Поиск

Скандал вокруг слияния экономического факультета и факультета международного бизнеса декан экономфака считает искусственно раздутым.

14 февраля ученый совет Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского проголосовал за масштабную реорганизацию вуза. В частности, произойдет слияние 18 кафедр и двух факультетов. Решение было воспринято неоднозначно как внутри университета, так и вне его стен. Обсуждение слияния экономического факультета и факультета международного бизнеса (ФМБ) вообще переросло в настоящий скандал.

Декан экономического факультета, доктор экономических наук, профессор Татьяна Стукен рассказала РИА «Омск-информ» что стоит за решением об объединении.

–Татьяна Юрьевна, критики решения говорят о том, что ОмГУ ничего не выиграет от укрупнения кафедр, а объедение экономфака и ФМБ даже понесет весомые финансовые потери. Якобы студенты ФМБ, поступившие на коммерческой основе, приносят в бюджет вуза 20 млн рублей, а теперь об этих доходах можно забыть. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Финансовый вопрос был далеко не главным при решении об объединении. В современной российской системе образования мы видим очень много инноваций, различных подходов. Во многих вузах страны идут процессы, схожие с происходящим в ОмГУ. И вызваны они не экономией финансов, а желанием придать образованию новый импульс.

Все, кто в теме, слышали о построении образовательных траекторий. В январе президент Владимир Путин предложил изменить структуру высшего образования в России, перейдя на модель «2+2+2». Она сменит привычную схему «4+2» – 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Что это даст? Если говорить о студентах, то большую гибкость учебного плана. Уже после второго курса студент сможет выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Иными словами, получит возможность составлять программу обучения исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений. 

Но если в университете маленькие факультеты, кафедры всего из нескольких человек, то ничего принципиально нового они студентам предложить не смогут. Будет все тот же заданный объем образовательной программы без возможности сделать шаг влево или вправо. В советское время это было оправданно, поскольку мы готовили студентов под конкретного работодателя. Сегодня нет ни обязательного распределения, ни явного работодателя. Для успешного трудоустройства вопрос должен ставиться так: какое-то ядро дает вуз, но студент должен еще и сам отвечать за формирование своего образования и понимать, что ему понадобится в будущем. Это минимизирует разочарование от того, что половина изученных дисциплин не пригодилась, а востребованных на предприятии знаний почему-то не оказалось в образовательной программе.

Еще одним важным моментом является большая практико-ориентированность. Она предполагает не просто предоставление выпускникам вуза документов о прохождении производственной практики, а работу по реальным проектам бизнеса. Например, как раз сейчас у нас в университете проходит образовательный интенсив, в ходе которого межфакультетские (что важно!) команды работают по заказам предприятий реального сектора экономики. В команде вместе могут работать юристы, экономисты, химики, айтишники, психологи. И на сегодня это тренд. Понятно, что маленьким факультетам это реализовать сложно.

Большое внимание сегодня также придается науке. Университет ею должен заниматься просто потому, что он университет. Государство сейчас поддерживает междисциплинарные исследования – они в тренде. И именно с этим в первую очередь связано укрупнение факультетов и кафедр в ОмГУ, а вовсе не с желанием сэкономить деньги.

–Все-таки уточню про финансовую составляющую. Упомянутые 20 млн рублей ОмГУ потеряет на слиянии ФМБ и экономфака или нет?

– Как экономист я доверяю цифре только тогда, когда понимаю, как она получена. Как рассчитаны потери в 20 млн рублей, я не очень хорошо понимаю. Мы должны предположить, что все студенты бывшего факультета международного бизнеса бросят учебу и куда-то уедут. А с чего бы им так поступать? В ОмГУ не закрывается ни одна образовательная программа. Основная программа, которой прославился ФМБ, это «Мировая экономика», и она остается. Курс будут читать те же преподаватели. То есть возможности получения знаний у студентов не только не уменьшаются, но и наоборот – увеличиваются. Да даже чисто бытовые условия улучшаются. Студенты бывшего ФМБ могут перейти в более новый шестой корпус ОмГУ (пл. Лицкевича,1). Здесь более просторные аудитории, есть спортивно-оздоровительный комплекс, бассейн.

Наша справка:

Факультет международного бизнеса ОмГУ сейчас базируется в 4-м корпусе университета, расположенном по адресу: ул. Нефтезаводская, 11. Когда-то в здании располагалось 8-е профессионально-техническое училище. Сейчас первые два этажа занимает администрация ОмГУ. Третий этаж до недавнего времени ФМБ делил с факультетом психологии.

– Сколько студентов училось на ФМБ и на экономфаке?

– Экономфак – это 1200 студентов, факультет международного бизнеса – 230. По ФМБ была такая ситуация: они реализуют образовательные программы по укрупненным группам специальностей «экономика и управление» и «реклама и связи с общественностью». По большому счету это гуманитарная группа. Конкретно по программе «Мировая экономика» учились 150 студентов. Что же касается PR, то эту программу реализовывает также факультет филологии и медиакоммуникаций.

Причем это мы говорим о бакалавриате. Если рассматривать магистратуру, то пропорции следующие: экономфак – более 260 человек, ФМБ – 8 человек.

– Есть мнение, что ФМБ давал возможность студентам участвовать в программах международного сотрудничества. Кроме того, часть студентов наверняка и выбирала этот факультет в надежде на углубленное изучение иностранных языков и, возможно, неких расширенных возможностей прохождения практики за рубежом. Что будет теперь?

– Все образовательные программы, в том числе по изучению языков, при слиянии факультетов будут сохранены и даже расширены. Что касается зарубежных стажировок, то вообще-то они находятся вне рамок учебных планов. Этим занимается отдел планирования и организации международной деятельности ОмГУ. Понятно, что ребята с ФМБ ездят в зарубежные вузы, но не только они. Отдел распространяет информацию о том, какие стажировки, обучение в каких вузах возможно в тот или иной период времени. Студенты подают заявки. Бывает, что количество желающих превышает количество предложенных мест, тогда проводится отбор как раз по критериям владения иностранным языком или специализации. Дальше заключается межвузовский договор, студент едет за границу, учится там семестр и возвращается.

Повторюсь, что процедура одинакова для студентов абсолютно всех факультетов ОмГУ, возможности здесь для всех равные. И, кстати, работает это и в обратную сторону: мы принимаем ребят из-за границы на обучение. Например, до февраля этого года у нас на экономфаке учился студент из США, была студентка из Дрездена (Германия). Сейчас ждем преподавателя из Турку (Финляндия).

Вообще, думаю, неправильно было бы рассматривать ситуацию с объединением факультетов только с точки зрения возможностей студентов ФМБ. От интеграции должны выиграть все, и особенно это касается студентов младших курсов.

Не секрет, что абитуриенты сейчас приходят с очень разным уровнем подготовки. Мы, для того чтобы дать образовательный фундамент, должны хорошо их научить микроэкономике, макроэкономике, математике. И вот когда контингент студентов относительно небольшой, мы должны их всех собрать в один лекционный поток и примерно так же провести практические занятия. В результате одному это все кажется примитивным и давно изученным, другой не успевает разобраться. При объединенных ресурсах двух факультетов проблему разноуровневой подготовки преодолеть будет проще. Ребят с высокой подготовкой мы сможем привлекать и к научным исследованиям, остальных будем качественно подтягивать до требуемого уровня знаний. С пользой такого подхода, кстати, согласились и наши коллеги с ФМБ, с которыми мы неоднократно это обсуждали.

– Осталось еще родителей студентов убедить в пользе интеграции. Зачастую именно они решают, куда именно будет поступать их чадо. Для людей, чье сознание формировалось в 90-е годы, словосочетание «международный бизнес» кажется очень престижным. Чем теперь будете привлекать абитуриентов, не боитесь снижения набора?

– К сожалению, определенные имиджевые потери будут. И в основном из-за искусственно раздутой шумихи вокруг объединения факультетов. Будем объяснять, что факультет можно назвать как угодно, и весь вопрос в образовательных программах. А они, повторюсь, сохраняются, также сохраняются возможности академической мобильности. Кстати, мы анализировали информацию о трудоустройстве выпускников ФМБ и экономфака и выяснили, что все очень похоже. Это те же самые города, компании, университеты. Постараемся это донести до всех.

Вы сказали, что неоднократно разговаривали с коллегами из бывшего ФМБ. Что их ждет, может, сокращения?

– Не просто встречались с коллегами, но и пришли к общему пониманию, что давно нужно было объединяться. Разговоры о необходимости и неизбежности такого шага велись еще лет 10 назад, но решение откладывалось в долгий ящик.

Теперь что касается возможных сокращений. С позиций трудового законодательства, когда такие вещи происходят – я имею в виду слияние, – все преподаватели остаются на своих местах. Они просто переходят на другие кафедры, как в нашем случае. В ОмГУ все преподаватели избраны по конкурсу на определенный срок. В случае перевода на другое рабочее место человек не должен заново проходить конкурс.

Есть и еще один аспект. Большинство высших учебных заведений, в том числе ОмГУ, переведены на так называемое нормативно-подушевое финансирование. Минобрнауки определяет величину затрат на одного студента в год, а также пропорциональное соотношение студентов и преподавателей. Сегодняшний норматив – на 12 студентов очной формы обучения один преподаватель. Поскольку количество студентов мы сокращать не собираемся, то, соответственно, не собираемся и сокращать преподавателей.

– Трудовое законодательство и нормативы Минобра не отменяют межличностные отношения, а по факту в ОмГУ случилась конфликтная ситуация. Кто-то по собственной инициативе ушел из вуза, например, бывший декан ФМБ Юрий Дусь?

– Никто пока не ушел. Для кого реально на ФМБ изменялась ситуация? Понятно, что для декана, а еще там были две небольшие кафедры. Одну возглавлял сам Юрий Петрович.

Хочу добавить, что экономический факультет тоже будет структурно переформатирован. Так, на факультете было 6 основных кафедр, остается 4. Произойдет укрупнение. В частности, две кафедры – менеджмента экономфака и кафедра маркетинга и рекламы ФМБ – сольются в одну. Сливаются наша кафедра экономической теории и предпринимательства и кафедра международных экономических отношений ФМБ. Сейчас необходимо заняться стыковкой программ, перестройкой учебных планов, разработкой новых курсов. Сегодня уже нельзя читать дисциплины по-старому. Не все от реорганизации в восторге как на экономфаке, так и на ФМБ, но лучших вариантов не просматривается. Просто сидеть сложа руки тоже нельзя, и на переговорах с заведующими кафедр и преподавателями мы об этом говорим.

И чтобы закрыть тему: Юрию Петровичу было предложено возглавить одну из объединенных кафедр и взять на себя обязанности заместителя декана экономического факультета по международной деятельности, но он отказался. С остальными преподавателями удалось найти общий язык.

– Кроме объединения экономфака и ФМБ изменения в университете коснутся 18 различных кафедр. Я так понимаю, там тоже произойдет укрупнение. А в чем преимущество больших кафедр перед малочисленными?

– Чтобы отвечать духу времени, мы должны вести хорошие программы и уметь эти программы администрировать. В частности, следить за их соответствием новейшим достижениям науки и образовательным стандартам. Для того чтобы отследить, что нужно менять программы с точки зрения рынка труда, мы должны активно контактировать с работодателями. Необходимо также работать с выпускниками, выяснять, что пригодилось на практике, что было лишним. Очень важна работа с потенциальными абитуриентами, сегодняшними старшеклассниками. Да и наукой, собственно, необходимо заниматься. Потянуть это все кафедрой, на которой работают два-три сотрудника, просто нереально.

Сейчас в ОмГУ есть требование, на самом деле очень мягкое, согласно которому на кафедре должно работать не менее 5 человек. Причем речь идет именно о людях, а не о ставках.

– Когда закончится реорганизация и на какое место в рейтинге университетов сможет в результате рассчитывать ОмГУ?

– Рейтингов много, и в некоторых ОмГУ уже расположен достаточно высоко. Например, в рейтинге благотворительного фонда Владимира Потанина. Другие ставят нас ниже, объективно или нет – другой вопрос.

В общем же могу сказать так: если те стратегические цели, которые были определены на ученом совете университета, выльются в реальные дела, то ОмГУ сможет достаточно быстро поднять свои позиции в любых рейтингах.

Беседовал Сергей Рудометов

1608

Скандал вокруг слияния экономического факультета и факультета международного бизнеса декан экономфака считает искусственно раздутым.

14 февраля ученый совет Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского проголосовал за масштабную реорганизацию вуза. В частности, произойдет слияние 18 кафедр и двух факультетов. Решение было воспринято неоднозначно как внутри университета, так и вне его стен. Обсуждение слияния экономического факультета и факультета международного бизнеса (ФМБ) вообще переросло в настоящий скандал.

Декан экономического факультета, доктор экономических наук, профессор Татьяна Стукен рассказала РИА «Омск-информ» что стоит за решением об объединении.

–Татьяна Юрьевна, критики решения говорят о том, что ОмГУ ничего не выиграет от укрупнения кафедр, а объедение экономфака и ФМБ даже понесет весомые финансовые потери. Якобы студенты ФМБ, поступившие на коммерческой основе, приносят в бюджет вуза 20 млн рублей, а теперь об этих доходах можно забыть. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Финансовый вопрос был далеко не главным при решении об объединении. В современной российской системе образования мы видим очень много инноваций, различных подходов. Во многих вузах страны идут процессы, схожие с происходящим в ОмГУ. И вызваны они не экономией финансов, а желанием придать образованию новый импульс.

Все, кто в теме, слышали о построении образовательных траекторий. В январе президент Владимир Путин предложил изменить структуру высшего образования в России, перейдя на модель «2+2+2». Она сменит привычную схему «4+2» – 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Что это даст? Если говорить о студентах, то большую гибкость учебного плана. Уже после второго курса студент сможет выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Иными словами, получит возможность составлять программу обучения исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений. 

Но если в университете маленькие факультеты, кафедры всего из нескольких человек, то ничего принципиально нового они студентам предложить не смогут. Будет все тот же заданный объем образовательной программы без возможности сделать шаг влево или вправо. В советское время это было оправданно, поскольку мы готовили студентов под конкретного работодателя. Сегодня нет ни обязательного распределения, ни явного работодателя. Для успешного трудоустройства вопрос должен ставиться так: какое-то ядро дает вуз, но студент должен еще и сам отвечать за формирование своего образования и понимать, что ему понадобится в будущем. Это минимизирует разочарование от того, что половина изученных дисциплин не пригодилась, а востребованных на предприятии знаний почему-то не оказалось в образовательной программе.

Еще одним важным моментом является большая практико-ориентированность. Она предполагает не просто предоставление выпускникам вуза документов о прохождении производственной практики, а работу по реальным проектам бизнеса. Например, как раз сейчас у нас в университете проходит образовательный интенсив, в ходе которого межфакультетские (что важно!) команды работают по заказам предприятий реального сектора экономики. В команде вместе могут работать юристы, экономисты, химики, айтишники, психологи. И на сегодня это тренд. Понятно, что маленьким факультетам это реализовать сложно.

Большое внимание сегодня также придается науке. Университет ею должен заниматься просто потому, что он университет. Государство сейчас поддерживает междисциплинарные исследования – они в тренде. И именно с этим в первую очередь связано укрупнение факультетов и кафедр в ОмГУ, а вовсе не с желанием сэкономить деньги.

–Все-таки уточню про финансовую составляющую. Упомянутые 20 млн рублей ОмГУ потеряет на слиянии ФМБ и экономфака или нет?

– Как экономист я доверяю цифре только тогда, когда понимаю, как она получена. Как рассчитаны потери в 20 млн рублей, я не очень хорошо понимаю. Мы должны предположить, что все студенты бывшего факультета международного бизнеса бросят учебу и куда-то уедут. А с чего бы им так поступать? В ОмГУ не закрывается ни одна образовательная программа. Основная программа, которой прославился ФМБ, это «Мировая экономика», и она остается. Курс будут читать те же преподаватели. То есть возможности получения знаний у студентов не только не уменьшаются, но и наоборот – увеличиваются. Да даже чисто бытовые условия улучшаются. Студенты бывшего ФМБ могут перейти в более новый шестой корпус ОмГУ (пл. Лицкевича,1). Здесь более просторные аудитории, есть спортивно-оздоровительный комплекс, бассейн.

Наша справка:

Факультет международного бизнеса ОмГУ сейчас базируется в 4-м корпусе университета, расположенном по адресу: ул. Нефтезаводская, 11. Когда-то в здании располагалось 8-е профессионально-техническое училище. Сейчас первые два этажа занимает администрация ОмГУ. Третий этаж до недавнего времени ФМБ делил с факультетом психологии.

– Сколько студентов училось на ФМБ и на экономфаке?

– Экономфак – это 1200 студентов, факультет международного бизнеса – 230. По ФМБ была такая ситуация: они реализуют образовательные программы по укрупненным группам специальностей «экономика и управление» и «реклама и связи с общественностью». По большому счету это гуманитарная группа. Конкретно по программе «Мировая экономика» учились 150 студентов. Что же касается PR, то эту программу реализовывает также факультет филологии и медиакоммуникаций.

Причем это мы говорим о бакалавриате. Если рассматривать магистратуру, то пропорции следующие: экономфак – более 260 человек, ФМБ – 8 человек.

– Есть мнение, что ФМБ давал возможность студентам участвовать в программах международного сотрудничества. Кроме того, часть студентов наверняка и выбирала этот факультет в надежде на углубленное изучение иностранных языков и, возможно, неких расширенных возможностей прохождения практики за рубежом. Что будет теперь?

– Все образовательные программы, в том числе по изучению языков, при слиянии факультетов будут сохранены и даже расширены. Что касается зарубежных стажировок, то вообще-то они находятся вне рамок учебных планов. Этим занимается отдел планирования и организации международной деятельности ОмГУ. Понятно, что ребята с ФМБ ездят в зарубежные вузы, но не только они. Отдел распространяет информацию о том, какие стажировки, обучение в каких вузах возможно в тот или иной период времени. Студенты подают заявки. Бывает, что количество желающих превышает количество предложенных мест, тогда проводится отбор как раз по критериям владения иностранным языком или специализации. Дальше заключается межвузовский договор, студент едет за границу, учится там семестр и возвращается.

Повторюсь, что процедура одинакова для студентов абсолютно всех факультетов ОмГУ, возможности здесь для всех равные. И, кстати, работает это и в обратную сторону: мы принимаем ребят из-за границы на обучение. Например, до февраля этого года у нас на экономфаке учился студент из США, была студентка из Дрездена (Германия). Сейчас ждем преподавателя из Турку (Финляндия).

Вообще, думаю, неправильно было бы рассматривать ситуацию с объединением факультетов только с точки зрения возможностей студентов ФМБ. От интеграции должны выиграть все, и особенно это касается студентов младших курсов.

Не секрет, что абитуриенты сейчас приходят с очень разным уровнем подготовки. Мы, для того чтобы дать образовательный фундамент, должны хорошо их научить микроэкономике, макроэкономике, математике. И вот когда контингент студентов относительно небольшой, мы должны их всех собрать в один лекционный поток и примерно так же провести практические занятия. В результате одному это все кажется примитивным и давно изученным, другой не успевает разобраться. При объединенных ресурсах двух факультетов проблему разноуровневой подготовки преодолеть будет проще. Ребят с высокой подготовкой мы сможем привлекать и к научным исследованиям, остальных будем качественно подтягивать до требуемого уровня знаний. С пользой такого подхода, кстати, согласились и наши коллеги с ФМБ, с которыми мы неоднократно это обсуждали.

– Осталось еще родителей студентов убедить в пользе интеграции. Зачастую именно они решают, куда именно будет поступать их чадо. Для людей, чье сознание формировалось в 90-е годы, словосочетание «международный бизнес» кажется очень престижным. Чем теперь будете привлекать абитуриентов, не боитесь снижения набора?

– К сожалению, определенные имиджевые потери будут. И в основном из-за искусственно раздутой шумихи вокруг объединения факультетов. Будем объяснять, что факультет можно назвать как угодно, и весь вопрос в образовательных программах. А они, повторюсь, сохраняются, также сохраняются возможности академической мобильности. Кстати, мы анализировали информацию о трудоустройстве выпускников ФМБ и экономфака и выяснили, что все очень похоже. Это те же самые города, компании, университеты. Постараемся это донести до всех.

Вы сказали, что неоднократно разговаривали с коллегами из бывшего ФМБ. Что их ждет, может, сокращения?

– Не просто встречались с коллегами, но и пришли к общему пониманию, что давно нужно было объединяться. Разговоры о необходимости и неизбежности такого шага велись еще лет 10 назад, но решение откладывалось в долгий ящик.

Теперь что касается возможных сокращений. С позиций трудового законодательства, когда такие вещи происходят – я имею в виду слияние, – все преподаватели остаются на своих местах. Они просто переходят на другие кафедры, как в нашем случае. В ОмГУ все преподаватели избраны по конкурсу на определенный срок. В случае перевода на другое рабочее место человек не должен заново проходить конкурс.

Есть и еще один аспект. Большинство высших учебных заведений, в том числе ОмГУ, переведены на так называемое нормативно-подушевое финансирование. Минобрнауки определяет величину затрат на одного студента в год, а также пропорциональное соотношение студентов и преподавателей. Сегодняшний норматив – на 12 студентов очной формы обучения один преподаватель. Поскольку количество студентов мы сокращать не собираемся, то, соответственно, не собираемся и сокращать преподавателей.

– Трудовое законодательство и нормативы Минобра не отменяют межличностные отношения, а по факту в ОмГУ случилась конфликтная ситуация. Кто-то по собственной инициативе ушел из вуза, например, бывший декан ФМБ Юрий Дусь?

– Никто пока не ушел. Для кого реально на ФМБ изменялась ситуация? Понятно, что для декана, а еще там были две небольшие кафедры. Одну возглавлял сам Юрий Петрович.

Хочу добавить, что экономический факультет тоже будет структурно переформатирован. Так, на факультете было 6 основных кафедр, остается 4. Произойдет укрупнение. В частности, две кафедры – менеджмента экономфака и кафедра маркетинга и рекламы ФМБ – сольются в одну. Сливаются наша кафедра экономической теории и предпринимательства и кафедра международных экономических отношений ФМБ. Сейчас необходимо заняться стыковкой программ, перестройкой учебных планов, разработкой новых курсов. Сегодня уже нельзя читать дисциплины по-старому. Не все от реорганизации в восторге как на экономфаке, так и на ФМБ, но лучших вариантов не просматривается. Просто сидеть сложа руки тоже нельзя, и на переговорах с заведующими кафедр и преподавателями мы об этом говорим.

И чтобы закрыть тему: Юрию Петровичу было предложено возглавить одну из объединенных кафедр и взять на себя обязанности заместителя декана экономического факультета по международной деятельности, но он отказался. С остальными преподавателями удалось найти общий язык.

– Кроме объединения экономфака и ФМБ изменения в университете коснутся 18 различных кафедр. Я так понимаю, там тоже произойдет укрупнение. А в чем преимущество больших кафедр перед малочисленными?

– Чтобы отвечать духу времени, мы должны вести хорошие программы и уметь эти программы администрировать. В частности, следить за их соответствием новейшим достижениям науки и образовательным стандартам. Для того чтобы отследить, что нужно менять программы с точки зрения рынка труда, мы должны активно контактировать с работодателями. Необходимо также работать с выпускниками, выяснять, что пригодилось на практике, что было лишним. Очень важна работа с потенциальными абитуриентами, сегодняшними старшеклассниками. Да и наукой, собственно, необходимо заниматься. Потянуть это все кафедрой, на которой работают два-три сотрудника, просто нереально.

Сейчас в ОмГУ есть требование, на самом деле очень мягкое, согласно которому на кафедре должно работать не менее 5 человек. Причем речь идет именно о людях, а не о ставках.

– Когда закончится реорганизация и на какое место в рейтинге университетов сможет в результате рассчитывать ОмГУ?

– Рейтингов много, и в некоторых ОмГУ уже расположен достаточно высоко. Например, в рейтинге благотворительного фонда Владимира Потанина. Другие ставят нас ниже, объективно или нет – другой вопрос.

В общем же могу сказать так: если те стратегические цели, которые были определены на ученом совете университета, выльются в реальные дела, то ОмГУ сможет достаточно быстро поднять свои позиции в любых рейтингах.

Беседовал Сергей Рудометов

1608