Поиск

В России впервые прошла федеральная «Прямая линия» по качеству моторного топлива. Омичи активно задавали вопросы.

Во Всемирный день качества состоялась первая федеральная «Прямая линия» по качеству моторного топлива в России. В ходе 3-часового эфира на вопросы автомобилистов отвечали международные и российские эксперты по топливу и контролю качества: замначальника Управления государственного надзора и контроля Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Оксана БОРОДИНА, кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (НИУ) Леонид БАГДАСАРОВ, руководитель программы «Нефтеконтроль» сегмента сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть» Виктор ЧУЯКОВ, а также специалист по топливным присадкам нефтегазовой компании Total Бернар ДЕКЕНН (Лион, Франция).

На «Прямую линию» поступило свыше 3700 обращений и комментариев на самые разные темы, волнующие отечественных водителей: как государство контролирует точность работы оборудования АЗС, что делать, если топливо оказалось некачественным, почему бензин одной марки у разных производителей разный, все ли присадки одинаково полезны, как до заправки распознать суррогат и почему в бак входит больше, чем заявлено автопроизводителем. Ответы экспертов на эти вопросы транслировались в прямом эфире на сайте проекта, YouTube-канале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и в популярных автомобильных сообществах в социальных сетях.

Активно участвовали в «Прямой линии» жители Сибири, было много вопросов от омичей.

Россия vs Запад: чье топливо лучше?

Многие интересовались, какое топливо сегодня лучше, российское или произведенное за рубежом?

– Заводы крупных нефтеперерабатывающих компаний России выпускают топливо высочайшего класса Евро-5, достойно конкурирующее, а по некоторым параметрам и превосходящее европейские аналоги. Так, например, не все знают, что Россия является крупнейшим поставщиком автомобильного дизельного топлива в страны Евросоюза, – рассказал Леонид Багдасаров.

Какие заправки объезжаем стороной?

Один из дозвонившихся рассказал о проблеме, с которой столкнулась его часто путешествующая семья. В Ленинградской и Московской областях все хорошо, но, когда переходишь на топливо из других регионов, автомобиль ведет себя так, как будто его подменили. Автолюбитель даже провел экспертизу, которая выявила несоответствие заявленной марки бензина.

Подобные претензии к качеству довольно распространенное явление. Как пояснил Виктор Чуяков, существует две основные проблемы при заправке топливом. Первая – оно может поступить на АЗС с нефтебазы, где нет должного контроля. Вторая – экономическая и более глубокая: сегодня на рынке легально присутствуют как моторные топлива, подпадающие под регулирование техрегламента, так и низкосортные, более дешевые прямогонные нефтепродукты.

– При общей положительной динамике проблема некачественного топлива остается актуальной. Анализируя результаты с 2015 года до настоящего момента, могу сказать, что доля фальсифицированного, не соответствующего требованиям топлива сократилась больше чем в два раза – до 8,8 % . Из числа источников фальсификата, которые мы видим, – в основном нефтебазы и мини-НПЗ, – сообщила Оксана Бородина. – Иногда на АЗС под видом дизельного топлива продается маловязкое судовое и печное. Проблема актуальная, и мы готовим соответствующие законодательные инициативы. Мы считаем, что необходим запрет реализации всякого рода суррогатов.

Сетевые АЗС – синоним надежности

По словам экспертов, чтобы не столкнуться с подобными проблемами, заправляться нужно только на проверенных АЗС, где есть свежие паспорта качества, а само качество продукта контролируется на всей цепочке поставки от НПЗ до колонки. Сегодня этим требованиям полностью соответствуют сетевые АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

Леонид Багдасаров, поделился своими лайфхаками. В Москве он заправляется на АЗС сети «Газпромнефть», где всегда гарантированно есть свежий бензин Московского НПЗ, в Омской области он заправлялся бы исключительно продукцией Омского НПЗ, а оказавшись рядом с Ачинском, предпочел бы АЗС «Роснефти». Что касается качества российского топлива, по утверждению ученого, за последние 10 лет сделан мощный прорыв, произошло техническое перевооружение отечественных нефтезаводов, в частности, это касается Омского и Московского НПЗ «Газпром нефти», моторные топлива постоянно совершенствуются.

Можно ли присадками «исправить» некачественное топливо?

Это тема волнует автомобилистов, дозвонившихся на «Прямую линию». Эксперт по топливным присадкам Бернар Декенн рассказал, в каком направлении движется Европа. В его компании работают над присадками к различным видам топлива. Оказывается, достичь кумулятивный эффект от применения присадок – целое искусство. Также для многих стало неожиданностью, что во Франции становится модным ароматизировать дизельное топливо, чтобы перебить неприятные запахи выхлопных газов.

Эксперт из Франции также пояснил, что задачей промышленных присадок является не исправление некондиционного топлива, а придание дополнительных свойств качественному продукту. По его словам, введение присадок должно происходить только в промышленных условиях с использованием высокотехнологичного дозирующего оборудования – до паспортизации партии. Декенн искренне удивился, узнав от одного из дозвонившихся, что некоторые АЗС в Омске создают брендированное топливо прямо на АЗС путем введения присадок в бензовоз или резервуар и порекомендовал не доверять подобным продуктам, т.к. в вопросе производства улучшенного топлива главным является  точный расчет рецептуры.

Что делать, если заправили не тем топливом?

Залить солярку в бензиновый бак или бензин в дизельный мотор – такие казусы периодически случаются даже с опытными водителями. Что происходит в таких случаях? Бензиновый мотор, в который залили солярку, будет работать, пока в системе не выработается весь бензин. Поскольку дизтопливо не будет сгорать сразу, образуется большое количество нагара, могут закупориться трубки, ведущие к двигателю, моторное масло придет в негодность. Двигатель заглохнет, а вернуть к жизни его смогут только на СТО. Потребуется промывка агрегата.

Дизельный двигатель на бензине протянет несколько дольше. И это очень плохо. Из-за перегрева двигатель может быть полностью разрушен, а это, как известно, одна из самых дорогостоящих систем автомобиля.

Если путаница все же произошла, лучше даже не пытаться заводить мотор. А если завели, поскорее остановиться. Срочно уведомляем персонал АЗС, вызываем эвакуатор – и на СТО, собираем чеки и в случае подтверждения вины заправщика возмещаем ущерб с заправочной станции. Как правило, на АЗС крупных сетей с этим проблем нет: везде установлены камеры, да и рисковать репутацией никто не станет.

Проблемы также возникают, если при минусовых температурах использовать летнее дизельное топливо. На зимнее дизтопливо лучше переходить до наступления холодов. О том, какое топливо реализуется на АЗС, стоит узнать до заправки – запросив у персонала АЗС паспорт качества на партию, находящуюся в продаже.

Что делать, если вашу машину «заправили воздухом»?

На АЗС из открытого пистолета идет воздух, индикатор на колонке считает литры, а топливо в бак не поступает – такое редко, но случается. Автомобилисты спросили экспертов, как быть. Причина – в повреждении разрывной муфты топливораздаточного крана. Это специальное устройство, которое первым разрушится в случае, если автомобилист забыл вынуть пистолет из бака и начал движение. При этом произойдет отстыковка пистолета, сама колонка останется неповрежденной, а топливо из оторванного шланга не выльется на землю, а начнет поступать в систему паровозврата. Бывает, что кто-то из водителей, заправлявшихся до вас, сильно дернул или потянул шланг – например, заливая бензин в канистру в багажнике. В таком случае может произойти частичный надрыв той самой разрывной муфты. Визуально повреждение не будет заметно, но система возврата топлива будет активирована. Счетчик колонки при этом отсчитывает объем возвращающегося в резервуар нефтепродукта. Если вы столкнулись с подобным, необходимо сразу обратиться к оператору АЗС, а если станция автоматическая – позвонить диспетчеру удаленного диспетчерского центра. Технические специалисты проведут проверку, посмотрят записи камер видеонаблюдения, прольют колонку с помощью метрологического оборудования. Платить за топливо, которое не поступило в бак, не придется.

Как распознать суррогат до того, как он попал в бак автомобиля?

