Директор ООО «Коминформ» Сергей Мизя прокомментировал строительство установки по сжиганию кека – осадка сточных вод, которое ведет «ОмскВодоканал» в рамкам исполнения инвестпрограммы. Эксперт считает, что было принято сверхрискованное коммерческое решение.
– На недавнем заседании Общественного совета при РЭК стало известно о строительстве теплофикационного модуля термокаталитического окисления осадка сточных вод очистных сооружений канализации города Омска, – говорит Мизя. – Более понятно: установки по сжиганию кека – илистого осадка сточных вод. Из инвестиционной составляющей тарифа «ОмскВодоканал» потратит на этот проект 334 миллиона рублей.

Для чего нужна новая установка и как обходятся без нее до сих пор? Сейчас сточные воды проходят многоступенчатую очистку, избыточный ил перекачивается в чеки, т. е. остается на поверхности, огороженный дамбами и занимает при этом огромную площадь. Может представлять опасность для окружающей среды, поскольку ил биологически активен, а также накапливает тяжелые металлы: мышьяк, кадмий, никель, железо и т. д. Все эти залежи складируются в районе буферных прудов ОНПЗ, вблизи водоохранной зоны Иртыша.
Безусловно, кек необходимо как-то переработать, а затем утилизировать.
Кек – осадок сточных вод городской канализации – биологически активен, а также накапливает тяжелые металлы: мышьяк, кадмий, никель, железо и др. Активный ил является отходом 4-го класса опасности и представляет собой источник негативного воздействия на окружающую среду. |
Руководители АО «ОмскВодоканал» решили построить для этих целей экспериментальную установку, которую ранее в мире никто еще не эксплуатировал. Опытный макет и, на мой взгляд, «сырая» технология есть только в Институте катализа СО РАН в Новосибирске.
Общественному совету представили презентацию с фотографиями каких-то недостроенных блоков. На вопрос: «А где оборудование?» – последовал ответ, что оно изготавливается на «7-м механическом заводе» в Санкт-Петербурге, поскольку генеральным подрядчиком является питерское ООО «Авангард». Тем не менее пусконаладочные работы запланированы уже на декабрь этого года.
Все это выглядит как минимум странно. Почему была выбрана экспериментальная, а не отработанная годами технология? Может, все дело в том, что в этом случае сложнее понять, заложена ли в проекте коррупционная составляющая и в каком объеме? Никто ведь точно не знает реальную стоимость этой установки.
На мой взгляд, принято сверхрискованное коммерческое решение по внедрению неотработанной технологии. И кто даст гарантию, что установка будет работать и справится с необходимыми объемами? Где заключения Ростехнадзора, Росприроднадзора, СЭС? А ведь речь идет об утилизации отходов.
Даже при строительстве серийного завода сначала идут пусконаладочные работы, потом опытная эксплуатация и только минимум через год вы получаете разрешение у Ростехнадзора на промышленную эксплуатацию. А тут нам в рекордные сроки обещают построить непонятно что и запустить в декабре текущего года, но оборудование еще на заводе в Санкт-Петербурге, а деньги народные уже, видимо, истрачены. К тому же высока вероятность того, что это экспериментальное чудо науки не оправдает надежд и мы, омичи, вновь можем остаться с залежами кека, но без денег.