где уже практически построены семь мусоросортировочных заводов стоимостью по 3 млрд. рублей каждый и проектируются японцами мусоросжигающие заводы. Делайте выводы...

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. Но, видимо, столкнувшись с реальной российской действительностью, законодатель все же разрешил временное размещение отходов на объектах, введенных до 01.01.2019 года, по заключению местных органов власти о возможности использования конкретных объектов, но лишь до 01.01. 2023 года, с последующим их обустройством и рекультивацией.

Видимо, с помощью этой лазейки в законе омскому Минприроды якобы удалось легализовать помимо Кировской и Черлакской свалок еще каких-то семь свалок, которые пока имеют право накапливать отходы. Но до начала 2023 года все они также должны быть утилизированы и ликвидированы. Кто-нибудь верит, что это возможно? Ведь по решению суда двум омским фирмам было предписано начать ликвидацию и рекультивацию Кировской и Ленинской свалок. И где теперь эти фирмы и их создатели? Фирмы, полагаю, «успешно» ликвидированы, а их хозяева по-прежнему живут в Омске и ни в чем себе не отказывают. Пришлые временщики исчезнут из Омска 1 января 2023 года.

Еще одна чрезвычайно острая проблема заключается в том, что региональный оператор категорически отказался иметь дело с небытовыми отходами, промышленными, особо опасными и т. д. Например, медицинскими. Сегодня ими занимается некое ООО «Фултон», которое, по слухам, сжигает медицинские отходы первого и второго класса опасности в передвижной печи очень небольшой мощности. Полагаю, что таким образом «Фултон» может утилизировать лишь малую часть необходимых объемов. А куда девается все остальное? Особенно это актуально в условиях пандемии. Есть серьезные основания полагать, что львиная доля таких отходов утилизируется по методу скандально известной конторы «Мерк», директор которой сидит в тюрьме. То есть, получается, вывозится и где-то закапывается?

Генеральный директор регионального оператора недавно заявил в СМИ, что самым большим достижением компании является то, что реформа в Омской области не сорвалась, как в некоторых других субъектах Федерации. Под словами «не сорвалась», очевидно, нужно понимать, что коллапса не случилось, город не утонул в мусоре и что отходы худо-бедно вывозятся на свалки, находящиеся в черте мегаполиса. Ну так ведь они и раньше вывозились. Просто потребители теперь получают услугу по гораздо более высокой цене. Правда, вместо вывоза мусора в коммунальных платежках появилась строчка «Обращение с ТКО», но содержание самой услуги не изменилось. Потому что в «правильно рассчитанном тарифе» 93 процента затрат составляет именно перевозка отходов.

Никакого «обращения» с ними, по сути, нет: ни должной сортировки, ни переработки, ни утилизации. А у самого «Магнита» до сих пор нет лицензии, дающей право заниматься данным видом деятельности. Кто-то из муниципальных депутатов предложил назвать созданную недавно горсоветом рабочую группу, призванную заниматься этой больной темой, комитетом по спасению мусорной реформы. Прозвучало как шутка, рабочую группу, конечно, назвали по-другому, но ситуация-то действительно критическая, город Омск стабильно входит в пятерку самых экологически неблагополучных городов России. И пока нет никаких оснований полагать, что к 2024 году, когда придет время подводить итоги реформы, она радикально изменится. Понятно, что проблемы в данной сфере копились давно, в одночасье их решить невозможно. Но ведь эти проблемы в Омской области особо и не решаются, они просто откладываются на потом. Мы не видим сколько-нибудь эффективных действий, способных переломить ситуацию, со стороны чиновников правительства области, призванных отвечать за это направление, курирующих мусорную реформу. Зато видим, что реформа изначально сопровождается откровенными нарушениями действующего законодательства, которые почему-то не привлекают пристального внимания прокуратуры и других контролирующих органов. И речь не только о том, что людей беззастенчиво обирают.

Мусорная реформа в целом проводится так, что из нее выпадает главное, то, ради чего она, собственно, и затевалась, – реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Сергей Мизя