Как известно, автомобиль сразу же реагирует на неподходящее топливо, в том числе на суррогатный бензин или дизель. Если топливо некачественное, автомобиль плохо заводится, глохнет без причин, обороты холостого хода «плавают», динамика разгона падает. Автомобиль может дергаться при разгоне, двигатель издает посторонние шумы, в каких-то случаях может потемнеть выхлоп. Даже если вам удалось завестись и поехать, значительно увеличится расход топлива. Можно ли оценить качество топлива «на глазок» до того, как оно попало в бензобак? На практике сделать это очень трудно и различные бытовые тестеры не работают, – рассказывает Леонид Багдасаров. Поэтому лучше всего о качестве топлива расскажет его паспорт. Заправляясь на АЗС известных сетей, можно быть уверенными в подлинности документов на топливо и в качестве самого продукта. Как правило, в оживленных местах топливо на АЗС подвозится ежедневно. Если же вам на неизвестной АЗС попался паспорт качества месячной давности, не стоит рисковать и покупать здесь топливо.

Зачем заправляться брендированным топливом?

Много споров и вопросов остается вокруг брендированного топлива, ведь оно стоит дороже. За что переплачивают автовладельцы? Брендированный бензин или дизель – улучшенное топливо, разработанное для максимально рациональной работы двигателя. Оно обладает защитными функциями, моющими свойствами, увеличивает разгонную динамику и экономично в расходе. По сути, оно уже содержит различные присадки. Однако эксперты во время «Прямой линии» пояснили, что «моющий» эффект нельзя воспринимать буквально. Если автомобиль нуждается в ТО, система грязная, с нагарами, никакие присадки ее не «промоют». Но если сразу после покупки нового авто начать пользоваться брендированным топливом, его системы окажутся в почти первозданном виде гораздо дольше. То есть, переплачивая за топливо, в этом случае можно сэкономить на ремонте. Подчеркнем, что присадки должны вводиться в топливо на заводе или нефтебазе, а не на АЗС. Так как их наличие в обязательном порядке должно быть отражено в паспорте качества топлива.

По словам Декенна, в США использование присадок обязательно на уровне законодательства, т. к. это в первую очередь снижение загрязнения окружающей среды и экономия топлива.

Полная видеозапись «Прямой линии» по качеству моторного топлива доступна на качествотоплива.рф и сайте Росстандарта.

1583

В России впервые прошла федеральная «Прямая линия» по качеству моторного топлива. Омичи активно задавали вопросы.

Во Всемирный день качества состоялась первая федеральная «Прямая линия» по качеству моторного топлива в России. В ходе 3-часового эфира на вопросы автомобилистов отвечали международные и российские эксперты по топливу и контролю качества: замначальника Управления государственного надзора и контроля Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Оксана БОРОДИНА, кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (НИУ) Леонид БАГДАСАРОВ, руководитель программы «Нефтеконтроль» сегмента сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть» Виктор ЧУЯКОВ, а также специалист по топливным присадкам нефтегазовой компании Total Бернар ДЕКЕНН (Лион, Франция).

На «Прямую линию» поступило свыше 3700 обращений и комментариев на самые разные темы, волнующие отечественных водителей: как государство контролирует точность работы оборудования АЗС, что делать, если топливо оказалось некачественным, почему бензин одной марки у разных производителей разный, все ли присадки одинаково полезны, как до заправки распознать суррогат и почему в бак входит больше, чем заявлено автопроизводителем. Ответы экспертов на эти вопросы транслировались в прямом эфире на сайте проекта, YouTube-канале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и в популярных автомобильных сообществах в социальных сетях.

Активно участвовали в «Прямой линии» жители Сибири, было много вопросов от омичей.

Россия vs Запад: чье топливо лучше?

Многие интересовались, какое топливо сегодня лучше, российское или произведенное за рубежом?

– Заводы крупных нефтеперерабатывающих компаний России выпускают топливо высочайшего класса Евро-5, достойно конкурирующее, а по некоторым параметрам и превосходящее европейские аналоги. Так, например, не все знают, что Россия является крупнейшим поставщиком автомобильного дизельного топлива в страны Евросоюза, – рассказал Леонид Багдасаров.

Какие заправки объезжаем стороной?

Один из дозвонившихся рассказал о проблеме, с которой столкнулась его часто путешествующая семья. В Ленинградской и Московской областях все хорошо, но, когда переходишь на топливо из других регионов, автомобиль ведет себя так, как будто его подменили. Автолюбитель даже провел экспертизу, которая выявила несоответствие заявленной марки бензина.

