на правах рекламы
10:21
-3 $ 63.89
70.41

Главы региональных избиркомов предложили реформировать избирательное законодательство

от 01.11.19 в 14:57 версия для печати
Главы региональных избиркомов предложили реформировать избирательное законодательство

omskinform.ru
Упрощение процедуры сбора подписей в поддержку кандидатов, внедрение цифровых сервисов, облегчающих участие в выборах и исключающих возможность подтасовки подсчета голосов, должны к 2021 году снять большинство поводов для электорального недовольства.

Совет председателей региональных избирательных комиссий прошел в первых числах октября в селе Вятском (Ярославская область). Там, в частности, обсуждалась последняя большая избирательная кампания, завершившаяся голосованием 8 сентября.

Получилась она достаточно скандальной, особенно это касается европейской части России. Достаточно вспомнить серию несогласованных протестных акций под общим лозунгом «Допускай!» в Москве, которые обернулись массовыми задержаниями, административными арестами и даже несколькими уголовными делами. 

Представители ЦИК и главы комиссий на своем совместном семинаре искали ответ на вопрос: «Что же стало причиной недовольства значительной части избирателей?». А главное, они разрабатывали варианты снятия причин напряженности. О чем конкретно шла речь, рассказал один из участников семинара, председатель избирательной комиссии Омской области Алексей Нестеренко:  

omskinform.ru
– Центризбирком четко стоит на позициях отстаивания прав граждан, конкретно – прав избирателей. Причем борется с одинаковой ожесточенностью как с нерадивыми кандидатами, так и с избирательными комиссиями, которые «косячат». На семинаре все согласились с тем, что проблемы есть, в том числе в избирательном законодательстве и в его грамотном применении. Весь сыр-бор разгорелся вокруг регистрации кандидатов. Сами кандидаты жалуются на переусложненную процедуру сбора подписей. В Омске мы тоже видим, что далеко не все кандидаты в состоянии собрать подписи в свою поддержку. Дело не только в том, что нравы изменились, люди не пускают сборщиков подписей в свои квартиры. Кандидаты тоже изменились. У многих даже мысли не возникает самостоятельно ходить за автографами. Кандидаты пытаются правдами и неправдами раздобыть базу с актуальными данными о проживающих на округе избирателях, а потом на основе такой базы оформить подписные листы. Мало того что эти действия уже, по сути, криминальны, они еще чреваты возможностью «подставы» со стороны конкурентов. «Засланный казачок» вполне может подложить в подписные листы неверные данные, например автографы давно умерших людей. Перепроверять сведения о каждом из своих подписантов у кандидатов сегодня нет ни времени, ни возможностей.

Но проблема даже не в этом, а в том, что значительная часть подаваемых подписных листов фейковые, а подписи подложные. Об этом легко догадаться, но не просто доказать. По закону избиратель собственноручно вписывает в лист только свой автограф и дату. Закорючка и 6 цифр – это крайне мало для почерковедческой экспертизы, и при отбраковке подписей на основе экспертизы возникают скандалы. Именно это и происходило в Москве.

Мы предлагаем простые вещи: в подписном листе всю строку заполнять рукой избирателя. Для почерковедов этого будет более чем достаточно. Кроме того, чтобы не напрягать избирателей, которые могут быть людьми пожилыми, упростить форму листа, сделать поле для заполнения не микроскопическим, а нормального размера. Кроме того, можно смело сократить количество подписей, который должен представить кандидат. Наконец, можно вернуть избирательным комиссиям право выборочной поадресной проверки подписных листов. Этих мер будет вполне достаточно для снятия большинства споров.

Предложения вовсе отменить сбор подписей или заменить его избирательным залогом глава Омского облизбиркома считает неприемлемыми, и подавляющее большинство коллег с этим согласно.

– В чем смысл процедуры сбора подписей? В том, чтобы отсечь от избирательного процесса, в итоге от попадания во власть жуликов и различных неадекватных личностей. В случае с залогом понятно, кто его в первую очередь сможет внести. Чем крупнее жулик, тем больше у него денег. Допуском всех желающих к выборам мы рискуем и вовсе превратить их в балаган. Избиратель утонет в сотнях фамилий кандидатов в бюллетенях и попросту плюнет на это дело, – объяснил свою позицию Алексей Нестеренко.

Обсуждался на семинаре в Вятском и вопрос о муниципальном фильтре на губернаторских выборах. Напомним, что согласно действующей редакции закона для прохождения муниципального фильтра кандидат в губернаторы должен собрать от 5 до 10 % подписей муниципальных депутатов, представляющих не менее 75 % муниципальных образований региона.

Ключевой проблемой кандидатов от оппозиции является подавляющее большинство депутатов от «Единой России» в муниципальных советах, которые с охотой подписываются за своего кандидата и вторую подпись вносить в поддержку выдвижения еще одного кандидата не могут в силу закона. Кандидаты же от оппозиции часто страдают от задвоения подписей. То есть кто-то из депутатов подписался в поддержку сразу двух кандидатов, в то время как по закону мог поддержать только одного.

Так, в 2015 году на выборах губернатора Омской области глава Павлоградского района Андрей Капля и депутат Совета Крутинского района Нина Лушева сначала подписались за единоросса Виктора Назарова, а спустя некоторое время отдали свои голоса и еще и за коммуниста Олега Денисенко. В итоге – долгий судебный процесс.

– А ведь можно сельским кандидатам официально разрешить проставлять подписи за неограниченное число кандидатов в губернаторы. Обычные же граждане могут подписываться в поддержку нескольких кандидатов, а дальше пусть избиратели решают, – считает Алексей Нестеренко.

Еще один блок вопросов, которые рассмотрели руководители избиркомов, был связан с совершенствованием системы муниципальных избирательных комиссий.

– Выявилось, что в городах федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, эти комиссии трудно управляются. В Питере, например, больше сотни внутригородских муниципальных образований и столько же избирательных комиссий. Они доставили всем немало неприятностей на выборах в этом году (избирались губернатор и депутаты местных советов). До фальсификаций дело не дошло, но на этапе регистрации творились чудеса. Отдельным кандидатам чинились препятствия при подаче документов, иногда членов комиссии вообще невозможно было найти. Комиссия субъекта – городская избирательная комиссия Санкт-Петербурга ничего с этим не могла сделать, в силу пресловутой «самостоятельности и независимости» местного самоуправления. Как выразилась Элла Памфилова, временами это смахивало на саботаж, – изложил суть проблемы Нестеренко.

ЦИК при поддержке Совета глав региональных избиркомов предлагает ввести более жесткую процедуру формирования муниципальных избирательных комиссий, разработать положение о возможности их роспуска и отмене решений в случае выявления системных нарушений. Часть изменений уже произошла, другая готовится. В частности, речь идет о подготовке избирательных кодексов субъектов Федерации, в которых должны излагаться единые сроки и требования ко всем выборам в регионе, сформулированные в соответствии с федеральным законодательством.

– В столице этот вопрос уже решили радикально. После прошлых выборов со скандалами система муниципальных комиссий, по сути, была упразднена, а все их полномочия возложены на территориальные избиркомы. Закон такую возможность предусматривает, и, например, у нас в Омской области действует только одна муниципальная комиссия – избирательная комиссия города Омска. А ведь теоретически у нас их могло быть более четырехсот, ровно по количеству муниципальных образований.  Я бы по именам не смог запомнить всех руководителей комиссий, не говоря уже о том, чтобы контролировать профессионализм их действий. Закон предусмотрел, что по обращению представительного органа любого из поселений мы можем возложить полномочия муниципальной комиссии на территориальную избирательную комиссию. Это и было сделано. ТИК являются государственным органом, действующим на постоянной основе. Членов 32 ТИК и обучить легче, и проконтролировать, – указал вектор изменений глава омского облизбиркома.     

Предложения по усовершенствованию сбора подписей, прохождению муниципального фильтра вылились в законопроекты, которые дорабатываются в рабочих группах и профильных комитетах Госдумы РФ. Реформирование избирательного законодательства должно быть завершено к старту кампании 2021 года по выборам нового состава депутатов Госдумы. Омичам через два года предстоит также выбирать депутатов регионального Законодательного собрания.    

Одним из трендов этой кампании станет глобальная цифровизация. В частности, предполагается запустить сервисы, благодаря которым граждане смогут отдавать свои подписи в поддержку выдвижения какого-либо кандидата в специальном разделе на портале «Госуслуги». Сами кандидаты также смогут подавать в избиркомы пакеты документов на регистрацию в электронном виде в режиме онлайн.

Кроме того, будут повсеместно внедряться так называемые цифровые избирательные участки, на которых граждане смогут проголосовать за кандидатов в депутаты Госдумы, Заксобрания или высших должностных лиц субъекта РФ, находясь за пределами своего региона.

– В каждом административном округе Омска будет открыто по несколько цифровых избирательных участков, на которые будут заведены все крупные проходящие в стране выборы. В единый день голосования находящиеся в нашем городе приезжие смогут воспользоваться своим правом голоса и поучаствовать, допустим, в выборах депутата Госдумы от своего округа или в выборах своего губернатора, – рассказал Алексей Нестеренко. – Конечно, в Омске не так уж много приезжих, зато сами омичи активно передвигаются по стране. С внедрением цифровых избирательных участков в прошлом останутся проблемы, связанные с досрочным голосованием или получением открепительных удостоверений. Да и поводов для обвинений в подтасовках и фальсификациях станет значительно меньше.

До внедрения этих изменений осталось не так много времени. Их результаты мы также увидим в скором времени.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
0
Бороться надо не со следствием, а с причиной. Почему (?) так много желающих попасть во власть? Что там медом намазано? Да! Намазано. А, если бы чиновники от власти, жили бы ни намного лучше народа, для которого они там так стараются, то такого ажиотажа бы и не было. Докатились, что "жулики" попадают во власть.Хорошая зарплата и безответственность царит во властных структурах, поэтому так много желающих. Главное туда попасть, редко кто уходит потом в никуда. Этого не должно быть. А подписные листы ...ну кто кого хорошо знает, чтобы одобрять, только соседи да сослуживцы. Систему надо менять, а не корректировать бумажки. Если человек действительно работает как "раб на галерах", то на второй день пенсионного возраста уволится
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх