Поиск

Недавно вышла в свет новая книга известной омской журналистки и театрального критика Людмилы Першиной. «Омский драматический: больше чем театр» – это богато иллюстрированный уникальными материалами фотоальбом с рассказами о спектаклях театра разных лет, с фактами и cвидетельствами. 

Мы поговорили о том, как создавалась книга, какие открытия удалось сделать, какое место в ее жизни занимает Омский театр драмы.

– Людмила Александровна, как родилась идея книги?

– Идея создания книги принадлежит не мне, предложение последовало от компании «Газпромнефть-ОНПЗ». Омский нефтезавод традиционно участвует в социальной и культурной жизни Омска. Помимо Года театра в России, юбилейного сезона Омского драматического в 2019 году, в 2020 году Омский НПЗ отмечает свое 65-летие и решил в том числе и к своему дню рождения сделать подарок театральному Омску.

Предстоит еще одна важная дата – в октябре этого года исполняется 115 лет со дня постановки первого спектакля в нынешнем здании драмтеатра, построенном по проекту архитектора Хворинова.

Омский драматический давно и безусловно стал и брендом нашего города, и его своеобразной духовной доминантой. А Крылатый Гений на фронтоне театра играет для творческой жизни всего города какую-то мистическую роль.

Название родилось само собой: «Омский драматический: больше чем театр». Это действительно так. Наш театр – центр притяжения, сложения творческих сил, рождения новых идей. Когда мы вспоминаем этот театр, то всплывает целая череда историй, связанных с развитием Омска.

– Об истории Омского драматического театра уже написано немало, как не упустить ключевые моменты, при этом не повторяться, найти что-то не дошедшее до широкой публики?

– Театр драмы обладает мощной документальной базой, которую начала собирать еще легендарная заведующая литературной частью Светлана Васильевна Яневская, создавшая в театре музей. Она вела огромную переписку, собирала все, что относилось к театральным постановкам: афиши, отзывы зрителей, телеграммы, программки, эскизы художников, воспоминания актеров, записывала на репетициях указания режиссеров, делая это от руки.

В материалах музея удалось найти в том числе и некоторые малоизвестные факты. Консультантом проекта и полноправным соавтором выступила нынешний директор музея театра драмы Юлия Ескина.

– Наверняка нашлись и какие-то открытия в рассказах о театральных постановках разных лет.

– Конечно. К примеру, в 1960 году в Омском драмтеатре ставили «Три сестры». Роль барона Тузенбаха исполнял Спартак Мишулин, который в то время жил и работал в Омске. Тогдашние зрители привыкли видеть Мишулина в несколько ином амплуа, так что даже и не все коллеги по сцене приняли его в этой роли. Но потом в Омскую драму приехал на постановку спектакля «Клоп» Владимир Мотыль. Тогда он был театральным режиссером. И вдруг он открыл в Мишулине такие качества, как многовариантность, многоликость, умение быстро перевоплощаться, переходить из одной маски в другую.

Прошло время, Мишулин поступил на работу в Московский театр сатиры. Мотыль стал искать героя на роль Саида в фильме «Белое солнце пустыни» и вспомнил, какой был замечательный, пластичный актер Мишулин в Омске. Другого Саида зрителям теперь просто невозможно представить.

Интересных фактов много. Так, в книге приводится телеграмма – отзыв известного советского дипломата Ивана Михайловича Майского о спектакле «Старая Москва» Омского драмтеатра, который он увидел на первых послевоенных гастролях омичей в Москве. Майского негласно называли любимым дипломатом Черчилля, тот ценил его за высокий профессионализм. Так вот Майский вырос в Омске, в 1901 году окончил здесь гимназию, у него об этих годах написана даже книга «Перед бурей», в которой он очень любопытно описывает наш город дореволюционного времени. Думаю, далеко не все знают это имя, а человек был выдающийся.

– А какова структура книги?

– За основу взяты 24 спектакля, которые стали яркими художественными событиями как для театра, так и для города. Все эти постановки связаны с судьбами страны, Омска и отмечены разного уровня наградами.

Начинался первый театральный сезон в новом здании театра со спектакля «Ревизор», уникального гоголевского произведения, которое по сей день не сходит со сцены. Только в Омской драме было шесть постановок «Ревизора». И первая глава – о спектакле «Ревизор». Параллельно с рассказами о спектаклях в книгу включена рубрика «Факты и свидетельства», где как раз приводятся вещи, не слишком известные широкой публике, которые позволяют отразить время, чем-то удивить читателя, рассказать о личностях, которые работали в театре.

Конечно, особый раздел – спектакли, связанные с Великой Отечественной войной. Омск стал пристанищем для великого множества людей, предприятий, учреждений, стал кузницей оружия Победы.

Как известно, в эвакуацию в Омск был отправлен и знаменитый театр имени Вахтангова, у которого в июле 1941 года разбомбили в Москве здание. Несмотря на сложнейшие условия, омичи радушно приняли и достойно разместили всех прибывших москвичей. Пребывание в Омске стало временем взлета этого театра.

Вахтанговцы получили за свои спектакли две сталинские премии. И очень много дали для творческой подпитки омских актеров. Уровень театра имени Вахтангова сильно поднял уровень омского театра, с которым делил сцену. Четыре дня в неделю играли москвичи, три дня – омичи.

Отдельная глава посвящена Михаилу Ульянову, нашему знаменитому земляку.

...Можно было писать кудряво, обстоятельно, много, но мы поставили для себя задачу сделать так, чтобы читатель понимал атмосферу спектаклей, понимал время, в которое все это происходило, мог оценить реальный вклад всего состава театра. Для решения художественных задач, для новых постановок руководители театра в разные годы привлекали режиссерские кадры извне или базировались на своих творческих силах. Главное, результат получался замечательный! В общем, я работала с удовольствием! Когда открываешь нечто интересное для себя, это всегда здорово.

Когда по хронологии время дошло до середины 70-х годов, это момент моего приезда в Омск, там уже подключились и личные воспоминания, свои архивы, блокноты.

– Вы же начинали работать на телевидении?

– После окончания Ленинградского университета я пришла работать на Омскую студию телевидения, и первая программа, которая была мне поручена, посвящалась 32-й годовщине Великой Победы. Решили впервые затронуть тему узников концлагерей. В то время в Омской драме шел спектакль «Так начиналась легенда» о подвиге генералаКарбышева, эту роль гениально играл на тот момент народный артист России Александр Щеголев. Кстати, потом он стал единственным в Омске народным артистом СССР. И я помню, что мы пригласили трех узников лагеря Заксенхаузен, где какое-то время находился Карбышев, они о нем в то время много слышали. Когда они посмотрели спектакль, то были просто потрясены, настолько все было правдиво, настолько достоверно. Так что, когда в студию зашел артист, они к нему бросились с возгласами: «Да, вот именно таким Карбышев и был!» Хотя, конечно, генерала в концлагере они не видели. Очень трогательный был момент.

А когда я уже работала в газете «Новое обозрение», шла подготовка к 275-летию Омска, мне поручили рассказать об этапах развития омской культуры. В том числе я писала и о том, как строилось в начале ХХ века здание театра драмы. Тогда мне показали чрево, можно сказать, «трюм» этого уникального творения Хворинова. Как там устроено внизу все – под зрительным залом, под сценой. Обратила внимание на огромные брусы из лиственницы, которые были положены еще во время закладки здания в 1901 году. Дерево окаменело, только стало крепче. Меня это очень впечатлило.

И потом в «нулевых», когда делали капитальный ремонт, специалисты стали смотреть под залом эти несущие конструкции и пришли к выводу, что они просто великолепного качества. И не стали их трогать. Пол, конечно, несколько потерял вид, но доски просто перевернули и сверху положили паркет. Когда такие моменты узнаешь, понимаешь, насколько надежно строили в начале прошлого столетия.

– Ваша книга вышла тиражом 1000 экземпляров, она есть в библиотеках, но купить ее, к сожалению, нельзя. Планируется ли электронная версия?

– Возможно, эта мысль будет поддержана. Электронная версия пользовалась бы спросом и у театральной публики, и у студентов.

– Людмила Александровна, не могу не спросить, а какие у вас личные взаимоотношения с омскими «академиками»?

– И рабочие, и дружеские, и отчасти любовные. Театр, безусловно, достаточно яркий, с очень небанальной творческой биографией. Столько по-настоящему великих имен, которые прошли через его сцену! Это наше настоящее национальное достояние.

– Большое вам спасибо, ждем новых книг!

Беседовала Ольга Ложникова

1271

Недавно вышла в свет новая книга известной омской журналистки и театрального критика Людмилы Першиной. «Омский драматический: больше чем театр» – это богато иллюстрированный уникальными материалами фотоальбом с рассказами о спектаклях театра разных лет, с фактами и cвидетельствами. 

Мы поговорили о том, как создавалась книга, какие открытия удалось сделать, какое место в ее жизни занимает Омский театр драмы.

– Людмила Александровна, как родилась идея книги?

– Идея создания книги принадлежит не мне, предложение последовало от компании «Газпромнефть-ОНПЗ». Омский нефтезавод традиционно участвует в социальной и культурной жизни Омска. Помимо Года театра в России, юбилейного сезона Омского драматического в 2019 году, в 2020 году Омский НПЗ отмечает свое 65-летие и решил в том числе и к своему дню рождения сделать подарок театральному Омску.

Предстоит еще одна важная дата – в октябре этого года исполняется 115 лет со дня постановки первого спектакля в нынешнем здании драмтеатра, построенном по проекту архитектора Хворинова.

Омский драматический давно и безусловно стал и брендом нашего города, и его своеобразной духовной доминантой. А Крылатый Гений на фронтоне театра играет для творческой жизни всего города какую-то мистическую роль.

Название родилось само собой: «Омский драматический: больше чем театр». Это действительно так. Наш театр – центр притяжения, сложения творческих сил, рождения новых идей. Когда мы вспоминаем этот театр, то всплывает целая череда историй, связанных с развитием Омска.

– Об истории Омского драматического театра уже написано немало, как не упустить ключевые моменты, при этом не повторяться, найти что-то не дошедшее до широкой публики?

– Театр драмы обладает мощной документальной базой, которую начала собирать еще легендарная заведующая литературной частью Светлана Васильевна Яневская, создавшая в театре музей. Она вела огромную переписку, собирала все, что относилось к театральным постановкам: афиши, отзывы зрителей, телеграммы, программки, эскизы художников, воспоминания актеров, записывала на репетициях указания режиссеров, делая это от руки.

В материалах музея удалось найти в том числе и некоторые малоизвестные факты. Консультантом проекта и полноправным соавтором выступила нынешний директор музея театра драмы Юлия Ескина.

– Наверняка нашлись и какие-то открытия в рассказах о театральных постановках разных лет.

– Конечно. К примеру, в 1960 году в Омском драмтеатре ставили «Три сестры». Роль барона Тузенбаха исполнял Спартак Мишулин, который в то время жил и работал в Омске. Тогдашние зрители привыкли видеть Мишулина в несколько ином амплуа, так что даже и не все коллеги по сцене приняли его в этой роли. Но потом в Омскую драму приехал на постановку спектакля «Клоп» Владимир Мотыль. Тогда он был театральным режиссером. И вдруг он открыл в Мишулине такие качества, как многовариантность, многоликость, умение быстро перевоплощаться, переходить из одной маски в другую.

Прошло время, Мишулин поступил на работу в Московский театр сатиры. Мотыль стал искать героя на роль Саида в фильме «Белое солнце пустыни» и вспомнил, какой был замечательный, пластичный актер Мишулин в Омске. Другого Саида зрителям теперь просто невозможно представить.

Интересных фактов много. Так, в книге приводится телеграмма – отзыв известного советского дипломата Ивана Михайловича Майского о спектакле «Старая Москва» Омского драмтеатра, который он увидел на первых послевоенных гастролях омичей в Москве. Майского негласно называли любимым дипломатом Черчилля, тот ценил его за высокий профессионализм. Так вот Майский вырос в Омске, в 1901 году окончил здесь гимназию, у него об этих годах написана даже книга «Перед бурей», в которой он очень любопытно описывает наш город дореволюционного времени. Думаю, далеко не все знают это имя, а человек был выдающийся.

– А какова структура книги?

– За основу взяты 24 спектакля, которые стали яркими художественными событиями как для театра, так и для города. Все эти постановки связаны с судьбами страны, Омска и отмечены разного уровня наградами.

Начинался первый театральный сезон в новом здании театра со спектакля «Ревизор», уникального гоголевского произведения, которое по сей день не сходит со сцены. Только в Омской драме было шесть постановок «Ревизора». И первая глава – о спектакле «Ревизор». Параллельно с рассказами о спектаклях в книгу включена рубрика «Факты и свидетельства», где как раз приводятся вещи, не слишком известные широкой публике, которые позволяют отразить время, чем-то удивить читателя, рассказать о личностях, которые работали в театре.