Подобные претензии к качеству довольно распространенное явление. Как пояснил Виктор Чуяков, существует две основные проблемы при заправке топливом. Первая – оно может поступить на АЗС с нефтебазы, где нет должного контроля. Вторая – экономическая и более глубокая: сегодня на рынке легально присутствуют как моторные топлива, подпадающие под регулирование техрегламента, так и низкосортные, более дешевые прямогонные нефтепродукты.

– При общей положительной динамике проблема некачественного топлива остается актуальной. Анализируя результаты с 2015 года до настоящего момента, могу сказать, что доля фальсифицированного, не соответствующего требованиям топлива сократилась больше чем в два раза – до 8,8 % . Из числа источников фальсификата, которые мы видим, – в основном нефтебазы и мини-НПЗ, – сообщила Оксана Бородина. – Иногда на АЗС под видом дизельного топлива продается маловязкое судовое и печное. Проблема актуальная, и мы готовим соответствующие законодательные инициативы. Мы считаем, что необходим запрет реализации всякого рода суррогатов.

Сетевые АЗС – синоним надежности

По словам экспертов, чтобы не столкнуться с подобными проблемами, заправляться нужно только на проверенных АЗС, где есть свежие паспорта качества, а само качество продукта контролируется на всей цепочке поставки от НПЗ до колонки. Сегодня этим требованиям полностью соответствуют сетевые АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

Леонид Багдасаров, поделился своими лайфхаками. В Москве он заправляется на АЗС сети «Газпромнефть», где всегда гарантированно есть свежий бензин Московского НПЗ, в Омской области он заправлялся бы исключительно продукцией Омского НПЗ, а оказавшись рядом с Ачинском, предпочел бы АЗС «Роснефти». Что касается качества российского топлива, по утверждению ученого, за последние 10 лет сделан мощный прорыв, произошло техническое перевооружение отечественных нефтезаводов, в частности, это касается Омского и Московского НПЗ «Газпром нефти», моторные топлива постоянно совершенствуются.

Можно ли присадками «исправить» некачественное топливо?

Это тема волнует автомобилистов, дозвонившихся на «Прямую линию». Эксперт по топливным присадкам Бернар Декенн рассказал, в каком направлении движется Европа. В его компании работают над присадками к различным видам топлива. Оказывается, достичь кумулятивный эффект от применения присадок – целое искусство. Также для многих стало неожиданностью, что во Франции становится модным ароматизировать дизельное топливо, чтобы перебить неприятные запахи выхлопных газов.

Эксперт из Франции также пояснил, что задачей промышленных присадок является не исправление некондиционного топлива, а придание дополнительных свойств качественному продукту. По его словам, введение присадок должно происходить только в промышленных условиях с использованием высокотехнологичного дозирующего оборудования – до паспортизации партии. Декенн искренне удивился, узнав от одного из дозвонившихся, что некоторые АЗС в Омске создают брендированное топливо прямо на АЗС путем введения присадок в бензовоз или резервуар и порекомендовал не доверять подобным продуктам, т.к. в вопросе производства улучшенного топлива главным является  точный расчет рецептуры.

Что делать, если заправили не тем топливом?

Залить солярку в бензиновый бак или бензин в дизельный мотор – такие казусы периодически случаются даже с опытными водителями. Что происходит в таких случаях? Бензиновый мотор, в который залили солярку, будет работать, пока в системе не выработается весь бензин. Поскольку дизтопливо не будет сгорать сразу, образуется большое количество нагара, могут закупориться трубки, ведущие к двигателю, моторное масло придет в негодность. Двигатель заглохнет, а вернуть к жизни его смогут только на СТО. Потребуется промывка агрегата.

Дизельный двигатель на бензине протянет несколько дольше. И это очень плохо. Из-за перегрева двигатель может быть полностью разрушен, а это, как известно, одна из самых дорогостоящих систем автомобиля.

Если путаница все же произошла, лучше даже не пытаться заводить мотор. А если завели, поскорее остановиться. Срочно уведомляем персонал АЗС, вызываем эвакуатор – и на СТО, собираем чеки и в случае подтверждения вины заправщика возмещаем ущерб с заправочной станции. Как правило, на АЗС крупных сетей с этим проблем нет: везде установлены камеры, да и рисковать репутацией никто не станет.

