Поиск

Кадровая скамейка у омского губернатора не слишком длинная, а за реализацию нацпроектов Москва будет спрашивать со всей строгостью.

Недавняя серия назначений министров областного правительства стала поводом для возобновления дискуссии о нашествии в Омскую область «варягов» (то есть выходцев из других регионов). Для чего губернатор Бурков продолжает приглашать «варягов», несмотря на продолжающуюся критику такой практики? В чем состоят настоящие причины недовольства «варягов» со стороны старых элитных групп? Разбираемся в этом материале.

Много ли в омской власти «варягов»?

Прежде всего, следует провести "инвентаризацию" - сколько же в Омске "понаехавших" в высокими должностями? Из шести заместителей председателя регионального правительства выходцами из-за пределов региона являются двое. Из четырнадцати областных министров - трое. Среди заместителей министров, а таких должностей насчитывается около 40, затесались четыре "варяга". Из восьми руководителей областных Главных управлений нет ни одного выходца из других регионов.

Много это или мало? Сравнивать надо с теми одиннадцатью регионами, в которых новые губернаторы были назначены осенью 2017 годы. Все эти политики были выпускниками "первой волны" школы губернаторов, созданной по инициативе первого заместителя руководителя администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Десять из одиннадцати губернаторов, в том числе и Александр Бурков, сами были "варягами" по отношению к своим новым регионам. Они получили от федерального центра карт-бланш на назначение "иногородних" в свои команды. Но использовали эти возможности по-разному. Так, в Нижегородской области шесть вице-губернаторов - из числа "варягов". В маленьком Ненецком автономном округе четверо приезжих вице-губернаторов.

Но есть и другие примеры. В Новосибирской области и Красноярском крае в региональную власть попали лишь по одному "варягу". Получается, что в назначениях приезжих чиновников Омская область не первая и не последняя. Но почему-то только у нас тема «варягов» считается очень злободневной. Почему?

Регион с богатыми клановыми традициями

Особенности кадровой политики новых губернаторов исходят от задач, поставленных перед ними федеральным центром. Эти задачи не всегда озвучиваются открыто. Однако по действиям глав регионов вполне можно догадаться, какие напутствия давали им в высоких кремлевских кабинетах. Есть такая точка зрения, что миссия Буркова в Омской области - это "зачистка" клановой системы, сложившейся в регионе за постсоветские годы. "Зачистка" — это не обязательно суды и посадки. Это еще и профилактика. Своеобразный кадровый карантин в отношении ставленников кланов, которые могут выстраивать коррупционные схемы в интересах своих покровителей.

Вспомним, еще с девяностых годов, во время губернаторства Леонида Полежаева, в Омской области сформировалась закрытая для "чужаков" клановая система. Все лакомые куски собственности, которые были неинтересны "Сибнефти", делились между "своими". Местные кланы вырастали из старой советской номенклатуры, милицейского генералитета, молодых приватизаторов и комсомольских бизнесменов. Единственным ограничителем всевластия кланов был сам омский "папа".

Пятилетка банкета "влиятельных омичей"

Когда в 2012 году кресло губернатора занял Виктор Назаров (выражение "пришел к власти" в данном случае не совсем уместно), его быстро облепили однокурсники и знакомые по юрфаку ОмГУ. Все они, как на подбор, оказались влиятельными людьми в старых омских кланах. Казалось бы, вот шанс для коренной омской элиты, оказавшись при власти, послужить родному региону и оставить о себе добрую память. Но нет, они стали вести себя, как бояре, поставленные на "кормление". Ставили "своих людей" на руководящие должности, стараясь урвать для себя максимум за короткое время. Будто чуяли, что такое раздолье не может быть долгим. В федеральных деловых кругах пошли разговоры о "высоком входном билете для бизнеса в Омскую область". Итогом вольницы для омских кланов стал пасьянс уголовных дел против высокопоставленных омских чиновников.

Напомним, за злоупотребления пришлось отсидеть в тюрьме первому зампреду областного правительства Юрию Гамбургу, министру финансов Рите Фоминой, министру транспортного комплекса Олегу Ильюшину, министру образования Сергею Алексееву, министрам имущественных отношений Александру Стерлягову и Вадиму Меренкову и чиновникам поменьше. Суда ждет бывший зампред областного правительства Станислав Гребенщиков и еще ряд бывших чиновников. По этим делам и посадкам можно судить о масштабах коррупции в прежней властной команде региона. Варягов там не было. Были свои. Свои для кланов, которые растащили власть в своих интересах.

