Поиск

По мнению депутата Госдумы, уступив требованиям федерального Минфина, региональные власти не сэкономили бюджетные деньги, зато увеличили пропасть между уровнями образования в Омске и в столице.

Накануне Дня знаний в Омске вновь спорят об эксперименте, на который пошло правительство экс-губернатора Виктора Назарова 6 лет назад. Тогда родителям, объявившим о намерении давать своим детям внешкольное семейное образование, региональный бюджет стал компенсировать затраты на него.

Оплачивали не более 1085 учебных часов в год. Час занятий с младшеклассником оценили в 123 рубля, со старшеклассником – 139 рублей. После экзаменационной проверки знаний ребенка его родители получали от 73 до 114 тыс. рублей в год. Омичи констатировали, что компенсации хоть и не покрывают всех расходов на обучение, но являются весомой помощью. За пятилетку число детей, переведенных на семейную форму образования, выросло с 60 до 1395.

В конце 2018 года региональные Минобр и Минфин вдруг забили тревогу.

– Были случаи, когда родители, получая компенсацию за семейное образование, вели своих детей в негосударственные частные школы, а это нарушение, – заявила министр образования Омской области Татьяна Дернова.

По ее словам, в случаях таких «спекуляций» бюджету приходилось, по сути, дважды оплачивать обучение одного ребенка. На необходимость прекратить такие траты давил министр финансов Вадим Чеченко.  

– Минфин РФ справедливо указал нам на то, что из бюджета региона на социальную поддержку ежегодно тратится на 1,5 млрд рублей больше, чем должно быть по расчетным показателям, и дальнейшее увеличение этой статьи расходов неизбежно ведет к недофинансированию в других сферах. Поэтому предусмотреть с 1 сентября 2019 года финансовую поддержку родителей, забравших детей из школ на семейное обучение, нет возможности, – говорил Чеченко.

И хотя обоим региональным министерствам не удалось на законодательном уровне перевести семейное образование в разряд мер социальной поддержки, компенсации родителям в наступающем учебном году действительно платить не будут. При этом ведомствам удалось формально остаться в правовом поле. Федеральное законодательство хоть и предусматривает семейное образование, но никак не оговаривает обязательность бюджетных субсидий на эти цели.

По последним данным, о намерении, несмотря ни на что, продолжить обучение своих детей вне школы заявили родители 601 ученика (488 проживают в Омске). Еще 382 «семейника» в этом году все же сядут за школьные парты. Родители 162 детей, несмотря на близкий старт учебного года, так и не определились с формой обучения.

Сложившуюся в Омске ситуацию прокомментировал первый зампред Госдумы  по образованию Олег Смолин.Он напрямую связал отмену областными властями субсидий на семейное образование с давлением со стороны Минфина РФ. Причем, по мнению депутата, отменой компенсации затрат на обучение дело может не ограничиться.

– Федеральный Минфин давит на все регионы, требуя перехода на так называемую адресную социальную помощь. В переводе с бюрократического на русский под этим понимается следующее: перераспределение денег на поддержку бедных в пользу нищих. На этом был основан Федеральный закон № 122 «О монетизации», и, как я понимаю, часть структур федерального правительства продолжает разработку этого направления, – сказал Смолин.

Депутат считает, что, отменив субсидии на семейное образование, омские власти не добьются ими же декларируемых целей.  

– Я считаю, что опыт Омской области по внедрению семейного образования был положительный. Во-первых, это не требовало дополнительных затрат из бюджета. Поскольку образование финансируется по нормативам, семьям шли те же деньги, которые могли бы идти школе. Во-вторых, нельзя игнорировать мнение родителей, которые не удовлетворены современной школой и хотели бы давать своим детям иное образование. В-третьих, существует опыт семейного образования, например, в семье профессора ОмГПУ Виктора Николина, который позволяет изучать школьную программу быстрее. В этом случае бюджет даже экономит, поскольку субсидирует обучение не в течение 11 лет, а 10 или даже 9 лет, – пояснил Смолин. – Основной формой образования всегда останется школа, и это правильно. Но оставить вариант разноскоростного образования мне кажется правильным. И например, в Москве его оставили. В столице семейное образование по-прежнему субсидируется из регионального бюджета.   

Политик добавил, что комитет Госдумы, в котором он работает, на ноябрь запланировал обсуждение вопроса об обязательных субсидиях на семейное образование.

– Будем добиваться того, чтобы оставшаяся в столице практика субсидирования семейного образования все же стала общероссийской, – сказал депутат.

А пока этого не произошло, родителям омских школьников придется тратить на семейное образование личные средства.

