Поиск

Директор Омской драмы Виктор Лапухин о том, что артистов держит в труппе, почему важно побеждать на «Золотой маске», как проходит Год театра.

Про Год театра

Впервые в России объявлен Год театра. Запланированы мероприятия, фестивали, реконструкции театров по всей стране – на это выделены серьезные средства из федерального бюджета. В Омске торжественное открытие Года театра прошло на сцене Омской драмы, а закрывать будем в декабре, в Музыкальном театре. Большую работу проводит Комитет по культуре Госдумы РФ – его председатель Елена Ямпольская. Внесены существенные изменения в федеральное законодательство, в частности пресловутые федеральные законы 44-ФЗ и 44-ФЗ. Введены новые правила продажи билетов, использования контрольно-кассовых машин, отсекающие возможность спекуляции. Это положительные моменты. С другой стороны, стало сложнее оперативно купить какие-то мелочи. К примеру, на пошив или ремонт костюма требуется небольшой отрез ткани, но мы не можем просто пойти в магазин и купить его: нужно сделать заявку через электронную площадку закупок Омской области. Или продукты для спектаклей – во всем мире не используются бутафорские фрукты, чтобы у артистов было ощущение правды. А у нас просто пойти на рынок и купить их реквизитор уже не может… Вроде и мелочи – а из них все и складывается.

Про «Большие гастроли»

Министр культуры России Владимир Мединский очень хорошо слышит и улавливает то, что ему говорят на местах, и, если это жизненно необходимо, старается помочь в решении многих вопросов. Так, уже пятый год успешно работает Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности и проект «Большие гастроли». Благодаря ему не только крупные федеральные, столичные театры, но и коллективы из регионов получили возможность «обменяться сценами», побывать в других городах, показать свои спектакли по всей стране. Это, конечно же, очень важно для театров, для артистов, режиссеров – обмениваться опытом, зрителем, понимать, чем живет театральное сообщество. В 2018 году, благодаря программе «Большие гастроли», в Омск приезжал театр имени Евгения Вахтангова, а коллектив нашего театра побывал в Москве. Омичи с большим успехом сыграли на вахтанговских сценах, все спектакли прошли при аншлагах. В Год театра организовали обменные гастроли с Астраханским театром – мы побывали на Волге, а астраханцы показали свои спектакли омичам. Привозили «Театр на Васильевском» из Санкт-Петербурга – зрители шутят, что это питерский филиал Омского драмтеатра, потому что там служит много артистов, которые блистали и на нашей сцене. Среди них Юрий Ицков, Юрий Кузнецов, Алексей Манцыгин, Сергей Лысов и другие. Практически все, кто из нашего театра «выпорхнул», стали медийными лицами, активно снимаются в кино и сериалах.

В августе этого года в Омск по программе «Большие гастроли» приезжал Первый русский театр имени Федора Волкова из Ярославля. Теперь мы планируем ответный визит в Ярославль. Разговор об этом велся еще с Евгением Марчелли, который был художественным руководителем Волковского театра, и новый худрук – известный артист и режиссер Сергей Пускепалис эти договоренности подтвердил. На 2020 год планируются обменные гастроли с Иркутским академическим драматическим театром имени Н. П. Охлопкова. Мы давние друзья, с театром нас связывает очень многое, иркутский зритель с нетерпением ждет и Валерия Ивановича Алексеева и Михаила Александровича Окунева.

В конце этого сезона, ориентировочно в мае-июне следующего года, вновь проводим Международный фестиваль «Академия». Обратились к нашему губернатору – он понимает, что важно не потерять марку международного фестиваля, необходимо привезти в Омск большие серьезные национальные театры.

Радует, что нам удалось найти взаимопонимание с Александром Леонидовичем Бурковым. Он побывал на наших спектаклях, возглавил попечительский совет театра и уже провел его первое заседание.

Про подтопление

Этим летом проделана большая работа по укреплению фундамента нашего здания. Ситуация была очень серьезная. Может быть, при реконструкции улицы Ленина не решили полностью вопрос с грунтовыми водами, или проблема в ливневой канализации. Как бы там ни было, в подвалах стояла вода, подмывала фундамент и стены. Были проблемы со входной группой. Строителям пришлось полностью разобрать крыльцо, углубиться на несколько метров в грунт, чтобы укрепить колонны, устранить опасность обрушения. Чтобы справиться с подтоплением, компания «Лидер» провела просто огромную работу. Сделали 10 000 инъекций гидроизолирующей смеси «Кальматрон» – такую технологию активно используют в Санкт-Петербурге, где вопрос с грунтовыми водами тоже остро стоит. Теперь несколько лет можем спокойно работать. Областное правительство очень помогло – была выделена серьезная сумма из регионального бюджета. Практически спасли здание. Но, конечно, проблему с подтоплением в Омске вот так, точечно, не решить. В центре города, на Любинском проспекте, практически все здания, а это памятники архитектуры, подтапливает. С этим надо что-то делать, причем чем быстрее, тем лучше.

Про «умное» оборудование

Сегодня нашему театру требуется и техническое перевооружение, я имею в виду все, что связано со сценическим оборудованием. Мы потихоньку что-то меняем, приобрели недавно самые современные пульты управления светом, а также так называемые «умные головы» – световое оборудование. Теперь, когда мы куда-то едем или кто-то к нам едет на гастроли, можно возить меньше груза. Посмотрели технический райдер, уточнили, все ли необходимое оборудование – световое, звуковое, машинерия, в наличии есть. Специалисты приехали на место, выставили декорации, свет по партитуре, подзвучку и – можно работать.

Про тесноту

Не так давно нам выделили помещение на цокольном этаже на Гагарина, 22. Мы сделали там ремонт, теперь есть хороший репетиционный зал. Осталось еще 360 квадратных метров, куда можно двигаться. Но, конечно же, нашему театру уже давно стало тесно. К примеру, у вахтанговцев шесть сцен, и они играют 120 спектаклей в месяц. У нас на двух сценах идет 50 спектаклей. Но мы же можем делать гораздо больше. Все склады, каждый свободный квадратный метр занят под хранение декораций, реквизита. А ведь, будь свободные площади, там можно удобно расположить материальную базу, производственные цеха, освободившееся пространство оборудовать под большой репетиционный зал. И готовиться на нем к выпуску спектаклей – с декорациями, костюмами. Это помогло бы разгрузить основную сцену, ведь перед выпуском премьерных спектаклей, когда идут генеральные репетиции, основной репертуар мы на ней не можем показывать.

Про кадры

Сегодня творческий коллектив стабилен. В труппу влились 4 выпускника факультета культуры и искусств ОмГУ, курс Георгия Цхвиравы. Все они в репертуаре, все на своем месте, нашли себя на сцене, им есть на кого равняться. В целом прекрасно все сложилось и с женским, и с мужским составами. Есть в труппе те, кто на звание народного артиста тянут, и не только за выслугу лет. Во многом коллектив стабилен, благодаря Президентскому гранту, который театр получает с 2012 года и ежегодно его подтверждает. Омский драматический – единственный в регионе, заслуживший Президентский грант, в Сибирском федеральном округе еще только один театр получает такое же финансирование – Минусинский драматический театр. Весь творческий коллектив, на сегодня это 92 человека, является грантополучателем. Благодаря чему люди имеют заработную плату значительно выше, чем в среднем по региону. Также Президентский грант направляется на создание новых спектаклей. На эти средства мы приглашаем режиссеров, художников по костюму, композиторов и так далее. На средства гранта профинансированы все последние премьеры с приглашенными авторами, в том числе «Дракон» и «Причал. Воздух детства». Кстати, спектакль «Дракон» в постановке московского режиссера Марата Гацалова по пьесе Евгения Шварца был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» сразу в шести номинациях. Результат станет известен весной.

Конечно же, благодаря такой хорошей поддержке наши возможности расширились. Но ведь это не за «красивые глаза» – чтобы получать его, нужно держать марку, участвовать и побеждать в «Золотой маске», делать новые, яркие постановки. Вообще, нельзя довольствоваться тем, что уже есть, почивать на лаврах и жить сегодняшним успехом. Нужно постоянно идти вперед, равняться на лучших и, конечно же, стараться их превзойти.

Записала Ольга Ложникова.

Директор Омской драмы Виктор Лапухин о том, что артистов держит в труппе, почему важно побеждать на «Золотой маске», как проходит Год театра.

Про Год театра

Впервые в России объявлен Год театра. Запланированы мероприятия, фестивали, реконструкции театров по всей стране – на это выделены серьезные средства из федерального бюджета. В Омске торжественное открытие Года театра прошло на сцене Омской драмы, а закрывать будем в декабре, в Музыкальном театре. Большую работу проводит Комитет по культуре Госдумы РФ – его председатель Елена Ямпольская. Внесены существенные изменения в федеральное законодательство, в частности пресловутые федеральные законы 44-ФЗ и 44-ФЗ. Введены новые правила продажи билетов, использования контрольно-кассовых машин, отсекающие возможность спекуляции. Это положительные моменты. С другой стороны, стало сложнее оперативно купить какие-то мелочи. К примеру, на пошив или ремонт костюма требуется небольшой отрез ткани, но мы не можем просто пойти в магазин и купить его: нужно сделать заявку через электронную площадку закупок Омской области. Или продукты для спектаклей – во всем мире не используются бутафорские фрукты, чтобы у артистов было ощущение правды. А у нас просто пойти на рынок и купить их реквизитор уже не может… Вроде и мелочи – а из них все и складывается.

Про «Большие гастроли»

Министр культуры России Владимир Мединский очень хорошо слышит и улавливает то, что ему говорят на местах, и, если это жизненно необходимо, старается помочь в решении многих вопросов. Так, уже пятый год успешно работает Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности и проект «Большие гастроли». Благодаря ему не только крупные федеральные, столичные театры, но и коллективы из регионов получили возможность «обменяться сценами», побывать в других городах, показать свои спектакли по всей стране. Это, конечно же, очень важно для театров, для артистов, режиссеров – обмениваться опытом, зрителем, понимать, чем живет театральное сообщество. В 2018 году, благодаря программе «Большие гастроли», в Омск приезжал театр имени Евгения Вахтангова, а коллектив нашего театра побывал в Москве. Омичи с большим успехом сыграли на вахтанговских сценах, все спектакли прошли при аншлагах. В Год театра организовали обменные гастроли с Астраханским театром – мы побывали на Волге, а астраханцы показали свои спектакли омичам. Привозили «Театр на Васильевском» из Санкт-Петербурга – зрители шутят, что это питерский филиал Омского драмтеатра, потому что там служит много артистов, которые блистали и на нашей сцене. Среди них Юрий Ицков, Юрий Кузнецов, Алексей Манцыгин, Сергей Лысов и другие. Практически все, кто из нашего театра «выпорхнул», стали медийными лицами, активно снимаются в кино и сериалах.

В августе этого года в Омск по программе «Большие гастроли» приезжал Первый русский театр имени Федора Волкова из Ярославля. Теперь мы планируем ответный визит в Ярославль. Разговор об этом велся еще с Евгением Марчелли, который был художественным руководителем Волковского театра, и новый худрук – известный артист и режиссер Сергей Пускепалис эти договоренности подтвердил. На 2020 год планируются обменные гастроли с Иркутским академическим драматическим театром имени Н. П. Охлопкова. Мы давние друзья, с театром нас связывает очень многое, иркутский зритель с нетерпением ждет и Валерия Ивановича Алексеева и Михаила Александровича Окунева.

В конце этого сезона, ориентировочно в мае-июне следующего года, вновь проводим Международный фестиваль «Академия». Обратились к нашему губернатору – он понимает, что важно не потерять марку международного фестиваля, необходимо привезти в Омск большие серьезные национальные театры.

Радует, что нам удалось найти взаимопонимание с Александром Леонидовичем Бурковым. Он побывал на наших спектаклях, возглавил попечительский совет театра и уже провел его первое заседание.

Про подтопление

Этим летом проделана большая работа по укреплению фундамента нашего здания. Ситуация была очень серьезная. Может быть, при реконструкции улицы Ленина не решили полностью вопрос с грунтовыми водами, или проблема в ливневой канализации. Как бы там ни было, в подвалах стояла вода, подмывала фундамент и стены. Были проблемы со входной группой. Строителям пришлось полностью разобрать крыльцо, углубиться на несколько метров в грунт, чтобы укрепить колонны, устранить опасность обрушения. Чтобы справиться с подтоплением, компания «Лидер» провела просто огромную работу. Сделали 10 000 инъекций гидроизолирующей смеси «Кальматрон» – такую технологию активно используют в Санкт-Петербурге, где вопрос с грунтовыми водами тоже остро стоит. Теперь несколько лет можем спокойно работать. Областное правительство очень помогло – была выделена серьезная сумма из регионального бюджета. Практически спасли здание. Но, конечно, проблему с подтоплением в Омске вот так, точечно, не решить. В центре города, на Любинском проспекте, практически все здания, а это памятники архитектуры, подтапливает. С этим надо что-то делать, причем чем быстрее, тем лучше.

Про «умное» оборудование

Сегодня нашему театру требуется и техническое перевооружение, я имею в виду все, что связано со сценическим оборудованием. Мы потихоньку что-то меняем, приобрели недавно самые современные пульты управления светом, а также так называемые «умные головы» – световое оборудование. Теперь, когда мы куда-то едем или кто-то к нам едет на гастроли, можно возить меньше груза. Посмотрели технический райдер, уточнили, все ли необходимое оборудование – световое, звуковое, машинерия, в наличии есть. Специалисты приехали на место, выставили декорации, свет по партитуре, подзвучку и – можно работать.

Про тесноту

Не так давно нам выделили помещение на цокольном этаже на Гагарина, 22. Мы сделали там ремонт, теперь есть хороший репетиционный зал. Осталось еще 360 квадратных метров, куда можно двигаться. Но, конечно же, нашему театру уже давно стало тесно. К примеру, у вахтанговцев шесть сцен, и они играют 120 спектаклей в месяц. У нас на двух сценах идет 50 спектаклей. Но мы же можем делать гораздо больше. Все склады, каждый свободный квадратный метр занят под хранение декораций, реквизита. А ведь, будь свободные площади, там можно удобно расположить материальную базу, производственные цеха, освободившееся пространство оборудовать под большой репетиционный зал. И готовиться на нем к выпуску спектаклей – с декорациями, костюмами. Это помогло бы разгрузить основную сцену, ведь перед выпуском премьерных спектаклей, когда идут генеральные репетиции, основной репертуар мы на ней не можем показывать.

Про кадры

Сегодня творческий коллектив стабилен. В труппу влились 4 выпускника факультета культуры и искусств ОмГУ, курс Георгия Цхвиравы. Все они в репертуаре, все на своем месте, нашли себя на сцене, им есть на кого равняться. В целом прекрасно все сложилось и с женским, и с мужским составами. Есть в труппе те, кто на звание народного артиста тянут, и не только за выслугу лет. Во многом коллектив стабилен, благодаря Президентскому гранту, который театр получает с 2012 года и ежегодно его подтверждает. Омский драматический – единственный в регионе, заслуживший Президентский грант, в Сибирском федеральном округе еще только один театр получает такое же финансирование – Минусинский драматический театр. Весь творческий коллектив, на сегодня это 92 человека, является грантополучателем. Благодаря чему люди имеют заработную плату значительно выше, чем в среднем по региону. Также Президентский грант направляется на создание новых спектаклей. На эти средства мы приглашаем режиссеров, художников по костюму, композиторов и так далее. На средства гранта профинансированы все последние премьеры с приглашенными авторами, в том числе «Дракон» и «Причал. Воздух детства». Кстати, спектакль «Дракон» в постановке московского режиссера Марата Гацалова по пьесе Евгения Шварца был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» сразу в шести номинациях. Результат станет известен весной.

Конечно же, благодаря такой хорошей поддержке наши возможности расширились. Но ведь это не за «красивые глаза» – чтобы получать его, нужно держать марку, участвовать и побеждать в «Золотой маске», делать новые, яркие постановки. Вообще, нельзя довольствоваться тем, что уже есть, почивать на лаврах и жить сегодняшним успехом. Нужно постоянно идти вперед, равняться на лучших и, конечно же, стараться их превзойти.

Записала Ольга Ложникова.