Конечно, особый раздел – спектакли, связанные с Великой Отечественной войной. Омск стал пристанищем для великого множества людей, предприятий, учреждений, стал кузницей оружия Победы.

Как известно, в эвакуацию в Омск был отправлен и знаменитый театр имени Вахтангова, у которого в июле 1941 года разбомбили в Москве здание. Несмотря на сложнейшие условия, омичи радушно приняли и достойно разместили всех прибывших москвичей. Пребывание в Омске стало временем взлета этого театра.

Вахтанговцы получили за свои спектакли две сталинские премии. И очень много дали для творческой подпитки омских актеров. Уровень театра имени Вахтангова сильно поднял уровень омского театра, с которым делил сцену. Четыре дня в неделю играли москвичи, три дня – омичи.

Отдельная глава посвящена Михаилу Ульянову, нашему знаменитому земляку.

...Можно было писать кудряво, обстоятельно, много, но мы поставили для себя задачу сделать так, чтобы читатель понимал атмосферу спектаклей, понимал время, в которое все это происходило, мог оценить реальный вклад всего состава театра. Для решения художественных задач, для новых постановок руководители театра в разные годы привлекали режиссерские кадры извне или базировались на своих творческих силах. Главное, результат получался замечательный! В общем, я работала с удовольствием! Когда открываешь нечто интересное для себя, это всегда здорово.

Когда по хронологии время дошло до середины 70-х годов, это момент моего приезда в Омск, там уже подключились и личные воспоминания, свои архивы, блокноты.

– Вы же начинали работать на телевидении?

– После окончания Ленинградского университета я пришла работать на Омскую студию телевидения, и первая программа, которая была мне поручена, посвящалась 32-й годовщине Великой Победы. Решили впервые затронуть тему узников концлагерей. В то время в Омской драме шел спектакль «Так начиналась легенда» о подвиге генералаКарбышева, эту роль гениально играл на тот момент народный артист России Александр Щеголев. Кстати, потом он стал единственным в Омске народным артистом СССР. И я помню, что мы пригласили трех узников лагеря Заксенхаузен, где какое-то время находился Карбышев, они о нем в то время много слышали. Когда они посмотрели спектакль, то были просто потрясены, настолько все было правдиво, настолько достоверно. Так что, когда в студию зашел артист, они к нему бросились с возгласами: «Да, вот именно таким Карбышев и был!» Хотя, конечно, генерала в концлагере они не видели. Очень трогательный был момент.

А когда я уже работала в газете «Новое обозрение», шла подготовка к 275-летию Омска, мне поручили рассказать об этапах развития омской культуры. В том числе я писала и о том, как строилось в начале ХХ века здание театра драмы. Тогда мне показали чрево, можно сказать, «трюм» этого уникального творения Хворинова. Как там устроено внизу все – под зрительным залом, под сценой. Обратила внимание на огромные брусы из лиственницы, которые были положены еще во время закладки здания в 1901 году. Дерево окаменело, только стало крепче. Меня это очень впечатлило.

И потом в «нулевых», когда делали капитальный ремонт, специалисты стали смотреть под залом эти несущие конструкции и пришли к выводу, что они просто великолепного качества. И не стали их трогать. Пол, конечно, несколько потерял вид, но доски просто перевернули и сверху положили паркет. Когда такие моменты узнаешь, понимаешь, насколько надежно строили в начале прошлого столетия.

– Ваша книга вышла тиражом 1000 экземпляров, она есть в библиотеках, но купить ее, к сожалению, нельзя. Планируется ли электронная версия?

– Возможно, эта мысль будет поддержана. Электронная версия пользовалась бы спросом и у театральной публики, и у студентов.

– Людмила Александровна, не могу не спросить, а какие у вас личные взаимоотношения с омскими «академиками»?

– И рабочие, и дружеские, и отчасти любовные. Театр, безусловно, достаточно яркий, с очень небанальной творческой биографией. Столько по-настоящему великих имен, которые прошли через его сцену! Это наше настоящее национальное достояние.

– Большое вам спасибо, ждем новых книг!

Беседовала Ольга Ложникова

1271