Поиск

Официально стартовавшая в Омской области 1 апреля 2019 года «мусорная» реформа свелась к обычному росту тарифов. На это жалуются жители, это нехотя стали признавать чиновники, давшие «отмашку» реформе.

Через три месяца после старта коммунальной реформы омские власти заговорили о возможном двукратном снижении тарифов за вывоз мусора и теоретической возможности приостановки реформы на территории региона.

– Губернатор на одном из заседаний правительства уже акцентировал внимание уполномоченных органов власти: если региональный оператор не справляется с поставленной задачей – расторгайте договор, – заявила недавно мэр Омска Оксана Фадина.

Разговоры сменили длительные и достаточно вялые дискуссии по поводу неправильных нормативов накопления мусора и количества литров в одном кубометре отходов, которыми долго занимались депутаты областного Заксобрания и сотрудники РЭК. Тон разговоров стал более жестким после звонка омича Романа Дмитриева на «Прямую линию с президентом Владимиром Путиным».

Житель Старого Кировска рассказал, что после старта «мусорной» реформы стал платить больше, хотя ничего не изменилось. И тут все вспомнили про нехватку или полное отсутствие контейнерных площадок, особенно в сельских районах области. Заговорили о том, что мусор вовремя не вывозится в срок даже с тех мест, где контейнерные площадки все же установлены, и главное непонятно, куда и на каком основании вывозится.

Ситуация с «мусорной» реформой разбиралась на последнем заседании регионального парламента. Выступивший там губернатор Александр Бурков в качестве главной проблемы выделил следующее:

– У регоператора есть две площадки на Кировском и Ленинском полигонах, есть две мусоросортировочные линии. Но по факту они сегодня не работают. И у них нет пока лицензии на обработку мусора. Вот это ключевая проблема. И если в ближайшее время лицензии не будет, мы с вами будем вынуждены расторгать договор с регоператором.

Высказывание главы региона вызвало недоумение экспертов, которые занимаются «мусорной» реформой.

– Александру Буркову следовало бы прислушаться к советам президента Владимира Путина и лично посещать те проблемные места и участки, о которых он говорит с трибуны. Если бы губернатор проехал по территориям свалок в Ленинском и Кировском административных округах Омска, то он не увидел бы там двух мусоросортировочных комплексов. По факту только в КАО стоит некое сооружение ангарного типа с транспортерной лентой внутри, и то, видимо, незаконно построенное, – говорит член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя. – И вообще для чиновника уровня, каким является губернатор, недопустимо называть незаконные свалки полигонами.

Действительно, еще в 2014 году Центральный районный суд Омска запретил эксплуатацию свалок, установив, что они никак не могут считаться полигонами твердых бытовых отходов.

– Установлено, что свалки, эксплуатируемые ООО «Экологические технологии» и ООО «ОКК Норма плюс», созданы в период 60–80-х годов прошлого столетия в местах отработанных карьеров и в границах населенных пунктов, однако не отнесены к природоохранным сооружениям и, как следствие, не могут являться объектами размещения отходов, – сказано в судебном постановлении.

Тот же суд обязал ООО «Омскую клининговую компанию «Норма плюс» провести рекультивацию земель.

Мэрия Омска попыталась оспорить решение, однако Восьмой арбитражный апелляционный суд подтвердил законность требований предыдущей инстанции. Кстати, во время разбирательства в Арбитраже специалист отдела управления муниципальной собственности департамента имущественных отношений администрации Омска (некто Перепеча А.А.) указал, что «ошибочно» употребил слово «полигон» применительно к свалкам в Ленинском и Кировском АО.

– Объекты, именуемые полигонами твердых бытовых отходов, расположенные по адресам: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, в 260 м западнее здания на ул. 3-й Казахстанской, 18, с кадастровым номером 55:36:000000:158213; Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, с кадастровым номером 55:36:000000:158290, не отнесены к природоохранному сооружению (полигон твердых бытовых отходов) и единым природоохранным комплексом не являются, – еще раз четко, со ссылкой на заключения экспертизы объектов постановил арбитражный суд.

Повторное судебное решение омские чиновники оспаривать уже не стали, а просто проигнорировали его. Департамент имущественных отношений мэрии Омска, не взирая на предписание межрайонной природоохранной прокуратуры, внесенное ему в 2015 году, не предпринял никаких действий по рекультивации свалок, напротив, выделил из земельного участка под Кировской свалкой три новых и поставил их на учет в Росреестре, а затем все земельные участки в Ленинском и Кировском АО сдал в аренду ООО «Магнит».

– Оценка действий чиновников мэрии, регионального Минприроды и сотрудников «Магнита» должна проводиться с позиций не гражданско-правовых отношений, на мой взгляд, такие действия точно и емко описаны в Уголовном кодексе и могут быть квалифицированы как халатность и злостное неисполнение решения суда, – считает Сергей Мизя. – Ключевая проблема вовсе не отсутствие лицензии у «Магнита», а отсутствие внятной, реальной схемы обращения с отходами, которую должно было разработать Минприроды. Без отведения земель под полигоны и площадки временного накопления ТКО нет «мусорной» реформы. Невозможно провести адекватный расчет тарифа. Именно поэтому РЭК и включила в тариф транспортные расходы в 5,7 млрд рублей, которые были получены в результате проведенных публичных торгов ООО «Магнит», и услуги по перевозке ТКО в Омской области за эти бешеные деньги получило право оказывать ЗАО «Экос». Расчет явно взят с потолка, и уже по этому поводу получил публичное замечание от президента Путина глава ФАС России Игорь Артемьев. Полагаю, что конкурсы, как по выбору единого оператора, так и на перевозки, имеют явные признаки сговора и коррупционности.

По мнению Мизи, настоящая реформа должна начаться с разработки адекватной и прагматичной схемы обращения с ТКО на территории Омской области и одновременно с организацией системы раздельного сбора мусора.

– Невозможно всерьез воспринимать разговоры чиновников и нанятых ими менеджеров о том, что кто-то якобы будет возить омский мусор за 300 километров в Тару. Это сколько же нужно мусоровозов? Зачем такие чудовищные транспортные затраты? Что будет с дорогой? – задается вопросами Мизя. – В регионе полно пустующих территорий, находящихся намного ближе к областному центру и пригодных под организацию полигонов. В свою очередь, в мире отработаны приемлемые и относительно недорогие технологии утилизации мусора без нанесения экологического вреда.

Эксперт привел в пример экологически благополучную Швецию, которая давно спалила на мусоросжигательных заводах свои старые свалки, вырабатывая тепло и электроэнергию. Как оказалось, если подойти к делу с умом, это безопасно и рентабельно.

– Обидно и досадно, что с таким трудом отобранный сотрудниками Администрации Президента РФ по системе меритократии Александр Бурков путается в понятиях «мусорная свалка» и «полигон», не может выделить действительно ключевые проблемы, позволяет уже вновь назначенным чиновникам администрации города и правительства Омской области наплевательски относиться к нормам закона. На мой взгляд, им проводится просто чудовищная кадровая политика, практически во всех ключевых сферах экономики нашего региона. Все это неизбежно приведет к еще более тяжелому кризису управления экономикой области и, очень вероятно, к возбуждению многочисленных уголовных дел, и «крыша» силовиков окажется в очередной раз бесполезна, а возможно, еще и опасна, – резюмировал Сергей Мизя.

Новые тарифы на вывоз мусора, которые обещали снизить практически в два раза, будут рассматриваться на этой неделе.

3043

Официально стартовавшая в Омской области 1 апреля 2019 года «мусорная» реформа свелась к обычному росту тарифов. На это жалуются жители, это нехотя стали признавать чиновники, давшие «отмашку» реформе.

Через три месяца после старта коммунальной реформы омские власти заговорили о возможном двукратном снижении тарифов за вывоз мусора и теоретической возможности приостановки реформы на территории региона.

– Губернатор на одном из заседаний правительства уже акцентировал внимание уполномоченных органов власти: если региональный оператор не справляется с поставленной задачей – расторгайте договор, – заявила недавно мэр Омска Оксана Фадина.

Разговоры сменили длительные и достаточно вялые дискуссии по поводу неправильных нормативов накопления мусора и количества литров в одном кубометре отходов, которыми долго занимались депутаты областного Заксобрания и сотрудники РЭК. Тон разговоров стал более жестким после звонка омича Романа Дмитриева на «Прямую линию с президентом Владимиром Путиным».

Житель Старого Кировска рассказал, что после старта «мусорной» реформы стал платить больше, хотя ничего не изменилось. И тут все вспомнили про нехватку или полное отсутствие контейнерных площадок, особенно в сельских районах области. Заговорили о том, что мусор вовремя не вывозится в срок даже с тех мест, где контейнерные площадки все же установлены, и главное непонятно, куда и на каком основании вывозится.

Ситуация с «мусорной» реформой разбиралась на последнем заседании регионального парламента. Выступивший там губернатор Александр Бурков в качестве главной проблемы выделил следующее:

– У регоператора есть две площадки на Кировском и Ленинском полигонах, есть две мусоросортировочные линии. Но по факту они сегодня не работают. И у них нет пока лицензии на обработку мусора. Вот это ключевая проблема. И если в ближайшее время лицензии не будет, мы с вами будем вынуждены расторгать договор с регоператором.

Высказывание главы региона вызвало недоумение экспертов, которые занимаются «мусорной» реформой.

– Александру Буркову следовало бы прислушаться к советам президента Владимира Путина и лично посещать те проблемные места и участки, о которых он говорит с трибуны. Если бы губернатор проехал по территориям свалок в Ленинском и Кировском административных округах Омска, то он не увидел бы там двух мусоросортировочных комплексов. По факту только в КАО стоит некое сооружение ангарного типа с транспортерной лентой внутри, и то, видимо, незаконно построенное, – говорит член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя. – И вообще для чиновника уровня, каким является губернатор, недопустимо называть незаконные свалки полигонами.

Действительно, еще в 2014 году Центральный районный суд Омска запретил эксплуатацию свалок, установив, что они никак не могут считаться полигонами твердых бытовых отходов.

– Установлено, что свалки, эксплуатируемые ООО «Экологические технологии» и ООО «ОКК Норма плюс», созданы в период 60–80-х годов прошлого столетия в местах отработанных карьеров и в границах населенных пунктов, однако не отнесены к природоохранным сооружениям и, как следствие, не могут являться объектами размещения отходов, – сказано в судебном постановлении.

Тот же суд обязал ООО «Омскую клининговую компанию «Норма плюс» провести рекультивацию земель.

Мэрия Омска попыталась оспорить решение, однако Восьмой арбитражный апелляционный суд подтвердил законность требований предыдущей инстанции. Кстати, во время разбирательства в Арбитраже специалист отдела управления муниципальной собственности департамента имущественных отношений администрации Омска (некто Перепеча А.А.) указал, что «ошибочно» употребил слово «полигон» применительно к свалкам в Ленинском и Кировском АО.

– Объекты, именуемые полигонами твердых бытовых отходов, расположенные по адресам: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, в 260 м западнее здания на ул. 3-й Казахстанской, 18, с кадастровым номером 55:36:000000:158213; Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, с кадастровым номером 55:36:000000:158290, не отнесены к природоохранному сооружению (полигон твердых бытовых отходов) и единым природоохранным комплексом не являются, – еще раз четко, со ссылкой на заключения экспертизы объектов постановил арбитражный суд.

Повторное судебное решение омские чиновники оспаривать уже не стали, а просто проигнорировали его. Департамент имущественных отношений мэрии Омска, не взирая на предписание межрайонной природоохранной прокуратуры, внесенное ему в 2015 году, не предпринял никаких действий по рекультивации свалок, напротив, выделил из земельного участка под Кировской свалкой три новых и поставил их на учет в Росреестре, а затем все земельные участки в Ленинском и Кировском АО сдал в аренду ООО «Магнит».

– Оценка действий чиновников мэрии, регионального Минприроды и сотрудников «Магнита» должна проводиться с позиций не гражданско-правовых отношений, на мой взгляд, такие действия точно и емко описаны в Уголовном кодексе и могут быть квалифицированы как халатность и злостное неисполнение решения суда, – считает Сергей Мизя. – Ключевая проблема вовсе не отсутствие лицензии у «Магнита», а отсутствие внятной, реальной схемы обращения с отходами, которую должно было разработать Минприроды. Без отведения земель под полигоны и площадки временного накопления ТКО нет «мусорной» реформы. Невозможно провести адекватный расчет тарифа. Именно поэтому РЭК и включила в тариф транспортные расходы в 5,7 млрд рублей, которые были получены в результате проведенных публичных торгов ООО «Магнит», и услуги по перевозке ТКО в Омской области за эти бешеные деньги получило право оказывать ЗАО «Экос». Расчет явно взят с потолка, и уже по этому поводу получил публичное замечание от президента Путина глава ФАС России Игорь Артемьев. Полагаю, что конкурсы, как по выбору единого оператора, так и на перевозки, имеют явные признаки сговора и коррупционности.

По мнению Мизи, настоящая реформа должна начаться с разработки адекватной и прагматичной схемы обращения с ТКО на территории Омской области и одновременно с организацией системы раздельного сбора мусора.

– Невозможно всерьез воспринимать разговоры чиновников и нанятых ими менеджеров о том, что кто-то якобы будет возить омский мусор за 300 километров в Тару. Это сколько же нужно мусоровозов? Зачем такие чудовищные транспортные затраты? Что будет с дорогой? – задается вопросами Мизя. – В регионе полно пустующих территорий, находящихся намного ближе к областному центру и пригодных под организацию полигонов. В свою очередь, в мире отработаны приемлемые и относительно недорогие технологии утилизации мусора без нанесения экологического вреда.

Эксперт привел в пример экологически благополучную Швецию, которая давно спалила на мусоросжигательных заводах свои старые свалки, вырабатывая тепло и электроэнергию. Как оказалось, если подойти к делу с умом, это безопасно и рентабельно.

– Обидно и досадно, что с таким трудом отобранный сотрудниками Администрации Президента РФ по системе меритократии Александр Бурков путается в понятиях «мусорная свалка» и «полигон», не может выделить действительно ключевые проблемы, позволяет уже вновь назначенным чиновникам администрации города и правительства Омской области наплевательски относиться к нормам закона. На мой взгляд, им проводится просто чудовищная кадровая политика, практически во всех ключевых сферах экономики нашего региона. Все это неизбежно приведет к еще более тяжелому кризису управления экономикой области и, очень вероятно, к возбуждению многочисленных уголовных дел, и «крыша» силовиков окажется в очередной раз бесполезна, а возможно, еще и опасна, – резюмировал Сергей Мизя.

Новые тарифы на вывоз мусора, которые обещали снизить практически в два раза, будут рассматриваться на этой неделе.

3043