И при Полежаеве, и при Назарове почти все региональные "бояре" были из местных. И каков результат? Скамья подсудимых из числа членов областного правительства. Провал всех крупных проектов, в том числе приуроченных к трехсотлетию Омска. Рекордный долг областного бюджета. Бегство из региона как крупных налогоплательщиков, так и простых жителей. И наконец упавший ниже плинтуса авторитет местной власти в глазах омичей и неоднозначное отношение к Омску в федеральных СМИ.

Чужие среди своих

Досрочная отставка Виктора Назарова сама по себе была сигналом того, что Кремль ждет от его сменщика совершенно иной политики. А выделение крупных федеральных средств, которые сразу привез в регион Александр Бурков, было своего рода авансом. В Москве рассчитывают, что Бурков организует контроль за их целевым использованием как-то иначе, чем это делал его предшественник. Дальше-больше. Главным событием четвертого президентского срока Владимира Путина становится реализация национальных проектов. Ради них государство аккумулировало гигантские деньги. Цель национальных проектов - не только стимулирование экономического роста за счет государственных инвестиций, решение множества инфраструктурных и социальных проблем. Задача, будем говорить прямо, - создание благоприятных социальных, экономических и политических условий для передачи власти новому президенту, фамилии которого мы еще не знаем.

Учитывая, что значительная часть средств для национальных проектов направляется в регионы, Владимир Путин предупредил губернаторов о персональной ответственности.

Бурков понимает, что и он, и любой другой губернатор, который допустит всего лишь отставание от графика реализации нацпроектов, может очень легко лишиться должности. Поэтому губернатору ничего не остается, кроме как расставлять на ключевые посты тех людей, которым лично доверяет. К Буркову можно относиться по-разному, но вряд ли он готов похоронить свою политическую карьеру только ради соответствия представлениям местных политологов (и тех, кто политологам платит зарплату) о гармоничной пропорции "варягов" и "местных" во власти.

Кадровая скамейка у Буркова не сказать, что слишком длинная. В результате на ответственные посты, бывает, приходят люди, скажем так, со скромными резюме. Как говорят в таких случаях, "назначают во власть самых верных, а спрашивать с них будут, как с самых умных". Теперь "верным" назначенцам ничего иного не остается, как соответствовать ожиданиям. В любом случае, критерием правильности назначения чиновника станут только результаты его работы в будущем. Кстати, когда Путин стал президентом, тема питерских "варягов" надувалась в СМИ достаточно долго и сошла не нет лишь к концу его первого срока.

Страдания "уважаемых людей" народу безразличны

Есть подозрение, что информационная волна о засилье "варягов" нагоняется искусственно. Теми людьми, чье влияние после прихода Буркова в регион резко снизилось. Теми, кого планомерно и методично отодвигают от бюджетных потоков. Открыто говорить о своих обидах не принято, поэтому они камуфлируются достаточно архаичным противопоставлением "местный - не местный". Тема "варягов" — это, по сути, отрыжка родоплеменного сознания в эпоху не очень развитого капитализма. Это пиар-кампания под девизом «наших бьют». В надежде на то, что общественное мнение всегда поддержит земляков. Но ведь в XXI веке живем.

При этом как-то забывается, что именно «наши, свои, земляки» с позором не смогли вовремя сдать такие знаменитые долгострои, как «Галерка», поликлиника на Левобережье, хирургический корпус детской больницы №3, «Эрмитаж-Сибирь». И простому человеку глубоко поровну, уроженец какой области руководит министерством или ведомством. Оценивать ведь надо не по месту рождения, а по делам. Уголовным или наградным. Время покажет.

Однажды в истории области такое уже было. Сергей Манякин был назначен первым секретарем областного обкома в 1961 году. Привез с собой знакомых ему по предыдущей работе специалистов. И сегодня уже никто не вспоминает, что Манякин не омич, а приехал из Ставрополья. Но в те годы в области наверняка не было заинтересованных деятелей, которые цепляли на него ярлык "варяга".