Сергей Рудометов 

По мнению депутата Госдумы, уступив требованиям федерального Минфина, региональные власти не сэкономили бюджетные деньги, зато увеличили пропасть между уровнями образования в Омске и в столице.

Накануне Дня знаний в Омске вновь спорят об эксперименте, на который пошло правительство экс-губернатора Виктора Назарова 6 лет назад. Тогда родителям, объявившим о намерении давать своим детям внешкольное семейное образование, региональный бюджет стал компенсировать затраты на него.

Оплачивали не более 1085 учебных часов в год. Час занятий с младшеклассником оценили в 123 рубля, со старшеклассником – 139 рублей. После экзаменационной проверки знаний ребенка его родители получали от 73 до 114 тыс. рублей в год. Омичи констатировали, что компенсации хоть и не покрывают всех расходов на обучение, но являются весомой помощью. За пятилетку число детей, переведенных на семейную форму образования, выросло с 60 до 1395.

В конце 2018 года региональные Минобр и Минфин вдруг забили тревогу.

– Были случаи, когда родители, получая компенсацию за семейное образование, вели своих детей в негосударственные частные школы, а это нарушение, – заявила министр образования Омской области Татьяна Дернова.

По ее словам, в случаях таких «спекуляций» бюджету приходилось, по сути, дважды оплачивать обучение одного ребенка. На необходимость прекратить такие траты давил министр финансов Вадим Чеченко.  

– Минфин РФ справедливо указал нам на то, что из бюджета региона на социальную поддержку ежегодно тратится на 1,5 млрд рублей больше, чем должно быть по расчетным показателям, и дальнейшее увеличение этой статьи расходов неизбежно ведет к недофинансированию в других сферах. Поэтому предусмотреть с 1 сентября 2019 года финансовую поддержку родителей, забравших детей из школ на семейное обучение, нет возможности, – говорил Чеченко.

И хотя обоим региональным министерствам не удалось на законодательном уровне перевести семейное образование в разряд мер социальной поддержки, компенсации родителям в наступающем учебном году действительно платить не будут. При этом ведомствам удалось формально остаться в правовом поле. Федеральное законодательство хоть и предусматривает семейное образование, но никак не оговаривает обязательность бюджетных субсидий на эти цели.

По последним данным, о намерении, несмотря ни на что, продолжить обучение своих детей вне школы заявили родители 601 ученика (488 проживают в Омске). Еще 382 «семейника» в этом году все же сядут за школьные парты. Родители 162 детей, несмотря на близкий старт учебного года, так и не определились с формой обучения.

Сложившуюся в Омске ситуацию прокомментировал первый зампред Госдумы  по образованию Олег Смолин.Он напрямую связал отмену областными властями субсидий на семейное образование с давлением со стороны Минфина РФ. Причем, по мнению депутата, отменой компенсации затрат на обучение дело может не ограничиться.

– Федеральный Минфин давит на все регионы, требуя перехода на так называемую адресную социальную помощь. В переводе с бюрократического на русский под этим понимается следующее: перераспределение денег на поддержку бедных в пользу нищих. На этом был основан Федеральный закон № 122 «О монетизации», и, как я понимаю, часть структур федерального правительства продолжает разработку этого направления, – сказал Смолин.

Депутат считает, что, отменив субсидии на семейное образование, омские власти не добьются ими же декларируемых целей.  

– Я считаю, что опыт Омской области по внедрению семейного образования был положительный. Во-первых, это не требовало дополнительных затрат из бюджета. Поскольку образование финансируется по нормативам, семьям шли те же деньги, которые могли бы идти школе. Во-вторых, нельзя игнорировать мнение родителей, которые не удовлетворены современной школой и хотели бы давать своим детям иное образование. В-третьих, существует опыт семейного образования, например, в семье профессора ОмГПУ Виктора Николина, который позволяет изучать школьную программу быстрее. В этом случае бюджет даже экономит, поскольку субсидирует обучение не в течение 11 лет, а 10 или даже 9 лет, – пояснил Смолин. – Основной формой образования всегда останется школа, и это правильно. Но оставить вариант разноскоростного образования мне кажется правильным. И например, в Москве его оставили. В столице семейное образование по-прежнему субсидируется из регионального бюджета.   

Политик добавил, что комитет Госдумы, в котором он работает, на ноябрь запланировал обсуждение вопроса об обязательных субсидиях на семейное образование.

– Будем добиваться того, чтобы оставшаяся в столице практика субсидирования семейного образования все же стала общероссийской, – сказал депутат.

А пока этого не произошло, родителям омских школьников придется тратить на семейное образование личные средства.

Сергей Рудометов