Поиск

По мнению эксперта, прежде, чем создавать логистическую компанию «Зерно Сибири» и вкладывать в нее бюджетные деньги, нужно увидеть правовую оценку.

Член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя высказал свое мнение по поводу создания логистической компании «Зерно Сибири». По мнению эксперта, весьма рискованно было вкладывать огромные бюджетные деньги в частную коммерческую структуру и вовлекать во все это сельских производителей.

– Если бы кто-то взялся составить рейтинг регионов по количеству масштабных проектов, завершившихся не менее масштабными провалами и потерей огромных бюджетных денег, Омская область наверняка заняла бы в нем не последние строчки. Казалось бы, из богатого негативного опыта можно было извлечь какие-то уроки, но, похоже, команда губернатора готова наступить на те же самые грабли. В грандиозный проект по созданию логистической компании «Зерно Сибири» планируется вложить 28 миллиардов рублей, и он вызывает стойкое ощущение дежавю.

Разумеется, цели, как всегда, декларируются благие. Убрать с зернового рынка посредников, снизить транспортные расходы и помочь омским аграриям выйти на зарубежных покупателей. Зарегистрировано и уже приступило к работе акционерное общество с уставным капиталом 560 миллионов рублей. 51 процент акций в нем принадлежит Омской области, на остальные подписались 112 сельских производителей.

Подчеркнем, создано не государственное учреждение, не бюджетная организация, не муниципальное предприятие, а именно АО, то есть приватизированная частная коммерческая структура и, что самое отвратительное, полностью находящаяся под контролем чиновников. Для начала хотелось бы увидеть правовую оценку проекта, если не прокуратуры, то хотя бы руководителя областного управления по противодействию коррупции Мурашкина. Простой вопрос: разве можно тратить бюджетные деньги, что называется, без суда и следствия, без конкурса, без оценки стоимости акций и прочих обязательных, предписанных законом процедур на развитие частного предприятия? Да еще почти принудительно подписывать на это дело кучу крестьян-предпринимателей?

Кстати, не все они хорошо ориентируются в юридических понятиях, некоторые называют себя учредителями компании «Зерно Сибири». Но в АО не бывает учредителей. Там есть акционеры. И стоимость приобретенных акций зависит от имущества и эффективности работы общества. Есть прибыль – она растет. Если нет – у вас в руках просто мусорная бумага. Но, так или иначе, вкладывать бюджетные средства в подобные активы точно нельзя.

Я уже не говорю о том, что никто не видел квалифицированного анализа экономических рисков реализации грандиозного замысла, с чего должен начинаться любой коммерческий проект. Причем в данном случае эти риски носят не только субъективный, но и вполне объективный характер, поскольку связаны с климатическими и географическими условиями, на которые повлиять отдельному чиновнику и даже губернатору невозможно.

Ведь основная изюминка проекта заключается в использовании для перевозки зерна Северного морского пути, что, по оценке омских чиновников, снизит транспортные издержки на 30 процентов. Да, о данном маршруте много и с большим энтузиазмом говорили на федеральном уровне, однако после того, как он был протестирован на практике, оптимизма на сей счет явно поубавилось. Сухогруз действительно доплыл из Китая до Роттердама на 18 дней быстрее, чем традиционным путем, но обошлось это удовольствие на 36 процентов дороже. Именно из-за сложности проводки по Северному морскому пути.

Все утверждения экологов, что из-за глобального потепления на севере все уже растаяло, не более чем миф. Разумеется, иногда можно в двухнедельное окно проскочить по относительно чистой воде, но не факт, что повезет. Скорее всего, по Северному морскому пути при нашей жизни ничего, кроме так называемого северного завоза, танкеров и газовозов ледового класса, которые строятся на заводе «Звезда» в Приморье, ходить не будет. Плюс доставка специальных грузов военно-стратегического назначения. Очевидно, что ледоколы вооружаются ракетами «Калибр» отнюдь не для обеспечения безопасности транспортировки зерна.

Не менее серьезные вопросы возникают и по поводу использования Иртыша для перевозки сельхозпродукции. Давайте вспомним хотя бы нашу недавнюю историю. Почему зачах северный завоз? Да потому, что построили железную дорогу до Тарко-Сале, после чего флот сухогрузов класса «река – море» сразу же переехал на Балтику, Черное и Каспийское моря, где и эксплуатировался до полного износа. Естественно, умер судоремонтный завод. Умерли хлебоприемные пункты и элеваторы, базировавшиеся вдоль Иртыша. Все это оказалось в новых условиях нерентабельным, нежизнеспособным.

Сегодня команда губернатора Александра Буркова предлагает реанимировать некогда существовавшую инфраструктуру. Точнее, создать ее заново. Построить новый флот, новые элеваторы, воскресить судоремонтный завод, прокопать Иртыш, сначала от Оби, а потом и до Павлодара. Но ведь это не Беломорканал, проложенный в скальных грунтах, здесь песок, сильное течение. Через две-три недели река намоет косу, и копать придется заново, бесконечно.

Понятно, что речь идет о колоссальных капитальных затратах, и, на мой взгляд, очень велика вероятность того, что на выходе получится примерно такой же результат, какой получился с омским метро, гидроузлом, аэропортом в Федоровке. Впрочем, если результатом подобных проектов считать освоение средств отдельными коррумпированными чиновниками в период правления Полежаева, то их можно признать очень даже успешными.

Иными словами, помимо объективных природных рисков, есть еще и риски, связанные с целеполаганием и качеством управленческих решений чиновников. Ведь логистическая компания «Зерно Сибири», приступившая к активной деятельности, сразу столкнулась с серьезными трудностями. Вдруг выяснилось, что закупать особо уже нечего. Большую часть урожая омские сельхозпроизводители вывезли в Казахстан и продали. Наши элеваторы загружены на 30 процентов, тогда как казахстанские – на 80.

Министр сельского хозяйства области Николай Дрофа в одном из своих интервью выразил сильное неудовольствие по данному поводу и пообещал считать машины на границе с Казахстаном с последующей передачей информации в налоговые органы. Но как можно остановить непатриотичных крестьян, когда есть единое евразийское экономическое пространство и нет таможенных границ с соседней республикой?

На самом деле проблема не решается с помощью административных запретов, поскольку имеет глубокие экономические корни. Ведь зерно уходит в Казахстан, потому что там предлагаются более выгодные условия. Что вполне объяснимо. Дизельное топливо, которое производит наш НПЗ, у соседей стоит вдвое меньше, чем у нас. Омский бензин продается по 40 центов. Электроэнергия дешевле. Соответственно, ниже затраты на перевозку, подработку, хранение зерна и т. д. И налоги несопоставимы: у нас НДС 20 процентов, в Казахстане – 12. Нагрузка на фонд оплаты труда там тоже гораздо меньше. О какой конкурентоспособности может идти речь?

Николай Дрофа говорит, что созданная логистическая компания будет закупать зерно по цене девять тысяч рублей, что, по его оценке, на 500–1000 рублей выше сложившейся на омском рынке. Но откройте интернет, и вы увидите массу предложений о закупках по 10,5–11 тысяч рублей. Любых партий. С предоплатой. Причем покупатели сами погрузят и вывезут.

По какой цене омские аграрии реально продавали зерно в Казахстане, никто не знает. Сомневаюсь, что дешевле. Да, это не безупречно прозрачные схемы. Но китайцы, например, считают, что есть криминальный теневой рынок, а есть рациональный. Рациональность в данном случае заключается в том, что крестьяне просто доступными им способами пытаются компенсировать негативные последствия условий, которые создало для них родное государство. Если бы оно действительно стремилось повысить конкурентоспособность наших производителей, то должно было заниматься гармонизацией в рамках евразийского пространства налогового законодательства, цен на электроэнергию, горючее и так далее. Увы, ничего этого мы не видим.

Кстати, на российско-казахстанском форуме аким Павлодарской области выступил с уникальным предложением, заявив, что соседи готовы продавать электроэнергию по рублю за киловатт. Наши потребители платят за киловатт четыре рубля. Казалось бы, за такие вещи нужно хвататься обеими руками. Ведь купленную за рубль электроэнергию можно спокойно продать своим производителям за два. И конкурентоспособность их продукции сразу повысится. Но никакой реакции на это предложение от правительства Омской области не последовало. Вообще никакой, будто его и не было. Интересы собственных монополистов, видимо, дороже.

Мало того, появление компании «Зерно Сибири», по сути, есть не что иное, как попытка создать еще одного монополиста. Уже не на энергетическом или топливном рынке, а на зерновом. Об этом министр сельского хозяйства области Николай Дрофа заявил в СМИ прямым текстом: «Надеемся, что «Зерно Сибири» будет в регионе единственным предприятием-экспортером по реализации продукции растениеводства, возможно, и животноводства».

Слово «надеемся» не должно вводить в заблуждение. Можно не сомневаться, что чиновники приложат максимум усилий, чтобы так и стало. Сегодня они на всех уровнях подчеркивают, что деятельность созданного акционерного общества строится исключительно на добровольных началах. Мол, просто сельхозпроизводители оценили выгоды своего участия в нем, потому и подписались на акции. В результате чего смогут не только продавать зерно по самым выгодным ценам, но и получать дополнительный доход, поскольку компания будет ежегодно направлять часть прибыли на выплату дивидендов акционерам. Естественно, дивиденды будет получать и бюджет Омской области

Может, сами чиновники вполне искренне верят в эффективность и прибыльность работы АО, но крестьяне – люди, что называется, от сохи, битые и перебитые. На акции-то они подписались, но деньги в уставной капитал многие пока не внесли. У кого-то их просто нет. Например, в моей родной деревне сельхозкооператив «Украинский» сидит в убытках. Не знает, из чего зарплату выплатить и как рассчитаться с государством по налогам. Откуда у него возьмется 24 миллиона рублей на покупку ценных бумаг?  Те, у кого деньги вроде бы есть, тоже не торопятся вносить их в уставный фонд АО, выжидают, смотрят, чем все в итоге обернется.

А обернуться все может традиционным для России образом. Когда выяснится, что привлекательных механизмов стимулирования у созданной логистической компании нет, она начнет добиваться монополии другими методами. Не сметь продавать продукцию никому другому! Если с применением экономических инструментов у нашей власти большие проблемы, то с инструментами административного давления никаких проблем нет. Арсенал богатейший. И опыт его использования тоже.

Достижение публично продекларированной цели, то есть установление монополии на зерновом рынке фактически будет означать введение на территории отдельно взятого региона продразверстки. Ну, или какого-то ее аналога в современной модификации. По-другому стать единственным в области экспортером не получится. Известно, к чему подобная политика привела в эпоху военного коммунизма, ни к чему хорошему не приведет и сейчас.

Рынок победить нельзя. Можно соорудить какие угодно барьеры, но производители все равно будут поступать так, как им выгодно. Что называется, вода дырочку найдет. Рядом Казахстан – считай машины, не считай, зерно все равно будет уходить туда. От нас всего полторы тысячи километров до китайского города Урумчи, есть железнодорожное и автомобильное сообщение. Из порта в Новороссийске в Омск сплошным потоком идут фуры с фруктами и прочей едой. Чтобы не гнать обратно автопоезда порожняком, они в очередь выстраиваются за попутным грузом, которым вполне может быть и зерно. На зерновом рынке России уже работают большие логистические компании, имеющие устойчивые связи за рубежом.

Забавный факт. Накануне российско-казахстанского форума в Омск приезжала замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. Она, конечно, на словах одобрила планы компании «Зерно Сибири», а потом прямо на совещании подняла какую-то даму и призвала присутствующих аграриев заключать контракты именно с ней. Потому что структура, которую эта дама представляет, работает по прямым договорам с зарубежными покупателями. Удивительно, чиновница федерального уровня, никого не стесняясь, лоббирует интересы частного бизнеса. От этого за версту несет коррупцией.

Совершенно очевидно, что и компания «Зерно Сибири» чрезвычайно емкий с коррупционной точки зрения проект. Зачем, спрашивается, городить огород, если все и так работает? Есть конкурентный рынок, сложившиеся отношения, нормальные рыночные механизмы. На мой взгляд, лучшее, что может сделать команда губернатора Александра Буркова – не мешать их естественному развитию. И по мере возможности создавать условия, в которых сельхозпроизводители могли бы жить, а не выживать.  

Что получается, когда чиновники начинают непосредственно регулировать бизнес-процессы, хорошо известно. И речь не только о таких стройках века, как космодром «Восточный» или омский аэропорт в Федоровке.  Везде, где есть бюджетные деньги или деньги, которые собираются с народа как бы под контролем государства, наблюдается одна и та же картина и следствие – воруют. Будь то управляющие компании в системе ЖКХ, структуры, занимающиеся утилизацией бытовых отходов, монополисты, поставляющие воду, газ, электроэнергию. Реально действенного контроля со стороны государства нет.

Я, например, уже шесть лет являюсь членом Общественного совета при РЭК, и от того, как формируются и регулируются тарифы, иной раз просто волосы на голове встают дыбом. Одна иллюстрация. Региональный оператор по обращению с бытовыми отходами установил предпринимателям тариф в две с половиной тысячи рублей за вывоз тонны мусора (ТБО). Двадцатитонный КамАЗ – 50 тысяч. Для сравнения: доставить груз фурой такой же грузоподъемности в Москву стоит 60 тысяч рублей. Откуда такие тарифы? В результате моментально возник черный рынок «мусорных» услуг, и окрестности города сейчас заваливаются отходами. Кто их потом будет собирать?  

Есть ли какие-то основания полагать, что компания «Зерно Сибири» станет исключением из общего правила и продемонстрирует чудеса коммерческой эффективности? Чиновники уверяют, что у них все просчитано. Вложения почти в три десятка миллиардов рублей окупятся всего за 8–10 лет. Главным образом за счет экономии, которую компания намерена получить, используя логистический маршрут через Северный морской путь.

Трудно сказать, чего здесь больше: управленческого прожектерства или же трезвого криминально-коррупционного расчета на «освоение» бюджетных и омских сельхозпроизводителей средств, ведь весьма вероятно, что через 10 лет о компании АО «Зерно Сибири» просто никто не будет помнить.

1425

По мнению эксперта, прежде, чем создавать логистическую компанию «Зерно Сибири» и вкладывать в нее бюджетные деньги, нужно увидеть правовую оценку.

Член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя высказал свое мнение по поводу создания логистической компании «Зерно Сибири». По мнению эксперта, весьма рискованно было вкладывать огромные бюджетные деньги в частную коммерческую структуру и вовлекать во все это сельских производителей.

– Если бы кто-то взялся составить рейтинг регионов по количеству масштабных проектов, завершившихся не менее масштабными провалами и потерей огромных бюджетных денег, Омская область наверняка заняла бы в нем не последние строчки. Казалось бы, из богатого негативного опыта можно было извлечь какие-то уроки, но, похоже, команда губернатора готова наступить на те же самые грабли. В грандиозный проект по созданию логистической компании «Зерно Сибири» планируется вложить 28 миллиардов рублей, и он вызывает стойкое ощущение дежавю.

Разумеется, цели, как всегда, декларируются благие. Убрать с зернового рынка посредников, снизить транспортные расходы и помочь омским аграриям выйти на зарубежных покупателей. Зарегистрировано и уже приступило к работе акционерное общество с уставным капиталом 560 миллионов рублей. 51 процент акций в нем принадлежит Омской области, на остальные подписались 112 сельских производителей.

Подчеркнем, создано не государственное учреждение, не бюджетная организация, не муниципальное предприятие, а именно АО, то есть приватизированная частная коммерческая структура и, что самое отвратительное, полностью находящаяся под контролем чиновников. Для начала хотелось бы увидеть правовую оценку проекта, если не прокуратуры, то хотя бы руководителя областного управления по противодействию коррупции Мурашкина. Простой вопрос: разве можно тратить бюджетные деньги, что называется, без суда и следствия, без конкурса, без оценки стоимости акций и прочих обязательных, предписанных законом процедур на развитие частного предприятия? Да еще почти принудительно подписывать на это дело кучу крестьян-предпринимателей?

Кстати, не все они хорошо ориентируются в юридических понятиях, некоторые называют себя учредителями компании «Зерно Сибири». Но в АО не бывает учредителей. Там есть акционеры. И стоимость приобретенных акций зависит от имущества и эффективности работы общества. Есть прибыль – она растет. Если нет – у вас в руках просто мусорная бумага. Но, так или иначе, вкладывать бюджетные средства в подобные активы точно нельзя.

Я уже не говорю о том, что никто не видел квалифицированного анализа экономических рисков реализации грандиозного замысла, с чего должен начинаться любой коммерческий проект. Причем в данном случае эти риски носят не только субъективный, но и вполне объективный характер, поскольку связаны с климатическими и географическими условиями, на которые повлиять отдельному чиновнику и даже губернатору невозможно.

Ведь основная изюминка проекта заключается в использовании для перевозки зерна Северного морского пути, что, по оценке омских чиновников, снизит транспортные издержки на 30 процентов. Да, о данном маршруте много и с большим энтузиазмом говорили на федеральном уровне, однако после того, как он был протестирован на практике, оптимизма на сей счет явно поубавилось. Сухогруз действительно доплыл из Китая до Роттердама на 18 дней быстрее, чем традиционным путем, но обошлось это удовольствие на 36 процентов дороже. Именно из-за сложности проводки по Северному морскому пути.

Все утверждения экологов, что из-за глобального потепления на севере все уже растаяло, не более чем миф. Разумеется, иногда можно в двухнедельное окно проскочить по относительно чистой воде, но не факт, что повезет. Скорее всего, по Северному морскому пути при нашей жизни ничего, кроме так называемого северного завоза, танкеров и газовозов ледового класса, которые строятся на заводе «Звезда» в Приморье, ходить не будет. Плюс доставка специальных грузов военно-стратегического назначения. Очевидно, что ледоколы вооружаются ракетами «Калибр» отнюдь не для обеспечения безопасности транспортировки зерна.

Не менее серьезные вопросы возникают и по поводу использования Иртыша для перевозки сельхозпродукции. Давайте вспомним хотя бы нашу недавнюю историю. Почему зачах северный завоз? Да потому, что построили железную дорогу до Тарко-Сале, после чего флот сухогрузов класса «река – море» сразу же переехал на Балтику, Черное и Каспийское моря, где и эксплуатировался до полного износа. Естественно, умер судоремонтный завод. Умерли хлебоприемные пункты и элеваторы, базировавшиеся вдоль Иртыша. Все это оказалось в новых условиях нерентабельным, нежизнеспособным.

Сегодня команда губернатора Александра Буркова предлагает реанимировать некогда существовавшую инфраструктуру. Точнее, создать ее заново. Построить новый флот, новые элеваторы, воскресить судоремонтный завод, прокопать Иртыш, сначала от Оби, а потом и до Павлодара. Но ведь это не Беломорканал, проложенный в скальных грунтах, здесь песок, сильное течение. Через две-три недели река намоет косу, и копать придется заново, бесконечно.

Понятно, что речь идет о колоссальных капитальных затратах, и, на мой взгляд, очень велика вероятность того, что на выходе получится примерно такой же результат, какой получился с омским метро, гидроузлом, аэропортом в Федоровке. Впрочем, если результатом подобных проектов считать освоение средств отдельными коррумпированными чиновниками в период правления Полежаева, то их можно признать очень даже успешными.

Иными словами, помимо объективных природных рисков, есть еще и риски, связанные с целеполаганием и качеством управленческих решений чиновников. Ведь логистическая компания «Зерно Сибири», приступившая к активной деятельности, сразу столкнулась с серьезными трудностями. Вдруг выяснилось, что закупать особо уже нечего. Большую часть урожая омские сельхозпроизводители вывезли в Казахстан и продали. Наши элеваторы загружены на 30 процентов, тогда как казахстанские – на 80.

Министр сельского хозяйства области Николай Дрофа в одном из своих интервью выразил сильное неудовольствие по данному поводу и пообещал считать машины на границе с Казахстаном с последующей передачей информации в налоговые органы. Но как можно остановить непатриотичных крестьян, когда есть единое евразийское экономическое пространство и нет таможенных границ с соседней республикой?