2381

Кадровая скамейка у омского губернатора не слишком длинная, а за реализацию нацпроектов Москва будет спрашивать со всей строгостью.

Недавняя серия назначений министров областного правительства стала поводом для возобновления дискуссии о нашествии в Омскую область «варягов» (то есть выходцев из других регионов). Для чего губернатор Бурков продолжает приглашать «варягов», несмотря на продолжающуюся критику такой практики? В чем состоят настоящие причины недовольства «варягов» со стороны старых элитных групп? Разбираемся в этом материале.

Много ли в омской власти «варягов»?

Прежде всего, следует провести "инвентаризацию" - сколько же в Омске "понаехавших" в высокими должностями? Из шести заместителей председателя регионального правительства выходцами из-за пределов региона являются двое. Из четырнадцати областных министров - трое. Среди заместителей министров, а таких должностей насчитывается около 40, затесались четыре "варяга". Из восьми руководителей областных Главных управлений нет ни одного выходца из других регионов.

Много это или мало? Сравнивать надо с теми одиннадцатью регионами, в которых новые губернаторы были назначены осенью 2017 годы. Все эти политики были выпускниками "первой волны" школы губернаторов, созданной по инициативе первого заместителя руководителя администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Десять из одиннадцати губернаторов, в том числе и Александр Бурков, сами были "варягами" по отношению к своим новым регионам. Они получили от федерального центра карт-бланш на назначение "иногородних" в свои команды. Но использовали эти возможности по-разному. Так, в Нижегородской области шесть вице-губернаторов - из числа "варягов". В маленьком Ненецком автономном округе четверо приезжих вице-губернаторов.

Но есть и другие примеры. В Новосибирской области и Красноярском крае в региональную власть попали лишь по одному "варягу". Получается, что в назначениях приезжих чиновников Омская область не первая и не последняя. Но почему-то только у нас тема «варягов» считается очень злободневной. Почему?

Регион с богатыми клановыми традициями

Особенности кадровой политики новых губернаторов исходят от задач, поставленных перед ними федеральным центром. Эти задачи не всегда озвучиваются открыто. Однако по действиям глав регионов вполне можно догадаться, какие напутствия давали им в высоких кремлевских кабинетах. Есть такая точка зрения, что миссия Буркова в Омской области - это "зачистка" клановой системы, сложившейся в регионе за постсоветские годы. "Зачистка" — это не обязательно суды и посадки. Это еще и профилактика. Своеобразный кадровый карантин в отношении ставленников кланов, которые могут выстраивать коррупционные схемы в интересах своих покровителей.

Вспомним, еще с девяностых годов, во время губернаторства Леонида Полежаева, в Омской области сформировалась закрытая для "чужаков" клановая система. Все лакомые куски собственности, которые были неинтересны "Сибнефти", делились между "своими". Местные кланы вырастали из старой советской номенклатуры, милицейского генералитета, молодых приватизаторов и комсомольских бизнесменов. Единственным ограничителем всевластия кланов был сам омский "папа".

Пятилетка банкета "влиятельных омичей"

Когда в 2012 году кресло губернатора занял Виктор Назаров (выражение "пришел к власти" в данном случае не совсем уместно), его быстро облепили однокурсники и знакомые по юрфаку ОмГУ. Все они, как на подбор, оказались влиятельными людьми в старых омских кланах. Казалось бы, вот шанс для коренной омской элиты, оказавшись при власти, послужить родному региону и оставить о себе добрую память. Но нет, они стали вести себя, как бояре, поставленные на "кормление". Ставили "своих людей" на руководящие должности, стараясь урвать для себя максимум за короткое время. Будто чуяли, что такое раздолье не может быть долгим. В федеральных деловых кругах пошли разговоры о "высоком входном билете для бизнеса в Омскую область". Итогом вольницы для омских кланов стал пасьянс уголовных дел против высокопоставленных омских чиновников.

Напомним, за злоупотребления пришлось отсидеть в тюрьме первому зампреду областного правительства Юрию Гамбургу, министру финансов Рите Фоминой, министру транспортного комплекса Олегу Ильюшину, министру образования Сергею Алексееву, министрам имущественных отношений Александру Стерлягову и Вадиму Меренкову и чиновникам поменьше. Суда ждет бывший зампред областного правительства Станислав Гребенщиков и еще ряд бывших чиновников. По этим делам и посадкам можно судить о масштабах коррупции в прежней властной команде региона. Варягов там не было. Были свои. Свои для кланов, которые растащили власть в своих интересах.