Проблемы также возникают, если при минусовых температурах использовать летнее дизельное топливо. На зимнее дизтопливо лучше переходить до наступления холодов. О том, какое топливо реализуется на АЗС, стоит узнать до заправки – запросив у персонала АЗС паспорт качества на партию, находящуюся в продаже.

Что делать, если вашу машину «заправили воздухом»?

На АЗС из открытого пистолета идет воздух, индикатор на колонке считает литры, а топливо в бак не поступает – такое редко, но случается. Автомобилисты спросили экспертов, как быть. Причина – в повреждении разрывной муфты топливораздаточного крана. Это специальное устройство, которое первым разрушится в случае, если автомобилист забыл вынуть пистолет из бака и начал движение. При этом произойдет отстыковка пистолета, сама колонка останется неповрежденной, а топливо из оторванного шланга не выльется на землю, а начнет поступать в систему паровозврата. Бывает, что кто-то из водителей, заправлявшихся до вас, сильно дернул или потянул шланг – например, заливая бензин в канистру в багажнике. В таком случае может произойти частичный надрыв той самой разрывной муфты. Визуально повреждение не будет заметно, но система возврата топлива будет активирована. Счетчик колонки при этом отсчитывает объем возвращающегося в резервуар нефтепродукта. Если вы столкнулись с подобным, необходимо сразу обратиться к оператору АЗС, а если станция автоматическая – позвонить диспетчеру удаленного диспетчерского центра. Технические специалисты проведут проверку, посмотрят записи камер видеонаблюдения, прольют колонку с помощью метрологического оборудования. Платить за топливо, которое не поступило в бак, не придется.

Как распознать суррогат до того, как он попал в бак автомобиля?

Как известно, автомобиль сразу же реагирует на неподходящее топливо, в том числе на суррогатный бензин или дизель. Если топливо некачественное, автомобиль плохо заводится, глохнет без причин, обороты холостого хода «плавают», динамика разгона падает. Автомобиль может дергаться при разгоне, двигатель издает посторонние шумы, в каких-то случаях может потемнеть выхлоп. Даже если вам удалось завестись и поехать, значительно увеличится расход топлива. Можно ли оценить качество топлива «на глазок» до того, как оно попало в бензобак? На практике сделать это очень трудно и различные бытовые тестеры не работают, – рассказывает Леонид Багдасаров. Поэтому лучше всего о качестве топлива расскажет его паспорт. Заправляясь на АЗС известных сетей, можно быть уверенными в подлинности документов на топливо и в качестве самого продукта. Как правило, в оживленных местах топливо на АЗС подвозится ежедневно. Если же вам на неизвестной АЗС попался паспорт качества месячной давности, не стоит рисковать и покупать здесь топливо.

Зачем заправляться брендированным топливом?

Много споров и вопросов остается вокруг брендированного топлива, ведь оно стоит дороже. За что переплачивают автовладельцы? Брендированный бензин или дизель – улучшенное топливо, разработанное для максимально рациональной работы двигателя. Оно обладает защитными функциями, моющими свойствами, увеличивает разгонную динамику и экономично в расходе. По сути, оно уже содержит различные присадки. Однако эксперты во время «Прямой линии» пояснили, что «моющий» эффект нельзя воспринимать буквально. Если автомобиль нуждается в ТО, система грязная, с нагарами, никакие присадки ее не «промоют». Но если сразу после покупки нового авто начать пользоваться брендированным топливом, его системы окажутся в почти первозданном виде гораздо дольше. То есть, переплачивая за топливо, в этом случае можно сэкономить на ремонте. Подчеркнем, что присадки должны вводиться в топливо на заводе или нефтебазе, а не на АЗС. Так как их наличие в обязательном порядке должно быть отражено в паспорте качества топлива.

По словам Декенна, в США использование присадок обязательно на уровне законодательства, т. к. это в первую очередь снижение загрязнения окружающей среды и экономия топлива.

Полная видеозапись «Прямой линии» по качеству моторного топлива доступна на качествотоплива.рф и сайте Росстандарта.

1583