На самом деле проблема не решается с помощью административных запретов, поскольку имеет глубокие экономические корни. Ведь зерно уходит в Казахстан, потому что там предлагаются более выгодные условия. Что вполне объяснимо. Дизельное топливо, которое производит наш НПЗ, у соседей стоит вдвое меньше, чем у нас. Омский бензин продается по 40 центов. Электроэнергия дешевле. Соответственно, ниже затраты на перевозку, подработку, хранение зерна и т. д. И налоги несопоставимы: у нас НДС 20 процентов, в Казахстане – 12. Нагрузка на фонд оплаты труда там тоже гораздо меньше. О какой конкурентоспособности может идти речь?

Николай Дрофа говорит, что созданная логистическая компания будет закупать зерно по цене девять тысяч рублей, что, по его оценке, на 500–1000 рублей выше сложившейся на омском рынке. Но откройте интернет, и вы увидите массу предложений о закупках по 10,5–11 тысяч рублей. Любых партий. С предоплатой. Причем покупатели сами погрузят и вывезут.

По какой цене омские аграрии реально продавали зерно в Казахстане, никто не знает. Сомневаюсь, что дешевле. Да, это не безупречно прозрачные схемы. Но китайцы, например, считают, что есть криминальный теневой рынок, а есть рациональный. Рациональность в данном случае заключается в том, что крестьяне просто доступными им способами пытаются компенсировать негативные последствия условий, которые создало для них родное государство. Если бы оно действительно стремилось повысить конкурентоспособность наших производителей, то должно было заниматься гармонизацией в рамках евразийского пространства налогового законодательства, цен на электроэнергию, горючее и так далее. Увы, ничего этого мы не видим.

Кстати, на российско-казахстанском форуме аким Павлодарской области выступил с уникальным предложением, заявив, что соседи готовы продавать электроэнергию по рублю за киловатт. Наши потребители платят за киловатт четыре рубля. Казалось бы, за такие вещи нужно хвататься обеими руками. Ведь купленную за рубль электроэнергию можно спокойно продать своим производителям за два. И конкурентоспособность их продукции сразу повысится. Но никакой реакции на это предложение от правительства Омской области не последовало. Вообще никакой, будто его и не было. Интересы собственных монополистов, видимо, дороже.

Мало того, появление компании «Зерно Сибири», по сути, есть не что иное, как попытка создать еще одного монополиста. Уже не на энергетическом или топливном рынке, а на зерновом. Об этом министр сельского хозяйства области Николай Дрофа заявил в СМИ прямым текстом: «Надеемся, что «Зерно Сибири» будет в регионе единственным предприятием-экспортером по реализации продукции растениеводства, возможно, и животноводства».

Слово «надеемся» не должно вводить в заблуждение. Можно не сомневаться, что чиновники приложат максимум усилий, чтобы так и стало. Сегодня они на всех уровнях подчеркивают, что деятельность созданного акционерного общества строится исключительно на добровольных началах. Мол, просто сельхозпроизводители оценили выгоды своего участия в нем, потому и подписались на акции. В результате чего смогут не только продавать зерно по самым выгодным ценам, но и получать дополнительный доход, поскольку компания будет ежегодно направлять часть прибыли на выплату дивидендов акционерам. Естественно, дивиденды будет получать и бюджет Омской области

Может, сами чиновники вполне искренне верят в эффективность и прибыльность работы АО, но крестьяне – люди, что называется, от сохи, битые и перебитые. На акции-то они подписались, но деньги в уставной капитал многие пока не внесли. У кого-то их просто нет. Например, в моей родной деревне сельхозкооператив «Украинский» сидит в убытках. Не знает, из чего зарплату выплатить и как рассчитаться с государством по налогам. Откуда у него возьмется 24 миллиона рублей на покупку ценных бумаг?  Те, у кого деньги вроде бы есть, тоже не торопятся вносить их в уставный фонд АО, выжидают, смотрят, чем все в итоге обернется.

А обернуться все может традиционным для России образом. Когда выяснится, что привлекательных механизмов стимулирования у созданной логистической компании нет, она начнет добиваться монополии другими методами. Не сметь продавать продукцию никому другому! Если с применением экономических инструментов у нашей власти большие проблемы, то с инструментами административного давления никаких проблем нет. Арсенал богатейший. И опыт его использования тоже.

Достижение публично продекларированной цели, то есть установление монополии на зерновом рынке фактически будет означать введение на территории отдельно взятого региона продразверстки. Ну, или какого-то ее аналога в современной модификации. По-другому стать единственным в области экспортером не получится. Известно, к чему подобная политика привела в эпоху военного коммунизма, ни к чему хорошему не приведет и сейчас.

Рынок победить нельзя. Можно соорудить какие угодно барьеры, но производители все равно будут поступать так, как им выгодно. Что называется, вода дырочку найдет. Рядом Казахстан – считай машины, не считай, зерно все равно будет уходить туда. От нас всего полторы тысячи километров до китайского города Урумчи, есть железнодорожное и автомобильное сообщение. Из порта в Новороссийске в Омск сплошным потоком идут фуры с фруктами и прочей едой. Чтобы не гнать обратно автопоезда порожняком, они в очередь выстраиваются за попутным грузом, которым вполне может быть и зерно. На зерновом рынке России уже работают большие логистические компании, имеющие устойчивые связи за рубежом.

Забавный факт. Накануне российско-казахстанского форума в Омск приезжала замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. Она, конечно, на словах одобрила планы компании «Зерно Сибири», а потом прямо на совещании подняла какую-то даму и призвала присутствующих аграриев заключать контракты именно с ней. Потому что структура, которую эта дама представляет, работает по прямым договорам с зарубежными покупателями. Удивительно, чиновница федерального уровня, никого не стесняясь, лоббирует интересы частного бизнеса. От этого за версту несет коррупцией.

Совершенно очевидно, что и компания «Зерно Сибири» чрезвычайно емкий с коррупционной точки зрения проект. Зачем, спрашивается, городить огород, если все и так работает? Есть конкурентный рынок, сложившиеся отношения, нормальные рыночные механизмы. На мой взгляд, лучшее, что может сделать команда губернатора Александра Буркова – не мешать их естественному развитию. И по мере возможности создавать условия, в которых сельхозпроизводители могли бы жить, а не выживать.  

Что получается, когда чиновники начинают непосредственно регулировать бизнес-процессы, хорошо известно. И речь не только о таких стройках века, как космодром «Восточный» или омский аэропорт в Федоровке.  Везде, где есть бюджетные деньги или деньги, которые собираются с народа как бы под контролем государства, наблюдается одна и та же картина и следствие – воруют. Будь то управляющие компании в системе ЖКХ, структуры, занимающиеся утилизацией бытовых отходов, монополисты, поставляющие воду, газ, электроэнергию. Реально действенного контроля со стороны государства нет.

Я, например, уже шесть лет являюсь членом Общественного совета при РЭК, и от того, как формируются и регулируются тарифы, иной раз просто волосы на голове встают дыбом. Одна иллюстрация. Региональный оператор по обращению с бытовыми отходами установил предпринимателям тариф в две с половиной тысячи рублей за вывоз тонны мусора (ТБО). Двадцатитонный КамАЗ – 50 тысяч. Для сравнения: доставить груз фурой такой же грузоподъемности в Москву стоит 60 тысяч рублей. Откуда такие тарифы? В результате моментально возник черный рынок «мусорных» услуг, и окрестности города сейчас заваливаются отходами. Кто их потом будет собирать?  

Есть ли какие-то основания полагать, что компания «Зерно Сибири» станет исключением из общего правила и продемонстрирует чудеса коммерческой эффективности? Чиновники уверяют, что у них все просчитано. Вложения почти в три десятка миллиардов рублей окупятся всего за 8–10 лет. Главным образом за счет экономии, которую компания намерена получить, используя логистический маршрут через Северный морской путь.

Трудно сказать, чего здесь больше: управленческого прожектерства или же трезвого криминально-коррупционного расчета на «освоение» бюджетных и омских сельхозпроизводителей средств, ведь весьма вероятно, что через 10 лет о компании АО «Зерно Сибири» просто никто не будет помнить.

1425