на правах рекламы
19:02
+11 $ 64.42 -0.07
71.84 -0.12

«Золотая маска-2019» в Омске: как это было   [ФОТО]  

от 13.05.19 в 19:22 версия для печати
«Золотая маска-2019» в Омске: как это было   [ФОТО]  

omskinform.ru
Зрителей фестиваля удивляли новаторскими направлениями театрального искусства. И можно было «сходить за солью» к Елене Яковлевой.

Национальная театральная премия «Золотая маска» и одноименный фестиваль в 2019 году прошли в 25-й раз. Сразу два спектакля Омского академического театра драмы были номинированы на «Золотую маску» сезона 2017–2018 годов, а лауреатом премии стала народная артистка России Валерия Прокоп за роль второго плана в пьесе «Время секонд хэнд».

В первые недели мая фестиваль «Золотая маска» приехал в Омск. Предварительно велась долгая и кропотливая работа, чтобы омичи увидели на сценах Омской драмы и «Пятого театра» лучшие спектакли, отмеченные премией «Золотая маска». В рамках фестиваля показали шесть спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Со спектаклем «Записки юного врача» питерский театр «Мастерская» побывал в Таре. В рамках фестиваля также прошли лекции и творческие встречи. В целом на «Золотой маске» побывало около 5 тыс. человек.

Остановимся на некоторых страницах этого, пожалуй, главного события года в театральной жизни города.

В роли князя Мышкина… печальный клоун

Открыл фестиваль в Омске спектакль «Театра Наций» (Москва) «Идиот». Инсценировка Константина Федорова и нашего земляка Максима Диденко удивила даже искушенного зрителя. Черная клоунада по мотивам Достоевского, Ингеборга Дапкунайте в роли Князя Мышкина – уже интригует, не правда ли? На сцене всего четыре клоуна, причем двое из них играют по две роли.  Общение происходит в основном жестами, телом, короткими репризами. Героев лишь изредка «пробивает» на не очень длинные монологи. Драматические артисты не только мастерски освоили жанр пантомимы, они проделывают сложные акробатические трюки. Невероятная физическая подготовка всех артистов, выразительная пластика Дапкунайте буквально завораживают.

Когда видишь что-то новое и необычное, цепляешься за ассоциации. И первое, что приходит в голову, – мим-театр «Лицедеи» Вячеслава Полунина. Наверное, все помнят его «Асисяй!» и «Низзя».

На сцене минимум декораций. Есть некий трансформер, который становится то поездом, то чьим-то домом, то чьей-то дачей. Хочется отметить и мастерскую работу художника по свету Ильи Старилова, и пробирающую до костей своей тревожностью музыку Ивана Кушнира.

На протяжении всего спектакля непрерывно происходит движение, актеры меняют личины. Аглая Епанчина вдруг становится Гаврилой Иволгиным, а Настасья Филипповна «оборачивается» Лукьяном Лебедевым... Так незаметно пролетают полтора часа без антракта. Все происходит на одном дыхании, словно несется неспешной волной.

И все же это – Достоевский. Классик в интерпретации визуального театра. Но это лучше один раз увидеть.

За солью к Елене Яковлевой

Московский «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР) познакомил омичей еще с одним театральным направлением – саун-драмой. У пьесы «Старый дом» большая история. Драматург Алексей Казанцев написал ее еще в 70-е годы, тогда же пьесу ставили в десятках театров по всей стране.

«Старый дом» – о вечных человеческих страстях. О любви, ревности, предательстве, зависти, подлости. Новыми красками «Старый дом» заиграл в недавней постановке режиссера Владимира Панкова, который посвятил ее автору и сооснователю ЦДР Алексею Казанцеву.

В центре сюжета – первая любовь парня и девушки, «проходящая» под бдительным присмотром всех, начиная с соседей, кончая дворниками. Ведь все происходит в густонаселенной коммунальной квартире, где все на виду. Казалось бы, что из этого можно вытащить? Но магия саун-драмы начинает действовать с первых сцен: происходит погружение в атмосферу 60-х, точнее, в наше коллективное представление о том времени. И незаметно для себя зритель начинает сопереживать и вроде как сам уже «живет» в этой коммуналке.

Во время фестиваля у омичей была уникальная возможность пообщаться с артистами, обсудить спектакль с режиссерами. И это очень важно для тех, кто пришел не просто насладиться действом, но и докопаться до сути.

Очень точно высказалась о спектакле народная артистка России Елена Яковлева

– Наше поколение выросло в коммуналке, хорошо это было или плохо, но люди знали, куда можно прийти за солью. Сейчас все живут в хороших условиях, но мы, может быть, только 1–2-х человек знаем в большом доме, к кому можно зайти за солью или куском хлеба. И наш спектакль – это такое напоминание о том, что было раньше. При всем плохом, что там было, было еще и такое щемящее хорошее. Предлагаем прийти к нам и взять немного соли.

Трудно не согласиться с мнением актера Михаила Янушкевича, что после спектакля выходишь окрыленный и тебе хочется жить, и это благодаря той теплой атмосфере, в которую хотелось бы вернуться. И это так созвучно с тоской многих россиян по 60–70-м годам...

Так что же такое саун-драма?

– Вот мы все сидим, мы все – антенны или струны, у каждого свой звук, свой тембр,  темпоритм, это все слышно, – объясняет Владимир Панков. – Музыку надо услышать. Когда мы все вместе собираемся, то пытаемся услышать тон пьесы, тон сцены одной, другой, тон персонажа… Это все хорошо забытое старое, которое было и у Вахтангова, и у Михаила Чехова.

Добавим, что весь спектакль звучит музыка Булата Окуджавы, Жоржа Гарваренца, Сергея Родюкова и Студии SounDrama. Окуджава и в записи, и в живом исполнении актеров. Аккомпанемент – живой звук, что, безусловно, придает действию и очарование, и помогает создавать ту самую щемящую атмосферу.

«Изгнание» – четыре часа жесткого «драйва»

Очень сложный, многоплановый спектакль «Изгнание» Московского академического театра им. Маяковского (г. Москва) «заходит» в зрителя постепенно. Главный герой – литовский парень – случайно оказывается в Лондоне. Без знания языка, без денег. Его предают дважды, и он чудом остается жив. В спектакле три действия, много героев, коротких параллельных сюжетов. Все это как бы нанизано на историю Бена. Который выживает, попав на самое дно, а затем и ниже, его засасывает болото, это, вероятно, мощная метафора, но он спасается, поднимается. Им движет целый набор страстей, основная из которых – месть. Бена до полусмерти избил англичанин из Челси, и он мечтает ему отомстить. А еще он «дружит» с Фредди Меркьюри, музыка которого помогает выжить, преодолеть отчаяние.

Пьеса литовского автора Марюса Ивашкявичуса в чем-то автобиографична, частично создана на основе реальных событий, интервью с литовцами, уехавшими в Англию. К примеру, главный герой Бен «сшит» из трех реальных человек. Кстати, и в спектакле его зовут то Бен, то Марек, то Роберт Волкер.

Поскольку Литва – это провинция Европы, молодые и активные литовцы в поисках лучшей жизни массово покидают Родину с начала 90-х. И это настоящая проблема для маленькой страны.

Впрочем, и автору пьесы, и режиссеру Миндаугасу Карбаускису удалось подняться высоко над пределами темы эмиграции литовцев в Англию, выйти на общечеловеческий уровень. Чего только стоят рассуждения главного героя о борьбе Христа и Чингисхана в его собственной душе.

– Пьеса очень личная, – рассказывает режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис. – В Литве это судьба практически всех семей, ведь уже 700 тысяч уехавших. В каждой семье есть свой человек в Англии. Многое я пережил сам, полгода прожил в Лондоне… Литовца без Лондона не бывает.

Мастерство Марюса Ивашкявичуса больше всего ценю не за обобщения, не за некую конъюнктуру, которая проявляется в драматургических жестах, а за умение увидеть людей по старинке, классически. Он драматург классический. Ему не грозит, что его персонажи станут неактуальны, они объемные, их можно пощупать руками.

Почему спектакль так сильно «отражается» в Сибири, а особенно в Омске? Сами актеры и режиссер отметили, что омская публика очень теплая и впитывающая, думающая. Возможно, глядя на страдания главного героя в Лондоне, мы думаем о тех, кто покинул в поисках лучшей жизни Омск.

…Фестиваль «Золотая маска» позади. В первую очередь, это прекрасный подарок театралам. У них была возможность увидеть работы столичных театров. Но и актеры получают от поездок по стране огромный импульс, заряд энергии. По словам заслуженного артиста России Андрея Заводюка (занят в спектакле «Старый дом»), любой выезд на гастроли для актеров – это  важное событие.

– «Золотая маска» делает невероятные вещи. Считаю, что и премия, и фестиваль «Золотая маска» – это события государственного уровня. В города России поехали по-настоящему лучшие спектакли, – уверен Заводюк.

Добавим, что помимо спектаклей приезжих коллективов, зрители смогли увидеть в рамках фестиваля работы Омской драмы – «Время секонд хэнд», «Жизнь» и «Отец», номинированные на «Золотую маску».

Ольга Ложникова,

фото Андрея Кудрявцева

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ

Комментарии
8
Фестивали и гастроли это всегда праздник, особенно для тех, кто редко выбирается в Москву. Хотелось бы на будущее, ну почему всего по два показа? Неужели бы не продали билетов вдвое больше? Артисты же прилетели, многие не смогли попасть, доступные по цене билеты продали за пару часов, но и дорогие люди купили бы. В целом получилосьхорошо, спектакли выдающиеся, артисты работали, вот просто лезли из кожи и прыгали выше головы. Это очень приятно!
4
Пишу в отношении спектакля "Старый дом". Прекрасная постановка, замечательная игра артистов. И очень здорово, когда финал спектакля не становится предсказуемым в первые 10 минут с момента его начала. Разумеется для тех, кто ранее не был знаком с пьесой "Старый дом". А плохо, что никто не додумался подарить цветы актерам, сыгравшим на сцене Омского Драматического Театра.
Дама гость 14.05.2019 14:24 Ответить с цитатой Пожаловаться
2
Пишу в отношении спектакля "Старый дом". Прекрасная постановка, замечательная игра артистов. И очень здорово, когда финал спектакля не становится предсказуемым в первые 10 минут с момента его начала. Разумеется для тех, кто ранее не был знаком с пьесой "Старый дом". А плохо, что никто не додумался подарить цветы актерам, сыгравшим на сцене Омского Драматического Театра. Это да, омичи перестали дарить цветы актерами. Это печально. С цветами ходят разве что старушки в музыкальный театр. Чем публика богаче, тем цветов меньше.
4
Да и администрация Драмтеатра могла купить подарочный букет на деньги, выделяемые для представительских расходов. Чуток отщепнуть от коньячка с икоркой!
Омичка гость 14.05.2019 19:06 Ответить с цитатой Пожаловаться
0
Да и администрация Драмтеатра могла купить подарочный букет на деньги, выделяемые для представительских расходов. Чуток отщепнуть от коньячка с икоркой! Были корзины от правительства, и то не каждый показ. А цветов от зрителей не было. Омичи - позорники. Но если бы цветочный киоск стоял прямо у театра, возможно, и покупали бы.
2
ПРОДАВАЙТЕ ЦВЕТЫ В ФОЙЕ (ИЛИ У ВХОДА!)ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ - И ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛЮДИ КУПЯТ!!!!!И ПОДАРЯТ!!!!
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному Округу 21 июня 2006 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА №ФС12-0883 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх