kremlin.ru
Президент России Владимир Путин 15 января обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором анонсировал ряд мер, направленных на улучшение демографической ситуации в стране. Кроме того, глава государства предложил внести ряд поправок в действующую Конституцию.
Речь, в частности, идет о признании приоритета российских законов над международным правом, введении запрета на иностранное гражданство для высших должностных лиц, расширении роли Госсовета и обеих палат парламента.
Судя по всему, логика конституционных перемен надолго станет топ-темой для политических экспертов, в том числе для тех, кто так или иначе связан с Омском.

– Укрепление полномочий парламента – вещь замечательная, я ее встречаю на ура. Потому что при нашей смешанной республике и укрепленной вертикали власти под президента попахивало, скажем так, авторитаризмом и некой никчемностью нашего парламента. То, что президент сейчас пытается передать парламенту, усилить его – это приведет в равновесие все три ветви власти в стране. Это хорошо. Это, в том числе, повысит и статус депутата, и выборы сделает более конкурентными, а не такими конъюнктурными, как у нас. Меняется политическая система в России. И меняется она, на мой взгляд, в лучшую сторону – в сторону равновесия ветвей власти, равновесия политических полномочий, – прокомментировала Ветренко кремлевские события для РИА «ВОмске».
С питерским профессором во многом согласен депутат Госдумы от Омской области Олег Смолин, вошедший в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию.
– В целом предложения президента Путина направлены на создание более сбалансированной системы управления. Например, Государственная дума получает право утверждать главу правительства и всех министров. Это уже не американская, а, скорее, французская модель. Что касается Совета Федерации, то президент будет консультироваться с ним по назначению силовых министров, – считает депутат.

– Озвученные президентом Путиным предложения по конституционной реформе следует рассматривать в контексте тут же последовавшей отставки правительства Дмитрия Медведева. Суть «путинского пакета», на мой взгляд, заключается в создании канала для транзита власти и сохранении в ней ключевых на сегодня фигур. Самое существенное тут то, что председатели Верховного и Конституционного судов могут быть сняты со своих должностей решением СовФеда. Между тем Конституционный суд в странах традиционной демократии – это очень значимый орган, осуществляющий контроль над соблюдением Основного закона. А в случае возможности смещения членов суда главой государства, пусть даже с одобрения верхней палаты парламента, можно говорить о ликвидации важнейшего института независимого контроля над действиями верховной власти, – считает Дрягин.
По его мнению, инициативы по Конституционному и Верховному судам нивелируют продекларированные расширения демократических норм в виде больших прав парламента. В отличие от многих коллег политтехнолог Дрягин не считает, что полномочия главы государства пострадают оттого, что он не сможет отклонить предложенные парламентом кандидатуры главы правительства и министров.
– Допустим, Госдума протащит премьера и нескольких министров, неугодных президенту. Но ничто не помешает главе государства снять их через три месяца с должности за утрату доверия или с другой формулировкой. Гарантий защищенности министров, назначенных парламентом, нет, – пояснил директор ООО «ГЭПИЦентр-2». – Но самое важное в озвученных предложениях по конституционной реформе не это, а то, что Медведева перемещают на пока еще не существующий пост зампреда Совета безопасности. Совбез – это орган, созданный указом президента. Он никак не зависит от парламентариев и вообще находится вне правового конституционного поля. Между тем он включает в себя руководителей силовых министерств и ведомств, губернаторов ключевых регионов. На мой взгляд, речь идет о создании параллельного правительства. В истории аналогом такого органа можно, наверное, назвать Политбюро ЦК КПСС. Иными словами, создается система, при которой ограниченный круг высококомпетентных чиновников сможет принимать любые решения в обход органов официальной законодательной и исполнительной власти.

– Россия становится первой страной, которая официально признает интернет социальной необходимостью, одним из первоочередных факторов социального благополучия человека, базовой социальной ценностью для граждан страны. Бесплатный доступ к интернету заявлен президентом таким же важным, как и бесплатное здравоохранение, как и бесплатное образование. Речь идет не просто о том, чтобы каждый человек мог посещать какой-то определенный сайт. Наши крупнейшие интернет-ресурсы сегодня дают широкий выбор возможностей – от голосовых, видеочатов до онлайн-обучения, финансовых операций. Гарантированный (и бесплатный!) доступ к таким инструментам – это защита важнейших прав граждан. И – можно даже так сказать – новые горизонты социальности, – сказал Малькевич и резюмировал: – То, о чем лидеры других стран только начинают говорить, в России уже реализуется.
Добавим, что интегрированные в нацпроект «Цифровая экономика» сервисы проекта «Доступный интернет» должны запускаться уже в 2020 году. Надежд на успешную реализацию проекта добавляет тот факт, что новый российский премьер-министр Михаил Мишустин не понаслышке знаком с ИТ-технологиями. Еще в начале 90-х годов Мишустин стал одним из руководителей Международного компьютерного клуба (МКК) и занимался, в частности, интеграцией передовых информационных технологий в российские государственные и бизнес-проекты.