И при Полежаеве, и при Назарове почти все региональные "бояре" были из местных. И каков результат? Скамья подсудимых из числа членов областного правительства. Провал всех крупных проектов, в том числе приуроченных к трехсотлетию Омска. Рекордный долг областного бюджета. Бегство из региона как крупных налогоплательщиков, так и простых жителей. И наконец упавший ниже плинтуса авторитет местной власти в глазах омичей и неоднозначное отношение к Омску в федеральных СМИ.

Чужие среди своих

Досрочная отставка Виктора Назарова сама по себе была сигналом того, что Кремль ждет от его сменщика совершенно иной политики. А выделение крупных федеральных средств, которые сразу привез в регион Александр Бурков, было своего рода авансом. В Москве рассчитывают, что Бурков организует контроль за их целевым использованием как-то иначе, чем это делал его предшественник. Дальше-больше. Главным событием четвертого президентского срока Владимира Путина становится реализация национальных проектов. Ради них государство аккумулировало гигантские деньги. Цель национальных проектов - не только стимулирование экономического роста за счет государственных инвестиций, решение множества инфраструктурных и социальных проблем. Задача, будем говорить прямо, - создание благоприятных социальных, экономических и политических условий для передачи власти новому президенту, фамилии которого мы еще не знаем.

Учитывая, что значительная часть средств для национальных проектов направляется в регионы, Владимир Путин предупредил губернаторов о персональной ответственности.

Бурков понимает, что и он, и любой другой губернатор, который допустит всего лишь отставание от графика реализации нацпроектов, может очень легко лишиться должности. Поэтому губернатору ничего не остается, кроме как расставлять на ключевые посты тех людей, которым лично доверяет. К Буркову можно относиться по-разному, но вряд ли он готов похоронить свою политическую карьеру только ради соответствия представлениям местных политологов (и тех, кто политологам платит зарплату) о гармоничной пропорции "варягов" и "местных" во власти.

Кадровая скамейка у Буркова не сказать, что слишком длинная. В результате на ответственные посты, бывает, приходят люди, скажем так, со скромными резюме. Как говорят в таких случаях, "назначают во власть самых верных, а спрашивать с них будут, как с самых умных". Теперь "верным" назначенцам ничего иного не остается, как соответствовать ожиданиям. В любом случае, критерием правильности назначения чиновника станут только результаты его работы в будущем. Кстати, когда Путин стал президентом, тема питерских "варягов" надувалась в СМИ достаточно долго и сошла не нет лишь к концу его первого срока.

Страдания "уважаемых людей" народу безразличны

Есть подозрение, что информационная волна о засилье "варягов" нагоняется искусственно. Теми людьми, чье влияние после прихода Буркова в регион резко снизилось. Теми, кого планомерно и методично отодвигают от бюджетных потоков. Открыто говорить о своих обидах не принято, поэтому они камуфлируются достаточно архаичным противопоставлением "местный - не местный". Тема "варягов" — это, по сути, отрыжка родоплеменного сознания в эпоху не очень развитого капитализма. Это пиар-кампания под девизом «наших бьют». В надежде на то, что общественное мнение всегда поддержит земляков. Но ведь в XXI веке живем.

При этом как-то забывается, что именно «наши, свои, земляки» с позором не смогли вовремя сдать такие знаменитые долгострои, как «Галерка», поликлиника на Левобережье, хирургический корпус детской больницы №3, «Эрмитаж-Сибирь». И простому человеку глубоко поровну, уроженец какой области руководит министерством или ведомством. Оценивать ведь надо не по месту рождения, а по делам. Уголовным или наградным. Время покажет.

Однажды в истории области такое уже было. Сергей Манякин был назначен первым секретарем областного обкома в 1961 году. Привез с собой знакомых ему по предыдущей работе специалистов. И сегодня уже никто не вспоминает, что Манякин не омич, а приехал из Ставрополья. Но в те годы в области наверняка не было заинтересованных деятелей, которые цепляли на него ярлык "варяга".