Как оказалось, чаще всего деньги берут те омичи, которые сами должны отвечать за соблюдение закона. Но не всех взяточников ловят.
Накануне, 9 декабря, отмечался Всемирный день борьбы с коррупцией. Сегодня в областной прокуратуре представители силовых органов рассказали о борьбе с коррупцией в регионе по итогам 11 месяцев года.
Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции областной прокуратуры Сергей Цериградских, число выявленных коррупционных преступлений в регионе выросло. К ответственности было привлечено более 900 должностных лиц.

– Возбуждены 26 уголовных дел по фактам коррупционных преступлений. Наиболее подвержены коррупции сферы заключения контрактов на поставку товаров для госнужд, распоряжения бюджетными средствами и имуществом, – сказал Цериградских. – 21 депутат лишен своих полномочий. Судами рассмотрены 116 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 122 лиц. В виде лишения свободы наказание назначено 14 лицам, 40 осуждены условно, 37 – к штрафу. По фактам взяточничества осуждены 49 лиц.
Прокурор уточнил, что коррупция – это не только получение или дача взятки. Это и хищения с использованием служебного положения, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий.

Начальник отдела по борьбе с преступлениями коррупционной направленности и защиты бюджетных средств УМВД по Омской области Владимир Сумин уточнил, что по линии его ведомства было выявлено 63 факта взяточничества – это первое место среди сибирских регионов. Полицейский посетовал, что омичи нехотя сообщают в полицию о фактах вымогательства взяток. Многим через дачу взятки легче решать свои вопросы, чем сообщать об этом полицейским.

– Налицо тенденция к усложнению коррупционных схем. Наиболее уязвима сфера расходования бюджетных средств, – сказал Сумин. – До настоящего времени широкий круг граждан воздерживаются от обращения в органы при вымогательстве взяток. Для определенной категории граждан решение вопросов с нарушением законодательства является более выгодным. Это провоцирует госслужащих на совершение преступлений.
Рассказал Сумин и о конкретных фактах проявления коррупции. Так, сотрудники крупнейшей омской птицефабрики в качестве коммерческого подкупа получили более миллиона рублей за содействие в отгрузке продукции. По факту получения взятки должностным лицом в Таврическом районе за заключение контрактов поставки продуктов питания в школы также возбуждено уголовное дело. Местная чиновница получила в несколько приемов более 3 млн рублей. Ветеринар в Полтавском районе получил взятку в сумме более 400 тыс. рублей за выдачу ветеринарных свидетельств.

В целом же чаще всего факты получения взяток фиксируются, как это ни прискорбно, в правоохранительной сфере. Сергей Цериградских уточнил, что речь идет о получения взяток полицейскими, сотрудниками УФСИН и судебными приставами. Именно они, а не врачи и преподаватели или чиновники, как было раньше, теперь главные омские коррупционеры.
– Мы с сожалением констатируем о том, что больше всего дел в отношении сотрудников правоохранительных органов. Сотрудников прокуратуры среди них нет. Есть полицейские, сотрудники УФСИН, приставы, – сказал Цериградских исходя из числа выявленных фактов дачи взятки.
Руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Омской области Михаил Зайцев рассказал о своем коллеге – руководителе следственного отдела по Кировскому округу, который получил взятку в размере 250 тыс. рублей. Деньги он получил от адвоката. Теперь сам следователь стал фигурантом уголовного дела.